В солнечной стране Джангара

10-05-2010, 20:31  |  Напечатать

От обилия красочных костюмов площадь перед аэропортом Элисты напоминала гигантскую клумбу. Царила атмосфера радостного волнения. Когда Далай-лама сходил по трапу на землю Джангара, над полем разлилась чарующая степная мелодия: по калмыцкому обычаю гостя приветствовали народной песней. Далай-ламу встречали ламы хурула-монастыря, руководители республики, представители трудящихся, деятели науки и культуры.

Визит Далай-ламы в Калмыкию явился историческим в том смысле, что это был его первый приезд в единствен­ную в Европе республику, где исповеду­ют буддийское вероучение не одну сот­ню лет. До Октябрьской революции в Калмыкии действовали около 100 хурулов, в которых несли службу 2000 лам. Однако в годы сталинского геноцида мо­настыри были полностью разрушены, большинство лам-священнослужителей так же, как и в Забайкалье, физически уничтожены, а оставшиеся в живых под­верглись репрессиям, погибли в тюрь­мах. В годы войны калмыков насильно выселили с родины. Так были растопта­ны права народа, наложено вето на его духовную, историческую память.

Сегодня калмыки восстанавливают свою духовную жизнь. И приезда Его Святейшества ждал без преувеличения весь калмыцкий народ.

Ранним утром Далай-лама в сопрово­ждении свиты подъехал к месту молеб­на. Для него выбрали самый вместитель­ный «зал» под открытым небом — сто­личный ипподром. К «молельному до­му», воздвигнутому перед трибунами, ве­ла дорожка из пятисот ковров, вдоль ко­торой стояли встречающие с букетами цветов. По мере продвижения Далай-ла­мы к трону радужным веером ложились к его ногам астры, гладиолусы, хризанте­мы.

Со словами приветствия к Его Свя­тейшеству обратились народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов, глава пра­вительства Б.Ч.Михайлов.

С молитвы — благословения народу Калмыкии начал Далай-лама свою речь, которую он произнес стоя.

— Я чрезвычайно рад видеть ваши улыбающиеся лица, — сказал он. —

Очень ясно ощущаю глубину и теплоту ваших чувств. Огромные расстояния между Тибетом и Калмыкией не поме­ха, когда в наших сердцах живут чувства близости друг к другу, когда есть реши­мость возрождения. О вашей решимо­сти свидетельствует то, что после деся­тилетий насильственного отчуждения вы вернулись на Родину. У вас сильна любовь к своей истории, культуре, религии, традициям. Все это вы сумеете вос­становить и развить дальше. В это я глу­боко верю.

Касаясь трагедии калмыцкого народа в годы сталинизма, угрозы гибели его культуры, религии, Далай-лама напо­мнил: в XX столетии делались система­тические попытки уничтожения разных религий, в том числе буддизма. Но они не могли иметь успеха благодаря той решимости, которая живет в душе челове­ка.

Его Святейшество на примере деяте­лей прошлых времен и современности показал, каких серьезных результатов можно добиться, если человек, народ на­делены решимостью.

— Этим замечательным качеством обладал мой друг — калмык Вангьяла, — продолжал свой рассказ Далай-лама.

— Мы учились вместе. В 70-е годы Ва­нгьяла уехал в США, где с помощью со­отечественников организовал буддий­ский монастырь и общину. Вангьяла под­готовил прекрасных учеников, которые успешно трудятся в разных американс­ких городах. Этот пример говорит о том, как много может сделать даже один человек для своей национальной культуры, религии. Если бы Вангьяла был сегодня с нами, то мы были бы сча­стливы еще больше…

В Элисте, как в Улан-Удэ и Агинс­ком, Далай-лама провел -цикл молебнов. Службы проходили с участием многих тысяч паломников, прибывших со всех концов Калмыкии, этого уникального островка буддийской культуры в Европе. Трибуны, обширное поле ипподрома пе­ред временно сооруженным «молель­ным домом» были переполнены. Да­лай-лама вел службу у всех на виду. Между ним и паломниками существовал живой контакт. Это обстоятельство при­давало участникам молебнов мощный энергетический, психологический заряд, ощущение непосредственного общения с Всевышним, что для верующих имеет огромное значение. В дни служб в Эли­сте сильная жара сменялась кратковременными дождями, но люди не сходили с мест и продолжали читать мантры. По­зже Далай-лама с признательностью от­мечал, что этот факт свидетельствует о том, насколько сильно стремление кал­мыцких единоверцев освоить учение Будды.

О паломниках, о всех тех, кто желал принять участие в службах Далай-ламы, была проявлена не формальная, а подлинная забота: с раннего утра и в тече­ние целого дня к месту молебна беспрерывно курсировали автобусы, работники общепита развернули широкую торго­влю всеми необходимыми продуктами и товарами, стабильно работали радиоуси­лители.

Беседы Далай-ламы в Элисте (а он встречался с представителями общест­венности, депутатами Верховного Сове­та и с членами правительства) носили непринужденный характер, были про­никнуты взаимной заинтересованностью в практическом сотрудничестве. Кал­мыцкие друзья рассказали о том, как идет процесс духовного возрождения, в частности буддийского вероучения. В столице восстановлен хурул — молель­ный дом. В ряде сельских населенных пунктов сформировались буддийские общины. Верующие свободно совершают обряды. Восстанавливаются связи с единоверцами из других стран СНГ, буд­дийских общин в разных концах мира. 14 калмыцких юношей обучаются в ду­ховных учебных заведениях Бурятии и Монголии.

Группа подростков приступила к изу­чению основ тибетской медицины при Агинском дацане. Моральную и матери­альную поддержку оказывает калмыцко­му хурулу Центральное духовное упра­вление буддистов. Налажено сотрудни­чество между государственными органа­ми и буддийской общиной Калмыкии. В республике нашла горячую поддержку инициатива буддистов по строительству монастыря в Элисте. В настоящее время ведется работа над его проектом. Создан общественный фонд «Храм», первые значительные взносы сюда поступили от состоявшегося минувшим летом радио­марафона, распродажи специального вы­пуска лотереи.

Далай-лама горячо поддержал уси­лия калмыков по возрождению буддий­ского вероучения, выразил со своей сто­роны желание оказать всемерную по­мощь в реализации намеченных планов. «Я прошу вас не колебаться и обращаться к нам, если вам кажется, что мы мо­жем в чем-то помочь», — сказал он. В фонд будущего монастыря в Элисте Да­лай-лама лично пожертвовал 2000 дол­ларов. Его Святейшество пообещал при­слать для монастырской библиотеки полное собрание «Данджура» — десятки томов трактатов по философии, культу­ре, медицине, религии, другую буддий­скую литературу. Достигнута договорен­ность отправить группу калмыцких де­тей для обучения в тибетских школах и монастырях, а тибетские врачи начнут работать в лечебных учреждениях Кал­мыкии. К сотрудничеству на постоянной основе, включая обмен монахами, при­ступят калмыцкие хурулы и тибетские монастыри. На повестке дня — вопрос об обмене студентами.

Буддисты Калмыкии с пониманием отнеслись к стоящим перед тибетскими единоверцами проблемам, о которых рассказал Далай-лама. Они выразили го­товность поделиться своим опытом об­щественного обустройства и хозяйство­вания, который может быть полезен и для тибетцев.

Чувства своих соплеменников хоро­шо выразил Давид Кугультинов — известный в нашей стране и за рубежом писатель и общественный деятель, за ин­теллектуальный вклад в развитие гума­нистической мысли удостоенный в 1990 году особой чести: Смитсоновский астрономический научный центр (США) присвоил вновь открытой звезде под но­мером 2296 его имя. «Каждый калмык, — сказал Кугультинов, — мечтал встре­титься с Далай-ламой, верховным духов­ным вождем буддистов. Сегодня у тысяч моих земляков эта мечта осуществилась. Они счастливы. Не только буддисты — весь советский народ питает к Его Свя­тейшеству самые высокие чувства как к мудрому философу современности, бор­цу за мир без применения насилия…

В многовековой истории наш народ не единожды подвергался уничтоже­нию. Но не суждено умереть народу, ко­торый, как и другие народы, имеет свой дух. Еще великий Пушкин говорил, что все народы равны по безмерности духа, традиций, истории. Только благодаря безмерности духа, гения, таланта каждо­го народа человечество достойно суще­ствования, иначе жизнь не удержать, не сохранить. Мы — за продолжение жиз­ни. В этом историческом процессе рели­гия, в том числе буддизм, является той духовной сферой, которая способствует сохранению сознания народа, его культу­ры, национальной целостности. Буддизм воспитывает чувства долга, служения людям без разделения их по националь­ному, политическому принципам, веро­исповеданию и приведет человека к общегуманистическим ценностям…»

Провожая Далай-ламу, калмыцкие друзья пригласили его посетить Калмы­кию весной, в пору цветения степных тюльпанов. Его Святейшество со свойст­венным ему юмором сказал: «Я теперь готов приехать к вам в любое время го­да, и даже без приглашения».

Ким Болдохонов, Хубисхал Ральдин,
журнал «Буддизм», 1992, № 1
Просмотров: 8 168  |  Тэги: калмыкия встречи паломничество
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

В монастыре Ка-Ньинг Шедруб Линг стартовал летний ретрит сезона дождей
В Непале в монастыре Ка-Ньинг Шедруб Линг начался ежегодный ретрит сезона дождей. Ретрит, в котором принимает участие монашеская сангха монастыря, продлится до 3 сентября. Предлагаем вашему вниманию ...

Видео. Делегация монахов из Гьюто посетила московский центр Ламы Сопы Ринпоче
18 июля 2024 года московский центр «Ганден Тендар Линг» посетила делегация буддийских монахов из тантрического монастыря Гьюто (Индия). Пятнадцать полностью посвященных монахов и мастеров буддийской ...

Ритуал освобождения живых существ состоится в Кунсангаре в эти выходные
21 июля Арья Сангха совместно с Центром Падмасамбхавы проведут практику спасения жизни – цетар. В этот день, в 9:00 (мск), в 15–й лунный день, участники соберутся в шатре Северного Кунсангара, для ...

Основные разделы сайта