Йогические и буддийские техники тренировки ума и развития сострадания. Беседа Далай-ламы с Б.К.С.Айенгаром

22-11-2010, 08:51  |  Напечатать

Йогические и буддийские техники тренировки ума и развития сострадания. Беседа Далай-ламы с Б.К.С.АйенгаромСегодня в Нью-Дели в рамках XXII конференции под эгидой института «Ум и жизнь» по теме «Наука о созерцании: научное исследование о результатах созерцательных практик на биологию и поведение человека» состоялась беседа Далай-ламы с известным индийским мастером йоги Б.К.С.Айенгаром о тренировке ума и сострадании.

Его Святейшество сказал, что под счастьем, как правило, понимают глубокое удовлетворение. Однако, отметил он, необходимо проводить различие между удовлетворением, полученным на чувственном уровне и на ментальном уровне. Достичь счастья на ментальном уровне можно либо спонтанно, либо через тренировку ума, направленную на развитие высшей степени сострадания. Для человека, практикующего буддизм, основной целью является достижение состояния Просветления при помощи взращивания сострадательного настроя. Одним из результатов такой тренировки оказывается способность сохранять спокойный и позитивный настрой в повседневной жизни.

Б.К.С.Айенгар, автор научного толкования «Йога-сутр Патанджали», практикующий йогу в течение последних 60 лет, рассказал о практикующихся в йоге семи ступенях для достижения счастья. Целью йоги, по словам 93-летнего мастера, является достижение не окрашенного счастья, лишенного каких-либо следов «я». Йог работает с негативными эмоциями, такими как гнев, как с самостоятельными явлениями и, благодаря этому, достигает контроля над умом.

Йогические и буддийские техники тренировки ума и развития сострадания. Беседа Далай-ламы с Б.К.С.АйенгаромДалай-лама упомянул о разных этапах тренировки ума в буддизме, сказав, что ежедневная медитация вкупе с постижением шуньяты (пустоты) помогают буддисту достичь счастья. Йогические практики, связанные с визуализацией мандал, в тибетском буддизме непременно предполагают постижение шуньяты (пустоты). Без глубокого постижения шуньяты практикующий будет продолжать непрерывно цепляться за ложные представления о реальности.

Отвечая на вопрос модератора встречи Раджива Мехротры, секретаря основанного в Дели Фонда всеобщей ответственности, направлена ли йога на ослабление такого цепляния и освобождение от майи, или ложных представлений о реальности, Б.К.С.Айенгар сказал, что в йоге неведение считается причиной всех страданий (дукха) в мире. По его словам, нужно осознанно проживать каждое мгновение, не давая затянуть себя в колесо воспоминаний о прошлом и построения планов на будущее. В Патанджали-йоге, пояснил он, шуньята известна как манолайя, или растворение ума.

Говоря о связи ума и тела, Его Святейшество пояснил, что, как и в йоге, где большой упор делается на связь между эмоциями и соответствующими позами тела, за счет чего и достигается состояние равновесия и спокойствия, в практике тибетского буддизма также говорится о важности связи между телом и умом. Во время медитации практикующему очень важно сохранять правильное положение тела, в частности держать позвоночник выпрямленным, чтобы обеспечить правильный поток энергии и достичь необходимого расслабления. Он также упомянул о традиции Ваджраяны тибетского буддизма, в которой детально описывается связь между положением тела и состоянием ума, в том числе во время сна со сновидениями и глубокого сна.

Б.К.С.Айенгар отметил, что существует некоторое сходство в подходах между индийской традицией йоги и тибетским буддизмом, и потому обеим традициям следует сотрудничать в поиске общего пути на благо человечества.

На обсуждении присутствовали индийские и западные ученые, в том числе физики и нейробиологи, духовные практики и представители широкой общественности.
Просмотров: 5919  |  Тэги: Далай-лама, Индия, ум и жизнь, конференции
 

Расписание встреч

2018.04.24 Индия, Нью-Дели
24 апреля 2018 г.
Публичная лекция о необходимости возрождения утраченного духовного и культурного наследия. Первая половина дня. Организатор: агентство Velocity 48. Место проведения: Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi Auditorium).
2018.06.06 Индия, Дхарамсала
6–8 июня 2018 г.
Учения по поэме Шантидевы «Бодхичарья-аватара» (чоджуг) по просьбе тибетской молодежи. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.06.16 Латвия, Рига
16–18 июня 2018 г.
16 и 17 июня в первой половине дня – учения по Алмазной сутре (санскр. Ваджраччхедика, тиб. дордже чодпа, букв. «Рассекающая как ваджра»). Вводные объяснения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тиб. тендрел тепа).
18 июня в первой половине дня – благословение (дженанг) Маджушри, Будды Мудрости.
Организационный комитет:
– Общество «Сохраним Тибет» (Рига).
Фонд «Сохраним Тибет» (Москва).
Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Место проведения: зал «Сконто» (Skonto Halle, Рига, ул. Мелнгайла, 1а).
Подробнее: lv.dalailama.ru.

Сохраним Тибет!

Японский буддийский алтарь 1918 года впервые представят в Петербурге
Санкт-Петербург. 24 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В петербургском Музее истории религии во вторник состоится презентация буддийского алтаря из японского посольства в Петрограде. Как сообщает ...

Тензин Приядарши. Новый взгляд на этику. Люди и искусственный интеллект
7–8 августа 2017 года российские ученые встретились с Его Святейшеством Далай-ламой и буддийскими учеными в рамках конференции «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых. Диалог ...

2018.05.11
11–13 мая. Санкт-Петербург. Лунтрул Дечен Гьюрме Ринпоче. Учения и посвящение Хаягривы

Основные разделы сайта