Начало > Новости > В Ташилунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариями традиции Ламрим
В Ташилунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариями традиции Ламрим22-12-2015, 06:47 |
Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 20 декабря 2015 года – Позавчера, едва прибыв в Ташилунпо и поднявшись по ступеням на просторную веранду, Его Святейшество Далай-лама повернулся к сопровождающим его лицам и сказал: «Вот здесь должен стоять трон для учений». Сегодня утром, когда Его Святейшество пересекал храм, его встречали тибетцы, только что приехавшие из Тибета; сердце сжималось от вида радости и боли, отражавшихся на их лицах. Его Святейшество занял место на троне, откуда его видело большинство собравшихся. Линг Ринпоче, одного из тех, по чьей просьбе даруются нынешние учения по Ламриму, совершил три простирания перед Его Святейшеством, поднес ему мандалу и три символических изображения просветленных тела, речи и ума. Тысячи монахов и монахинь ожидают прибытия Его Святейшества Далай-ламы и начала учений по коренным текстам и комментари- ям традиции ламрим в Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ Учение Будды помогает нам сохранять покой ума, особенно, когда нас одолевают беды и несчастья. Даже неверующие люди зачастую проявляют любопытство к наставлениям Будды. Среди нас есть приверженцы идеи Бога-творца, и те, кто верит в закон причинно-следственных связей, среди последних ученики одного из направлений школы самкья, джайнисты и буддисты. Согласно закону причин и следствий, если вы хорошо относитесь к другим, то и сами будете счастливы, а если поступаете по отношению к ним плохо, то пожнете дурные плоды. Суть буддийских учений – взращивание любви и сострадания с опорой на понимание взаимозависимого возникновения. Никто из нас не хочет страданий, откуда же они берутся? Мы сами творим их своими неправильными действиями. Вот почему Будда учил: “Не совершайте злодеяний; взращивайте добродетели; укрощайте свой ум”. Пока мы находимся во власти искаженных представлений о том, что вещи наделены самобытием, нас будут одолевать разрушительные эмоции, из-за которых мы и создаем себе столько проблем. Будда также учил: “Знайте о страданиях; преодолевайте их причины; обретайте истинное прекращение [страданий]”. Мы можем победить страдания, следуя по пути и обуздывая разрушительные эмоции». Его Святейшество прервался ненадолго и попросил поднять руки тех, кто приехал на эти учения впервые. Поднялось несколько рук. Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Таши- лунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сравнил эту странность со случаем из жизни Миларепы. Во время одного из путешествий в Индию, его ученик Речунг собрал коллекцию наставлений по черной магии. Однажды, когда Речунг пошел за дровами, Миларепа нашел записи и сжег их. Вернувшись и поняв, что случилось, ученик сильно разозлился на учителя и начал его бранить, а тот в ответ вызвал сильнейший град. Сквозь шум града Речунг услыхал, как Миларепа его зовет, но не сразу разглядел, где спрятался учитель. В конце концов он обнаружил того внутри рога яка, хотя рог и был не больше, чем обыкновенно. Учитель пригласил ученика укрыться в роге вместе с ним. Подобные вещи, заметил Его Святейшество, возможны, когда вы полностью контролируете свои ум и энергии. Таким образом, великое множество существ собралось на Горе Грифов, когда там беседовали Авалокитешвара и Шарипутра. Люди были в состоянии видеть Шарипутру, но Авалокитешвара оставался для них невидимым, и многим, наверное, казалось, что архат разговаривает сам с собой. Это не было учением для широкой публики, поэтому исторических записей о нем не сохранилось. По этой причине, многие сомневаются, можно ли считать «Сутру сердца» истинным учением Будды. Говоря об истоках буддизма в Тибете, Его Святейшество сказал, что царь Трисонг Децен мог бы пригласить учителей из Китая, но он предпочел обратить свой взор в сторону Индии. В ту пору первые семь тибетцев были посвящены в монахи – решено было проверить, как тибетцы станут выполнять монашеские обеты. Некоторые люди и другие существа чинили препятствия распространению буддизма. Но несмотря на все превратности судьбы, тибетцы доказали свою преданность. Они в целости и сохранности сберегли традицию монастыря-университета Наланда, и что особенно важно, тщательно разработанные в ней логику и теорию познания, с их опровержениями воззрений других школ, утверждением собственных взглядов и отражением выдвигаемой на них критики. Западные ученики слушают наставления Его Святейшества Далай- ламы в монастыре Ташинлунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Итак, Нгацо Лоцава отправился с посольством к Атише. Когда великий индийский учитель узнал о жертве Лха-ламы Еше О, он ответил, что их царь должно быть бодхисаттва, поэтому он не может отказываться от приглашения. Тара предсказала, что поездка Атиши в Тибет увенчается успехом, и ему будет помогать верный упасака (ученик). Его Святейшество объяснил, что Чжангчуб О просил у Атиши не углубленных учений, а наставлений, которые тибетцы могли бы использовать в повседневной жизни. В ответ на эту просьбу Атиша сочинил «Светоч на пути к пробуждению». Это произведение предназначено для практикующих трех типов духовных способностей, и в то же время любой человек может выполнять эти практики за одну сессию. Его Святейшество заметил: «Хотя я не буду давать учений по этому сочинению прямо сейчас, я принес с собой томик “Ламрима Ченмо”, который мне подарили давным-давно во время молебна о долголетии в Цанге и который я привез с собой из Тибета. Я часто повторяю, что учения следует начинать с объяснений о пустоте, поскольку бесконечно важно знать, что прекращение [страданий] возможно. В “Восхвалении 17 пандитам славной Наланды” есть такие строки: Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе: Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин, Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается, И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности. Монахи разносят чай участникам учений в монастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В учениях рассказывалось об адах, мирах голодных духов и животных, а также об опасностях перерождения в них. Вернувшись после обеда, Его Святейшество заметил, что ему очень нравится сидеть на веранде, где его обдувает прохладный, свежий ветерок, однако, ему жаль, что он почти не видит лиц своих слушателей: большинство из них сидят в тени огромного навеса. Его Святейшество возобновил объяснения о мире животных, а после завершения обратился к разделу о карме из ламрима Шамара. Список десяти неблагих деяний завершают ошибочные воззрения. Как поясняется, ошибочные воззрения подразумевают отрицание закона причинно-следственных связей, возникающее из неведения; их также может спровоцировать гнев. К ошибочным воззрениям также относится отрицание Четырех благородных истин и Трех драгоценностей. Его Святейшество завершил сегодняшние учения немного раньше назначенного срока, пообещав продолжить завтра с первыми лучами солнца. Он сказал, что надеется уложиться в десять дней. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |