Начало > Новости > Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге

Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге


26-09-2017, 21:43
Рига, Латвия, 25 сентября 2017 года – Сегодня утром перед тем, как отправиться в зал Сконто, где проходят учения, Его Святейшество Далай-лама дал интервью Гундарсу Редерсу для популярной программы латвийского телевидения «Один на один». Журналист первым делом поинтересовался, что имеет в виду Его Святейшество, когда говорит, что мир охвачен кризисом.

«Повсюду очень много страха и гнева, неутоленных желаний и эксплуатации; бедных и богатых разделяет гигантская пропасть, голодают дети. Многие беды, с которыми мы сегодня сталкиваемся, мы сотворили своими собственными руками».

Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге
Его Святейшество Далай-лама дает интервью Гундарсу Редерсу. Рига, Латвия. 26 сентября 2017 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Господин Редерс усомнился, что можно справиться с терроризмом, опираясь на сострадание. Его Святейшество возразил, что окончательно решить подобные проблемы можно только путем переговоров, не забывая, что даже преступники – люди. Он сказал, что, обращаясь к грубой силе, мы лишь создаем еще больше террористов. Подобный подход давно себя изжил и свидетельствует, что современная система образования склонна ставить перед собой лишь материальные задачи, не уделяя времени внутренним ценностям. Его Святейшество упомянул, что в настоящее время ведется работа по созданию учебных программ для преподавания светской этики в общеобразовательных учебных заведениях.

Его Святейшество с пониманием отозвался о невозможности посещать Россию и буддийские республики Калмыкию, Бурятию и Туву, ведь он прекрасно знает, что причиной тому отношения, сложившиеся между Россией и Китаем. Он добавил, что в настоящее время его не пускают ни в одну буддийскую страну, кроме Японии. Журналист заметил также, что Его Святейшество не будет встречаться с латвийским президентом.

«Ничего страшного, – ответил Его Святейшество, – моя поездка не носит политического характера. Я ничуть не расстроен. Мир принадлежит семи миллиардам людей Земли, а каждая страна – ее народу, поэтому я считаю, что встречи с простыми людьми намного важнее».

Господин Редерс задал Его Святейшеству вопросы, которые жители Латвии отправляли через социальные сети. Кто-то поинтересовался, есть ли у Далай-лама мобильный телефон и хотел ли он когда-нибудь жениться. На оба вопроса Его Святейшество ответил простым нет. Однако, когда журналист спросил, как обрести долгосрочное счастье, Его Святейшество сказал, что как ученик традиции монастыря-университета Наланда, он всегда опирается на логическое обоснование и анализ. Он пришел к заключению, что покой нашего ума разрушают именно беспокоящие эмоции, такие как гнев и страх. Поэтому решением будет отыскать и применить к ним противоядие.

Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге
Его Святейшество Далай-лама во время интервью латвийскому телевидению. Рига, Латвия. 26 сентября 2017 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Поездка в расположенный неподалеку зал Сконто заняла больше времени, чем в предыдущие два дня, ведь в понедельник утром в городе пробки. Поприветствовав зрителей по прибытии, Его Святейшество, не теряя ни минуты, занял свое место и пояснил, что хотел бы дать небольшое введение к учениям сегодняшнего дня. Он упомянул, что тибетские философские учения и традиции, которые пришли до Лоцавы Ринчена Зангпо, жившего в 11-м веке, называют учениями ньингмы, или старой школы.

Внутри традиции ньингма учения подразделяются на девять ян, или колесниц: три внешние колесницы, опирающиеся на Четыре благородные истины; три внешние тантры и три внутренние тантры. Внешние колесницы – шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв учат применять противоядия к разрушительным эмоциям в свете Трех тренировок. Внешние тантры – крия, чарья и йога – содержат знания о похожих на ведические практиках аскетизма, таких как очищение и пост.

Внутренние тантры, мощные преобразующие техники, называются маха-йога, ану-йога и атья-йога. Маха-йога включает стадию зарождения. Ану-йога относится к стадии завершения, а в атья-йоге, которую называют наивысшей, используется врожденный ум ясного света. Атья-йога включает постижение того, что все явления – не больше, чем лишь внешняя видимость естественно возникающей изначальной мудрости, которая всегда остается за пределами возникновения и прекращения. Его Святейшество заметил, что подобные вещи описаны также в Гухьясамадже-тантре и Калачакре-тантре.

Его Святейшество упомянул о произведениях этой школы, среди которых «Семь сокровищниц» Лонгчена Рабджама, а также его «Трилогия о покое», передачу которых Его Святейшество получил от Трулшика Ринпоче. Он призывает центры обучения традиции ньингма изучать и сохранять понимание этих сочинений. Он добавил, что также получил объяснения и передачу «Драгоценной сокровищницы Дхармадхату», после чего выполнил необходимое стодневное затворничество.

Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге
Во время заключительной сессии учений Его Святейшества Далай-ламы. Рига, Латвия. 26 сентября 2017 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

Его Святейшество заметил, что Чже Цонкапу связывают особые узы с традицией ньингма благодаря учениям, которые он получил от великого адепта из Лходрака. У того были видения Ваджрапани, и он получал учения от самого Манджушри. Ученик Чже Ринпоче, Гьялва Гендун Друп, первый Далай-лама, а также его последователи, Второй, Третий, Пятый и Тринадцатый Далай-ламы, все придерживались несектантского подхода в своем обучении и практиках.

«В юности, – продолжил Его Святейшество, – я следовал только учениям традиции гелуг. Но пришла пора, и мне захотелось получить наставления по Гухьягарбхе-тантре от Кхуну Ламы Ринпоче. Однако тот несколько сомневался в даровании этих учений, поскольку я в то время выполнял практики, связанные с Долгьялом. Позже, я обнаружил, что Пятый Далай-лама писал, что Долгьял был злобным духом, порождением искаженных молитв, который чинит вред Дхарме и живым существам. Поэтому я их прекратил.

В свое время я получил передачу Гухьягарбхи-тантры и комментария Ронгзомы к ним от Дилго Кьенце Ринпоче, а также учения от Трулшика Ринпоче. Интересно, что, когда я поклонялся Долгьялу, моя религиозная свобода была ограничена, однако сегодня, когда я призываю отказаться от этих практик других, сторонники Долгьяла жалуются, будто я отбираю их религиозную свободу.

У меня нет возможности обширно практиковать дзогчен, но в настоящее время я выполняю практики Ваджракилаю, Хеваджру, Херуку пяти божеств, Ваджрайогини, которая пришла из школы сакья, Курукулу, а также Чидрил традиции кагье, которую сочинил Пятый Далай-лама. Ригзин Пема Тринле призывал: “Хотя ты можешь позволить другим учениям прийти в упадок, не позволяй исчезнуть кагье”. Я взял на себя обязательство каждый день читать понемногу из сочинения Логнченпы “Драгоценная сокровищница Дхармадхату”, поэтому сейчас я прочту первую главу и для вас».

Завершив чтение, Его Святейшество вернулся к сочинению Дза Патрула Ринпоче «Наставления моего совершенного учителя: три наставления, проникающие в суть».

В заключение Его Святейшество произнес: «В последние несколько дней я даровал учения, которые принадлежит общей структуре буддизма и восходят к традиции Наланды. Я получил передачу “Ступеней созерцания” от настоятеля монастыря сакья Саньге Тензина и “Краткого ламрима” от Линга Ринпоче, Триджанга Ринпоче и Тагдрака Ринпоче. Наставления по произведениям, которые я объяснял сегодня, относящимся к категории текстов для избранных учеников, я получил от Дилго Кхьенце Ринпоче. У меня также прошла очень плодотворная беседа о них с настоятелем монастыря сакья Кхенпо Ринченом. Я надеюсь, мои объяснения принесут вам некоторую пользу».


Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге
Диалог Его Святейшества Далай-ламы с российскими и латвийскими деятелями культуры. Рига, Латвия. 26 сентября 2017 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

После обеда Его Святейшество вернулся в зал, чтобы принять участие в диалоге с российским музыкантом и поэтом Борисом Гребенщиковым, режиссером Виталием Манским и латвийским театральным режиссером Алвисом Херманисом; ведущим встречи выступил режиссер, актер и сценарист Иван Вырыпаев. Все участники с одобрением говорили о продвижении Его Святейшеством светской этики, как приемлемого для всех источника внутренних ценностей.

На просьбу подвести краткий итог проблемам современного мира, Его Святейшество упомянул страх, гнев и недальновидность, которые порождаются нехваткой сострадания и внутренних ценностей. По мнению Его Святейшества, нет лучшего способа обеспечить собственные интересы, чем взращивать душевную теплоту. Он обратил внимание, что сострадание дарит спокойный ум и уверенность в себе, что ведет к уменьшению страха и тревожности. Забота о благополучии других естественным образом рождает доверие, основу настоящей дружбы.

Его Святейшество заметил, что врачи никогда не советуют нам злиться побольше – они призывают нас расслабиться, что, кроме физического покоя, подразумевает умиротворение ума. Он добавил, что цель человеческой жизни – обрести счастье. Мы строим планы на следующую неделю, следующий год или даже на следующее столетие, однако никаких гарантий у нас нет. Мы живем лишь надеждой на лучшее.

Отвечая на вопрос из зала от человека с Украины, действительно ли мир становится лучше, Его Святейшество обратил внимание, что в начале 20-го века, когда страна объявляла войну, ее граждане без промедления вступали в ряды родной армии. К концу столетия отношение в корне поменялось. Люди выходили на марши протеста против Вьетнамской войны, сотни и тысячи людей протестовали против вторжения в Ирак. Люди устали от насилия и повсеместное желание мира растет с каждым днем.

Далай-лама даровал учения по дзогчену и принял участие в публичном диалоге
Одна из зрительниц задает вопрос Его Святейшетсву Далай-ламе во время его публичного диалога с российскими и латвийскими деятелями культуры. Рига, Латвия. 26 сентября 2017 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ).

В заключение, отвечая на вопрос, как справиться с трудностями и напастями, Его Святейшество сказал, что находит очень полезным и реалистичным совет индийского буддийского учителя 8-го века Шантидевы. Первым делом проблему нужно проанализировать и понять, в наших ли силах ее преодолеть. Если мы нашли решение, мы просто должны приняться за дело, и беспокоиться тут не о чем. Если же одолеть беду мы не можем, то тревога тем более напрасна.

Когда беседа подошла к концу, организаторы учений поблагодарили всех, кто помогал в организации нынешних трехдневных учений. Теплым и сердечным завершением встречи стала песня Бориса Гребенщикова. Зрители долго аплодировали, и когда Его Святейшество покидал сцену, музыканты продолжали играть. Завтра рано утром Его Святейшество возвращается домой в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева.

Вернуться назад