Начало > Новости > В Мундгоде завершился симпозиум «Эмори–Тибет»
В Мундгоде завершился симпозиум «Эмори–Тибет»21-12-2016, 21:23 |
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 20 декабря 2016 года – Уже третий день подряд Его Святейшество Далай-лама по утрам идет пешком из монастыря Дрепунг Лачи в Дрепунг Лоселинг. По дороге на конференцию «Эмори-Тибет» он приветствует друзей и сторонников. Сегодня у дверей монастыря Далай-ламу ждала группа молодых людей, членов Тибетского научного общества, которые тоже приехали на симпозиум. Он сфотографировался с ними на память, очень похвалил их интерес к науке и посоветовал не ограничиваться общими сведениями, а всерьез заняться изучением той или иной области. Кристоф Кох выступает с докладом в завершающий день конференции «Эмори-Тибет». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Нам кажется, что есть некто, кто видит, слышит, помнит, испытывает голод и так далее. Кроме того, согласно общераспространенному мнению, сознание присуще только человеку. Что касается механизмов, дающих начало сознанию, то нейрологи идентифицировали некоторую часть коры больших полушарий головного мозга, без которой невозможно говорить о сознании. Что касается собак, или пчел с их маленьким, но сложным мозгом, или даже ребенка в период внутриутробного развития, то на вопрос, есть ли у них сознание, однозначного ответа не существует. Лодой Сангпо начал свой доклад с утверждения, что сознание – это сложная тема. Согласно буддийским воззрениям, сознание отличается от физических совокупностей. Каждому моменту сознания предшествует предыдущий момент сознания. Природа ума – ясность и чистота, способность к познанию и осознанность. Проводится грань между восприятием с помощью органов чувств и ментальным сознанием. В ходе последовавшего экспертного обсуждения Его Святейшество спросил Коха, сумеет ли он измерить, во что преобразуется искаженное сознание – в сомнение или мудрость. Кох объяснил, что такой эксперимент невозможно придумать или поставить, поскольку большинство подобных исследований проводится на мышах. Его Святейшество заметил, что между человеческим умом и сознанием мышей есть значительная качественная разница. «На протяжении долгих лет я предлагаю провести исследование буддийских и небуддийских практикующих с серьезным опытом медитаций, – сказал он. – Например, некоторые опытные практикующие настолько владеют “внутренним теплом” своего тела, что могут сидеть обнаженными на снегу высоко в горах и не мерзнуть». Лобсанг Тензин Неги добавил, что хотя буддийская наука утверждает, что ум не зависит от физических свойств, с тантрической точки зрения, ум тесно переплетен с энергией. Тонкий ум использует тонкую энергию в качестве средства передвижения. Кох еще раз повторил, что изучает человеческий мозг только как внешний объект, и здесь его собственная позиция, как и позиция его коллег однозначна – нет мозга, нельзя говорить и о сознании. В поисках выхода Мишель Битбол предположил, что возможно стоит говорить не о том, что мозг порождает сознание, а о том, что он его скорее усиливает. Зрители в зале слушают доклады на конференции «Эмо- ри-Тибет». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) После обеда геше Лхакдор открыл последнюю сессию симпозиума, посвященную важности введения изучения светской этики или общечеловеческих ценностей в современное образование. Кимберли Шонерт-Рейчл рассказала об успехах в деле «образования сердца» в рамках программы социального и эмоционального обучения. Одна из целей проекта – развитие и защита доброты, счастья и здоровья, особенно в детях. Новый подход к образованию направлен на взращивание у детей целого ряда знаний, навыков, взглядов, ценностей, таких как, например, самоконтроль, самоосознанность, эмпатия, сострадание, альтруизм и принятие нравственных решений. Единодушное согласие о необходимости уделять пристальное и целенаправленное внимание социальному, эмоциональному и нравственному образованию в школах, подтолкнуло университет Эмори при содействии Его Святейшества наметить план действий для осуществления этого намерения. Лобсанг Тензин Неги объяснил, что тренировки внимания и развитие сострадания и заботы влияют не только на принятие правильных решений, но и, как следствие, на совершение верных поступков. Открывая экспертное обсуждение, Тим Харрисон предложил рассмотреть два подхода к преподаванию. Согласно одному из них, ребенок уподобляется компьютеру или сосуду, который необходимо заполнить знаниями и фактами. В другом, ребенка скорее можно сравнить с цветком или растением, и частично труд учителя заключается в том, чтобы помогать росту этого цветка, поливая его и взрыхляя почву. В связи с этим крайне важна подготовка учителей, которая позволят им использовать все многообразие подходов к преподаванию светской этики. Уже есть данные о том, какую огромную пользу от тренировок в сострадании получают сами учителя. Кимберли Шонерт-Рейчл, отвечая на вопрос, есть ли переломные моменты в развитии ребенка, когда преподавание светской этики будет наиболее эффективным и необходимым, заметила, что дети в возрасте 5-7 и 10-13 лет, а также подростки наиболее восприимчивы. Однако самое главное, что нам нужно, по ее мнению, это программы методичного преподавания светской этики на протяжении всего обучения, от детского сада до университета. Его Святейшество Далай-лама приозносит заключитель- ную речь на конференции «Эмори-Тибет». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «На конференциях, подобных нынешней, главным образом мы стремимся расширить границы собственных знаний и понимания, и здесь мы достигли цели, – произнес Его Святейшество. – Но наша вторая задача – счастье всех семи миллиардов жителей Земли. Если мы хотим, чтобы 21-й век отличался от века минувшего, очень важно, чтобы нынешняя молодежь вела себя по-иному. Согласно данным научных исследований, человек по природе своей склонен к состраданию. Мы пренебрегали этим в прошлом, но ведь семечко сострадания заложено в каждом из нас. Необходимо найти пути для взращивания этого сострадания, опираясь на здравый смысл, общий для всех опыт и научные изыскания. Сегодня во многих уголках мира люди проливают кровь себе подобных, и виной тому ошибочный образ мыслей. Если мы хотим построить более счастливое, более миролюбивое общество в будущем, мы должны делать ставку только на образование. Нельзя оставаться безразличными. Я последователь Будды, но я и просто человек. Я стараюсь делать все, что в моих силах – и прошу вас о том же». Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |