Начало > Топ / Видео & Аудио / Обращения / Наука > 16-я конференция Евразийской академии нейрохирургии

16-я конференция Евразийской академии нейрохирургии


21-02-2011, 23:52


Скачать

Выступление Его Святейшества Далай-ламы на 16-й конференции Евразийской академии нейрохирургии 18 февраля в Мумбаи, Индия.
Продолжительность: 18 мин.


Дорогие, уважаемые… замечательные ученые. Я, действительно, очень счастлив принимать участие в этой встрече. Для меня большая честь встречаться с группой выдающихся, опытных нейрологов. В кругу ученых с большим стажем мне нечего сказать…

Мне по душе эта формулировка: целостный подход к миру нейрохирургии. С самого детства я, движимый любопытством, проявлял интерес к биологии, различным отраслям науки и, разумеется, устройству мозга. А в последние 30 с лишним лет я веду инициированный мною диалог с учеными из разных областей науки, основные из которых четыре: космология, нейробиология, физика (прежде всего, квантовая физика) и психология. Таковы эти четыре области.

На протяжении этих лет я сделал следующее наблюдение. В том, что касается исследования материи ― того, что вы можете увидеть, измерить ― современная западная наука достигла существенного прогресса, и этот прогресс продолжается. Замечательно!

Но есть еще и наука о человеческом сознании, эмоциях. В этой области [значительное место занимает] древнеиндийская традиция с присущими ей практиками самадхи и випассаны, которые работают с умом. Для выполнения этих практик нужно лучше понимать, что представляет собой сознание, каковы его функции. Поэтому в [древнеиндийских традициях], в том числе и в буддизме, мы находим больше информации, а также больше техник, позволяющих управлять различными эмоциями.

Постепенно в среде выдающихся ученых, в особенности представителей западной, американской науки, а также отчасти европейской, зародился неподдельный интерес к тем знаниям о сознании, об эмоциях, которой мы располагаем.

Те доклады, представленные специалистами в области мозга, демонстрирующие его работу, вызывают огромное восхищение. Проведенные ими операции ― настоящее чудо! Мы, люди, тысячелетиями только и делали, что возлагали надежды на бога, молились, молились… Но сегодня развитие научно-технической мысли помогло нам осуществить многие наши мечты. И это прекрасно, прекрасно!

Единственная моя просьба, пожелание: продолжайте исследования.

Вы используете вот это слово «целостный»... Когда мы имеем дело с человеческим телом, и особенно с мозгом, то нельзя сбрасывать со счетов сознание человека, его эмоции. В человеческом сознании, согласно древнеиндийской традиции, можно выделить две категории.

К первой относятся те виды сознания, которые в основном связаны с органами чувств. Сознание, сопровождающее движения тела, относится к этой категории. Слуховое восприятие, зрительное, даже наш язык ― все это также попадает в эту категорию.

Ко второй категории относится то, что мы называем ментальным сознанием. Оно не опирается на телесные органы чувств. До сего дня я неоднократно задавал ученым один вопрос. Достоверное познание и ошибочное восприятие, на уровне мозга между ними невозможно провести различие. В тот момент, когда мы видим объект, мы, в силу определенных факторов, идентифицируем его как то или иное. Но затем, продолжая исследование или основываясь на информации, полученной от третьего лица, мы выясняем, что идентифицировали его неверно.

Речь идет об одном и том же потоке ума, сфокусированном на одном и том же объекте. Однако вначале, из-за недостатка знаний, формируется ошибочное представление, но затем при получении дополнительных разъяснений и проведении собственного исследования, мы приходим к достоверному познанию.

Если отталкиваться от одних только клеток мозга, то различие между этими двумя видами познания провести трудно. Но различие есть. Вы, выдающиеся ученые, проводите исследования. Разумеется, в этих исследованиях задействовано сознание, связанное с органами зрения, органами осязания, органами слуха. Но кто в конечном итоге принимает решение? Собирает различную информацию из разнообразных источников и затем формирует правильное понимание? Это шестой вид сознания, ментальное сознание.

Я полагаю, что необходимо продолжать исследования в этом направлении. Во многих институтах, университетах, насколько я знаю, в Америке, а также и в Индии, как я недавно заметил, такая работа ведется. Я надеюсь, что она будет продолжена для выявления факторов, способствующим здоровым состояниям ума. Конечно, если есть проблемы с телом, то это другой вопрос. Здесь может помочь только ваша хирургия, это единственное решение. Но если говорить о профилактических мерах, то важен покой ума. Чрезмерное беспокойство, чрезмерный стресс обычно ведут к химическим реакциям в нашем мозге. Так ведь?

А это в свою очередь приводит к болезням. В целом, покой ума ― это наилучшее средство предотвращения заболеваний, профилактическое средство. Ведь бывает, что у здорового человека с нормально функционирующим мозгом, эмоции несколько разбалансированы. Я искренне надеюсь, что новые исследования позволят нам прояснить общую картину.

Обычно, когда я участвую в совместных заседаниях и обсуждениях с учеными, то подчеркиваю, что наши встречи преследуют две главных цели. Во-первых, мы расширяем область своих познаний о внешнем и внутреннем мире. Это уровень академического исследования, исключительно. Мы здесь не говорим о том, что идет во благо, а что во вред, мы концентрируемся на чистой науке, исследуем реальность.

Вторая цель: многие люди тут со мной согласятся. В 18-м, 19-м, 20-м столетиях наука поистине продвигалась семимильными шагами, прогрессировала и техническая мысль. Но при этом 20-й век также стал веком кровопролития, веком насилия. Я обычно называю войну мобилизованным насилием. Войны ― часть истории человечества. Однако причиняемый войнами вред в прежние времена был ограниченным. Сегодня же разрушительная сила оружия существенно возросла, и поэтому войны причиняют гораздо больше страданий. Технологии сами по себе не гарантируют построение целостного, гармоничного и сострадательного мира. Вы ведь также касались этики, так ведь?

Если говорить об этике, то я, как правило, выделяю два уровня. Первый: этика, в основе которой религиозная вера. Но должна существовать и этика, не связанная с религией. Мы должны ее отыскать. Она должна быть возможна. Возьмем семимиллиардное население планеты: большая часть, если посмотреть правде в глаза, не так уж серьезно относится к вере, к религии. Этим людям также необходима определенная нравственная этика, чтобы их жизнь была счастливее, а общество ― гармоничнее, гуманнее. Чрезмерная коррупция, чрезмерные негативные эмоции, действия совершенные из зависти, ненависти, страха ― и вот во всем обществе превалируют нездоровые тенденции.

Нам нужно найти средства и способы пропаганды нравственной этики, не касаясь религиозной веры. И, на мой взгляд, наилучшая основа для такой этики ― это научные открытия. Я думаю, что чем больше сострадания и покоя в уме, тем крепче здоровье. Чрезмерные беспокойства, страх, гнев очень губительны для нашего здоровья. Все заботятся о своем теле, о своем здоровье. Обычно наши встречи с учеными проходят под девизом: «Здоровое тело, здоровый ум». Здоровье тела и здоровье ума тесно связаны. Оздоровление своего ума ― это наилучший способ оздоровить и свое тело. В особенности, если мы говорим о профилактических мерах. Но если уже начались серьезные проблемы, то нужно спешить за помощью к вам.

Но пока до этого не дошло ― у нас есть весь необходимый потенциал. Нужно стараться сохранить покой и безмятежность ума. Когда сталкиваешься с проблемой, нужно постараться получить целостную картину происходящего, и это поможет сохранить внутренний покой. На самом деле, у любого явления множество различных аспектов. Беда в том, что когда мы сталкиваемся с проблемой, то смотрим на нее лишь под одним углом, рассматриваем только один ее аспект. И все рисуется нам в черном цвете. Если концентрироваться только на этом, то ситуация может показаться невыносимой. Но если посмотреть на ту же самую трагедию с разных сторон, то, возможно, удастся обнаружить в ней и положительные моменты.

Когда пытаешься сложить целостную картину и принимаешь в расчет все четыре измерения или даже шесть измерений, то яснее видишь реальное положение дел и можешь разглядеть и положительные стороны. А это снимает беспокойство. Если же смотреть под одним-единственным углом, то можно впасть в глубокое отчаяние. А стоит взглянуть на то же самое событие под другим углом, и вот они положительные моменты! Все взаимозависимо. Самая страшная трагедия может принести с собой и что-то положительное. Такая возможность есть. Как только нам удается добиться целостной картины, то отчаяние и другие подобные состояния отступают. Я сам применяю это на практике и делюсь своим опытом с другими людьми.

Итак, если мы хотим найти основу для секулярной этики, то результаты научных исследований могут сыграть здесь важнейшую роль. На этом все. Спасибо!


Видео: Тензин Чойджор
Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский

Вернуться назад