Далай-лама прочел публичную лекцию “Границы этики в глобальном мире” в Христианском университете в Бангалоре

8-01-2014, 09:35  |  Напечатать

Бангалор, штат Карнатака, Индия, 6 января 2014 года – Как только Его Святейшество Далай-лама вышел из автомобиля у входа в Христианский университет, его тепло приветствовали не только заместитель ректора Томас Мэтью, проводивший тибетского духовного лидера в здание университета, но и множество студентов, наводнивших балконы и лестницы. Его Святейшество провел короткую беседу со своими давними друзьями –кардиналом Баселиосом Клеемисом и ректором университета преподобным Томасом Айкарой, после чего ректор проводил Его Святейшество в университетский конференц-зал.

Далай-лама прочел публичную лекцию “Границы этики в глобальном мире” в Христианском университете в Бангалоре
Его Святейшество Далай-лама с певцами хора Христиан-
ского православного университета. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Перед началом встречи хор Христианского университета исполнил национальный гимн, который собравшиеся выслушали стоя. Затем университетская танцевальная труппа необыкновенно красочно и живо исполнила классический индийский танец. Его Святейшество и другие духовные лидеры взошли на кафедру и зажгли ритуальный светильник; те, кто собирались выступить с речью расселись на сцене. Его Святейшество попросили задать тон сегодняшней встрече, и он начал свое выступление привычными в его устах словами, назвав собравшихся братьями и сестрами и сказав, что он очень рад случаю побеседовать с ними.

«Те из вас, кому сегодня за пятьдесят, принадлежат XX веку, а те, кому нет еще тридцати, являются истинным поколением XXI века. Я сам родился в 1935 году, как раз перед началом Японо-китайской войны. Затем возникла напряженность в Европе, которая привела ко Второй мировой войне, обрушившейся волной чудовищного насилия на Европу и отдельные части Африки и Азии. Затем настал черед Корейской войны, в которой против солдат массово применялось оружие намного более мощное, чем до тех пор; затем свирепствовала Вьетнамская война. По данным некоторых историков, в XX веке насильственной смертью погибло около 200 миллионов человек».

«Если бы это чудовищное насилие в конечном итоге сделало мир лучше, быть может, ему можно было бы найти хоть какое-то оправдание, но ведь этого не случилось. В настоящее время в результате военных конфликтов в Сирии и Судане страдают женщины, дети и старики. Военные конфликты – наследие XX века, так же, как идеи о том, что проблему можно решить, опираясь на грубую силу, или, что вы выиграете, стерев с лица Земли своих врагов. В те времена, когда сообщества и народы были самодостаточными, возможно, подобные идеи имели какой-то смысл, но сегодняшняя реальность такова, что мы все взаимозависимы на глобальном уровне, и сама концепция войны безнадежно устарела».

«Насилие приносит только страдания и боль. И все же, мы строим огромные заводы для производства оружия. Неужели производство оружия для уничтожения жизней других людей является ответственным подходом к ведению дел? Не пора ли нам подумать, как сделать это столетие эрой мира? Но даже если мы преуспеем, это вовсе не значит, что проблем больше не возникнет, они будут. Население Земли растет, природные ресурсы истощаются, изменения климата будут причинять все больше неприятностей. Чтобы справиться с проблемами, необходимо применять ненасильственный подход. Некоторые думают, что ненасилие – это признак слабости. Однако Махатма Ганди, Нельсон Мандела и Мартин Лютер Кинг на деле доказали эффективность такого подхода».

Далай-лама прочел публичную лекцию “Границы этики в глобальном мире” в Христианском университете в Бангалоре
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в
Христианском университете. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что после беспримерного насилия, свидетелями которому мы стали в XX веке, нам стоит сделать XXI век эрой диалога. Он добавил, что этика играет здесь важнейшую роль; она имеет отношение к любому виду человеческой деятельности. Важно понять, что этика – это не роскошь, а вопрос выживания человечества. Ученые совершили множество чудесных открытий, однако среди прочего изобрели ядерное и химическое оружие колоссальной разрушительной силы. Это говорит о том, что наука должна опираться на нравственные ценности.

По мнению Его Святейшества, этика тесно переплетена с мотивацией, ведь будет ли наше действие благим или разрушительным зависит от мотивации, с которой мы его совершаем; зависит от того, движет нами сострадание и забота о благополучии других, или мы печемся лишь о собственной выгоде. Когда вы заботитесь только о себе, что сможет удержать вас от эксплуатации, запугивания, манипулирования, обмана и даже убийства других? Этот вопрос имеет прямое отношение к нашему уму и эмоциям.

Критерием благотворности определенной идеи или действия для человечества служит нравственность. Даже религии, которые призваны быть источником мира, могут стать причиной раздоров, как например конфликты между католиками и протестантами, суннитами и шиитами, буддистами и мусульманами.

«Позвольте мне заметить, – с улыбкой сказал Его Святейшество, – что в наши дни даже религия подвержена коррупции. Посмотрите на случай с немецким епископом, потакавшему своему желанию жить в роскоши, которому недавно сделал замечание Папа Римский. Мне кажется, что иногда даже религиозные люди забывают о нравственных ценностях. Недавно в Папском университете в Мехико, я спросил, неужели наша вера оживает, только когда мы надеваем церемониальные одежды, и исчезает, стоит нам повесить их в шкаф? Исповедовать ту или иную религию или нет, личное дело каждого, но если вы стали последователем религии, необходимо быть искренним. Верующие люди, не придерживающиеся нравственных ценностей, губят свое будущее и могут нанести ущерб своей религиозной традиции».

«Пока я оставался в Тибете, я считал, что буддизм самая лучшая религия, но с тех пор, как у меня появилась возможность путешествовать по всему миру и встречаться с практикующими различных религий, узнавать об их переживаниях, в моем сердце родилось восхищение всеми традициями. Я узнал о многих миллионах людей, которым за прошедшие века принесло бесценную пользу христианство; я узнал о колоссальном вкладе, который христианские браться и сестры, вдохновленные своей верой, внесли в образование по всему миру».

Далай-лама прочел публичную лекцию “Границы этики в глобальном мире” в Христианском университете в Бангалоре
Слушатели внимают словам Его Святейшества Далай-
ламы в Христианском университете. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Однако, если раньше мы могли верить, что существуют только одна истина и одна религия, то сегодня, хотя это и осталось верным на индивидуальном уровне, на уровне общества реальность такова, что существует много истин и много религий. Все религиозные традиции несут общее послание любви, сострадания, терпимости, прощения и самодисциплины. Но из-за многообразия вер, независимо от того, насколько хороша та или иная религия, ни одна из них не может быть приемлемой абсолютно для всех. Я читал, что из семи миллиардов людей, населяющих сегодня Землю, один миллиард считает себя неверующими. Совершенно ясно также, что из оставшихся шести миллиардов далеко не все исповедуют свою религию искренне. Учитывая колоссальное количество людей, не следующих никакой вере, становится очевидной все возрастающая необходимость светской этики. В индийской трактовке слово "секуляризм" не несет пренебрежительного оттенка по отношению к религии, а наоборот означает равное уважение и принятие всех религий без исключения, а также убеждений тех, кто не следует ни одной из религий».

Его Святейшество рассказал, что беседовал с неверующими учеными, которые однако видят потребность в нравственных ценностях. Были проведены научные исследования о влиянии нравственного отношения на общее благополучие человека. Эгоцентризм ведет к страхам, недоверию, подозрениям и одиночеству. С другой стороны, милосердное отношение, душевная теплота увеличивают уверенность в своих силах и общее благополучие. Мы не говорим сейчас о будущих жизнях, рае или нирване; это касается текущей жизни здесь и сегодня.

«Глобальная экономика сделала мир одним целым. Нам необходимо чувство базового единства всего человечества. Если мы реалистичны, честны и правдивы, мы будем в состоянии общаться с любым человеком. Светская этика не противопоставляется религии, она охватывает и верующих, и неверующих. Мы должны видеть в других таких же людей, как мы сами. Каждый хочет быть счастливым и у каждого есть на это полное право. Вот почему, в интересах всего семимиллиардного человечества, нам необходимо внедрять светскую этику».

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2731  |  Тэги: Бангалор, Индия, светская этика
 

Расписание встреч

2017.12.14 Индия, Мундгод, штат Карнатака
14 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия научно-медитационного центра монастыря Дрепунг Лоселинг. Первая половина дня.
2017.12.20 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
20 декабря 2017 г.
Посвящение Хаягривы (тамдинг янгсанг каванг). Место проведения: монастырь Сера Чже.
2017.12.21 Индия, Билакуппе, штат Карнатака
21 декабря 2017 г.
Торжественная церемония открытия новой площадки для философских диспутов в монастыре Сера Ме. Учение по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» (тендрел топа). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

Электронная книга. "Определитель буддийских изображений"
Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: ...

Видео. Наванг Намгьял Ринпоче и Лопен Джигме Вангчук. Сострадательная деятельность Чатрала Ринпоче
2 декабря 2017 года в Москве прошла презентация новой книги "Сострадательная деятельность" о жизни великого буддийского учителя Чатрала Ринпоче. Книгу представили его прямые ученики — современные ...

В Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг
С 7 декабря по 20 января в Москве ведет прием пациентов доктор тибетской медицины Пемба Церинг. Доктор Пемба Церинг родился 1982 году в Дхармасале, Индия. В 2001 году поступил в буддийский институт ...

Основные разделы сайта