Начало > 1992 год. Тува / Интервью > Пресс-конференция Далай-ламы в в Доме Правительства в Кызыле 22 сентября 1992 года

Пресс-конференция Далай-ламы в в Доме Правительства в Кызыле 22 сентября 1992 года


6-08-2010, 13:50
Нас проинформировали, что пресс-конференция начнется в девять часов 22 сентября, что присутствовать на ней смогут только журналисты, имеющие специальные пропуска, выданные накануне визита и дающие право их обладателям освещать его ход. Однако такие пропуска имел ограниченный круг журналистов и поэтому, наверное, в последний момент перед пресс-конференцией чистые бланки пропусков получили все желающие, не только корреспонденты. В зале заседаний Дома Правительства, где за несколько дней до этого проходила сессия Верховного Совета, собралось человек двести-триста. Телевизионщики готовили свою аппаратуру, организаторы проверяли микрофоны. На сцене зала, посередине, стоял стол, чуть сзади его по правую руку — другой. Министр информации и печати Даржай А. А. подошел к микрофону и напомнил всем правила, которые надо будет соблюдать во время пресс-конференции. Он попросил журналистов «обходить острые углы» и задавать Его Святейшеству сдержанные вопросы. В частности, прозвучала просьба не задавать вопросов, касающихся взаимоотношений Тибета и Китая.

В 9.25 в зал входит Далай-лама в сопровождении Президента Ш.Д. Ооржака, председателя Верховного Хурала К.А. Бичелдея, своего переводчика, лам и телохранителей. Весь зал встал, наступила тишина. Далай-лама со сложенными у груди руками мягкой улыбкой и легкими поклонами поприветствовал собравшихся и занял место за столом. Слева от Учителя расположился Председатель Верховного Совета К.А. Бичелдей, справа сели Президент Ооржак и лама. За дальний стол садится переводчик, но в последнюю минуту он просит Президента Ооржака и они меняются местами.

Роль распорядителя пресс-конференции взял на себя К.А. Бичелдей.


Бичелдей. ...Постараемся, чтобы слово было представлено всем средствам информации и попытаемся выйти на повторный круг. Прошу вас задавать вопросы четко, лаконично. Если у кого-то вопрос продлится более чем 15 — 20 секунд, я вас прошу дать мне право делать замечания. Приступаем к работе. (Обращается к переводчику). Андрей Анатольевич, попросите, пожалуйста, Его Святейшество открыть, сказать...

Пресс-конференция Далай-ламы в в Доме Правительства в Кызыле 22 сентября 1992 года

Далай-лама. Прежде всего, мой первый визит в Туву совершенно не забываем...

Я был глубоко тронут как искренними сильными чувствами, которые высказывал народ повсеместно в отношении ко мне, так и той прекрасной подготовкой, которое провело Правительство для осуществления этого визита.

Так же, здесь мне была предоставлена возможность понять: каковы проблемы, стоящие перед тувинским народом в возрождении национальной культуры и каковы первостепенные задачи в восстановлении этой культуры, которая отражает национальное существо тувинского народа.

Я глубоко тронут тем энтузиазмом, который был проявлен народом в восстановлении национальной культуры и религии. Мне очень приятно, что религия тувинцев пришла из Тибета. Мы с вами разделяем одну и ту же религию и в большей степени одну и ту же культуру. К сожалению, в XX веке страшные разрушения коснулись обоих наших народов. У вас религия была разрушена и страшные лишения выпали также на тибетский народ, когда Китай его оккупировал. Сейчас мы до сих пор вынуждены жить в эмиграции вместе более чем со 100-тысячной коммуной тибетцев в Индии. И, несмотря на то, что мы живем в изгнании из своей Родины, мы сумели укрепить там корни нашей национальной религии, установив основные учреждения культуры и продолжая практику своей религии. Наше положение сейчас таково, что, несмотря на то, что мы не живем на родине, мы можем и готовы помогать всем тем странам, культура и религия которых тесно связана с нашей, и считаем это своим священным долгом.

И еще раз в заключение я хочу передать всем вам свои приветствия и просить через вас передать мои приветствия всем тувинцам. Я буду молиться за вас, и думать о вас часто.

Теперь, пожалуйста, вопросы.

Бичелдей. Поступим следующим образом. Выходим к микрофону или громко говорите, представляетесь, такой-то орган или журнал и задаете ваш вопрос. Пожалуйста, с кого начнем?

Пауза.

Бичелдей. Пожалуйста!

Вопрос. Корреспондент Натпит-эол, тувинское радио. Ваше Святейшество, как Вы относитесь к тому, что такие почитающие Будду регионы, как Бурятия, Тува и Калмыкия находятся в составе христианского государства?

Далай-лама. (После паузы). Факт остается фактом, как вы все понимаете. И здесь определяющую роль играет государственное устройство страны. Если это государство гражданское, т.е. не религиозное, и верующие имеют гарантии религиозных свобод одинаковые, то, наверное, это не имеет большого значения.

Бичелдей. Спасибо...

Далай-лама. Но я хотел бы подчеркнуть, что те из нас, кто религиозен индивидуально, должны практиковать религию искренне, совершать усилия и нести в общество своим примером ценность своих религиозных воззрений.

Бичелдей. Спасибо, третий микрофон...

Вопрос. Борис Кужугет, тувинское телевидение. Святейший Учитель! Вы впервые посетили нашу Туву. Во время визита у Вас возникло ли желание еще раз когда-нибудь посетить нашу землю?

Далай-лама. (Смеется). Почему бы и нет!

В зале оживление.

Далай-лама. Потому что я... во-первых, мне очень приятны... Общие впечатления у меня весьма благоприятны, мне очень понравилась ваша еда, включая «цампу» - жареную муку, разные виды сыров, так что я с удовольствием...

В зале смеются.

Бичелдей. Спасибо.

Вопрос. Анатолий Серен, телевидение. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете роль искусства, в нашей жизненной природе и какими у нас должны быть понятия воспитания высокой нравственности?

Далай-лама. Искусство я считаю, прежде всего, еще одним средством общения. Будь-то живопись, музыка, поэзия и т. д.

Далай-лама. Вопрос о том, что то послание, которое несет эта среда коммуникации... правильно ли выбрали ее или наоборот негативно — зависит, прежде всего, от мотивации того, кто делает это общение, а также от обстоятельств.

Далай-лама. На самом деле современное общество и система воспитания и образования исключительно отличаются от того, что мы имели в древности.

Далай-лама. Сейчас в очень большой степени не только одна нация зависит от другой, но и один континент зависит от другого, все мы взаимосвязаны.

Далай-лама. Поэтому сама реальность сейчас показывает нам, что все мы должны обладать чувством всеобщей ответственности.

Далай-лама. По этой причине для того, чтобы продвигать современное образование и воспитание, все сферы — искусство, телевидение, газеты, правительства и религиозные организации — несут за это ответственность. Поскольку любая человеческая деятельность относится к вот этой сфере воспитания, постольку все, кто в этом участвует, должны ясно осознать то чувство всеобщей ответственности, которое на них лежит за воспитание новой нравственности и, имея в виду эту одну общую цель, каждый должен вкладывать труды в его реализацию.

Далай-лама. Все, кто работает на общественном уровне, и должны осознать эту ответственность, должны совершить соответствующие усилия. Тогда мы будем работать для единой цели.

Бичелдей. Спасибо. Пожалуйста, очень прошу подходить к микрофонам. Пожалуйста, «Центр Азии».

Вопрос. Надежда Антуфьева, редакция газеты «Центр Азии». Ваше Святейшество, в народе говорят: спустя две недели после Вашего визита нельзя ни делать, ни желать никому зла, даже говорить злые слова, иначе накличешь зло на самого себя. Это действительно так?

Далай-лама. (Смеется). С буддийской точки зрения часть нашего сознания является носителем зла. Это наши злоба, ненависть, зависть. Поэтому зло всегда есть.

Из-за того внутреннего зла, которые мы в себе несем, даже существующие положительные внешние силы представляются нам дурными. В то же время, если нам удается уменьшить уровень своего собственного зла, то и дурные силы могут быть использованы во благо.

Поэтому по буддийскому обычаю прежде всего не должны показывать на самого себя.

Поэтому не стоит беспокоиться о каком-то внешнем зле.

Бичелдей. Спасибо. Первый микрофон, пожалуйста.

Вопрос. Кенин-Лопсан Марина, «Тувинская правда». Ваше Святейшество, каковы пророчества тибетских астрологов на важные события в конце XX века на земле и если можно подробнее о пророчествах, что касаются России и может быть Тувы.

Далай-лама. Не знаю. Таких ясных каких-то пророчеств нет.

И даже если бы такие пророчества были, сначала надо сами эти пророчества как следует исследовать.

В буддизме обычно говорят, что четыре опоры — вот что важно.

Что касается самого учения Будды, то мы считаем, что оно должно продержаться пять тысяч лет.

По наиболее распространенному мнению сейчас прошло только лишь две с половиной тысячи лет.

Поэтому определенно можно сказать, что те трагедии, которые произошли с буддизмом в двадцатом столетии, это не конец учения, а это лишь эпизод его истории.

И многие современные ученые (независимо от того, как они относятся к буддизму) признают, что из всех существующих религий буддизм, наверное, ближе всего к современной науке.

Бичелдей. Спасибо. Третий микрофон.

Вопрос. Информационное агентство свободных профсоюзов России. Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как избавиться от самсары? Можно ли при жизни войти в Нирвану, что такое паринирвана? Мы поддерживаем тибетский народ в его работе за свое освобождение.

Далай-лама. Если я начну чуть подробнее отвечать на этот вопрос, то боюсь, что большая часть аудитории начнет скучать.

Поэтому я попытаюсь ответить покороче, в течение нескольких минут.

Конечно же концепция Нирваны весьма важна в древнеиндийской философии.

Но в различных философских школах интерпретация Нирваны отличается. Даже в рамках самого буддизма, где есть четыре основных философских школы, интерпретация этого понятия различна.

В буддийской философии существует, как я уже сказал, четыре основных философские школы (перечисляет). В свою очередь сами эти школы тоже делятся на ряд внутренних течений.

По буддийскому учению каждый является творцом собственного будущего.

Как творить свое будущее? Мы творим его действиями. Действия бывают физическими и полезными, но те и другие исходят из мотивизации.

Являются ли действия положительными или отрицательными — зависит от мотивизации. Поэтому мотивизация важнее всего.

Каковы же значения понятий отрицательного и положительного?

Те действия, которые создают причинные условия для нашего счастья мы называем положительными, а те, которые создают нам страдания — отрицательными.

Также и положительные, и отрицательные действия могут зависеть от обстоятельств...

И те внутренние факторы сознания, такие, Как ненависть, страстная привязанность, ревность - те, которые создают вот эти сложности, и являются, как я говорил раньше, главным нашим внутренним злом.

А такие качества, как сострадание, спокойствие, любовь, терпимость, сострадательный ум — они являются положительной стороной. (Перевод.)

Целью буддистской практики является уменьшить влияние дурных сил и увеличить влияние добрых.

Поэтому некоторые современные ученые полагают, что буддизм это не религия, а наука осознания.

Теперь, все мы хотим обрести силы, но само счастье может быть двух родов: оно может быть временным, т.е. преходящим, и постоянным. Вот такое состояние счастья, когда оно постоянно и является постоянным душевным покоем, мы и называем Нирваной. И для того, чтобы к нему прийти, нужно прежде всего преобразовать свою душу, но преобразовать ее не посредством хирургического вмешательства, а тренировкой ума.

Те отрицательные эмоции, которые мы испытываем, обычно в качестве основы имеют наши цепляния за собственное «я».

Если попытаться воспользоваться терминологией психологии, то на уровне эмоций мы можем, наверное, различить два типа чувств: отрицательные и положительные. Мы считаем, что положительные эмоции могут быть основаны на логике, а отрицательные нет.

Если, например, для того, чтобы проиллюстрировать эту мысль, мы рассмотрим идею о том, что живые существа стремятся к счастью и стремятся избежать страданий и имеют право на это, если мы понимаем, что наше собственное будущее, счастье зависят от блага и счастья других и поэтому для того, чтобы свое собственное счастье получить, мы должны о благе других заботиться, то исходя из этого уже у нас возникает подлинное сострадание к другим животным существам. И эта эмоция — положительная, она основывается на логическом размышлении. Если мы действительно принимаем то, что говорим и чувствуем, то это будет прочная положительная эмоция. С другой стороны, если мы чувствуем привязанность к какому-то человеку, то это тоже эмоция. Например, мы говорим: это мой дорогой друг, это мой любимый человек — то эмоция действует, но она на логике не основывается. И если отношение этого человека к нам несколько изменится, то изменится соответственно и наше отношение к этому человеку. В первом случае этого не произойдет, потому что мы понимаем всеобщую нашу взаимосвязь и наше сострадание к этому живому существу никак не зависит от того, как оно относится к нам. Во втором случае совершенно иначе: если изменилось отношение к нам человека, к которому мы привязаны, наше отношение к нему сразу ухудшится. И вот эта вторая эмоция основывается преимущественно на чувстве, не на логике, и в большой степени она основывается на нашем иллюзорном представлении об этом человеке, основывается на иллюзии.

Иллюзией в данном случае мы называем то, что считаем истинным, но на самом деле истинным не являющимся.

Очень важно понимать, что мир весь взаимосвязан. Например, если мы возьмем в качестве предмета исследования эту бутылку (показывает на бутылку с минеральной водой) и начнем ее анализировать, то как будет происходить этот процесс? Сначала мы будем говорить о том, что она имеет форму, имеет цвет. Впоследствии мы придем к выводу, что она состоит из частиц? Да, конечно, состоит из частиц. Если мы будем рассматривать это на относительном уровне истинности. Но если мы анализ свой углубим и посмотрим, что же такое частица, то мы увидим, что частицы не имеют какой-то собственной независимой природы. В конце концов мы увидим то, что в буддизме называется «пустотой».

Это вовсе не значит, что внешнего мира не существует, как иногда это неправильно понимают, что существует один лишь ум, т. е. воспринимающее сознание. Конечно, это не так. Внешний мир существует, но он существует не таким образом, каким представляется уму.

При рассмотрении бутылки мы находим многие факторы, которые являются частью нашего представления о бутылке и частью самой бутылки. Мы, анализируя ее, видим, что все эти факторы в равной степени относительны, что не существует какого-то абсолютно независимого зерна, которое мы могли бы назвать бутылкой, что все существует только в отношении друг к другу. Вот постижение такой подлинной реальности мы и называем «шуньята» или «пустота».

Когда мы открываем себе постижение этой подлинной реальности вещей, то это в очень большой степени помогает снизить уровень привязанности и уровень «цепляния».

Это и есть путь для достижения Нирваны.

Строго говоря, нирваной мы и называем подлинное постижение «шуньяты», пустоты. Медитируя на пустотности, мы достигаем постепенного снижения уровня всех отрицательных эмоций. Это состояние мы называем Нирваной.

Т. е. бывает паринирвана и махапаринирвана.

Опять-таки имеются различные интерпретации в зависимости от философских школ.

Итак, это понятие также по-разному трактуется в разных буддийских школах. В частности, в ранних буддийских школах считали, что после того, как Будда достиг просветления в Бодхи-Гая, пока еще тело его оставалось, это еще была нирвана — а когда тело разрушалось, то при этом полностью прекращается и сам поток сознания, т. е. существо прекращает свое существование - окончательно.

Но согласно традициям матхьямики и другим буддийским традициям само сознание человека состоит весьма сложно, поэтому внутри этого сознания мы можем отделить само сознание от отрицательных эмоций, о которых мы говорили. Это относится к той части грубого сознания, которая зависит от мозга. Ведь есть еще и более глубокие, тонкие слои сознания, слои тонкой энергии, которые непосредственно с мозгом не связаны. На этом уровне, в более тонком, тоже возможно отделение отрицательных эмоций от самого сознания. Когда это достигается, тогда и достигается махапаринирвана, но сам поток сознания, чистого сознания, продолжается. И таким образом, в интерпретациях большинства буддийских школ буддизм оказывается, наверное, наиболее индивидуалистической религией, поскольку с самого качала упор делается на то, чтобы человек своими усилиями должен достичь освобождения, что каждый имеет индивидуальное право на счастье и даже при достижений состояния Будды сохраняется индивидуальность каждого.

Я прошу прощения, что слишком долго все это объяснял.

Бичелдей. Спасибо. Уважаемые друзья! Напоминаю, что идет пресс-конференция, а не ответы на вопросы. Поэтому прошу задавать вопросы представителям той или иной информационной службы, газеты, журнала. Прошу вас! Третий микрофон. Говорите. Кого представляете?

Вопрос. Монгуш Байыр-оол, заведующий кафедрой института усовершенствования учителей...

Бичелдей. Прошу извинить (показывает на другой микрофон). Второй микрофон!

Вопрос. Корреспондент Куулар, радиовещание. Уважаемый Учитель! У Вас за плечами насыщенный яркий жизненный путь, Вы встречались с известными людьми нашего времени. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас настоящие искренние друзья, кто они и по какому принципу Вы их выбираете?

Далай-лама. (Смеется). Самый близкий друг — я сам.

В зале смех. Аплодисменты.

Бичелдей. Третий микрофон, пожалуйста!

Вопрос. Надежда Эргеп, газета «Шын». Ваше Святейшество, какая грусть посещает Ваше сердце по устройству мира? Что особенно тревожит Ваше сердце? И что радует Вас в этом мире?

Далай-лама. Если позволите, я сначала еще добавлю по предыдущему вопросу, посерьезнее немножко.

Далай-лама. Я лично считаю наиболее могучим источником человеческого счастья, как на индивидуальном уровне, так и на уровне семьи, нации или международном, любовь, т.е. человеческое чувство.

И поэтому доброе, сострадательное сердце я считаю подлинной драгоценностью.

Как человек, практикующий буддизм, я считаю, что, поскольку каждое живое существо имеет способность развить такое сострадательное сердце, то живые существа являются настоящими друзьями.

И говоря искренне, все те люди, которые от всей души практикуют это учение, развивая в себе сострадание, являются моими лучшими друзьями. (Перевод.)

Теперь относительно второго вопроса. Конечно, угроза ядерной войны — это самая серьезная вещь.

К счастью эта угроза сейчас существенно уменьшилась.

Тем не менее, на плечах человечества остается серьезная ответственность за полное уничтожение ядерного оружия.

Вторая проблема связана с охраной окружающей среды, которая в каком-то смысле еще более опасна. Потому что ядерную угрозу... Всем понятно, что это ужасно, поэтому у всех есть большое желание сократить или уничтожить ядерное оружие. Это всем понятно. Разрушение же окружающей среды идет поначалу незаметно. Мы не замечаем, что мы делаем, а когда замечаем — зачастую уже оказывается слишком поздно.

Что касается представления о благом будущем, то я думаю, что доброе будущее мы получим прежде всего, если проведем демилитаризацию.

Конечно, понятно, что это невозможно сделать за одну ночь, но шаг за шагом мы можем прийти к полной демилитаризации. Хотя при этом, наверное, нужно будет организовать какие-то международные силы по поддержке порядка.

Теперь, другая важная проблема, которая стоит перед человечеством. Это рост народонаселения и контроль над рождаемостью. Хотя по буддийскому учению каждое живое существо бесконечно ценно, но реальность такова, что эти проблемы приходится как-то решать. В нашей части мира она не стоит, конечно, так остро, но если мы возьмем весь мир в целом, то увидим совершенно неуправляемый рост народонаселения. Если он не будет сокращен, то наша планета просто не в состоянии будет выдержать через какое-то время. Поэтому мы должны подумать о некоторых средствах, этически допустимых и безвредных, контроля над рождаемостью.

Бичелдей. Спасибо, второй микрофон.

Вопрос: Артык Ховалыг, женская газета «Эне созу». Ваше Святейшество, существуют ли особые ритуалы для женщин при совершении обрядов и молитв.

Далай-лама. Да, в дисциплинарном коде Винае существуют в равной степени как обеты для монаха-мужчины, так и для женщины-монахини. К сожалению, монашеский код не был полностью передан в Тибет по географическим и историческим обстоятельствам. Потому что согласно правилам Винае, которые в Тибете приняты, для того, чтобы посвятить женщину в монахини необходимо присутствие женщины-настоятельницы, а женщинам-настоятельницам очень трудно было прийти в Тибет из Индии. Поэтому эта традиция в Тибете не прижилась. Но, к счастью, в Китае традиция эта существует, поэтому женщины могут выполнять, в принципе, все то же самое, что и мужчины.

Поэтому, когда только что я был в Калмыкии, то я там даже предложил: раз у вас есть такой большой энтузиазм построить монастыри, то вам следовало бы построить также и женский монастырь.

Так же и в Туве. Я очень хотел бы, чтобы был хотя бы один женский монастырь.

Оживление в зале.

Что касается вообще религиозной практики на уровне разных классов Тантры, то практика выполняется мужчинами и женщинами совершенно одинаково.

Бичелдей. Спасибо. Третий микрофон, пожалуйста.

Вопрос. Наталья Бавуу, фонд мира и тувинская ассоциация «Семья».

Бичелдей. Прошу извинить...

Вопрос. Газета «Шын». Дорогой учитель, нас очень беспокоят Ваши отношения с Китаем, с руководством Китая. Каковы перспективы улучшений этих отношений и как Вас воспринимают в Китае?

Улыбка с лица Далай-ламы сходит.

Далай-лама. Ну что ж... относительно наших отношений с Китаем — история эта очень длинная.

Почти двухдесятилетняя.

Иногда мы были хорошими соседями, иногда — не очень.

Но важно придти к мысли, что Тибет всегда старался быть самостоятельной нацией.

Отношения между Китаем и Тибетом были по-разному организованы. Иногда, когда Тибет становился слабее, Китай имел весьма существенное влияние на его политику, но бывало и наоборот. Когда тибетцы оказывали влияние на китайскую политику, отношение между Тибетом и Китаем, которые существовали даже во времена увеличения Китайского влияния в Тибете, никогда не рассматривались нами, как отношения владыки и подчиненного. Они рассматривались нами как отношения духовного учителя и милостынедателя. Была такая концепция. Тибет, как бы, является духовным учителем для Китая, а Китай обеспечивает его благосостояние — такого рода была концепция отношений.

Аргументация, которую используют китайцы, утверждает, что Тибет является частью Китая: Точно такова же, как и его аргументация, относящаяся к тому, что «Монголия является частью Китая» и даже «Тува является частью Китая».

Поэтому «тибетский вопрос» — это вопрос чисто политический.

По этому поводу, тем не менее, я неоднократно говорил, что здесь последнее слово за тибетским народом, что тибетский народ должен решить: где он. В Китае или нет.

Моя главная забота относительно Тибета состоит в том, что в данное время, после сорока уже лет китайской оккупации, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, все равно продолжаются колоссальные разрушения.

Далай-лама. Разрушено более 6200 монастырей.

Пауза.

Далай-лама. Умерло около 1 млн. 200 тысяч тибетцев.

И сейчас уже в Тибет переселилось более 7 млн. китайцев, в то время как тибетцев там всего 6 миллионов.

Из-за этого происходит ужасающие разрушений окружающей среды и культурный геноцид.

Поэтому недовольство тибетцев по отношению к Китаю сейчас очень сильно.

По этим причинам сейчас даже те из тибетцев, которые разделяли коммунистические идеалы (а были тибетцы, вступившие в коммунистическую партию еще в 30- годах, а затем вступали в нее в 60-70-х годах — те, кто связывал свои надежды на НТП, так называемым «мертвым освобождением» Тибета Китаем) даже они, кто относился с симпатией к китайцам, сейчас глубоко разочарованы и практически 99 % тибетцев, если не больше, категорически против присутствия китайцев в Тибете. Понимая это, китайцы жесточайшим образом подавляют самые малейшие проявления недовольства. Они Ничего не обсуждают, просто принимают репрессивные меры. При этом совершаются невероятные нарушения элементарных прав человека. Поэтому я очень беспокоюсь. Если мы сейчас что-то не сделаем, то само существование тибетской нации как таковой ставится под сомнение, ставится под вопрос.

Когда по инициативе китайского правительства в конце 70-х гг. мы установили непосредственные контакты с китайским правительством, то нами были посланы в Тибет по согласованию с китайцами три делегации, которые должны были прояснить истинное положение вещей в Тибете. И позже еще было создано две комиссии. Мой личный представитель общался с китайским руководством девять раз. В последний раз это было в прошлом июне. Я всегда говорил, что я готов вести прямые переговоры без каких-либо предварительных условий.

Бичелдей. Спасибо. Ваше Святейшество, у нас время, отведенное на пресс-конференцию, заканчивается. Закончим, наверное, тремя вещами. Очень коротко, предоставляем слово вам (обращается к стоящему у микрофона камбы-ламе Сандак Казаку) и один письменный вопрос поступил. Я задам сначала письменный вопрос, потом слово Вам, Учитель (обращается к камбы-ламе), подождите немного. И в заключение слово Вам (обращается к Далай-ламе).

Вопрос такой: Где находится страна Шамбала? Считают, что она находится где-то в Тибете или Горном Алтае.

Далай-лама. (Смеется). Да, это таинственная страна.

Если мы расстелем карту мира и попробуем найти ее там, то мы не найдем.

Но с другой стороны, если мы попробуем отрицать существование Шамбалы вообще, то в воздухе рождается вопрос о происхождении Калачакратантры, потому что Кала-чакратантра — один из важнейших буддийских текстов — происходит из Шамбалы. Поскольку многие великие индийские и тибетские учителя, практикуя Тантру, достигали глубочайших результатов в духовном самосовершенствовании, нет никаких сомнений в том, что эта Тантра подлинная, хотя явилась она в этот мир достаточно поздно.

Поэтому очень хорошо, что у нас остается очень таинственное. По человеческой психологии наличие каких-то необъясненных, таинственных вещей тоже служит источником вдохновения...

Бичелдей. Спасибо. Учитель (обращается к камбы-ламе)... Пожалуйста, покороче.

Камбы-Лама. Я обращаюсь к Учителю от буддийских общин всей Тувы и некоторых зарубежных религиозных общин. В программе визита встреча с нами у Вас предусматривалась, но она сорвалась. И поэтому я сейчас прошу Учителя уделить нам короткое время для специальной встречи.

Далай-лама. Я бы хотел встретиться. Если будет возможным, мы встречу проведем.

Бичелдей. Спасибо. И Ваше слово (обращается к Далай-ламе).

Далай-лама. Сейчас уже мне нечего сказать, кроме того, чтобы сказать «спасибо». (Перевод.)

Я очень доволен вашим искренним желанием знать разные...

Далай-ламе преподносят подарок.

Бичелдей. Спасибо, уважаемые журналисты. Всего вам доброго.

Далай-лама встал из-за стола, подходит к кромке сцены и, сложив руки у груди, несколько раз поклонился.



Три дня в Туве
Репортажные записи корреспондента «Радио» Натпий-оол Леонида Xунай-ооловича
г. Кызыл, 1995 г.
Фотографии из архивов Верховного Хурала РТ и республиканского краеведческого музея.

Вернуться назад