Начало > Новости > В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет13-10-2013, 20:22 |
Мехико, Мексика, 12 октября 2013 года – Чтобы добраться до комплекса «Арена Сьюдад де Мехико» Его Святейшество Далай-лама совершил долгую поездку через запруженные машинами улицы Мехико. Мотоциклетная охрана тибетского духовного лидера по прибытии оцепила здание, где проводились учения. Сотни людей выстроились на тротуаре в ожидании своей очереди войти в комплекс. Многие приветственно махали Его Святейшеству руками. Его Святейшество Далай-лама и Ричард Гир на сцене «Арена Сьюдад де Мехико». 12 октября 2013 г. Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ) «Братья и сестры, я всегда подчеркиваю, что людям лучше сохранять верность тем духовным традициям, в которых они были рождены. Однако в 21 столетии ради продвижения межрелигиозной гармонии, очень полезно больше узнавать друг о друге. Все основные религии мира учат любви и состраданию. Чтобы преуспеть в этих практиках, необходимы терпимость и прощение, самодисциплина и умение довольствоваться тем, что имеешь. Этим практикам учат все религии, и мы можем обогатить друг друга, делясь нашими знаниями». «Конечно, в том, что касается философии, у каждой традиции есть свое особое мнение, но различные подходы направлены на усиление практики любви и сострадания, на помощь в обретении внутреннего покоя и мира. Западные страны не знали о буддизме в течение долгого времени, но сегодня искренний интерес к учению Будды все больше возрастает, в том числе среди ученых». Его Святейшество сделал краткий обзор буддизма, объяснив, что первое учение о Четырех благородных истинах, дарованное Буддой, стало основой для всех последующих. Он рассказал о зарождении палийского канона, распространенного в Юго-Восточной Азии, и санскритского канона, которого придерживаются в Китае и Корее, Японии и Вьетнаме. Согласно санскритской традиции, с первым поворотом колеса Дхармы в Сарнатхе Будда даровал учение о Четырех благородных истинах. В Раджагрихе он повернул колесо учения во второй раз и рассказал о совершенстве мудрости, более подробно раскрывая Третью благородную истину, освобождение [от страданий]. С третьим поворотом колеса Дхармы в Вайшали он объяснил природу сознания или Четвертую благородную истину, путь [ведущий к освобождению от страданий]. «Арена Сьюдад де Мехико», место проведения учений Его Святейшества Далай-ламы. 12 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес «Сочинение, о котором мы будем говорить сегодня, написал в 8-м веке еще один учитель из Наланды, Шантидева. В основном оно касается бодхичитты и путей ее зарождения, а также говорит о том, как практиковать терпимость, прощение, умение довольствоваться тем, что есть, и самодисциплину. Каждый важный момент поэмы Шантидевы опирается скорее на логику и размышления, чем на цитаты из более ранних сочинений. Я не буду читать каждую строку поэмы, у нас совсем мало времени. Я объясню только важнейшие положения. Девятая глава начинается с краткого обобщения буддийского учения, поэтому начнем с нее». Его Святейшество прочел строки, гласящие, что Будда даровал свое учение для [обретения] мудрости. Поэтому, если мы хотим устранить страдания, нам следует развивать мудрость. Существует огромная пропасть между внешней стороной вещей и истинной реальностью; эту пропасть можно преодолеть с помощью образования и тренировки, благодаря пониманию относительной и абсолютной истины. После этого сделали перерыв на обед, и Его Святейшество совершил еще одну длительную поездку на машине через весь город, чтобы посетить Папский университет Мехико, основанный Святым престолом Ватикана. В университете Его Святейшество встречали теплыми улыбками Марио Анхель Флорес Рамос – ректор университета, монсеньор Эухенио Лира Ругарсия – епископ, секретарь Мексиканской епископальной церкви, и монсеньор Криспин Охьеда Маркус, епископ-ауксилиарий Мехико. Все вместе отправились в зал, где тысячи зрителей, как присутствующие лично, так и следящие за интернет-трансляцией, с нетерпением ждали выступления Далай-ламы. Встреча Его Святейшества Далай-ламы в Папском университете Мехико. 12 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес «Мы живем в начале 21-го века, во время неукротимого технического прогресса. Но развитие технологий делает удобнее только наше физическое существование; какими бы сложными ни были современные технологии, они не дарят нам любви и нежности – истинного источника ментального счастья. Папа Римский Бенедикт говорил, что вера и разум должны идти рука об руку. Научный подход очень полезен, нам необходимы исследования и анализ, особенно в современном мире высоких технологий, но само по себе это не приносит внутреннего мира и покоя. Вера дарит нам утешение и внутренний мир. Чтобы сделать общество более счастливым, нужна духовность». «По моему мнению, духовные традиции имеют две стороны: практика и философия. Наши традиции очень схожи в том, что касается практики: мы сосредотачиваемся на любви и сострадании, терпимости и умении довольствоваться тем, что есть. Мы можем видеть к чему ведут эти практики на примере многих чудесных людей, которые, подобно матери Терезе, посвятили свои жизни служению другим». Его Святейшество сказал, что вера несомненно помогает многим обрести внутренний покой и мир, поэтому особенно печально, когда возникают конфликты во имя религий. Вот почему так важно способствовать межрелигиозной гармонии, как это делал Папа Римский Иоанн-Павел II, когда созвал всемирную встречу более чем 25 лет тому назад. Его Святейшество упомянул Индию, страну, где все основные религии мира живут бок о бок в гармонии вот уже больше двух тысяч лет. Его Святейшество Далай-лама в Папском университете Мехико. 12 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес Его Святейшеству задали несколько вопросов. Что касается реинкарнации, он ответил, что идею о том, что нас создал Бог, понять гораздо проще. Однако, с точки зрения буддизма, идея о множестве жизней очень тесно переплетена с идеей о бесконечном потоке сознания. Его также спросили, кто такой Бог и что такое Бог, и Его Святейшество рассказал, что однажды его спросили, что бы он спросил у Бога, если бы мог с ним поговорить. Тогда он ответил, что задал бы такие вопросы: “Кто Вы такой? Откуда Вы пришли? Что Вы делаете?”. В заключение, на вопрос о будущем человечества, Его Святейшество выразил восхищение колоссальной силой идеи, что все вокруг – это творение Бога, даже наши враги. Он также добавил, что в нетеистических традициях то, что с нами происходит, считается результатом наших собственных прошлых действий. В самом конце встречи Его Святейшеству показали мемориальную доску, которая будет установлена на территории университета в честь его визита; ему также вручили памятные подарки. Затем выступил хор детей, доставив всем присутствующим огромную радость и удовольствие. Во второй половине дня Его Святейшество вернулся к проведению учений. Он подчеркнул, что высшие школы философской мысли не могут просто навязывать свои взгляды низшим, но должны доказывать их с помощью логических обоснований. Подобным образом, как говорит Шантидева, высшие йогины опровергают [представления] низших. Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в Мехико. 12 октября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Его Святейшество кратко описал семичленную практику, о которой упоминается во второй и третьей главах; она является подготовительной к церемонии зарождения бодхичитты, которую, как он надеется, они проведут завтра. Во время церемонии будут совершаться подношения как противодействие скупости, простирания как противодействие высокомерию и гордыне, раскаяние, обретение прибежища в Трех драгоценностях, что является противоядием от трех ядов: привязанности, ненависти и неведения. Это еще одна причина, почему дается объяснение непостоянству. За семичленной практикой следует сорадование, просьба Буддам стать нашими учителями и не позволить нам умереть прежде, чем нам удалось зародить бодхичитту. Его Святейшество завершил сегодняшнюю сессию словами, что если мы практикуем, осознавая реальность, то в наших силах преодолеть разрушительные эмоции, а это ведет к покою ума. Чем больше мы обдумываем эти вещи, тем глубже становится наша осознанность. Его Святейшество добавил, что как простой буддийский монах, практикующий уже несколько десятилетий, он может с уверенностью сказать, что если мы искренне следуем нашей практике, то пожинаем благие плоды. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |