Начало > Новости > Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни

Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни


23-03-2014, 21:17
Нью-Дели, Индия, 23 марта 2014 года – В последний день короткой серии учений, дарованных в Дели по просьбе «Фонда глобальной ответственности», Его Святейшество Далай-лама провел посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни (трисамая-вьюхараджа). Зал был заполнен до отказа, и более трехсот человек ожидали в благоговейной тишине, пока Его Святейшество закончит подготовительные церемонии.

После этого он начал объяснения: «Сегодня мы поговорим об учениях тантраяны. Если мы обратимся к истории буддийских учений, то обнаружим непрекращающиеся дебаты о статусе махаяны и тантраяны. Нагарджуна защищал подлинность махаяны, утверждая, что она поистине является учением Будды. Майтрея, Бхававивека, а позднее и Шантидева также полагали, что махаяна является подлинным учением Будды».

Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни
Его Святейшество Далай-лама проводит ритуал посвящения в зак-
лючительный день трехдневных учений. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, что в винае палийского канона монахам оказывается наивысшее почтение. В махаяне санскритской традиции уважение также оказывается всем мирянам – и женщинам, и мужчинам.

«На Тайване и в Китае и сегодня некоторые все еще сомневаются в подлинности махаяны, это до некоторой степени верно и для стран, где следуют палийскому канону. Четыре класса тантр (тантру действия, тантра выполнения, йога-тантра и высшая йога-тантра) практикуются в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, но в этих странах происходит размывание традиций. В Тибете виная является опорой для практик бодхоисаттвы в сочетании с практикой тантры. А в Японии, например, дзен отделился от японских тантрических традиций. Одна из характерных особенностей тибетского буддизма состоит в том, что хинаяна, махаяна и тантраяна дополняют друг друга и практикуются вместе».

Напомнив о сомнениях западных ученых в подлинности махаяны, высказанных на конференции в Дели, Его Святейшество сказал, что полагает, что у таких ученых, как Нагарджуна, который жил лишь четыре века спустя после Будды, было больше оснований судить об этом. Письменные труды Нагарждуны свидетельствуют, что он придерживался скептического и научного подхода к подобным вопросам.

Его Святейшество посчитал уместным добавить, что в результате собственных научных исследований он отверг некоторые буддийские доктрины. И хотя в юные годы он заучивал наизусть сочинение Васабандху «Абхидхармакоша», он больше не верит в космологические объяснения, содержащиеся в третьей главе этого трактата, где говорится о существовании горы Меру, о том, что Земля плоская, и измерениях, связанных с Солнцем и Луной. Подобные записи в священных текстах не согласуются с современными научными данными. Однако, добавил Его Святейшество, буддийские объяснения Четырех благородных истин и пустоты несравнимо важнее. Учителя махаянской и санскритской традиций оказывают неоценимую помощь в понимании этих тем и конечной цели достижения состояния Будды. Он сказал, что читая их труды, начинаешь осознавать, что обретение состояния Будды возможно.

«Негативные эмоции можно преодолеть с помощью противоядий, имеющих дело с относительно грубыми аспектами ума. Тогда как их отпечатки могут быть устранены только при помощи тонкого ума. Возможность этого раскрывается в пояснениях высшей йога-тантры о ясном свете и тонком теле, речи и уме».

Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни
На время посвящения участники учений Его Святейшества Далай-
ламы надели символические красные повязки на глаза Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество пояснил, что слово «мантра» можно понимать как «защитник ума», чье действие основано на понимании пустоты, которое защищает ум от неведения и обыденного восприятия. Понимание пустоты невозможно обрести без опоры на тонкий ум. Его Святейшество привел пример использования тонкого ума, рассказав о ламе Чангкья Ролпай Дордже, жившем в 18-м веке: к старости его зрение сильно ослабло, и он больше не мог читать. Чтобы преодолеть это препятствие, лама стал пользоваться своим телом сновидения для того, чтобы читать во сне.

Его Святейшество рассказал и еще одну историю, в которой речь шла об этом же ламе и о ламе Тагпху Тенпай Гьялцене, который пользовался репутацией ясновидящего Чангкья Ролпай Дордже решил испытать своего друга и спросил, что находится у него в карманае. Тагпху Ринпоче точно описал четки, лежавшие в кармане его друга. Когда Чангкья спросил, как ему это удалось, тот ответил, что сосредотачивается на том, что хочет узнать, затем ему является колокольчик, а за ним следует объект, на который направлено его внимание.

В качестве подготовки к посвящению Его Святейшество попросил собравшихся прочесть вместе с ним строфу из Сутры сердца «гате, гате, парагате, парасамгате бодхи сваха», значение которой он уже объяснял ранее. В ходе посвящения он также даровал обеты бодхисаттв. В завершение Его Святейшество сказал: «Мы закончили учения этого года. С нетерпением жду продолжения учений в следующем году и надеюсь, что ваша внутренняя сила будет неуклонно расти».

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад