Начало > Новости / В ожидании Далай-ламы > Что было сделано в Бурятии для организации визита Его Святейшества Далай-ламы XIV
Что было сделано в Бурятии для организации визита Его Святейшества Далай-ламы XIV29-04-2010, 20:58 |
Гецулма Тензин Чойдрон (д.филос.наук Ирина Урбанаева), председатель Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара») Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН выступил весной 2009 года инициатором научной конференции «Наука и буддизм: диалог и взаимодействие в современном мире» и пригласил Его Святейшество Далай-ламу XIV принять в ней участие, чтобы он поделился с российскими учеными уникальным опытом своего тесного сотрудничества с западными учеными. Его Святейшество дал согласие на участие в ней, и были назначены сроки проведения этого важного научного мероприятия на сентябрь 2009 г.. Институт оформил официальное визовое приглашение (по линии «научно-технических связей») для Его Святейшества и сопровождающих его лиц и направил официальное письмо-ходатайство в МИД о визе. Однако непреодолимым препятствием для положительного решения МИД России вопроса о визе Его Святейшества на этом этапе стала готовящаяся тогда «Программа сотрудничества на 2009-2018 годы между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР", утвержденная в начале ноября 2009 г. президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао. Обсуждаемая, но не публикуемая, эта программа стала известна как «российско-китайская сделка» (см.: http://gidepark.ru/news/Detail/id/18752). Её катастрофические для России последствия были проанализированы Александром Храмчихиным и другими независимыми аналитиками: эта сделка означает, по мнению некоторых участников обсуждения, как минимум, продажу нашим "китайским друзьям" оптом сырьевых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а как максимум - запуск постепенного (растянутого, возможно, на десятилетия) процесса передачи этих территорий Китаю. Очевидно, учитывая эти важные государственные обстоятельства, чиновники МИДа стали побуждать директора Института к принятию «правильного решения», и оргкомитет решил перенести конференцию с участием Его Святейшества Далай-ламы на 2010 год. Это было оправданно тем, что при оформлении визового приглашения была допущена досадная бюрократическая ошибка: в графе “nationality” в анкете Его Святейшества ошибочно было проставлено «India», тогда как он является лицом без гражданства. На этом основании российское консульство в Нью-Дели отклонило обращение за визой для Его Святейшества Далай-ламы, сделанное его представителем в Нью-Дели. И хотя срочно было оформлено новое визовое приглашение для Его Святейшества, в назначенные сроки конференция с участием Его Святейшества уже не могла состояться. После согласования с московским представителем Его Святейшества д-ром Навангом Рабгьялом и Офисом Его Святейшества конференция была перенесена на апрель 2010 года. Офис Его Святейшества Далай-ламы оставил в расписании Его Святейшества «окно» для посещения России в апреле 2010 года, а Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН направил в январе 2010 г. новое, уже третье по счету, официальное визовое приглашение для Его Святейшества и сопровождающих его лиц. И сразу же было направлено новое письмо-ходатайство в МИД России с просьбой о выдаче визы Его Святейшеству Далай-ламе для участия в очень важном для российской науки мероприятии, посвященном диалогу науки и буддизма. На этом этапе Институт в лице его директора, члена-корреспондента РАН Б.В. Базарова действовал в координации с Шааджин-ламой Калмыкии досточтимым Тэло Ринпоче, который со стороны Калмыкии также направил в феврале 2010г. визовое приглашение Его Святейшеству Далай-ламе, и с досточтимым Камбы-ламой Республики Тыва Сат Аныш-оол Шууракайовичем. Фактически возник объединенный оргкомитет визита Его Святейшества Далай-ламы, в который входили буддийские лидеры и ведущие ученые Республик Бурятия, Калмыкия и Тыва. Это был первый важный шаг в направлении преодоления препятствий к визиту Его Святейшества Далай-ламы, как надеялись организаторы, представляющие все три буддийских региона России. Вторым важным шагом в этом направлении стало проведение в Совете Федерации Федерального Собрания России совещания сенаторов от 4 субъектов РФ, на территории которых распространен буддизм, с участием депутатов Государственной Думы РФ. Оно было созвано по инициативе бурятских организаторов визита, поддержанной сенатором от Бурятии И.Н. Егоровым и экс-сенатором от Бурятии В.К. Агаловым, являющимся ныне советником спикера Совета Федерации, который и организовал само совещание. Личное участие в этом совещании приняли: сенатор от Бурятии И.Н. Егоров, сенатор от Забайкальского края Б.-Ж. Жамбалнимбуев, сенаторы от Калмыкии М.М. Капура и Л.Б. Нарусова, советник председателя Совета Федерации РФ В.К. Агалов, депутат Государственной Думы РФ М.А. Мукабенова, заместитель полномочного представителя Республики Тыва в Москве С.А. Намчак, глава Полномочного представительства Республики Бурятия в Москве А.А. Лехотинов, заместитель главы Полномочного Представительства Республики Бурятия М.Н. Гармаева, помощник сенатора от Бурятии В.Б. Малкина И.Х. Бальхаева. Оргкомитет визита Его Святейшества Далай-ламы был представлен досточтимым Тэло Ринпоче, досточтимым Сат Аныш-оол Шууракайовичем, помощником Тэло Ринпоче Ю. Жиронкиной, заместителем директора Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН С.Ю. Лепеховым, главным научным сотрудником Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и председателем Буддийской общины «Ногоон Дара Эхэ» («Зеленая Тара») И.С. Урбанаевой. В результате совещания сенаторы от четырех субъектов РФ приняли Обращение к министру иностранных дел РФ С.В. Лаврову с ходатайством о выдаче визы Его Святейшеству Далай-ламе для визита в Россию в 2010 году. Сенаторы заверили министра, что визит будет сугубо приватным, научным и пасторским. Обращение сенаторов в тот же день, 27 февраля, было передано курьерской почтой в МИД. После этого организаторы из всех трех республик, местные буддийские организации из разных регионов (Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, Буддийская община «НогоонДара Эхэ» («Зеленая Тара», Улан-Удэ) и др.), а также рядовые граждане, верующие буддисты направили аргументированные письма-ходатайства на имя Президента Д.А. Медведева с просьбой разрешить выдачу визы Его Святейшеству Далай-ламе. Эти письма были переадресованы Администрацией Президента РФ в МИД России с тем, чтобы МИД дал ответ. В тревожном ожидании тянулось время. В марте все мы получили из МИД России письма одинакового содержания, датированные 3 марта 2010 г., которые извещали, что вопрос о возможности визита в Россию в 2010 году Его Святейшества Далай-ламы рассматривается. Ответ давал смутную надежду, хотя и было похоже на то, что МИД просто «тянет» время. Вот уже миновал и второй срок, назначенный для проведения конференции «Наука и буддизм» в Улан-Удэ. Наконец, несколько дней назад мы в Бурятии (в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии и в «Зеленой Таре») получили одинакового содержания письма с отрицательным ответом из МИДа России. Эти письма на имя директора ИМБТ СО РАН Б.В. Базарова и председателя «Зеленой Тары» И.С. Урбанаевой, как и письмо в адрес Главы Объединения Буддистов Калмыкии Тэло Ринпоче, подписаны заместителем первого департамента Азии МИД России А. Куликом. Несколько более обширное, но совпадающее по основному содержанию письмо-ответ на обращение сенаторов подписано, как нам стало известно, заместителем министра иностранных дел России А. Бородавкиным. Итак, суть ответа, поступившего из МИДа, состоит в том, что визит невозможен, ибо «посещение Далай-ламой России было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». Руки опускаются от такого ответа, в котором за протокольной корректностью и озабоченностью делом «обеспечения всей совокупности российских интересов» скрывается полное пренебрежение к Его Святейшеству Далай-ламе и к буддистам России, а также проглядывает оскорбительная почти вассальная зависимость России от КНР, установившаяся в последнее десятилетие. Пренебрежительное отношение к нашему Учителю Его Святейшеству Далай-ламе XIV и к нам, заинтересованным в визите лицам, проглядывает в том, как высокопоставленные дипломаты – заместитель министра иностранных дел и заместитель директора Первого Департамента Азии – именуют уважаемого во всем мире религиозного лидера, почитаемого буддистами в качестве живого воплощения Будды, просто «Далай-ламой XIV» и «Далай-ламой», не считая нужным добавлять уважительный эпитет «Его Святейшество», общепринятый в отношении духовных персон, являющихся высшими иерархами религий мира. Я не говорю уже о том, что дипломаты в своей озабоченности реакцией Пекина не дают себе труда задуматься, а что же чувствуют люди в России, чьи интересы и права они приносят в жертву сомнительному «стратегическому партнерству» с КНР. В письмах, подписанных заместителем министра иностранных дел А. Бородавкиным и замдиректора Первого Департамента Азии А. Куликом, приводятся ввергающие нас в недоумение аргументы и выражения, например, когда говорится о «нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». В письме А. Бородавкина этот аргумент поясняется: «КНР солидарно с нами выступает против попыток фальсифицировать историю этой войны, в полной мере признает решающую роль нашей страны в победе над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом». В действительности позиция МИД России допускает фальсификацию истории: общеизвестны наши союзники во Второй мировой войне, с которыми была достигнута победа над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, и это однозначно не была КНР, возникшая в результате захвата коммунистами власти в Китае, а он произошел уже после окончания Второй мировой войны. В особенности большое недоумение вызывает зависимая от Пекина позиция МИД России, когда Россия поставлена перед необходимостью оглядываться на Пекин – а не воспримет ли он «болезненно» тот или иной наш шаг. Эта непонятная зависимость от Китая обнаруживается помимо прочего даже в том, что российская дипломатия некритически использует терминологию китайской пропаганды, когда в письмах А. Кулика и А. Бородавкина говорится об «акциях тибетских сепаратистов в ряде государств, направленных на то, чтобы помешать успешному проведению летней Олимпиады 2008 г. в Пекине». Едва ли термин «сепаратизм» применим в отношении тибетцев, чья страна до китайской оккупации никогда не была провинцией Китая, и в настоящее время является незаконно оккупированной китайцами территорией. Его употребление российскими дипломатами говорит о том, что они вольно или невольно следуют штампам китайской пропаганды, а не фактам, когда упоминают известные всем трагические события 2008 года, имевшие место в ТАР и других регионах проживания тибетцев в КНР. Акции протеста тибетцев имели массовый характер и были вызваны политикой КНР, которая, по сути, направлена на уничтожение самобытной тибетской цивилизации. В ответ власти КНР в очередной раз применили жесткие методы подавления попыток тибетцев заявить о своих попранных правах. Акции тибетских эмигрантов и друзей Тибета по всему миру были призваны привлечь внимание мировой общественности к тибетскому вопросу, а не были направлены на срыв Олимпиады, как это было преподнесено Пекином, а вслед за ним – нашими СМИ. Удивляет не только странная несамостоятельность России в своей внешней политике, но также и зависимость внутренней политики России от КНР и курс на установление еще большей зависимости от КНР – в результате реализации вышеупомянутой «российско-китайской сделки». Я отнюдь не сторонница антикитайских настроений. Хочу, чтобы меня правильно поняли. Я уважаю китайский народ и великую китайскую цивилизацию. Но я также за российский патриотизм и суверенитет России, в том числе – за самостоятельность России при решении вопроса о визите в нашу страну всемирно уважаемой персоны, являющейся духовным лидером российских буддистов, Его Святейшества Далай-ламы XIV, который не является никаким «сепаратистом» и давно отказался от роли политического главы тибетской эмиграции. В 2000-е гг. Его Святейшество Далай-лама выступает, как все знают, исключительно в роли духовной персоны. К тому же это в принципе неправильно - приносить в жертву якобы экономическому развитию, на деле означающему превращение России к сырьевой придаток КНР, интересы духовного развития народов России. Поэтому позиция МИДа России в вопросе о визите в Россию Его Святейшества Далай-ламы, принятая, очевидно, при согласовании с высшим руководством страны, не может встретить у нас понимания и одобрения. Движение за приезд Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию будет все более набирать силу. Мы не оставим своих усилий и не будем сидеть в ожидании милости от МИД России. Но, конечно же, нужно всем заинтересованным организациям и лицам действовать согласованно. Для того чтобы убедить руководство страны и МИД в необходимости изменения их позиции, недостаточно, очевидно, ходатайств и скромных прошений. Нужны и более серьезные шаги, в том числе, серьезные аналитические работы, доказывающие неправильность их позиции, а также поддержка международной общественности. Директор ИМБТ СО РАН член-корр. РАН, д.и.н., проф. Б.В. Базаров тоже не оставляет надежд на положительное решение вопроса о визите в Россию Его Святейшества Далай-ламы и будет принимать научно-организационные меры по развитию диалога науки и буддизма, по изучению вклада Его Святейшества Далай-ламы в современную философию и науку. В ИМБТ будет учреждена конференция «Наука и буддизм» как периодическое научное мероприятие, на которое всегда будет приглашаться Его Святейшество Далай-лама. Первая конференция по этой теме переносится на 2011 год. А 6 июля в Улан-Удэ в рамках ставшего уже традиционным празднования дня рождения Его Святейшества Далай-ламы, состоится Круглый стол по теме «Наука и буддизм». Вернуться назад |