Начало > 1991 год. Калмыкия > В солнечной стране Джангара

В солнечной стране Джангара


10-05-2010, 20:31
От обилия красочных костюмов площадь перед аэропортом Элисты напоминала гигантскую клумбу. Царила атмосфера радостного волнения. Когда Далай-лама сходил по трапу на землю Джангара, над полем разлилась чарующая степная мелодия: по калмыцкому обычаю гостя приветствовали народной песней. Далай-ламу встречали ламы хурула-монастыря, руководители республики, представители трудящихся, деятели науки и культуры.

Визит Далай-ламы в Калмыкию явился историческим в том смысле, что это был его первый приезд в единствен­ную в Европе республику, где исповеду­ют буддийское вероучение не одну сот­ню лет. До Октябрьской революции в Калмыкии действовали около 100 хурулов, в которых несли службу 2000 лам. Однако в годы сталинского геноцида мо­настыри были полностью разрушены, большинство лам-священнослужителей так же, как и в Забайкалье, физически уничтожены, а оставшиеся в живых под­верглись репрессиям, погибли в тюрь­мах. В годы войны калмыков насильно выселили с родины. Так были растопта­ны права народа, наложено вето на его духовную, историческую память.

Сегодня калмыки восстанавливают свою духовную жизнь. И приезда Его Святейшества ждал без преувеличения весь калмыцкий народ.

Ранним утром Далай-лама в сопрово­ждении свиты подъехал к месту молеб­на. Для него выбрали самый вместитель­ный «зал» под открытым небом — сто­личный ипподром. К «молельному до­му», воздвигнутому перед трибунами, ве­ла дорожка из пятисот ковров, вдоль ко­торой стояли встречающие с букетами цветов. По мере продвижения Далай-ла­мы к трону радужным веером ложились к его ногам астры, гладиолусы, хризанте­мы.

Со словами приветствия к Его Свя­тейшеству обратились народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов, глава пра­вительства Б.Ч.Михайлов.

С молитвы — благословения народу Калмыкии начал Далай-лама свою речь, которую он произнес стоя.

— Я чрезвычайно рад видеть ваши улыбающиеся лица, — сказал он. —

Очень ясно ощущаю глубину и теплоту ваших чувств. Огромные расстояния между Тибетом и Калмыкией не поме­ха, когда в наших сердцах живут чувства близости друг к другу, когда есть реши­мость возрождения. О вашей решимо­сти свидетельствует то, что после деся­тилетий насильственного отчуждения вы вернулись на Родину. У вас сильна любовь к своей истории, культуре, религии, традициям. Все это вы сумеете вос­становить и развить дальше. В это я глу­боко верю.

Касаясь трагедии калмыцкого народа в годы сталинизма, угрозы гибели его культуры, религии, Далай-лама напо­мнил: в XX столетии делались система­тические попытки уничтожения разных религий, в том числе буддизма. Но они не могли иметь успеха благодаря той решимости, которая живет в душе челове­ка.

Его Святейшество на примере деяте­лей прошлых времен и современности показал, каких серьезных результатов можно добиться, если человек, народ на­делены решимостью.

— Этим замечательным качеством обладал мой друг — калмык Вангьяла, — продолжал свой рассказ Далай-лама.

— Мы учились вместе. В 70-е годы Ва­нгьяла уехал в США, где с помощью со­отечественников организовал буддий­ский монастырь и общину. Вангьяла под­готовил прекрасных учеников, которые успешно трудятся в разных американс­ких городах. Этот пример говорит о том, как много может сделать даже один человек для своей национальной культуры, религии. Если бы Вангьяла был сегодня с нами, то мы были бы сча­стливы еще больше…

В Элисте, как в Улан-Удэ и Агинс­ком, Далай-лама провел -цикл молебнов. Службы проходили с участием многих тысяч паломников, прибывших со всех концов Калмыкии, этого уникального островка буддийской культуры в Европе. Трибуны, обширное поле ипподрома пе­ред временно сооруженным «молель­ным домом» были переполнены. Да­лай-лама вел службу у всех на виду. Между ним и паломниками существовал живой контакт. Это обстоятельство при­давало участникам молебнов мощный энергетический, психологический заряд, ощущение непосредственного общения с Всевышним, что для верующих имеет огромное значение. В дни служб в Эли­сте сильная жара сменялась кратковременными дождями, но люди не сходили с мест и продолжали читать мантры. По­зже Далай-лама с признательностью от­мечал, что этот факт свидетельствует о том, насколько сильно стремление кал­мыцких единоверцев освоить учение Будды.

О паломниках, о всех тех, кто желал принять участие в службах Далай-ламы, была проявлена не формальная, а подлинная забота: с раннего утра и в тече­ние целого дня к месту молебна беспрерывно курсировали автобусы, работники общепита развернули широкую торго­влю всеми необходимыми продуктами и товарами, стабильно работали радиоуси­лители.

Беседы Далай-ламы в Элисте (а он встречался с представителями общест­венности, депутатами Верховного Сове­та и с членами правительства) носили непринужденный характер, были про­никнуты взаимной заинтересованностью в практическом сотрудничестве. Кал­мыцкие друзья рассказали о том, как идет процесс духовного возрождения, в частности буддийского вероучения. В столице восстановлен хурул — молель­ный дом. В ряде сельских населенных пунктов сформировались буддийские общины. Верующие свободно совершают обряды. Восстанавливаются связи с единоверцами из других стран СНГ, буд­дийских общин в разных концах мира. 14 калмыцких юношей обучаются в ду­ховных учебных заведениях Бурятии и Монголии.

Группа подростков приступила к изу­чению основ тибетской медицины при Агинском дацане. Моральную и матери­альную поддержку оказывает калмыцко­му хурулу Центральное духовное упра­вление буддистов. Налажено сотрудни­чество между государственными органа­ми и буддийской общиной Калмыкии. В республике нашла горячую поддержку инициатива буддистов по строительству монастыря в Элисте. В настоящее время ведется работа над его проектом. Создан общественный фонд «Храм», первые значительные взносы сюда поступили от состоявшегося минувшим летом радио­марафона, распродажи специального вы­пуска лотереи.

Далай-лама горячо поддержал уси­лия калмыков по возрождению буддий­ского вероучения, выразил со своей сто­роны желание оказать всемерную по­мощь в реализации намеченных планов. «Я прошу вас не колебаться и обращаться к нам, если вам кажется, что мы мо­жем в чем-то помочь», — сказал он. В фонд будущего монастыря в Элисте Да­лай-лама лично пожертвовал 2000 дол­ларов. Его Святейшество пообещал при­слать для монастырской библиотеки полное собрание «Данджура» — десятки томов трактатов по философии, культу­ре, медицине, религии, другую буддий­скую литературу. Достигнута договорен­ность отправить группу калмыцких де­тей для обучения в тибетских школах и монастырях, а тибетские врачи начнут работать в лечебных учреждениях Кал­мыкии. К сотрудничеству на постоянной основе, включая обмен монахами, при­ступят калмыцкие хурулы и тибетские монастыри. На повестке дня — вопрос об обмене студентами.

Буддисты Калмыкии с пониманием отнеслись к стоящим перед тибетскими единоверцами проблемам, о которых рассказал Далай-лама. Они выразили го­товность поделиться своим опытом об­щественного обустройства и хозяйство­вания, который может быть полезен и для тибетцев.

Чувства своих соплеменников хоро­шо выразил Давид Кугультинов — известный в нашей стране и за рубежом писатель и общественный деятель, за ин­теллектуальный вклад в развитие гума­нистической мысли удостоенный в 1990 году особой чести: Смитсоновский астрономический научный центр (США) присвоил вновь открытой звезде под но­мером 2296 его имя. «Каждый калмык, — сказал Кугультинов, — мечтал встре­титься с Далай-ламой, верховным духов­ным вождем буддистов. Сегодня у тысяч моих земляков эта мечта осуществилась. Они счастливы. Не только буддисты — весь советский народ питает к Его Свя­тейшеству самые высокие чувства как к мудрому философу современности, бор­цу за мир без применения насилия…

В многовековой истории наш народ не единожды подвергался уничтоже­нию. Но не суждено умереть народу, ко­торый, как и другие народы, имеет свой дух. Еще великий Пушкин говорил, что все народы равны по безмерности духа, традиций, истории. Только благодаря безмерности духа, гения, таланта каждо­го народа человечество достойно суще­ствования, иначе жизнь не удержать, не сохранить. Мы — за продолжение жиз­ни. В этом историческом процессе рели­гия, в том числе буддизм, является той духовной сферой, которая способствует сохранению сознания народа, его культу­ры, национальной целостности. Буддизм воспитывает чувства долга, служения людям без разделения их по националь­ному, политическому принципам, веро­исповеданию и приведет человека к общегуманистическим ценностям…»

Провожая Далай-ламу, калмыцкие друзья пригласили его посетить Калмы­кию весной, в пору цветения степных тюльпанов. Его Святейшество со свойст­венным ему юмором сказал: «Я теперь готов приехать к вам в любое время го­да, и даже без приглашения».

Ким Болдохонов, Хубисхал Ральдин,
журнал «Буддизм», 1992, № 1

Вернуться назад