Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни

23-03-2014, 21:17  |  Напечатать

Нью-Дели, Индия, 23 марта 2014 года – В последний день короткой серии учений, дарованных в Дели по просьбе «Фонда глобальной ответственности», Его Святейшество Далай-лама провел посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни (трисамая-вьюхараджа). Зал был заполнен до отказа, и более трехсот человек ожидали в благоговейной тишине, пока Его Святейшество закончит подготовительные церемонии.

После этого он начал объяснения: «Сегодня мы поговорим об учениях тантраяны. Если мы обратимся к истории буддийских учений, то обнаружим непрекращающиеся дебаты о статусе махаяны и тантраяны. Нагарджуна защищал подлинность махаяны, утверждая, что она поистине является учением Будды. Майтрея, Бхававивека, а позднее и Шантидева также полагали, что махаяна является подлинным учением Будды».

Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни
Его Святейшество Далай-лама проводит ритуал посвящения в зак-
лючительный день трехдневных учений. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество объяснил, что в винае палийского канона монахам оказывается наивысшее почтение. В махаяне санскритской традиции уважение также оказывается всем мирянам – и женщинам, и мужчинам.

«На Тайване и в Китае и сегодня некоторые все еще сомневаются в подлинности махаяны, это до некоторой степени верно и для стран, где следуют палийскому канону. Четыре класса тантр (тантру действия, тантра выполнения, йога-тантра и высшая йога-тантра) практикуются в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, но в этих странах происходит размывание традиций. В Тибете виная является опорой для практик бодхоисаттвы в сочетании с практикой тантры. А в Японии, например, дзен отделился от японских тантрических традиций. Одна из характерных особенностей тибетского буддизма состоит в том, что хинаяна, махаяна и тантраяна дополняют друг друга и практикуются вместе».

Напомнив о сомнениях западных ученых в подлинности махаяны, высказанных на конференции в Дели, Его Святейшество сказал, что полагает, что у таких ученых, как Нагарджуна, который жил лишь четыре века спустя после Будды, было больше оснований судить об этом. Письменные труды Нагарждуны свидетельствуют, что он придерживался скептического и научного подхода к подобным вопросам.

Его Святейшество посчитал уместным добавить, что в результате собственных научных исследований он отверг некоторые буддийские доктрины. И хотя в юные годы он заучивал наизусть сочинение Васабандху «Абхидхармакоша», он больше не верит в космологические объяснения, содержащиеся в третьей главе этого трактата, где говорится о существовании горы Меру, о том, что Земля плоская, и измерениях, связанных с Солнцем и Луной. Подобные записи в священных текстах не согласуются с современными научными данными. Однако, добавил Его Святейшество, буддийские объяснения Четырех благородных истин и пустоты несравнимо важнее. Учителя махаянской и санскритской традиций оказывают неоценимую помощь в понимании этих тем и конечной цели достижения состояния Будды. Он сказал, что читая их труды, начинаешь осознавать, что обретение состояния Будды возможно.

«Негативные эмоции можно преодолеть с помощью противоядий, имеющих дело с относительно грубыми аспектами ума. Тогда как их отпечатки могут быть устранены только при помощи тонкого ума. Возможность этого раскрывается в пояснениях высшей йога-тантры о ясном свете и тонком теле, речи и уме».

Далай-лама даровал посвящение, связанное с Буддой Шакьямуни
На время посвящения участники учений Его Святейшества Далай-
ламы надели символические красные повязки на глаза Фото: Тен-
зин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество пояснил, что слово «мантра» можно понимать как «защитник ума», чье действие основано на понимании пустоты, которое защищает ум от неведения и обыденного восприятия. Понимание пустоты невозможно обрести без опоры на тонкий ум. Его Святейшество привел пример использования тонкого ума, рассказав о ламе Чангкья Ролпай Дордже, жившем в 18-м веке: к старости его зрение сильно ослабло, и он больше не мог читать. Чтобы преодолеть это препятствие, лама стал пользоваться своим телом сновидения для того, чтобы читать во сне.

Его Святейшество рассказал и еще одну историю, в которой речь шла об этом же ламе и о ламе Тагпху Тенпай Гьялцене, который пользовался репутацией ясновидящего Чангкья Ролпай Дордже решил испытать своего друга и спросил, что находится у него в карманае. Тагпху Ринпоче точно описал четки, лежавшие в кармане его друга. Когда Чангкья спросил, как ему это удалось, тот ответил, что сосредотачивается на том, что хочет узнать, затем ему является колокольчик, а за ним следует объект, на который направлено его внимание.

В качестве подготовки к посвящению Его Святейшество попросил собравшихся прочесть вместе с ним строфу из Сутры сердца «гате, гате, парагате, парасамгате бодхи сваха», значение которой он уже объяснял ранее. В ходе посвящения он также даровал обеты бодхисаттв. В завершение Его Святейшество сказал: «Мы закончили учения этого года. С нетерпением жду продолжения учений в следующем году и надеюсь, что ваша внутренняя сила будет неуклонно расти».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 636  |  Тэги: Индия Дели учения
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта