В Дели Далай-лама встретился с молодежью
23-03-2013, 22:54 | Напечатать
Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г. – Сегодня утром Его Святейшество выступал перед группой учащихся 10-12 классов из девяти разных школ Дели. Он тепло их приветствовал:
Его Святейшество Далай-лама приветствует учащихся перед
началом встречи в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Тензин Пунцог (NAVA)«Юные братья и сестры, я рад встрече с вами. Мне 78 лет, в моей жизни были взлеты и падения, и я бы хотел, чтобы вы помнили, что большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, созданы руками человека. Мы сами создаем их, и, значит, в наших силах их устранить».
Далай-лама также сказал, что принадлежит к поколению двадцатого века, ставшего эпохой великих достижений, но также и огромной жестокости. Если бы жестокость дала хоть какие-то положительные результаты, её ещё можно было бы как-то оправдать, но вместо того она принесла бессчетные страдания и страх миллионам людей. Вспышки насилия, которые мы видим сегодня, – это симптомы наших прошлых ошибок. Он сказал: «Вы, молодые люди, принадлежащие двадцать первому веку, имеете возможность сделать жизнь на планете более мирной. Конфликты будут возникать время от времени, но, несмотря на различие взглядов и интересов, вы должны суметь поддерживать мир при помощи диалога, а не посредством применения силы».
Он напомнил своим слушателям, что каждый из семи миллиардов людей, живущих на планете, хочет прожить счастливую жизнь и имеет на это право. Мы должны уважать это право даже перед лицом конфликтной ситуации.
«Уважение к правам и жизни других лежит в основе индийской традиции ахимсы или отказа от насилия. По мере увеличения численности населения, климатических изменений и уменьшения запасов природных ресурсов растет вероятность конфликта, вызванного столкновением интересов, но мы должны найти ненасильственные пути решения этих проблем».
Учащиеся внимательно слушали Его Святейшество, когда он говорил им, как рад встретиться с представителями молодого поколения и живут в Индии. Он напомнил, что тибетский народ в большом долгу перед Индией, ставшей для тибетцев щедрым источником знаний. Тибетцы называют себя учениками индийских гуру. И они оказались действительно хорошими учениками: когда на своей родине, в Индии, буддизм переживал тяжелые времена, тибетцы сумели сохранить буддийское знание во всей его полноте. О себе лично Далай-лама сказал так: «Я часто называю себя сыном Индии, так как мой мозг впитал индийскую мысль, а тело в последние пятьдесят лет подкрепляется индийским рисом, далом и роти».
Его Святейшество Далай-лама беседует с группой индийских
учащихся 10-12 классов в Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Далай-лама подчеркнул, что, несмотря на то, что прошло семьдесят лет с тех пор, как Индия обрела независимость, по-прежнему есть необходимость в самоотверженной решительности, присущей духу борцов за свободу. В условиях широкого распространения таких проблем, как коррупция, правдивость, честность и возможность говорить открыто, важны как никогда. Нам нужны этические ценности, основанные на светском подходе, которые происходят, например, из осознания того, что все люди были рождены матерями, которые проявляли к ним любовь и заботу. Любовь и забота, полученные в раннем возрасте, становятся источником счастья в последующей взрослой жизни. Мы видим, что, независимо от уровня материального достатка семьи, в которых отношения исполнены доверия и любви, счастливы. Будем ли мы счастливы или нет, зависит от нашего отношения. Например, сострадание способствует более спокойному состоянию ума. Связывать все свои надежды с материальным развитием определенно является ошибкой, поскольку подлинный источник счастья находится внутри нас самих.
Его Святейшество пояснил, что первое из его обязательств связано с тем, чтобы пропагандировать сердечную теплоту в интересах всеобщего счастья людей, тогда как второе его обязательство, как буддийского монаха, заключается в содействии гармонии в отношениях между религиями. Последователи теистических религий верят в создателя, в то время как в нетеистических традициях, таких как джайнизм, ответвление санкхья, и буддизм, считается, что создатели мы сами. Из нетеистических традиций только в буддизме есть учение о бессамостности. Тем не менее, все религии учат любви, состраданию и прощению, и все они стремятся сделать людей сострадательнее и счастливее. Далай-лама также упомянул, что ранее у него было и третье обязательство, связанное с борьбой тибетского народа, но теперь он ушел в отставку и передал все политические полномочия демократически избранному руководству. Однако, несмотря на это, он остается тибетцем, и шесть миллионов тибетцев, как в Тибете, так и за его пределами, продолжают возлагать на него свои надежды, поэтому ответственность осталась. Он сказал учащимся: «На вас также лежит ответственность за благополучие человечества, и те из вас, кто является верующими, ответственны за установление понимания с представителями других религий».
На вопрос о том, как сохранять баланс между умением быть довольным тем, что имеешь, и прогрессом, Его Святейшество ответил, что материальные блага можно развивать лишь до определенного предела, так что полезно уметь довольствоваться тем, что мы уже имеем. С другой стороны, обращаясь к внутренним качествам, мы задействуем свой ум, обладающей неограниченной способностью к развитию. Далай-лама отметил, что в свои 78 лет за едой всегда читает, таким образом, ежедневно расширяя свои познания. В том, что касается знаний, он никогда не довольствуется уже имеющимся.
Сессия вопросов и ответов на встрече Далай-ламы с учащимися
10-12 классов в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Тензин Пунцог (NAVA)На вопрос, почему Китаю так многое сходит с рук, Его Святейшество ответил, что между тем, какими вещи представляются, и реальностью существует большая разница. В данном случае вопрос кажется простым, но на самом деле он очень сложный. Молодые тибетцы выступают за независимость, но здесь также надо помнить о разнице в том, что мы видим, и тем, какова реальность: сегодня китайская коммунистическая партия и ее армия сильны и не идут на компромиссы. В то же время китайские интеллектуалы, поддерживающие дело Тибета, согласны, что необходимо взаимовыгодное решение, а правительства Индии, США и ЕС поддерживают политику Срединного пути.
Когда Далай-ламу попросили дать определение тому, что такое просветление, он ответил, что природа ума – это способность к познанию, но она замутнена неведением. Такое искажающее неведение необходимо постепенно устранять, и сделать это можно, исследуя разницу между тем, какими мы видим предметы и явления, и реальностью. Когда мы понимаем иллюзорность мира, то омрачающие эмоции, замутняющие наш ум, становятся слабее. В состоянии бодрствования ум находится преимущественно под воздействием видов сознания, связанных с сенсорным восприятием, но в состояниях, таких как сон, мы можем достичь [более тонких уровней сознания, которые отличаются большей ясностью]. Получив доступ к более тонким уровням сознания, можно развивать способность к познанию, и с буддийской точки зрения, в этом и состоит суть пути к просветлению.
Говоря учащимся, что нам всем нужна сердечность и теплота, а также острый интеллект, Далай-лама подчеркнул, что честность и правдивость способствуют большей уверенности в себе и дают возможность действовать в положительном ключе.
Во второй половине дня, на организованной Фондом всеобщей ответственности встрече с более взрослой и зрелой аудиторией, в которой было много его старых друзей, Его Святейшество сказал: «Цель нашей встречи – научиться правильно использовать свое время. Важно сделать так, чтобы наши жизни были исполнены смысла. Угрозы и обман могут принести краткосрочные результаты, но оставляют после себя ощущение неудовольствия. Деньги тоже не приносят подлинного удовлетворения, которое способно дать сострадание».
Некоторые из присутствовавших на встрече с Его Святейшеством Далай-ламой, организованной Фондом всеобщей ответственности в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г. Фото: Тензин Пунцог (NAVA)
Некоторые из присутствовавших на встрече с Его Святейшеством
Далай-ламой, организованной Фондом всеобщей ответственности
в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г. Фото: Тензин Пунцог (NAVA)Далай-лама сказал, что все чувствующие существа, и мы в том числе, испытывают чувства удовольствия и боли. Отличие людей в том, что мы имеем мощный разум и гораздо большую возможность достичь счастья и избежать страдания. Источник настоящего счастья и дружбы не в деньгах и даже не в знании, а в сердечности и теплоте. Однажды поняв это, мы будем более склонны взращивать в себе эти качества.
Здесь в Индии понятия секуляризма и светской этики развились из ахимсы, отказа от причинения вреда другим существам. Подобные древние ценности весьма актуальны и в современном мире.
Обращаясь к тексту учений, Его Святейшество развернул свою копию труда Атиши «Светоч на пути к пробуждению». Он пояснил, что получил устную передачу текста от ламы из Киннаура Ринзина Тенпы, который сказал ему, что на конференции в Индии в 1947 году, когда Махатма Ганди спросил о текстах, которые он изучал, он упомянул среди других и этот текст. «Светоч на пути к пробуждению» ценится за простоту исследования пути к просветлению и был написан по просьбе правителя западнотибетского региона Гуге.
После перерыва на чай, Его Святейшество ответил на вопросы. На вопрос о том, может ли чиновник достичь просветления, он сказал, что все зависит от мотивации. А на вопрос о том, почему некоторые люди делают больший или меньший прогресс на духовном пути, Далай-лама сказал, что с буддийской точки зрения много зависит от действий, совершенных нами в прошлых жизнях. Он отметил, что духовный путь самого Будды занял три неисчислимых кальпы, и процитировал свою любимую молитву Шантидевы: «Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире и я останусь страданий рассеивать тьму».
Он сказал, что эта молитва ставит перед ним цель в жизни и является источником удовлетворения, решимости и внутренней силы.
Перевод: Елена Ондар
Его Святейшество Далай-лама приветствует учащихся перед
началом встречи в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Тензин Пунцог (NAVA)
Далай-лама также сказал, что принадлежит к поколению двадцатого века, ставшего эпохой великих достижений, но также и огромной жестокости. Если бы жестокость дала хоть какие-то положительные результаты, её ещё можно было бы как-то оправдать, но вместо того она принесла бессчетные страдания и страх миллионам людей. Вспышки насилия, которые мы видим сегодня, – это симптомы наших прошлых ошибок. Он сказал: «Вы, молодые люди, принадлежащие двадцать первому веку, имеете возможность сделать жизнь на планете более мирной. Конфликты будут возникать время от времени, но, несмотря на различие взглядов и интересов, вы должны суметь поддерживать мир при помощи диалога, а не посредством применения силы».
Он напомнил своим слушателям, что каждый из семи миллиардов людей, живущих на планете, хочет прожить счастливую жизнь и имеет на это право. Мы должны уважать это право даже перед лицом конфликтной ситуации.
«Уважение к правам и жизни других лежит в основе индийской традиции ахимсы или отказа от насилия. По мере увеличения численности населения, климатических изменений и уменьшения запасов природных ресурсов растет вероятность конфликта, вызванного столкновением интересов, но мы должны найти ненасильственные пути решения этих проблем».
Учащиеся внимательно слушали Его Святейшество, когда он говорил им, как рад встретиться с представителями молодого поколения и живут в Индии. Он напомнил, что тибетский народ в большом долгу перед Индией, ставшей для тибетцев щедрым источником знаний. Тибетцы называют себя учениками индийских гуру. И они оказались действительно хорошими учениками: когда на своей родине, в Индии, буддизм переживал тяжелые времена, тибетцы сумели сохранить буддийское знание во всей его полноте. О себе лично Далай-лама сказал так: «Я часто называю себя сыном Индии, так как мой мозг впитал индийскую мысль, а тело в последние пятьдесят лет подкрепляется индийским рисом, далом и роти».
Его Святейшество Далай-лама беседует с группой индийских
учащихся 10-12 классов в Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество пояснил, что первое из его обязательств связано с тем, чтобы пропагандировать сердечную теплоту в интересах всеобщего счастья людей, тогда как второе его обязательство, как буддийского монаха, заключается в содействии гармонии в отношениях между религиями. Последователи теистических религий верят в создателя, в то время как в нетеистических традициях, таких как джайнизм, ответвление санкхья, и буддизм, считается, что создатели мы сами. Из нетеистических традиций только в буддизме есть учение о бессамостности. Тем не менее, все религии учат любви, состраданию и прощению, и все они стремятся сделать людей сострадательнее и счастливее. Далай-лама также упомянул, что ранее у него было и третье обязательство, связанное с борьбой тибетского народа, но теперь он ушел в отставку и передал все политические полномочия демократически избранному руководству. Однако, несмотря на это, он остается тибетцем, и шесть миллионов тибетцев, как в Тибете, так и за его пределами, продолжают возлагать на него свои надежды, поэтому ответственность осталась. Он сказал учащимся: «На вас также лежит ответственность за благополучие человечества, и те из вас, кто является верующими, ответственны за установление понимания с представителями других религий».
На вопрос о том, как сохранять баланс между умением быть довольным тем, что имеешь, и прогрессом, Его Святейшество ответил, что материальные блага можно развивать лишь до определенного предела, так что полезно уметь довольствоваться тем, что мы уже имеем. С другой стороны, обращаясь к внутренним качествам, мы задействуем свой ум, обладающей неограниченной способностью к развитию. Далай-лама отметил, что в свои 78 лет за едой всегда читает, таким образом, ежедневно расширяя свои познания. В том, что касается знаний, он никогда не довольствуется уже имеющимся.
Сессия вопросов и ответов на встрече Далай-ламы с учащимися
10-12 классов в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г.
Фото: Тензин Пунцог (NAVA)
Когда Далай-ламу попросили дать определение тому, что такое просветление, он ответил, что природа ума – это способность к познанию, но она замутнена неведением. Такое искажающее неведение необходимо постепенно устранять, и сделать это можно, исследуя разницу между тем, какими мы видим предметы и явления, и реальностью. Когда мы понимаем иллюзорность мира, то омрачающие эмоции, замутняющие наш ум, становятся слабее. В состоянии бодрствования ум находится преимущественно под воздействием видов сознания, связанных с сенсорным восприятием, но в состояниях, таких как сон, мы можем достичь [более тонких уровней сознания, которые отличаются большей ясностью]. Получив доступ к более тонким уровням сознания, можно развивать способность к познанию, и с буддийской точки зрения, в этом и состоит суть пути к просветлению.
Говоря учащимся, что нам всем нужна сердечность и теплота, а также острый интеллект, Далай-лама подчеркнул, что честность и правдивость способствуют большей уверенности в себе и дают возможность действовать в положительном ключе.
Во второй половине дня, на организованной Фондом всеобщей ответственности встрече с более взрослой и зрелой аудиторией, в которой было много его старых друзей, Его Святейшество сказал: «Цель нашей встречи – научиться правильно использовать свое время. Важно сделать так, чтобы наши жизни были исполнены смысла. Угрозы и обман могут принести краткосрочные результаты, но оставляют после себя ощущение неудовольствия. Деньги тоже не приносят подлинного удовлетворения, которое способно дать сострадание».
Некоторые из присутствовавших на встрече с Его Святейшеством Далай-ламой, организованной Фондом всеобщей ответственности в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г. Фото: Тензин Пунцог (NAVA)
Некоторые из присутствовавших на встрече с Его Святейшеством
Далай-ламой, организованной Фондом всеобщей ответственности
в Нью-Дели, Индия, 22 марта 2013 г. Фото: Тензин Пунцог (NAVA)
Здесь в Индии понятия секуляризма и светской этики развились из ахимсы, отказа от причинения вреда другим существам. Подобные древние ценности весьма актуальны и в современном мире.
Обращаясь к тексту учений, Его Святейшество развернул свою копию труда Атиши «Светоч на пути к пробуждению». Он пояснил, что получил устную передачу текста от ламы из Киннаура Ринзина Тенпы, который сказал ему, что на конференции в Индии в 1947 году, когда Махатма Ганди спросил о текстах, которые он изучал, он упомянул среди других и этот текст. «Светоч на пути к пробуждению» ценится за простоту исследования пути к просветлению и был написан по просьбе правителя западнотибетского региона Гуге.
После перерыва на чай, Его Святейшество ответил на вопросы. На вопрос о том, может ли чиновник достичь просветления, он сказал, что все зависит от мотивации. А на вопрос о том, почему некоторые люди делают больший или меньший прогресс на духовном пути, Далай-лама сказал, что с буддийской точки зрения много зависит от действий, совершенных нами в прошлых жизнях. Он отметил, что духовный путь самого Будды занял три неисчислимых кальпы, и процитировал свою любимую молитву Шантидевы: «Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире и я останусь страданий рассеивать тьму».
Он сказал, что эта молитва ставит перед ним цель в жизни и является источником удовлетворения, решимости и внутренней силы.
Перевод: Елена Ондар