Начало > Новости > В завершение визита в Дехрадун Его Святейшество Далай-лама даровал учение по буддизму для школьников
В завершение визита в Дехрадун Его Святейшество Далай-лама даровал учение по буддизму для школьников20-09-2012, 13:00 |
Массури, Индия, 18 сентября 2012 г. – Наконец-то затяжные проливные дожди закончились, и на голубом безоблачном небе засияло солнце, освещая склоны окрестных гор. Утром, Его Святейшество Далай-лама вышел из храмового комплекса, где он ночевал, и направился к школе Фонда «Тибетские дома», любуясь кустами гибискуса вдоль дорожки, покрытыми розовыми и белыми цветами. У входа в школу Далай-лама поздоровался с 90-летним тибетцем, а затем прошел к своему месту под навесом и сел в приготовленное для него кресло. В первом ряду усадили самых младших учеников в опрятной школьной форме, которые приготовились внимательно слушать, и Его Святейшество без промедления приступил к лекции. Он рассказал детям, что сегодня буддисты из многих стран приезжают послушать его учения, и всем им он напоминает, что в мире есть множество религий, и буддизм лишь одна из них. На санскрите религиозная или духовная практика называется Дхармой, которая призвана защитить нас от страданий, поскольку подразумевает воздержание от недобродетельных мыслей и поступков. Далай-лама разделил все религии на две категории: древние традиции поклонения духам и принесения в жертву животных и традиции, имеющие под собой философскую основу. В Индии род Шакьев появился за три тысячи лет до буддизма и стал источником возникновения индуизма. Буддизм зародился около 2500 лет назад одновременно с джайнизмом, а позднее пришел сикхизм. На Ближнем Востоке зародились иудаизм, христианство и ислам, а Персия стала родиной зороастризма. Все эти традиции опираются на определенную философию. ![]() «Можно ли назвать бездетного человека матерью или отцом? Мы называем людей родителями лишь для того, чтобы обозначить, что у них есть дети». Здесь надо понимать, как происходит наш мыслительный процесс. Необходимо выделить концептуальное и сенсорное восприятие. Есть разница между тем, как мы воспринимаем цветом, на который смотрим, и тем, как мы думаем о нем. Современные ученые изучают, какие участки мозга участвуют в этом процессе, подобно тому, как они постепенно определяют участки мозга, задействованные, когда мы ощущаем гнев или сострадание. Далее Его Святейшество пояснил, что подразделяет буддийские писания на буддийскую науку и буддийскую философию, которые могут заинтересовать ученых, а также на буддийскую религию, удел практикующих буддистов. В буддийской философии, например, рассматриваются вопросы непостоянства и ежемгновенного изменения. На тонком уровне все постоянно меняется, ничто не остается неизменным, и это мы можем разглядеть в микроскоп. Буддисты приходят к этому выводу путем логических умозаключений, в то время как ученые воочию наблюдают эту картину при помощи специальных инструментов. Изменения происходят под действием причин и условий. Что бы ни появилось на свет, рано или поздно оно непременно распадется. Ничто не существует независимо, все зависит от других факторов. Поэтому буддисты говорят о причинно следственной связи и взаимозависимости и отрицают идею бога-творца. «Те, кто верит в бога-творца, говорят о постоянной и неизменной душе, но буддисты это отрицают. Тем не менее, это не означает, что “я” не существует вовсе. Например, в буддизме есть практика “замены себя на других”. Но, говоря о “я”, мы подразумеваем, что нет постоянного, неизменного “я”». ![]() Тончайший ум не имеет начала и конца. В трактатах по логике говорится, что то, что не является умом, не может быть причиной ума. Именно так буддисты объясняют существование прошлых жизней. Его Святейшество отметил, что один из его друзей-ученых сказал ему, что такое объяснение природы сознания не противоречит фактам. Необходимо дальнейшее изучение фактов, но поскольку мы говорим, что у сознания нет начала, а сознание – это один из основных факторов, определяющих человека, то нет начала и у «я». Что же касается третьего вопроса, есть ли у «я» конец, то теистические религии говорят о судном дне, в то время как буддизм говорит, что наш поток ума продолжается до тех пор, пока мы не достигнем просветления или освобождения. Таким образом, у «я» нет конца. Его Святейшество пояснил: «Я спросил у своего друга-христианина, откуда появился бог? И он ответил мне, что христиане не задают таких вопросов, они не анализируют происхождение бога. Но мы, буддисты, такие вопросы задаем, мы спрашиваем, каковы причины и условия страданий и счастья. Мы задаем вопрос, есть ли у “я” начало и конец, и большинство школ буддизма считают, что у сознания нет конца». Пояснил Его Святейшество и некоторые различия, существующие между разными буддийскими традициями. Он сказал, что объяснение Четырех благородных истин, которое принимают все буддисты, содержится в палийский канон, однако есть еще учения Махаяны, которое Будда не давал широкой аудитории. Например, Сутра сердца, представляющая собой беседу между Шарипутрой и Авалокитешварой, бодхисаттвой в форме божества. Некоторые люди отрицают, что Будда давал махаянские или тантрические учения, но великие наставники, такие как Нагарждуна, изучали эти учения и пришли к выводу, что они были преподаны Буддой. В Четырех благородных истинах Будда учил о страдании и его причинах, освобождении и пути, ведущем к освобождению. Но, сказал Его Святейшество, без пояснений, которые содержатся в Махаяне, трудно понять, что такое освобождение. Переходя к теме буддийской практики, Далай-лама сказал: «Я бы хотел провести краткую церемонию зарождения Бодхичитты, состояния ума, устремленного к просветлению ради блага других существ. Мы будем произносить строфу, которую вы все хорошо знаете: я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе... В Ладаке я как-то спросил, сколько людей знают эти строки, и все подняли руки. Но когда я задал вопрос, кто понимает смысл этих слов, рук поднялось гораздо меньше». «В первой строке говорится о принятии прибежища, как этому учат в традиции Махаяны, “я принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе до тех пор, пока не достигну просветления”. Будда пришел в этот мир, даровал свое учение, а его последователи претворили это учение не практике. Когда кто-то обретает подлинный опыт Дхармы или Учения, мы говорим, что этот человек стал членом Сангхи. Мы принимаем прибежище в этих трех объектах, и это “причинное прибежище”. Есть также “результативное прибежище”, то есть Будда, Дхарама и Сангха, порожденные в потоке нашего ума посредством опоры на причинное прибежище. Будда Шакьямуни - это нирманакая. Это тело возникло из самбхогакаи, а оно, в свою очередь, из дхармакаи. Все эти тела можно обрести в силу того, что ум пуст, то есть свободен от самобытия, а загрязняющие его омрачения могут быть устранены. Фактор, позволяющий нам достичь просветления, носит название просветление. ![]() Затем Его Святейшество вместе со слушателями прочел вслух строки, которые он прокомментировал, чтобы зародить устремление к просветлению на благо всех существ, Бодхичитту. В завершение учения Далай-лама сказал, что очень доволен, что ему удалось немного рассказать учениками о пустоте и Бодхичитте, которые являются основой буддийского учения, а также добавил, что важно практиковать нравственное поведение, ненасилие и непричинение вреда другим. Он пояснил, что если нет возможности помочь, то надо стараться хотя бы не навредить. После этого Его Святейшество даровал передачу на мантру Манджушри, бодхисаттвы мудрости, - Ом Ара Паца Нади – которая, по его словам, помогла ему в дни молодости, когда он сам учился. И, в заключение, Далай-лама сказал: «Не забывайте всегда посвящать заслуги, говоря – да стану я просветленным во благо все существ, и да сумеем мы насладиться плодами всех наших молитв. Спасибо». На этом Его Святейшество попрощался со всеми, прошел к выходу через ряды учеников и сотрудников школы, склонившихся с руками, сложенными в молитвенном жесте, с улыбками на счастливых лицах, сел в ожидавшую его машину и направился в аэропорт города Дехрадун, чтобы вылететь домой, в Дхарамсалу. Вернуться назад |