Начало > Новости > В Ташилунпо Далай-лама принял участие в торжественном открытии нового зала собраний и начал учения по комментарию на Праманасамуччаю
В Ташилунпо Далай-лама принял участие в торжественном открытии нового зала собраний и начал учения по комментарию на Праманасамуччаю21-12-2015, 17:54 |
Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 19 декабря 2015 года – Сегодня утром состоялась торжественная церемония, посвященная открытию нового зала собраний в монастыре Ташилунпо. Она прошла на ступенях нового зала на виду у большого скопления народа. Его Святейшество Далай-ламу в ослепительных лучах утреннего солнца, встречали танцоры тибетской народной оперы исполнившие танец долголетия «Таши шолпа». Все собравшиеся дружно встали, когда школьники Тибетской детской деревни играли государственный гимн Тибета.![]() Тибетские школьники исполняют государственный гимн Тибера. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В 70-е годы несколько монахов Ташилунпо учредили монастырь здесь, в Билакуппе. С тех пор, благодаря доброте Его Святейшества и поддержке Фонда Далай-ламы, все традиции Ташилунпо полностью восстановлены. Настоятель также отметил постоянный интерес к монастырю и поддержку со стороны Гьялванга Кармапы. Настоятель Ташилунпо обратил внимание на то, что статуи в новом зале собраний освятил Ганден Три Ринпоче согласно ритуалам 13 божеств Ваджрабхайравы. Он также объявил во всеуслышание: в том, что касается злонамеренного духа Долгьяла, монахи и меценаты Ташилунпо не имеют с ним никакой связи. Более того, есть монахи, особенно в Тибете, которые выполняют практики поклонения Долгьялу якобы во имя Панчена Ринпоче. «Мы категорически против этого», – сказал он. В своей речи настоятель упомянул, что Ташилунпо полностью поддерживает подход Срединного пути. Еще раз поблагодарив гостей за то, что приехали, многие из дальних стран, настоятель завершил выступление пожеланиями долгой жизни и крепкого здоровья Его Святейшеству Далай-ламе и Одиннадцатому Панчен-ламе, Гедуну Чокьи Ньиме. В честь праздновавшегося в этом году 80-летия Его Святейшества и в знак благодарности настоятель от лица всех монахов монастыря подарил Далай-ламе чудесную статуэтку Гьялвы Гендуна Друпа, вырезанную из сандалового дерева, золотую монету и украшение из раковины моллюска. ![]() Его Святейшество Далай-лама, спикер Пенпа Церинг и сикьонг Лобсанг Сенге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Обращаясь к собравшимся, Ганден Три Ринпоче назвал Далай-лам и Панчен-лам Отцом и Сыном. Он добавил, что Триджанг Ринпоче однажды сказал такую фразу во дворе монастырских диспутов Дрепунг Лоселинга: там, куда достигает учение Будды, воцаряется мир и счастье, и Его Святейшество Далай-лама тому яркий пример. Дела задержали главного почетного гостя, губернатора штата Карнатака, и он не смог прибыть вовремя. Было решено, что Его Святейшество начнет свое обращение к собравшимся без него. Он выразил признательность монастырю за прекрасную окружающую обстановку и за то, что монастырь стал настоящим центром обучения. Он добавил, как важно прилежно изучать Дхарму. Буддизм пронизывает все стороны тибетской жизни, и все же большинство тибетцев не очень хорошо образованы. В Гималайском регионе он не раз встречал людей, повторяющих строфы о принятии прибежища, но не обладающих ясным представлением о том, что же такое Будда, Дхарма и Сангха. «Мы должны быть буддистами 21-го века, понимающими суть учения Будды, поэтому так важно продвигать образование. Все религиозные традиции мира служат на благо человека, поскольку их цель – помощь людям. В Китае, Корее и Японии тоже следуют традиции монастыря-университета Наланда, но только среди тибетцев вы обнаружите приверженность такому строгому, тщательному обучению, какое установлено в наших монастырях. В Индии и по всему миру интерес к буддизму неизменно растет». Приехал губернатор, Шри Ваджубхай Рудхабхай Вала, и Его Святейшество спустился со сцены, чтобы его поприветствовать. Затем оба лидера поднялись по ступеням и держась за руки зажгли традиционный светильник. Его Святейшество вручил губернатору памятный подарок от имени монастыря. «Братья и сестры, я бесконечно счастлив быть здесь, – сказал губернатор на языке хинди. – Для меня это огромная честь. Я желаю всего самого наилучшего каждому из вас. ![]() Губернатор штата Карнатака выступает на торжественном откры- тии зала собраний в монастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В то же время, мне очень грустно, что Панчена Ринпоче нет сейчас с нами. Его не видели с тех пор, как Его Святейшество объявил о признании его Панчен-ламой в 1995 году. Его предшественник, Десятый Панчен Ринпоче не жалел сил, трудясь на благо тибетского народа. Я очень рад, что в Ташилунпо тепло принимают большое количество учеников со всего Гималайского региона. Я хочу, чтобы вы знали: мы, индийцы, всегда будем на вашей стороне, тибетский и индийский народы должны трудиться сообща. Тибет станет свободным, не сходите с ненасильственного пути, так же, как Махатма Ганди-джи делал здесь, в Индии. Никогда не сдавайтесь и не теряйте надежды!» Толпа рукоплескала и одобрительно шумела, когда губернатор, с широкой улыбкой на лице, занял свое место. Отвечая на горячую речь губернатора, Его Святейшество выразил свое уважение Его превосходительству губернатору, монахам, монахиням и другим гостям. «Друзья по Дхарме, я бы хотел поблагодарить каждого из вас за то, что пришли сегодня на праздник. В 60-е годы пандит Неру, премьер-министр, написал обращение к правительствам индийских штатов с просьбой предоставить тибетцам землю для поселений. Самое щедрое предложение поступило от тогдашнего штата Майсур и его главы господина Ниджалингаппы. Мы начали строить поселения в Мундгоде, Коллегале и здесь, в Билакуппе. Мы никогда не забудем доброты жителей Карнатаки и возносим молитвы за господина Ниджалингаппу. Тибетская культура сострадания и ненасилия насчитывает уже более тысячи лет, и ее сохранение – наша первостепенная задача. В тибетских поселениях мы учреждаем школы, чтобы юное поколение тибетцев могло черпать лучшее из традиционного и современного образования. Мы удовлетворены результатами прошедших лет. Тибетский буддизм, восходящий к традиции монастыря-университета Наланда, – самая полная буддийская традиция, существующая на сегодняшний день. И хотя буддийские религиозные практики представляют интерес только для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки об уме, могут пойти на пользу каждому человеку. Некоторые из великих центров обучения были вновь учреждены в Карнатаке, из них монастыри Сера, Ташилунпо и Намдролинг – здесь в Билакуппе. Я хочу еще раз сказать спасибо губернатору за участие в нынешнем празднике и за его беспокойстве о пропавшем без вести Панчене Ринпоче». Последовали слова благодарности, а затем всем гостям предложили обед. ![]() Его Святейшество Далай-лама дарует учения в новом зале собра- ний в монастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Когда бы нам ни случилось давать или слушать объяснения Дхармы, мы должны заручиться чистой мотивацией, – начал Его Святейшество. – Учения нужны не для того, чтобы хвастаться полученными знаниями, а для того, чтобы знать, как помочь другим. Мы должны учиться действовать в реальной жизни, не потакая восьми мирским заботам. Если мы хотим, чтобы наша практика стала настоящей практикой Дхармы, она должна опираться на принятие прибежища в Трех драгоценностях, и это больше, чем создание священных изображений и поклонение им. Необходимо обуздывать свой ум. Когда мы начитываем строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, нам нужно на самом деле принимать прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, помня следующие строки: Водою Будды не смывают скверны, Страдания существ рукой не устраняют, Другим не переносят прозрения свои. Они учением существ освобождают. Мы ищем прибежища в учениях, в драгоценности Дхармы, в которой раскрывается истинное прекращение [страданий], освобождение, состояние по ту сторону страданий. Необходимо укротить свой необузданный ум, переполненный беспокоящими эмоциями. Вот поэтому, я отдаю дань почтения Будде, устраняющему тьму неведения. Сегодня я дарую учения по логике и теории познания, предметам, которые мы находим в основном в санскритском каноне. Будда давал непохожие учения в разное время в разных местах. Его учения о совершенной мудрости мы должны понимать буквально, тогда как другие, например, учения Самдхинирмочана-сутры (Сутры развязывания узлов глубочайшей тайны), нуждаются в толковании и их нельзя воспринимать буквально. Будда в совершенстве владел искусными средствами и был бесконечно сострадателен, поэтому даровал учения согласно склонностям и нуждам своих учеников. Он советовал опираться на логику и обоснование, чтобы разобраться самим, какие учения относятся к учениям с прямым смыслом, а какие нуждаются в толковании. Дхармакирти написал семь ключевых трактатов по логике и теории познания. Вот эти сочинения, а также труды тибетских учителей, таких как Сакья-пандита, доступны на тибетском языке. В китайской традиции сохранилось только одно произведение Дхармакирти. ![]() На торжественную церемонию открытия нового зала собраний в монастыре Ташилунпо собралось много давних друзей и сторонни- ков Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Чже Ринпоче советовал Гендуну Друпу сосредоточиться на прамане, поэтому я подумал, раз мы собрались в Ташилунпо, я начну с объяснений по этому предмету. Я также обещал закончить в этом году учения по этапам на пути к пробуждению. Однако, если мы начнем учения по прамане сейчас, я смогу закончить их позже». Вслед за этими словами Его Святейшество начал читать «Компедиум достоверного познания» (Праманасамуччая) Дигнаги, а затем комментарий Дхармакирти на него. Комментарий начинался традиционным обещанием написать это сочинение и упоминанием, что автор «не тешит себя мыслью написать произведение, которое принесет хоть какую-то пользу». Затем давалось название текста на одном из древних индийских и тибетском языках, за названием следовали слова, выражающие почтение вечно юному Манджушри. Произведение состоит из четырех глав. На этом Его Святейшество решил остановиться. Завтра возобновятся учения по восемнадцати коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |