Начало > Новости > Далай-лама встретился со школьниками Бихара и посетил монастырь Тхуптен Чойкхор Даргьелинг

Далай-лама встретился со школьниками Бихара и посетил монастырь Тхуптен Чойкхор Даргьелинг


31-12-2016, 20:53
Бодхгая, штат Бихар, Индия, 31 декабря 2016 года – Сегодня после обеда Его Святейшество Далай-лама отправился к месту проведения ежегодного посвящения Калачакры, где прошла встреча с более чем двумя тысячами учеников из 25 школ, расположенных в окрестностях Бодхгаи. Встречу организовала межрелигиозная ассоциация Бодхгаи. По прибытии Его Святейшество приветствовал досточтимый Ратнесвар Чакма и отец Лоуренс Уджвол. По дороге к сцене выставили работы участников школьного конкурса на лучший портрет Далай-ламы и попросили Его Святейшество поздравить победителей.

Далай-лама встретился со школьниками Бихара и посетил монастырь Тхуптен Чойкхор Даргьелинг
Его Святейшество Далай-лама рассматривает работы участников
конкурса на лучший портрет Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Когда Его Святейшество и другие гости заняли свои места, ведущий Киран Лама попросил досточтимого Ратнесвара Чакму, а также вице-канцлера Магадхского университета доктора Мохаммеда Истиака и директора колледжа Гаи доктора М. Шамсула Ислама поприветствовать и представить Его Святейшество. Отец Лоуренс призвал учеников самым внимательным образом выслушать Далай-ламу и даже конспектировать его слова, чтобы позже принять участие в конкурсе на лучшее сочинение.

«Дорогие юные братья и сестры, и конечно, старшие братья и сестры, – начал Его Святейшество, – во всех своих встречах я стараюсь обходиться без лишних формальностей. Условности только возводят стены между людьми. Для меня огромная честь приехать сюда и встретиться с молодежью в священном для многих из нас месте.

Как люди мы все одинаковы. Мы все появились на свет одним путем и все однажды умрем. Физически, эмоционально и ментально мы все одинаковы. Такие различия между нами, как национальность, вероисповедание, цвет кожи и положение в обществе, имеют только второстепенное значение. Мы все были бы намного счастливее, если бы подобно детям, которые мирно играют друг с другом, не придавали значения маловажным различиям между нами. Большинство сегодняшних проблем мы сотворили собственными руками. Многие из них возникли из-за чрезмерной важности, которую мы придаем подобным различиям, забывая о базовом единстве всего человечества, о том, что мы все члены одной большой человеческой семьи».

Его Святейшество заметил, что никому не под силу остановить время, и прошлое уже кануло в лету. Двадцатый век остался позади, и изменить уже ничего нельзя, как бы нам того не хотелось. Однако будущее лежит открытым у наших ног.

«Люди моего возраста принадлежат к поколению 20-го столетия. Наше время миновало. Но вы истинные жители 21-го века. На ваших плечах лежит ответственность за создание лучшего мира. Я верю, что вас ждет блестящее будущее, но чтобы сделать мир более мирным и милосердным понадобятся время и силы.

Мир во всем мире можно построить лишь с опорой на мир в сердце каждого человека. Если мы зададимся вопросом, что лишает нас внутреннего покоя, то обнаружим, что это не оружие и не внешняя угроза, а наши собственные разрушительные эмоции, такие как гнев. Когда на нашем пути встречается неприятный нам человек, или кто-то говорит нам обидные слова, именно наша собственная реакция разрушает наш внутренний мир и покой. Более того, постоянные страх и гнев расшатывают нашу иммунную систему. Это одна из причин, по которой так важны любовь и сострадание, ведь они делают нас сильнее. Они дарят надежду».

Далай-лама встретился со школьниками Бихара и посетил монастырь Тхуптен Чойкхор Даргьелинг
Один из школьников задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
на встрече с учащимися школ штата Бихар. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество заметил, что согласно данным научных исследований по природе своей человек склонен к состраданию и доброте, но к сожалению современная система образования совершенно неадекватна в том, что касается развития этих природных склонностей. В ней слишком мало внимания уделяется внутренним ценностям. Его Святейшество заметил, что поскольку так много людей в развитых странах остаются несчастными, совершенно очевидно, что материальное развитие само по себе не приносит внутреннего покоя и мира.

Заметив, что индийцы в большинстве своем очень религиозные люди, Его Святейшество выразил удивление повсеместным распространением коррупции. Он в шутку сказал, что по утрам, когда индийцы возносят молитвы Шиве, Ганеше или Сарасвати, они наверное просят: «Пусть мои злонамеренные поступки будут успешными!» По мнению Его Святейшества, это ясный признак нехватки строгих моральных принципов.

«Сострадание – это не просто религиозное понятие, оно лежит в основе нашего выживания. Сама наша жизнь зависит от любви и нежности других, таким образом, забота о других отвечает нашим собственным интересам. Поэтому я призываю тех их вас, кто принадлежит поколению 21-го века, чаще задумываться о нравственных ценностях и привносить больше сострадания в свои жизни.

Дружба опирается на доверие, а доверие рождается, когда мы искренне заботимся о благополучии других. Будьте честными, правдивыми и сердечными. Пусть сострадание станет для вас источником решимости. Устремляйте свои мысли в будущее, а не в прошлое».

Отвечая на вопросы школьников, Его Святейшество рассказал о трехступенчатом подходе к обучению. Оно начинается с чтения или прослушивания лекций, продолжается, когда вы размышляете о полученных сведениях, и наконец важно сделать новые знания частью самих себя, и в этом помогает медитация. После этого очень важно применять обретенные знания в повседневной жизни, помня, что внутренние перемены требуют времени и усилий, точно так же, как дереву нужно время, чтобы вырасти.

Чтобы обуздать гнев, Его Святейшество посоветовал придерживаться правил эмоциональной гигиены, которые берут истоки в древнем индийском понимании устройства ума и эмоций. Он также отметил, что в поэме «Путь бодхисаттвы», учения по которой он начнет на следующей неделе, самым подробным образом объясняется, как справиться с гневом и чрезмерным сосредоточением на себе.

Его Святейшество добавил, что ахимса, опирающаяся на сострадание, на самом деле относится к сфере активных действий. Она проявляется, когда, например, у вас есть возможность и сила для нанесения удара, но вы сдерживаетесь. Если вы отвечаете злобой на злобу или насилием на насилие, злобе и насилию не будет конца и края. Лучший способ разрешить конфликт – это улыбка и диалог.

К концу встречи правительственный уполномоченный господин Лиан Кунга затронул тему, которая его немного тревожит. Как христианин он полагает, что человек может попасть в рай только благодаря вере в Иисуса Христа. Его Святейшество ответил, что он сам считает такую веру очень благотворной и полезной. Он добавил, что для отдельного человека идея одной истины - одной религии вполне приемлема, однако в огромном мире, в котором мы живем, совершенно очевидно есть место многим истинам и многим религиям.

Далай-лама встретился со школьниками Бихара и посетил монастырь Тхуптен Чойкхор Даргьелинг
Его Святейшество Далай-лама прибыл в новый монастырь традиции
ньингма Палъюл Тхуптен Чойкхор Даргьелинг. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Отец Лоуренс произнес короткую благодарственную речь.

После завершения встречи со школьниками Его Святейшество отправился в новый монастырь традиции ньингма Палъюл Тхуптен Чойкхор Даргьелинг, построенный по завещанию покойного Пенора Ринпоче. Его Святейшество встретил досточтимый Церинг Пхунцок, бывший калон, и Гьянгкханг Ринпоче, проводившие его в новый храм.

В своем обращении Его Святейшество упомянул усилия, которые Пенор Ринпоче прикладывал для сохранения традиции ньингма, делая особый упор на обучении. Он столкнулся с некоторым сопротивлением, когда вводил проведение философских диспутов по 13 великим книгам, но в результате среди многочисленных монастырей школы ньингма в Индии, Непале и Бутане, именно ученики Намдролинга наиболее подготовленные из всех. И это не только монахи, но и монахини. Приведя слова Васубандху, обращенные к доктрине и постижению Дхармы, Его Святейшество сказал, что сберечь буддийское наследие можно только благодаря обучению и практике. Он посоветовал изучать Три корзины учения и практиковать Три высшие тренировки.

Послезавтра Его Святейшество начнет подготовку к посвящению Калачакры.

Перевод: Ольга Селезнева


Вернуться назад