В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»

14-04-2015, 13:42  |  Напечатать

Токио, Япония, 13 апреля 2015 года – Сегодня ранним утром, когда Его Святейшество Далай-лама показался в дверях мемориального зала женского университета Шова Джоши, там не было ни души. Его Святейшество сел лицом к маленькому павильону с мандалой и танкой с изображением тысячерукого Авалокитешвары и начал подготовительные ритуалы для сегодняшнего посвящения. За час, который для этого потребовался, зал постепенно заполнили люди.

В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед посвящением Авалокитешвары. Фото: Джереми Рассел (офис
ЕСДЛ)
Учения начались с чтения «Сутры сердца» на японском языке. Затем Его Святейшество рассказал о планах на день.

«Сегодняшнее утро мы начнем с посвящения Авалокитешвары. Оно вам необходимо, если вы хотите практиковать тантру. И хотя другие тантрические традиции опираются на очень схожие техники, отличие буддийской тантрической практики в том, что ее выполняют в свете понимания пустоты и бодхичитты. Она также дает возможность задействовать более тонкие уровни сознания, наитончайшее из которых – изначальный ум ясного света. Иногда его называют природой Будды. Именно он в конечном итоге преобразуется в тело Будды во время достижения пробуждения.

Тантрическую колесницу, ваджраяну, иногда называют также мантраяной, что означает “колесница, оберегающая ум”. Она защищает ум от обыденной, кажущейся видимости, и в ходе выполнения практик практикующий визуализирует себя в форме божества».

Его Святейшество также рассказал о символическом смысле ваджры и колокольчика, которые он держал в руках. Он объяснил, что ваджра символизируют йогу божеств, а колокольчик – понимание пустоты. Чтобы визуализация себя в форме божества оказалось плодотворной, необходимо сочетать ее с пониманием пустоты (отсутствия самобытия). Ваджра и колокольчик всегда вместе, показывая, что йога божеств и мудрость неделимы.

В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»
В зале университета Шова Джоси во второй день учений Его Свя-
тейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Джигме
В тантре действия (крия-тантре) определяется, что к тантрическим практикам могут приступать бхикшу, бхикшуни, а также те, кто принял обеты буддиста-мирянина. Его Святейшество сказал, что дарует обеты буддиста-мирянина для всех желающих. Он объяснил пять заповедей, которые необходимо соблюдать – не убивать, не воровать, не лгать, избегать неправильного сексуального поведения и не употреблять одурманивающих веществ. Далай-лама добавил, что каждый свободен самостоятельно решать сколько и какие заповеди он готов выполнять. Во время церемонии принятия обетов трижды прочли строфу обращения за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе. Затем Его Святейшество провел церемонию зарождения бодхичитты.

После этого Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв, для чего прочли простую строфу:

Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях,
Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии,
Сорадуюсь добродетели живых существ,
Я удерживаю в своем уме пробуждение.


Его Святейшество заметил, что будет полезно читать эту строфу каждый день и нужно постараться вспомнить ее, когда пробьет наш смертный час.

Завершив посвящение Авалокитешвары, Его Святейшество сказал, что начитывать мантры очень полезно, но самая главная наша задача в том, чтобы помогать другим, когда это в наших силах, или, если помочь мы не можем, воздерживаться от причинения им вреда.

В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»
Его Святейшество Далай-лама встречается с китайскими буддиста-
ми. Фото: Тензин Джигме
Во время обеденного перерыва Его Святейшество встретился с группой китайских буддистов. Он сказал, что по примерным оценкам, в Китае проживает около 400 миллионов буддистов, и традиционно Китай буддийская страна. Он рассказал, что повидал немало храмов во время визита в их страну в 1954-55 годах, и добавил, что коммунистические лидеры пытались искоренить религию, но потерпели полный крах. Религия приносит утешение, и хотя многие религиозные традиции опираются на веру, буддизм отличается приверженностью логике и обоснованию.

Его Святейшество сказал, что на протяжении более 30 лет он ведет диалог с современными учеными, и этот диалог обогащает обе стороны. Он сам, например, узнал, что космология, как она описана в сочинениях Абхидхармы, неточна и предпочел научное объяснение строения вселенной. В то же самое время, ученые проявляют живейший интерес к знаниям об устройстве ума и эмоций, сокрытых в буддийских сочинениях.

Его Святейшество отдал должное строгому научному подходу традиции монастыря-университета Наланда. Он посоветовал читать и слушать объяснения, затем размышлять над полученными знаниями, чтобы обрести твердую убежденность в них, а затем проникаться этим знанием на опыте в ходе медитаций. Он подчеркнул важность обучения и анализа, заметив, что одного только повторения имени Амитабхи недостаточно.

Его Святейшество начал дневную сессию с дарования разрешения Авалокитешвары Кхасарпани, с одним лицом и двумя руками, который изображается в расслабленной позе, пребывающим в созерцании ума. Затем он начал быстрое чтение среднего тома «Ступеней медитации», останавливаясь, чтобы пояснить некоторые темы, затронутые в этом произведении, например, что такое ум и как его тренировать. Сострадание, которое дает толчок развитию бодхичитты, опирается на осознание того, что ни одно живое существо не хочет страданий, но все они безостановочно создают его причины.

В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»
Его Святейшество Далай-лама во время дневной сессии учений в
университете Шова Джоси. Фото: Тензин Джигме
Его Святейшество объяснил, что означает слово «безначальный», когда мы говорим, что живые существа с безначальных времен находятся в ловушке круговорота бытия. Субстанциональная причина сознания – это другое сознание, а поток моментов сознания не имеет начала. Его Святейшество дал разъяснения и природе страданий, заметив, что хотя мы все с очевидностью признаем, что обычная боль служит источником страданий, страдание перемен и всепроникающее страдание обусловленности мы нередко ошибочно принимаем за удовольствие.

В сочинении говорится, что для овладения проникновением в суть вещей (випашьяной), необходимо сначала развить однонаправленное сосредоточение ума. С этой целью проводится, например, визуализация образа Будды, во время которой следует опасаться таких ловушек, как вялость и возбуждение ума. Трансцендентальное проникновение в суть вещей опирается на понимание пустоты (отсутствия самобытия). Оно достигается путем однонаправленного сосредоточения ума на понимании, которое было достигнуто с помощью аналитической медитации. Это готовит практикующего к вступлению на путь накопления и путь подготовки. Когда практикующий вступает на путь видения, он тем самым восходит на первую из десяти ступеней бодхисаттвы. Последующие ступени раскрываются на пути медитации и пути не-учения.

Его Святейшество завершил учения кратким объяснением сочинения Гендуна Гьяцо, Второго Далай-ламы, «Три важнейших момента». Сочинение берет истоки в учениях индийского последователя Авалокитешвары Майтри-йогина. В нем описываются практики, которые нужно выполнять при жизни, во время умирания и в состоянии бардо. Практики, которые нужно выполнять в течение жизни, включают визуализации Авалокитешвары, а также медитацию о природе ума.

В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»
Вид на сцену в зале университета Шова Джоси во второй день
учений Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Джигме
В момент умирания необходимо перенести сознание в образ Авалокитешвары, которого практикующий визуализирует у себя на макушке головы. Практикующий должен в совершенстве освоить эту визуализацию, научиться направлять свое сознание вверх, произнося слог «хик». Отрабатывая эту практику, очень важно не позволять сознанию выходить из темени, вовремя его останавливать и направлять назад, снова вниз, произнося при этом «га, га». Также очень важно суметь распознать признаки надвигающейся смерти. Его Святейшество отметил, что некоторые признаки могут появляться задолго до смерти, другие – за непродолжительное время, бывают также тонкие и более грубые знаки, сигнализирующие о грядущем конце. Опытный йогин, например, может распознать признаки смерти по изменениям потока дыхания через ноздри.

Далее Его Святейшество сказал, что ключевой момент практик, совершаемых в бардо, это собственно осознание того, что мы находимся в этом состоянии. Он добавил, что очень многое зависит от того, как усердно мы выполняли практики на протяжении жизни.

«В Японии за временем следят строго, а мы уже и так припозднились, поэтому прервемся здесь, – с улыбкой сказал Его Святейшество. – И хотя мы не разобрали каждое слово этого произведения, вы можете изучать его самостоятельно и обсуждать обретенные знания со своими друзьями. На этом все. Спасибо, что пришли на учения».

Завтра Его Святейшество улетает домой в Индию.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2520  |  Тэги: Япония, Токио
 

Расписание встреч

2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.14 Литва, Вильнюс
14 июня 2018 г.
Публичная лекция «Искусство счастья». Первая половина дня. Организатор: Тибетский дом в Вильнюсе. Место проведения: арена Siemens. Подробнее.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Режиссер Павел Маклай – о том, зачем и как снимать кино в тибетском монастыре
Еще пять лет назад режиссер и музыкант Павел Маклай был известен своими проектами, принципиально отличающимися от того, что он сделал сейчас. "Шафрановое сердце" – подсознательная попытка молодого ...

Далай-лама о врагах, марксизме и третьей мировой войне
Далай-лама XIV Тензин Гьяцо – всемирно известный духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, провел в мае в Дхарамсале на севере Индии несколько встреч с ведущими российскими ...

Получившим образование в монастырях тибетского буддизма в Индии запрещено преподавать в Тибете
Китайские чиновники запрещают монахам, получившим в Индии ученую степень наивысшего уровня в традиции буддийского монастырского образования гелуг, преподавать буддийские науки внутри Тибета. Как ...

Основные разделы сайта