В первый день визита в Японию Его Святейшество Далай-лама даровал учение о преобразовании ума
6-11-2012, 10:45 | Напечатать
Йокогама, Япония, 4 ноября 2012 г. – В первый день своего визита в Японию в 2012 году Его Святейшество провел несколько коротких встреч, после чего отправился в выставочный центр Йокогама Пасифик-холл, где в присутствии более чем 6000 человек даровал учение по тексту геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума». Это было замечательное осеннее воскресенье, и зал был заполнен до отказа. Обращаясь к сидящим перед ним в безмолвии людям, Его Святейшество сказал: «Каждый человек имеет право на счастливую и благополучную жизнь, так же как и возможности для этого». После чего он точно и в доступной форме охарактеризовал различные школы и направления в буддизме.
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в выставочном зале Пасифик-холл. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
Все люди могут освободиться от омрачающих эмоций, сказал он, и, таким образом, прекратить страдания. Для этого нам необходимо сочетать сострадание и проницательность, понимание Четырех благородных истин и понимание пустоты (отсутствия независимого существования явлений). Вернувшись к рассматриваемому тексту, Далай-лама остановился на словах «Да сохраню я…» в первой строфе, чтоб дать яркое и убедительное разъяснение смысла, которые в буддизм вкладывается в понятие «я».
В буддизме существует понятие «я», сказал духовный лидер, но оно находится в полной зависимости от ума и тела. Поэтому для буддистов «я» не имеет начала, поскольку тело, а точнее материя, сама по себе не имеет начала. И когда вы размышляете о различиях между «умом, радеющем о собственном благе» и «умом, заботящемся о благе других», вы замечаете, что значительная часть ваших страданий происходит от любви к себе, в то время как радость в большей степени появляется от любви к другим.
Однако, сострадание – это не жалость, подчеркнул Далай-лама, продолжая изучение оставшихся семи строф текста, поскольку в понятии жалости присутствует оттенок снисхождения, в то время как сострадание подчеркивает равенство. Нам следует выйти за пределы мыслей «нравится и не нравится», за пределы хулы и похвалы.
Явно воодушевленный возможностью рассказать о таких серьезных буддийских идеях, Его Святейшество отметил, что теперь, когда ум получил столь обильную пищу для размышлений, необходимо поддержать и тело, и объявил короткий перерыв на обед.
Менее чем через час он вернулся в огромный зал, чтобы послушать чтение Сутры сердца сначала на китайском, а затем на корейском языке, и посмотреть фильм-хронику своего путешествия по Монголии в музыкальном сопровождении игравшего прямо на сцене монгольского квартета, облаченного в богатые национальные костюмы. После этого четыре тибетских монаха прочитали Сутру сердца на тибетском языке, а в конце перерыва ее прочитала группа сидевших в полной неподвижности японских монахов в своих традиционных желто-черных одеяниях.
Его Святейшество Далай-лама слушает выступление музыкантов из Монголии на сцене выставочного зала Пасифик-холл. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
«Мы должны взаимодействовать друг с другом на основании того, что мы просто люди», - сказал Его Святейшество вначале своей лекции о воспитании сердца. «Если я, беседуя с вами с вами, постоянно отдаю себе отчет в том, что я тибетец или буддист, или даже если думаю о том, как важно быть Далай-ламой, то такое отношение само по себе создает определенные барьеры. Это бессмысленно! У всех нас, людей, одинаковый потенциал, чтобы обрести спокойствие ума». Затем Его Святейшество проанализировал природу проблем, которые мы сами себе создаем, нашу склонность переоценивать материальные ценности и власть, и даже технологии, а также нашу склонность к жадности. «Ученые, занимающиеся научными исследованиями, убеждены, что самый важный источник счастья – это внутренний мир».
Как же обрести внутренний покой? «Мудрый метод, - продолжил духовный лидер, - поддерживать наши интеллектуальные способности, остроту ума, не теряя его спокойствия». Кратко говоря, мы должны очистить себя от разрушительных эмоций при помощи тренировки ума.
В тот момент, когда Его Святейшество завершал свою лекцию, сформировались три длинные, практически до конца огромного зала, очереди из людей, жаждавших задать ему вопросы. В основном это были молодые люди, среди которых было много приехавших из-за пределов Японии.
После лекции Его Святейшество Далай-лама ответил на многочисленные вопросы слушателей. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
«Настало время проявить инициативу ученым», - сказал Его Святейшество, отвечая на один из первых пятнадцати вопросов. «Но все – учителя, врачи и даже предприниматели – могут пропагандировать внутренние ценности в своей сфере деятельности. Даже предприниматель, который работает, ориентируясь на нравственные принципы, сможет почувствовать, что его предприятия станут более успешными». То же касается и политиков.
Люди подходили к расположенным около сцены микрофонам, чтобы задать вопросы о связи нейронауки и духовности, о любви и привязанности, о воспитании детей, об окружающей среде, о Тибете и т. д.
«Все зависит от образования», - убежденно сказал Далай-лама, вставая навстречу пытливым вопросам. «Существующая система образования слишком сильно ориентирована на материальные ценности. Это не отвечает потребностям общества. Мы должны найти способ, как уравновесить материалистическую составляющую современной системы образования необходимым объемом светской этики, опирающейся на научные данные. Сейчас в школе учат гигиене тела, а вот гигиену эмоций еще только предстоит разработать».
Когда молодой японец рассказал о негодовании, которое он испытывает, слушая уклончивые официальные объяснения фактов, связанных с катастрофой на ядерной станции Фукусима, Его Святейшество поделился с ним следующим советом: «Эта трагедия на Фукусиме, также как и многие ей подобные, уже произошла. Бессмысленно слишком сильно беспокоиться и придавать ей излишнее значение! Вместо беспокойства смотрите вперед. Будущее открыто перед вами. Вы можете заново отстроить свой дом, свой поселок, свое общество. Если вы немного интересуетесь буддийским образом мысли, пожалуйста, вместо того чтобы смотреть телевизор, читайте текст Шантидевы, особенно его шестую главу. Не полагайтесь на сознание, связанное с органами чувств, используйте силу своего интеллекта. Думайте! Анализируйте! И вы наполнитесь большей уверенностью.
Если называть вещи своими именами, то мы не должны походить на животных. Животные, когда что-то происходит, реагируют рефлекторно. У нас же есть чудесная возможность использовать свой разум».
В завершение сессии, освещая тему вражды, Его Святейшество разъяснил слушателям в зале, что «только наши враги позволяет нам практиковать терпение и терпимость». И не следует путать носителя действия и само действие. «Иногда, когда совершаются неправильные поступки, нам нужно предпринять контрмеры. Но сам человек, совершивший такой поступок, будучи таким же человеческим существом как мы сами, часто нуждается в сострадании. Например, когда мы сами допускаем ошибку, мы же разделяем себя и свое неправильное действие. Точно также мы можем провести различие между другими людьми и их неправильными поступками. Как мы говорим о себе – “это был не я”, когда сделали что-то неверное, также мы можем сказать и о другом человеке – “это был не он”».
«Таким образом, - сказал Далай-лама, – практика прощения не подразумевает принятия проступков или преступлений». Мы осуждаем действие, но никогда не осуждаем человека, совершившего его. Это, возможно, одна из тех действенных практических мер, позволяющих обрести спокойствие ума, счастье и соблюсти правила настоящей эмоциональной гигиены.
Перевод: Юрий Пучко
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в выставочном зале Пасифик-холл. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
Все люди могут освободиться от омрачающих эмоций, сказал он, и, таким образом, прекратить страдания. Для этого нам необходимо сочетать сострадание и проницательность, понимание Четырех благородных истин и понимание пустоты (отсутствия независимого существования явлений). Вернувшись к рассматриваемому тексту, Далай-лама остановился на словах «Да сохраню я…» в первой строфе, чтоб дать яркое и убедительное разъяснение смысла, которые в буддизм вкладывается в понятие «я».
В буддизме существует понятие «я», сказал духовный лидер, но оно находится в полной зависимости от ума и тела. Поэтому для буддистов «я» не имеет начала, поскольку тело, а точнее материя, сама по себе не имеет начала. И когда вы размышляете о различиях между «умом, радеющем о собственном благе» и «умом, заботящемся о благе других», вы замечаете, что значительная часть ваших страданий происходит от любви к себе, в то время как радость в большей степени появляется от любви к другим.
Однако, сострадание – это не жалость, подчеркнул Далай-лама, продолжая изучение оставшихся семи строф текста, поскольку в понятии жалости присутствует оттенок снисхождения, в то время как сострадание подчеркивает равенство. Нам следует выйти за пределы мыслей «нравится и не нравится», за пределы хулы и похвалы.
Явно воодушевленный возможностью рассказать о таких серьезных буддийских идеях, Его Святейшество отметил, что теперь, когда ум получил столь обильную пищу для размышлений, необходимо поддержать и тело, и объявил короткий перерыв на обед.
Менее чем через час он вернулся в огромный зал, чтобы послушать чтение Сутры сердца сначала на китайском, а затем на корейском языке, и посмотреть фильм-хронику своего путешествия по Монголии в музыкальном сопровождении игравшего прямо на сцене монгольского квартета, облаченного в богатые национальные костюмы. После этого четыре тибетских монаха прочитали Сутру сердца на тибетском языке, а в конце перерыва ее прочитала группа сидевших в полной неподвижности японских монахов в своих традиционных желто-черных одеяниях.
Его Святейшество Далай-лама слушает выступление музыкантов из Монголии на сцене выставочного зала Пасифик-холл. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
«Мы должны взаимодействовать друг с другом на основании того, что мы просто люди», - сказал Его Святейшество вначале своей лекции о воспитании сердца. «Если я, беседуя с вами с вами, постоянно отдаю себе отчет в том, что я тибетец или буддист, или даже если думаю о том, как важно быть Далай-ламой, то такое отношение само по себе создает определенные барьеры. Это бессмысленно! У всех нас, людей, одинаковый потенциал, чтобы обрести спокойствие ума». Затем Его Святейшество проанализировал природу проблем, которые мы сами себе создаем, нашу склонность переоценивать материальные ценности и власть, и даже технологии, а также нашу склонность к жадности. «Ученые, занимающиеся научными исследованиями, убеждены, что самый важный источник счастья – это внутренний мир».
Как же обрести внутренний покой? «Мудрый метод, - продолжил духовный лидер, - поддерживать наши интеллектуальные способности, остроту ума, не теряя его спокойствия». Кратко говоря, мы должны очистить себя от разрушительных эмоций при помощи тренировки ума.
В тот момент, когда Его Святейшество завершал свою лекцию, сформировались три длинные, практически до конца огромного зала, очереди из людей, жаждавших задать ему вопросы. В основном это были молодые люди, среди которых было много приехавших из-за пределов Японии.
После лекции Его Святейшество Далай-лама ответил на многочисленные вопросы слушателей. Иокогама, Япония. 4 ноября 2012 г. Фото: Office of Tibet, Japan
«Настало время проявить инициативу ученым», - сказал Его Святейшество, отвечая на один из первых пятнадцати вопросов. «Но все – учителя, врачи и даже предприниматели – могут пропагандировать внутренние ценности в своей сфере деятельности. Даже предприниматель, который работает, ориентируясь на нравственные принципы, сможет почувствовать, что его предприятия станут более успешными». То же касается и политиков.
Люди подходили к расположенным около сцены микрофонам, чтобы задать вопросы о связи нейронауки и духовности, о любви и привязанности, о воспитании детей, об окружающей среде, о Тибете и т. д.
«Все зависит от образования», - убежденно сказал Далай-лама, вставая навстречу пытливым вопросам. «Существующая система образования слишком сильно ориентирована на материальные ценности. Это не отвечает потребностям общества. Мы должны найти способ, как уравновесить материалистическую составляющую современной системы образования необходимым объемом светской этики, опирающейся на научные данные. Сейчас в школе учат гигиене тела, а вот гигиену эмоций еще только предстоит разработать».
Когда молодой японец рассказал о негодовании, которое он испытывает, слушая уклончивые официальные объяснения фактов, связанных с катастрофой на ядерной станции Фукусима, Его Святейшество поделился с ним следующим советом: «Эта трагедия на Фукусиме, также как и многие ей подобные, уже произошла. Бессмысленно слишком сильно беспокоиться и придавать ей излишнее значение! Вместо беспокойства смотрите вперед. Будущее открыто перед вами. Вы можете заново отстроить свой дом, свой поселок, свое общество. Если вы немного интересуетесь буддийским образом мысли, пожалуйста, вместо того чтобы смотреть телевизор, читайте текст Шантидевы, особенно его шестую главу. Не полагайтесь на сознание, связанное с органами чувств, используйте силу своего интеллекта. Думайте! Анализируйте! И вы наполнитесь большей уверенностью.
Если называть вещи своими именами, то мы не должны походить на животных. Животные, когда что-то происходит, реагируют рефлекторно. У нас же есть чудесная возможность использовать свой разум».
В завершение сессии, освещая тему вражды, Его Святейшество разъяснил слушателям в зале, что «только наши враги позволяет нам практиковать терпение и терпимость». И не следует путать носителя действия и само действие. «Иногда, когда совершаются неправильные поступки, нам нужно предпринять контрмеры. Но сам человек, совершивший такой поступок, будучи таким же человеческим существом как мы сами, часто нуждается в сострадании. Например, когда мы сами допускаем ошибку, мы же разделяем себя и свое неправильное действие. Точно также мы можем провести различие между другими людьми и их неправильными поступками. Как мы говорим о себе – “это был не я”, когда сделали что-то неверное, также мы можем сказать и о другом человеке – “это был не он”».
«Таким образом, - сказал Далай-лама, – практика прощения не подразумевает принятия проступков или преступлений». Мы осуждаем действие, но никогда не осуждаем человека, совершившего его. Это, возможно, одна из тех действенных практических мер, позволяющих обрести спокойствие ума, счастье и соблюсти правила настоящей эмоциональной гигиены.
Перевод: Юрий Пучко