Далай-лама выступил в Чикаго с лекцией о межрелигиозной гармонии, организованной Теософским обществом
20-07-2011, 07:49 | Напечатать
Утром 17 июля Его Святейшество Далай-лама вылетел из Вашингтона (округ Колумбия) в Чикаго. По прибытию в Чикаго его встречали президент Теософского общества Америки Тим Бойд, исполнительный продюсер Комитета по приему гостей Нина Шредер, руководители Чикагского тибетского альянса, а также представитель консульства Индии в Чикаго.
После обеда Его Святейшество выехал в расположенный в Чикаго Университет штата Иллинойс, где состоялась его публичная лекция «Наведем мосты между религиями». Президент Теософского общества Америки Тим Бойд встретил высокого гостя. Его Святейшество Далай-лама уделил внимание спонсорам мероприятия, после чего его приветствовал губернатор Иллинойса Пэт Куинн. Его Святейшество и губернатор немного пообщались, перед тем как духовный лидер поднялся на сцену.
До появления Его Святейшества Далай-ламы на сцене юные члены Чикагского тибетского альянса исполнили песню «А-Ка-Ма» о трех буквах тибетского алфавита, которые регент, отправившийся на поиски знаков, которые бы свидетельствовали о новом перерождении 13-го Далай-ламы, увидел в водах озера-оракула Лхамо Лацо. Это видение впоследствии помогло ему обнаружить 14-го Далай-ламу.
Затем американская актриса Дженнифер Билз представила инициативу InterFaith ARTreach Collaboration по созданию иконографических символов различных религиозных традиций. В рамках этого начинания были созданы скульптуры, относящиеся к 12 мировым религиям, над которыми работало 200 художников.
Президент Теософского общества Америки Тим Бойд поднялся на сцену, чтобы представить Его Святейшество Далай-ламу. Он рассказал об истории взаимоотношений Его Святейшества с обществом американских теософов. Он вспоминал, как в 1956 году, а затем и в 1959-м, Его Святейшество посещал штаб-квартиру общества в Адьяре на юге Индии. Тим Бойд зачитал впечатления Его Святейшества о визите в штаб-квартиру общества 1956 года, которые духовный лидер описал в своей книге «К подлинному родству всех вероисповеданий». Его Святейшество писал: «Мысленно возвращаясь к поездке 1956 года, я понимаю, что мой визит в Теософское общество в Ченнае (тогдашнем Мадрасе) произвело на меня очень сильное впечатление. Там я впервые непосредственно познакомился с целым движением людей, которые предпринимали попытки объединить мудрость мировых духовных традиций, а также науку. Общаясь с членами этого общества, я почувствовал их невероятную открытость величайшим мировым религиям и подлинную приверженность духу плюрализма.
Когда я вернулся в Тибет в 1957 году, после трех с лишним месяцев, проведенных в стране, поразительной для молодого тибетского монаха, то был уже совсем другим человеком. Я более не мог довольствоваться комфортомнепреклонной убежденности в том, что буддизм это единственная истинная религия».
Президент Теософского общества Америки назвал Его Святейшество одним из величайших людей на Земле, отметив, что истоки его величия в тех качествах, которые делают каждого из нас человеком. С этими словами он пригласил Его Святейшество на сцену.
Перед началом своего выступления Его Святейшество вручил белые шарфы (хадаки) губернатору штата Иллинойс Пэту Куинну (передав ему еще один для его супруги), Дженнифер Билз и Тиму Бойду.
В своем выступлении Его Святейшество говорил о своем восхищении Теософским обществом Америки, вспоминая свои визиты в его штаб-квартиру в Индии. Он сказал, что счастлив выступать в программе, подготовленной Теософским обществом, в Чикаго, в городе, где прежде звучала речь индийского лидера межрелигиозного диалога Свами Вивекананды, выступавшего в Парламенте мировых религий в 1893 году.
Его Святейшество затем рассказал собравшимся о том, что с радостью узнал от губернатора Куинна о том, что в штате Иллинойс введен запрет на смертную казнь. Подчеркнув, что сам был одним из подписантов в объявленной Международной амнистией кампании за запрет смертной казни, Его Святейшество отметил, что большинство религий считают необходимым проводить различие между «грехом» и «грешником». В то время как мы должны противостоять «греху», мы должны прощать «грешника», заявил он.
Далай-лама отметил, что в разное время разные учителя высоко отзывались о межрелигиозной гармонии. Он считает вполне понятным, когда конфликт разгорается из-за денег или власти, однако конфликты на религиозной почве невозможно оправдать, ведь сама цель религии в том, чтобы порождать мир в душе. Его Святейшество добавил, что конфликты во имя религии в действительности имеют основой не религиозную веру, но стремление к власти и деньгам.
Его Святейшество отметил, что отсутствие взаимопонимания в религиозной сфере по большей части объясняется недостаточной осведомленностью. Он сказал, что, будучи в Тибете, считал буддизм лучшей религией из всех, в то время как другие вероисповедания представлялись ему менее значимыми. Он добавил, что лишь после того, как он приехал в Индию и стал общаться с представителями других традиций, например Томасом Мертоном и Матерью Терезой, он пришел к пониманию ценности и значимости всех вероисповеданий. Далай-лама вспомнил о своей беседе с мусульманскими философами, которые говорили ему, что джихад следует понимать, прежде всего, как борьбу с собственными негативными эмоциями.
Его Святейшество отметил, что все религии подчеркивают важность одной и той же практики: взращивания любви, умения прощать, терпимости, самодисциплины, нравственных принципов, приверженности истине и справедливости. По его словам, философские основы религий различаются, и в этой связи религии можно разделить на две категории: теистические и нетеистические.
Тем не менее, наш мир испытывает потребность во множестве религий. Может показаться, что идея «Одна религия – одна истина» вступает в противоречие с идеей «Множественность религий – множественность истин». Но на самом деле все обстоит иначе: на уровне индивидуума для обретения ясности правильнее было бы придерживаться позиции «Одна религия – одна истина», а на уровне общества – идеи «Множественность религий – множественность истин», которая учитывает интересы всех. Далай-лама отметил, что на стадионе, где он выступает, присутствуют представители всех религиозных традиций, что и служит отражением истинности этой позиции. Он провел аналогию с невозможностью исцелить все болезни одним лекарством. Различные болезни нуждаются в разных лекарственных средствах, а порой даже одну и ту же болезнь следует лечить по-разному в зависимости от состояния пациента. Он добавил, что если так обстоит дело с телесными недугами, то уж тем более это верно для человеческого сознания, устроенного гораздо сложнее.
Его Святейшество затем объяснил, в каком направлении шло развитие человеческого общества. Сначала люди полагались на молитвы для разрешения всевозможных проблем. Он рассказал, как тибетцы опирались на ритуалы для преодоления трудностей. Постепенно, с развитием научно-технической мысли, люди начали возлагать свои надежды на науку. Его Святейшество сказал, что к концу 20 века люди стали понимать, что материальное развитие само по себе не является ответом на все вопросы. Это становится понятным, когда видишь, что состоятельные люди, особенно молодые, стремясь преодолеть внутренние проблемы, начинают принимать транквилизаторы, алкогольные напитки и наркотики.
Далай-лама упомянул о тесной связи, существующей между психическим комфортом и телесным здоровьем. Излишний страх и гнев дурно сказываются на нашем здоровье. Он отметил, что, по данным исследований, пациенты, которые чувствуют себя счастливыми, поправляются быстрее.
Его Святейшество также остановился на двух своих обязательствах: по пропаганде межрелигиозной гармонии (которое он взял на себя как буддийский монах) и продвижению общечеловеческих ценностей (которое он выполняет как один из семи миллиардов людей, живущих на планете).
Далай-лама также говорил о коррупции, усиливающейся в наши дни в Индии, Китае и даже Соединенных Штатах. По его словам, коррупция вызвана не недостатком образования, но отсутствием морально-нравственных ценностей. Он сказал, что базовые нравственные принципы не должны непременно основываться на религии. По его мнению, воспитать хорошего человека можно и с опорой на секулярные ценности. Его Святейшество объяснил, что понимает секуляризм так, как его понимали в Индии: как уважение ко всем религиям, но ни в коей мере не как отход от религии как таковой.
На этом Его Святейшество завершил беседу и ответил на несколько вопросов, которые зачитал ведущий, тележурналист Билл Кёртис.
На вопрос о соперничестве между религиями Его Святейшество ответил, что дух соперничества может быть как положительным, так и отрицательным. Соперничество может носить положительный характер, если тот, кто стремится к победе, не создает никаких препятствий для тех, кто устремляется к той же цели. Такой дух соперничества не несет в себе ничего отрицательного, и тибетские буддисты позволяют себе такое «соперничество», ведь без него невозможно добиться прогресса. Соперничество становится отрицательным, когда человек, стремящийся к победе, создает препятствия для тех, кто хочет того же.
На вопрос, почему буддизм приобретает все большую популярность на Западе, Его Святейшество сказал, что об этом лучше спрашивать западных людей. Он подчеркнул, что, читая лекции по буддизму на Западе, исходит из того, что западное общество традиционно придерживается иудейско-христианской системы ценностей, и потому для западных людей было бы безопаснее продолжать следовать своим традиционным религиозным верованиям ― это избавит их от запутанности. Проявлять серьезный интерес к буддизму ― это одно, но если попытаться принять буддизм в поисках новых впечатлений, то это может не принести желаемых результатов.
Следующий вопрос касался религиозной нетерпимости и того, как следует поступать с такими людьми. Его Святейшество указал, что он предлагает три способа пропаганды межрелигиозной гармонии. Во-первых, этому может служить общение между философами разных религий, которые могли обсудить различие и сходство между религиозными традициями. Во-вторых, межрелигиозной гармонии способствуют встречи религиозных практиков, обладающих глубоким духовным опытом. В-третьих, этому помогает проведение групповых паломничеств по святым местам различных религиозных традиций. Его Святейшество рассказал о своем опыте применения указанных подходов.
Далай-лама также ответил на вопрос об инициированном им диалоге с нейробиологами. По завершению беседы с сольным концертом выступила буддийская монахиня из Непала Ани Чоинг Долма.
Беседу посетило более 10 тысяч слушателей. Теософское общество состоит из людей, принадлежащих к различным религиозным традициям, есть среди них и люди неверующие. Одна из целей, которую они ставят перед собой: «Способствовать сравнительному анализу религии, философии и науки».