В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет

13-10-2013, 20:22  |  Напечатать

Мехико, Мексика, 12 октября 2013 года – Чтобы добраться до комплекса «Арена Сьюдад де Мехико» Его Святейшество Далай-лама совершил долгую поездку через запруженные машинами улицы Мехико. Мотоциклетная охрана тибетского духовного лидера по прибытии оцепила здание, где проводились учения. Сотни людей выстроились на тротуаре в ожидании своей очереди войти в комплекс. Многие приветственно махали Его Святейшеству руками.

В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
Его Святейшество Далай-лама и Ричард Гир на сцене «Арена Сьюдад
де Мехико». 12 октября 2013 г. Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ)
Давний друг Его Святейшества, Ричард Гир встретил Далай-ламу у дверей машины и затем проводил на сцену. В начале встречи Ричард Гир представил Его Святейшество четырем тысячам собравшихся, которые разразились бурными приветственными рукоплесканиями и радостными криками, когда он также появился перед ними и приветствовал их сложенными у груди руками. Заняв свое место в простом кресле, позади которого были развешены несколько танок, Его Святейшество без дальнейшего промедления начал учения.

«Братья и сестры, я всегда подчеркиваю, что людям лучше сохранять верность тем духовным традициям, в которых они были рождены. Однако в 21 столетии ради продвижения межрелигиозной гармонии, очень полезно больше узнавать друг о друге. Все основные религии мира учат любви и состраданию. Чтобы преуспеть в этих практиках, необходимы терпимость и прощение, самодисциплина и умение довольствоваться тем, что имеешь. Этим практикам учат все религии, и мы можем обогатить друг друга, делясь нашими знаниями».

«Конечно, в том, что касается философии, у каждой традиции есть свое особое мнение, но различные подходы направлены на усиление практики любви и сострадания, на помощь в обретении внутреннего покоя и мира. Западные страны не знали о буддизме в течение долгого времени, но сегодня искренний интерес к учению Будды все больше возрастает, в том числе среди ученых».

Его Святейшество сделал краткий обзор буддизма, объяснив, что первое учение о Четырех благородных истинах, дарованное Буддой, стало основой для всех последующих. Он рассказал о зарождении палийского канона, распространенного в Юго-Восточной Азии, и санскритского канона, которого придерживаются в Китае и Корее, Японии и Вьетнаме. Согласно санскритской традиции, с первым поворотом колеса Дхармы в Сарнатхе Будда даровал учение о Четырех благородных истинах. В Раджагрихе он повернул колесо учения во второй раз и рассказал о совершенстве мудрости, более подробно раскрывая Третью благородную истину, освобождение [от страданий]. С третьим поворотом колеса Дхармы в Вайшали он объяснил природу сознания или Четвертую благородную истину, путь [ведущий к освобождению от страданий].

В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
«Арена Сьюдад де Мехико», место проведения учений Его
Святейшества Далай-ламы. 12 октября 2013 г.
Фото: Оскар Фернандес
Учителя монастыря-университета Наланды исследовали, проверяли и анализировали эти учения, и их работы стали источником той буддийской традиции, которая была принесена в Тибет. Тибетский царь, правивший в 7-м веке, решил, что буддизм будет подходящей религией для тибетцев, а затем, один из его преемников в 8-м веке пригласил в Тибет Шантаракшиту, замечательного учителя, ведущего ученого и логика из монастыря-университета Наланды. Несмотря на преклонный возраст, ученый решительно принял приглашение и принес в Тибет винаю (правила монастырской дисциплины), а также буддийскую философию и теорию познания. Таким образом, буддизм в Тибете напрямую наследует чистой традиции Наланды.

«Сочинение, о котором мы будем говорить сегодня, написал в 8-м веке еще один учитель из Наланды, Шантидева. В основном оно касается бодхичитты и путей ее зарождения, а также говорит о том, как практиковать терпимость, прощение, умение довольствоваться тем, что есть, и самодисциплину. Каждый важный момент поэмы Шантидевы опирается скорее на логику и размышления, чем на цитаты из более ранних сочинений. Я не буду читать каждую строку поэмы, у нас совсем мало времени. Я объясню только важнейшие положения. Девятая глава начинается с краткого обобщения буддийского учения, поэтому начнем с нее».

Его Святейшество прочел строки, гласящие, что Будда даровал свое учение для [обретения] мудрости. Поэтому, если мы хотим устранить страдания, нам следует развивать мудрость. Существует огромная пропасть между внешней стороной вещей и истинной реальностью; эту пропасть можно преодолеть с помощью образования и тренировки, благодаря пониманию относительной и абсолютной истины.

После этого сделали перерыв на обед, и Его Святейшество совершил еще одну длительную поездку на машине через весь город, чтобы посетить Папский университет Мехико, основанный Святым престолом Ватикана. В университете Его Святейшество встречали теплыми улыбками Марио Анхель Флорес Рамос – ректор университета, монсеньор Эухенио Лира Ругарсия – епископ, секретарь Мексиканской епископальной церкви, и монсеньор Криспин Охьеда Маркус, епископ-ауксилиарий Мехико. Все вместе отправились в зал, где тысячи зрителей, как присутствующие лично, так и следящие за интернет-трансляцией, с нетерпением ждали выступления Далай-ламы.

В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
Встреча Его Святейшества Далай-ламы в Папском университете
Мехико. 12 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес
Во вступительном слове было отмечено, что в университете изучается христианская доктрина, но в то же время университет открыт и готов к диалогу. Было сказано, что вот уже пятьдесят лет назад, на Втором совете Ватикана, созванном Папой Римским Иоанном XXIII, началось исследование взаимоотношений между Римской католической церковью и современным миром. Частью этого стало более тесное общение с другими религиозными традициями по вопросам взаимоуважения и способствования миру и справедливости во всем мире. Собравшиеся тепло поприветствовали Его Святейшество, а он начал с обращения, привычного в его устах: «Уважаемые духовные лидеры, братья и сестры, я очень счастлив быть здесь. Я знаю, что вашему университету уже четыреста лет и он является одним из главных университетов Римской католической церкви в Латинской Америке. Если не ошибаюсь, во время моего второго визита в Мексику в 2004 году, я принимал участие в межконфессиональной встрече, которая проходила в кафедральном соборе Мехико, и я бесконечно рад снова быть здесь».

«Мы живем в начале 21-го века, во время неукротимого технического прогресса. Но развитие технологий делает удобнее только наше физическое существование; какими бы сложными ни были современные технологии, они не дарят нам любви и нежности – истинного источника ментального счастья. Папа Римский Бенедикт говорил, что вера и разум должны идти рука об руку. Научный подход очень полезен, нам необходимы исследования и анализ, особенно в современном мире высоких технологий, но само по себе это не приносит внутреннего мира и покоя. Вера дарит нам утешение и внутренний мир. Чтобы сделать общество более счастливым, нужна духовность».

«По моему мнению, духовные традиции имеют две стороны: практика и философия. Наши традиции очень схожи в том, что касается практики: мы сосредотачиваемся на любви и сострадании, терпимости и умении довольствоваться тем, что есть. Мы можем видеть к чему ведут эти практики на примере многих чудесных людей, которые, подобно матери Терезе, посвятили свои жизни служению другим».

Его Святейшество сказал, что вера несомненно помогает многим обрести внутренний покой и мир, поэтому особенно печально, когда возникают конфликты во имя религий. Вот почему так важно способствовать межрелигиозной гармонии, как это делал Папа Римский Иоанн-Павел II, когда созвал всемирную встречу более чем 25 лет тому назад. Его Святейшество упомянул Индию, страну, где все основные религии мира живут бок о бок в гармонии вот уже больше двух тысяч лет.

В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
Его Святейшество Далай-лама в Папском университете Мехико.
12 октября 2013 г. Фото: Оскар Фернандес
В заключение Его Святейшество заметил, что решили мы следовать какой-то религии или нет, это наше личное дело, но если уж решили, то мы должны быть искренними и честными. Он сказал, что недостаточно быть набожным в церкви или храме, наша вера должна управлять нашими поступками в повседневной жизни в миру. Его Святейшество сказал, что в его родной традиции нужно надевать желтое монашеское одеяние, когда обращаешься к духовным материям, но ведь в действительности духовность живет не в монашеском облачении, которое вы надеваете, а в вашем сердце. Он выразил большое сожаление, что у него уже не остается времени на продолжение дружеской беседы, и выразил надежду, что у них будет еще возможность встретиться.

Его Святейшеству задали несколько вопросов. Что касается реинкарнации, он ответил, что идею о том, что нас создал Бог, понять гораздо проще. Однако, с точки зрения буддизма, идея о множестве жизней очень тесно переплетена с идеей о бесконечном потоке сознания. Его также спросили, кто такой Бог и что такое Бог, и Его Святейшество рассказал, что однажды его спросили, что бы он спросил у Бога, если бы мог с ним поговорить. Тогда он ответил, что задал бы такие вопросы: “Кто Вы такой? Откуда Вы пришли? Что Вы делаете?”. В заключение, на вопрос о будущем человечества, Его Святейшество выразил восхищение колоссальной силой идеи, что все вокруг – это творение Бога, даже наши враги. Он также добавил, что в нетеистических традициях то, что с нами происходит, считается результатом наших собственных прошлых действий.

В самом конце встречи Его Святейшеству показали мемориальную доску, которая будет установлена на территории университета в честь его визита; ему также вручили памятные подарки. Затем выступил хор детей, доставив всем присутствующим огромную радость и удовольствие.

Во второй половине дня Его Святейшество вернулся к проведению учений. Он подчеркнул, что высшие школы философской мысли не могут просто навязывать свои взгляды низшим, но должны доказывать их с помощью логических обоснований. Подобным образом, как говорит Шантидева, высшие йогины опровергают [представления] низших.

В Мехико Далай-лама начал учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и посетил Папский университет
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы в Мехико.
12 октября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Многие проблемы в мире создаются людьми в результате неведения, поэтому страдания будут преодолены тогда, когда мы преодолеем собственное неведение. Сочетание мудрости постижения пустоты и бодхичитты ведет к достижению состояния Будды; мудрость постижения пустоты не сопровождаемая бодхичиттой ведет к достижению нирваны. Его Святейшество объяснил, что первая глава поэмы рассказывает о пользе бодхичитты, тогда как вторая затрагивает осмысление сотворенного зла. Обе являются подготовительными к третье главе, которая говорит собственно о бодхичитте; все последующие главы касаются практики парамит, выполняемых бодхисаттвами. Его Святейшество пояснил, что в поэме нет отдельной главы, посвященной щедрости; о ней говорится в десятой главе. Также нет отдельной главы о нравственности, о которой упоминается в четвертой главе. Главы шестая и седьмая говорят о парамитах терпения и усердия; восьмая касается сосредоточения; девятая – мудрости; десятая – посвящения заслуг.

Его Святейшество кратко описал семичленную практику, о которой упоминается во второй и третьей главах; она является подготовительной к церемонии зарождения бодхичитты, которую, как он надеется, они проведут завтра. Во время церемонии будут совершаться подношения как противодействие скупости, простирания как противодействие высокомерию и гордыне, раскаяние, обретение прибежища в Трех драгоценностях, что является противоядием от трех ядов: привязанности, ненависти и неведения. Это еще одна причина, почему дается объяснение непостоянству. За семичленной практикой следует сорадование, просьба Буддам стать нашими учителями и не позволить нам умереть прежде, чем нам удалось зародить бодхичитту.

Его Святейшество завершил сегодняшнюю сессию словами, что если мы практикуем, осознавая реальность, то в наших силах преодолеть разрушительные эмоции, а это ведет к покою ума. Чем больше мы обдумываем эти вещи, тем глубже становится наша осознанность. Его Святейшество добавил, что как простой буддийский монах, практикующий уже несколько десятилетий, он может с уверенностью сказать, что если мы искренне следуем нашей практике, то пожинаем благие плоды.

Перевод: Ольга Селезнева
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Новая книга. Сутра поворота колеса Дхармы. На тибетском, калмыцком и русском языках
Дхармачакра-сутра, или Сутра поворота колеса Дхармы, согласно всем буддийским традициям, первое учение, данное Буддой для объяснения своего пробужденного прозрения другим живым существам. Будда ...

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

Основные разделы сайта