Начало > Новости > Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы
Второй день диалога «Взращивать мудрость, изменять людей» с участием Далай-ламы18-09-2015, 12:46 |
Кембридж, Великобритания, 17 сентября 2015 года – На ясном голубом небе ослепительно сияло солнце, когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама совершил короткую поездку до Криппс Корт. Утреннее обсуждение было посвященно теме «Образование в будущем», его вел Эд Кесслер. Его Святейшество Далай-лама здоровается со своими друзья- ми в аудитории в начале второго дня диалога «Взращивать мудрость, изменять людей». Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Его Святейшество Далай-лама начал свое выступление с того, что описал тибетскую модель обучения, позаимствованную в Древней Индии: в рамках этой модели у каждого учителя всего несколько учеников. Учитель кропотливо объясняет им изучаемое произведение. Затем ученики читают и обдумывают этот трактат самостоятельно, после чего проводят между собой монастырские диспуты. С опорой на логику они привносят в дебаты сомнения и скептицизм, оттачивающие ум. Его Святейшество вкратце обрисовал три этапа приобретения знаний: «Сперва мы получаем знания от учителя или черпаем их из книги. Затем мы исследуем и обдумываем то, что узнали – это время размышлений. На этом этапе очень важно много читать и рассматривать самые разные точки зрения, изучать различные буддийские и небуддийские школы мысли, исследовать логику, подкрепляющую их идеи. И наконец, мы углубляем полученные знания, применяя их на собственном опыте». Его Святейшество Далай-лама выступает на утренней сессии второго дня диалога «Взращивать мудрость, изменять людей». Фото: Иан Каннинг Лорд Уильямс выразил свое полное согласие, добавив, что и религиозные учреждения должны больше говорить о человеческом благополучии и нашей возрастающей взаимозависимости. Отвечая на вопрос из зала, он сказал, что образование должно развивать не убежденность в чем-то, а уверенность в своих силах, и заметил, что иногда мечтает, чтобы над школьными дверями висели таблички с надписью: «Без паники!» Участники снова разбились на небольшие группы и начали дискуссии об образовании, разрешении конфликтов и свободе, а Его Святейшество и лорд Уильямс переходили от одной группы к другой и принимали участие в обсуждениях. Его Святейшество заметил, что совет Будды, который тот дал своим последователям, – не принимать его учение за чистую монету только лишь из слепой веры, а проверять и исследовать его смысл самостоятельно, необыкновенно актуален и по сей день. Он добавил, что этика должна быть живой и отталкиваться от нравственных принципов, а не просто стать сводом жестких, абсолютных правил; самый главный критерий наших поступков – мотивация. Его Святейшество добавил, что многие привыкли считать политику грязным делом, но по сути грязна не сама политика, а мотивация, скрывающаяся за действиями политиков. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что заблагорассудится; она опирается на идею, что все люди по природе своей милосердны. Принцип ненасилия, ахимсы, в древнеиндийской традиции подразумевает ответственное отношение. С одной стороны, ненасилие означает служение другим, когда это возможно, но что еще более важно, о ненасилии нужно помнить, когда вы в силах причинить другим вред, но намеренно от этого воздерживаетесь. Его Святейшество Далай-лама и Роэун Уилльямс принимают участие в работе отдельных дискуссионных групп. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Раджив Мехротра попросил лорда Уильямса объяснить разницу между религией и духовностью. Тот упомянул бытующее мнение, что религия – это жесткая и обезличенная система, а духовность – это нечто, что каждый выбирает для себя сам. Однако, продолжил он, религия, не ведущая к новым открытиям, пуста, как пуста и духовность, оторванная от внешнего мира. Лорд Уильямс предпочитает говорить о вере, немалую долю которой составляет доверие. Это весьма созвучно буддийской идее о принятии прибежища. Что крайне важно для каждого из нас, продолжил он, так это научиться быть правдивым, честным и искренним. Его Святейшество в свою очередь заметил, что в целом, быть духовным – значит быть хорошим, порядочным человеком, поэтому в его голове прекрасно укладывается мысль о светской духовности. Религия подразумевает веру, и хотя некоторым кажется, что вера немыслима без величественных храмов, на самом деле, по сути это практика любви. Различные религиозные философии – это разные пути и методы понимания реальности, но вера в любой религии призвана укреплять практики сострадания и любви. Однако, по всей видимости, есть люди, которые полагают, что в их повседневной жизни вера гораздо важнее, чем практика любви. Его Святейшество признал, что идея о том, что нас сотворил Бог, тесная связь с Богом, которую мы при этом ощущаем, обладает необыкновенной мощью. Он заметил, что концепция «одна истина, одна религия» применима на индивидуальном уровне, но живя в многорелигиозном мире, мы просто обязаны принять существование многих истин и многих религий. И конечно, самое главное, быть искренними в своей практике. Один из слушателей задает вопрос на второй сессии второго дня диалога «Взращивать мудрость, изменять людей». Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Рассуждая о сознании, Его Святейшество заметил, что наше обычное повседневное сознание обуславливается чувственным восприятием. Более тонкий вид сознания – это сознание в сновидениях, поскольку на него уже не влияет восприятие органами чувств. Следующие виды сознания, соответственно все более тонкие, – это сознание в состоянии глубокого сна, в обмороке и во время умирания. По словам Его Святейшества, до конца 20-го века большинство ученых считали сознание производной функцией мозга. Однако, после открытия свойства нейропластичности, многие начали менять свое мнение. Его Святейшество рассказал, что в Тибете известно немало случаев, в основном речь идет о духовных практикующих, когда после клинической смерти тело остается свежим на протяжении многих дней. Он добавил, что ученые начали проявлять интерес к этим явлениям, и даже поставили несколько экспериментов с использованием медицинского оборудования, обнаружив кое-что любопытное. Тибетцы утверждают, что в этих случаях тонкое сознание остается в теле еще некоторое время после смерти. Его Святейшество добавил, что собрание буддийской литературы, переведенной на тибетский язык, которое насчитывает около 300 томов, можно разделить на три основные категории: наука, философия и религия. Религия касается только буддистов, но научные и философские буддийские воззрения могут представлять большой интерес для академического изучения самыми разными людьми. Благодаря таким рассуждениям, и родилась идея составить сборник буддийской науки. Идею претворили в жизнь, и в настоящее время книга переводится с тибетского на несколько языков мира, включая английский. Его Святейшество пообещал прислать в Кембридж экземпляр «Сжатого изложения буддийской науки» когда сборник будет готов. Его Святейшество Далай-лама и лорд Роуэн Уильямс проща- ются с аудиторией по окончании диалога «Взращивать муд- рость, изменять людей». Фото: Иан Камминг Кэмерон Тэйлор поднялся на сцену и поблагодарил всех участников, организаторов и спонсоров диалога. Он напомнил, что нынешняя встреча стала первой в рамках фонда «Призыв к диалогу», в будущем состоятся новые встречи, и они надеются увидеть на них и присутствующих сегодня. Он сказал отдельное спасибо Его Святейшеству, лорду Уильямсу и Хилари Уильямс-Паэпуорт. Диалог завершился в теплой и дружеской атмосфере, на прощание все вместе сфотографировались. Перед тем, как покинуть Криппс Корт Его Святейшество провел короткую встречу с группой тибетцев, призвав своих соотечественников гордиться родным языком, а также богатым культурным и религиозным наследием и бережно хранить их. Он сердечно поблагодарил своих соотечественников за встречу, а также за красочное и теплое приветствие, которое они устроили ему на улице. Завтра Его Святейшество отправляется в Лондон. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |