Начало > Новости > Взгляд на науку через призму духовности
Взгляд на науку через призму духовности18-12-2010, 16:58 |
![]() Пожалуй, Скотт Шмидт, несущий на голове двухметровые листы фанеры по улочкам Бира, являл собой довольно необычное зрелище для этого городка на севере Индии. Фанеру Шмидт, художник выставок Смитсоновского центра, заказал у местного плотника, а нес он ее в буддийский институт. «Я очень торопился, - сказал Шмидт. – Наверное, я нарушил все представления о том, как должен вести себя западный человек в индийской деревне». Шмидт помогал 30 тибетским монахам в планировании и создании двуязычной научной выставки «Мир наших ощущений», которая проводилась в ноябре этого года в культурном центре «India Habitat Center» в Нью-Дели. Фанера нужна была для создания выставочных панелей. Шмидт не зря трудился и нагружал голову. Выставку, представлявшую западный и буддистский взгляды на пять чувств человека, на открытии которой побывал сам Далай-лама, за пять дней посетили сотни посетителей. Планируется, что в будущем году выставка отправится в турне по Индии, и, возможно, даже побывает в Смитсоновском центре в Соединенных Штатах. ![]() После десятилетия работы программы «Наука для монахов», в рамках которой велось обучение, и проходили различные семинары, выставка стала следующим шагом в диалоге монахов с наукой, рассказывает геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов. В Смитсоновском центре привыкли работать с самым разными сообществами, однако же, выставка «Мир наших ощущений» оказалась совершенно особым проектом, который погрузил сотрудников центра в культуру, далекую от привычной атмосферы вашингтонских музеев. Уникальной выставку сделал ее межкультурный, междисципланрный характер, сочетание науки, философии и искусства (выставочные панели оформлял тибетский тханкописец). Духовный лидер тибетцев, который, как известно, с детства любил возиться с часами и разными механизмами, давно уже является поклонником науки. Далай-лама считает, что научные и буддийский методы исследования дополняют друг друга в стремлении к единой великой цели, постижению истины. Он уверен, что современное образование жизненно необходимо для выживания тибетской культуры. В Индии тибетские дети изучают естественные науки в школе, а вот программа обучения тибетских монахов и монахинь практически не изменялась веками. До недавнего времени тибетские монахи не изучали наук вовсе. И вот в последние десять лет некоторые монахи прошли интенсивный курс, включающий самые разные предметы от космологии до нейрологии. В рамках программы «Наука для монахов» группа геше (монахов, обладающих ученой степенью, аналогичной американской степени PhD, доктор наук) из разных монастырей в Индии посещала двухгодичные семинары ученых и преподавателей из Калифорнийского университета в Беркли, Университета Аризоны, «Эксплораториума» Сан-Франциско, а с недавних пор и из Смитсоновского института. Финансирует программу филантроп из Бостона Бобби Сейгер. На вставке в Нью-Дели индийцы, тибетцы и иностранные посетители внимательно рассматривали панели двухметровой высоты, на которых цветные анатомические картинки перемежались с изображениями танцующих буддийских божеств, написанных тибетским художником. Монахи в красных одеяниях на английском и тибетском языке объясняли посетителям, как звуковые волны вибрируют во внутреннем ухе, и рассказывали о буддийских концепция восприятия ощущений. В результате лихорадочных усилий за шесть месяцев удалось сделать то, что по профессиональным стандартам должно было бы занять год, и выставка получилась совершенно великолепной. С декабря 2009 и до самого открытия сотрудники Смитсоновского центра по очереди приезжали из Вашингтона в Индию в двухнедельные командировки, чтобы вместе с монахами искать идеи, разрабатывать концепцию, выполнять и монтировать выставочные стенды. ![]() Междисциплинарный характер выставки стал еще более явным, когда монахи решили, что выставочные панели нужно расписать подобно тханкам. Тханки это вид традиционной тибетской религиозной живописи, обычно на них изображены Будды и божества, но никак не анатомия человека. В итоге, посетители с изумлением взирали на гигантское изображение мозга, выполненное плавными мазками, напоминающими течение воды, и кровеносные сосуды глазного яблока, наводящие на мысли об изящном переплетении древесных корней. «Я работаю с учеными и монахами вот уже десять лет, но впервые результат работы получился такого высокого эстетического качества», - признается Брайс Джонсон, директор программы «Наука для монахов». «Увидеть красоту на стыке науки и буддизма, это поистине уникальное впечатление». Скотт Шмидт, специалист по выставкам в Смитсоновском центре, в этом году приезжал в Индию дважды – в мае и в ноябре. После майской поездки наброски рисунков и текстов, сделанные монахами, отправили Трэйси Спайнале, менеджеру программ в Смитсоновском центре, и художнику-оформителю Даррену Миллигану в Вашингтон. В их задачу входило создать видеоряд в смитсоновском стиле, объясняющий буддистский и западный взгляд на науку. Уместить пояснение, что такое фотоны или микроворсинки в несколько параграфов английского и тибетского текстов, задача не из легких. Еще сложнее проделать то же самое с метафизическими буддийскими концепциями. Например, с точки зрения буддизма для функционирования зрительного восприятия необходимы «объективное условие, доминирующее условие и предшествующее условие». Также в соответствии с тибетскими буддийскими текстами существует шесть видов вкуса в зависимости от «преобладания двух из четырех элементов: земли, воды, огня и ветра». Если иллюстрации для западных разделов базировались в основном на картинках из учебников, то для буддистской секции пришлось разрабатывать совершенно новый видеоряд для понятий, которые прежде никогда не иллюстрировались. Специалисты из Смитсоновского центра изучали тханки, знакомились с коллекциями буддистского искусства в «Sackler Gallery» и «Rubin Museum of Art» в Нью-Йорке. И все же им никак не удавалось найти способ передать буддийские понятия в доступной форме. В конце концов, идея оформления стендов пришла к ним из иллюстраций к буддистским медицинским трактатам. «Сперва мы проверяли графические образы на самых разных людях от нейробиологов, до университетских преподавателей, художников выставки и моей дочери первоклассницы», - говорит Спайнале. «Если она не понимала, что изображено на картинке, то мы ее не использовали». Окончательный вариант визуального образа изобретательно адаптировали к теме стенда. Например, типичное буддийское изображение ручного зеркала трансформировалось в зеркало с пятью ручками, чтобы проиллюстрировать «пять сопутствующих факторов», о которых говорится в буддийском описании зрительного восприятия. Тханкописца Джампу Чодака работать над выставкой откомандировала Библиотека тибетских трудов и архивов. Ему 36 лет, 23 из них он пишет тханки и никогда не изучал естественные науки. По его словам, рисуя огромные изображения внутреннего уха, он был поражен «насколько тонко устроено человеческое тело». Сотрудники Смитсоновского центра работали над выставкой в свободное от основных обязанностей время. Но все они с энтузиазмом говорят о необыкновенном опыте создания выставки вместе с монахами и сотрудниками научной программы. «Помогать людям узнавать новое, а потом делиться полученными знаниями с другими, это как раз то, чем и занимается Смитсоновский центр», - сказал Миллиган. Нью-Дели, Индия, 18 декабря. Эми Йи специально для The Washington Post Вернуться назад |