Далай-лама выступил в Атланте с лекцией «Основы ответственной гражданской позиции в Глобальной деревне 21 века»
10-10-2013, 12:58 | Напечатать
Атланта, штат Джорджия, США, 8 октября 2013 года - Сопровождаемый сверкающими красно-синими огнями полицейских машин, ревом мотоциклов охраны и рокотом вертолета, Его Святейшество Далай-лама отправился из своего отеля в Антланте в комплекс «Гвинет Арена», где проходили сегодняшние встречи. У входа его встречал президент университета Эмори Джеймс Вагнер, а когда он вошел в зал, десять тысяч зрителей разразились теплыми приветственными рукоплесканиями.
Выступление монахов монастыря Дрепунг Лоселинг перед началом лекции Его Святейшества Далай-ламы. 8 октября 2013 г. Фото: Emory University
Открывая встречу, президент Вагнер отметил, что университет Эмори был основан последователями Методистской церкви и ставит перед собой целью подготовить граждан прожить не просто успешную жизнь, но также хорошую жизнь. Затем выступил Пол Уолп, ведущий встречи. Он сказал, что университет заботится не только о распространении знаний, но также о воспитании мудрости, глубокого понимания и умения видеть суть. Он добавил, что университету выпала редкая честь провести встречу с человеком, обладающим мудростью, после чего пригласил к микрофону Его Святейшество Далай-ламу.
Едва Его Святейшество начал выступление, как заметил своего давнего друга Ричарда Мура, который только что вошел; Далай-лама спустился со сцены, чтобы его поприветствовать. «Он подает необыкновенный пример, - сказал Его Святейшество. - В десятилетнем возрасте, когда Ричард жил в Северной Ирландии, он лишился зрения. Ему в голову попала резиновая пуля, но он простил человека, стрелявшего в него, и не испытывает гнева. Я сам только говорю о сострадании, работаю языком, а он проявляет его на деле. Он мой герой».
Вернувшись к теме светской этики, Его Святейшество сказал, что если мы посмотрим на человечество и человеческую историю, то поймем, почему светская этика нам так необходима. Он сказал, что люди его возраста, которым уже за 50, принадлежат XX веку, и время его миновало. Но вот молодые люди, те, кому сегодня 15, 20, даже 30 лет принадлежат веку XXI, и будущее простирается у их ног. Он попросил поднять руки тех, кто принадлежит юному поколению, чтобы увидеть сколько их собралось сегодня.
«Некоторые историки утверждают, что в XX веке насильственной смертью погибло более 200 миллионов человек. Несмотря на многие замечательные открытия, прошлый век был эрой насилия и кровопролития. Я искренне верю, что если мы начнем воспринимать других людей как братьев и сестер, то не останется места для обмана, мошенничества, ссор и драк. Нам следует поменять привычные пути решения конфликтов: вместо использования силы, нужно полагаться на диалог. Нужно меньше разделять людей на своих и чужих, необходимо принимать в расчет интересы других. Для конфликтов между нами всегда найдутся поводы, но когда они возникают, нам нужно решать проблемы через диалог, а не драться друг с другом».
Его Святейшество сказал, что нужно сделать новое столетие эрой сострадания. Он обратил внимание слушателей на то, что может быть два вида сострадания: инстинктивная ответная реакция, которая опирается только на биологический фактор и коренится в любви и нежности, которую мы получили в детстве от своих матерей; и всеохватывающее безграничное сострадание, в основе которого лежат логика и размышления.
«Сегодня мы все зависим друг от друга, и истребление соседей означает нашу собственную гибель. Вот почему необходимо всерьез задуматься о построении более милосердного общества, и делать это нужно не столько отталкиваясь от веры, сколько полагаясь на разум. Если мы посмотрим на окружающих и проанализируем, как они живут, то увидим, что среди наших соседей есть семьи [пусть и небогатые], но в которых царят любовь и доверие, мир и дружба. С другой стороны, есть семьи, хорошо обеспеченные материально, но если в отношениях членов семьи не хватает теплоты, если в семье поселилась ревность и недоверие, вызванные подозрительностью, такие семьи несчастны».
Его Святейшество рассказал о результатах научных исследований, которые показывают, что подозрения, гнев и страх буквально поедают нашу иммунную систему. Чтобы поддерживать физическое здоровье, необходим покой ума. Поэтому, подобно тому, как для здоровья тела необходима физическая гигиена, нам нужно разработать и соблюдать правила эмоциональной гигиены, способствующие здоровью ума.
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией "Основы ответственной гражданской позиции в Глобальной деревне 21 века". 8 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг
«Общество не изменить с помощью сил ООН или решений, принятых на Капитолийском холме. Общество состоит из отдельных людей. К переменам ведут не денежные вложения, а только перемены в образе мыслей. Мы можем преодолеть наши трудности с помощью светской этики, которая опирается на здравый смысл, общий для нас всех опыт и научные изыскания. Спасибо всем! А теперь я отвечу на ваши вопросы».
На вопрос об основных сложностях XXI века, Его Святейшество ответил, что образование играет ключевую роль в построении более счастливого и спокойного мира. Он добавил, что необходимо разработать такой подход, чтобы образование предоставляло не только знания, но также способствовало развитию здорового ума. Кроме того, необходимо поразмышлять над тем, является ли современный американский образ жизни абсолютно устойчивым и жизнеспособным. Необходимо взращивать сострадание по отношению ко всему человечеству.
«Нам нужно научиться воспринимать человечество как одну большую семью: если счастливы они, то буду счастлив и я. Слишком ожесточенное соперничество и конкуренция ведут к ревности и подозрительности по отношению к соседям, что в свою очередь рождает дальнейшее недоверие. Можем ли мы быть счастливыми в такой ситуации? Это здравый смысл. Светская этика касается не только вопросов сострадания, она помогает также изучить человеческий ум. Нам нужна карта ума, чтобы понять, как работает человеческий ум; осознанность помогает тренировке ума».
На предположение о том, что способности к познанию лучше развиты у людей Запада, а сострадание у людей Востока, Его Святейшество сказал, что подобное деление неуместно, и все люди в обеих частях света одинаковы, испытывают одни и те же эмоции. На вопрос о сострадании на глобальном или политическом уровне, Его Святейшество привел в пример Европейский Союз: европейские страны объединились, осознав, что общие интересы важнее интересов отдельных стран.
Его Святейшество спросили, является ли поступок альтруистичным, если человеку самому было приятно проявить сострадание? Он ответил, что помощь другим приносит пользу и нам. У нас есть собственные интересы, по природе мы эгоистичны, но необходимо быть мудрыми эгоистами, а не глупыми. Далай-лама добавил, что принимать наркотики - это глупый эгоизм, а делать физические упражнения - мудрый. Как социальные животные мы должны сотрудничать. Это означает, что нам необходимо доверие, а доверие опирается на нашу заботу о благополучии других.
Одна из слушательниц, мама двоих мальчиков, спросила, может ли сострадание помочь ее детям. Его Святейшество ответил: «Я обладаю определенным количеством сострадания, и этим я обязан моей маме, неграмотной, необразованной деревенской женщине, у которой было большое любящее сердце. Сегодня, когда особенно нужна душевная теплота, к которой у женщин есть особая склонность, что подтверждают научные данные, женщины должны брать на себя более активную роль».
В конце утренней сессии Его Святейшество попросил тех слушателей, кому показалось, что он поведал что-то интересное, поразмышлять об этом, обсудить с друзьями, и если они посчитают, что это имеет смысл, воплощать в свою жизнь. Но если кому-то его слова показались банальными, это тоже совершенно нормально, тогда их нужно просто выбросить из головы.
После обеда Его Святейшество встретился с членами программы «Научная инициатива Эмори-Тибет» и группы, занимающейся исследованием тибетской медицины. На этой встрече ученые рассказали Далай-ламе своих исследованиях.
Во время выступления Его Святейшества Далай-ламы. 8 октября 2013 г. Фото: Emory University
Вернувшись в зал, чтобы принять участие в экспертном обсуждении по теме «Светская этика и образование», Его Святейшество отметил, что в настоящее время наука сосредоточена на материальных объектах, которые поддаются измерению; но ум тоже часть реальности, поэтому науке следует включить ум и эмоции в область своих интересов. Тибетский духовный лидер сказал, что многие проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, творения наших собственных рук, и в основе их лежит не что-то физическое; проблемы возникают внутри нас. Его Святейшество привел в пример спор о государственном контроле ношения и владения оружием, сказав, что проблемы создает не оружие само по себе, а люди, которые им обладают. Важнейшую роль играет контроль над умом. Оружие может и защитить; настоящий источник проблемы - это наши разрушительные эмоции.
«Разрушительные эмоции, такие как гнев и страх, уничтожают покой ума, а когда уходит покой ума, разрушается физическое здоровье. Образование и осведомленность помогут нам справляться с негативными эмоциями. Я проводил множество встреч с учеными, например с присутствующим здесь Ричардом Дэвидсоном. Он изучает эти вопросы уже около 20-30 лет, не ради богатства или славы, но чтобы сделать наш мир лучше. И я хочу поблагодарить всех ученых и попросить их не останавливаться на достигнутом».
Франс де Валь, приматолог, выяснил, что у приматов, как и у людей, существуют определенные правила морали. Им известны основы нравственности. Они проявляют сочувствие и помогают друг другу. Сочувствие, краеугольный камень нравственности, очень хорошо развито у млекопитающих. Доктор де Валь показал видеозапись, демонстрирующую, что некоторые животные обладают чувством справедливости.
Ричард Дэвидсон поделился тремя важными моментами, показывающими, что маленькие дети, еще до начала образования, очень положительно реагируют на щедрость, проявленную по отношению к другим у них на глазах, и им не нравится, когда другим чинят препятствия. Он добавил, что подобно тому, как мы все способны выучить язык, хотя для этого и необходимо прилагать усилия, у нас также есть способность к состраданию, но ее нужно упражнять. Франс де Валь добавил, что безусловно, соревновательность и агрессия присутствуют в природе, но групповые животные очень часто идут на компромиссы и заботятся о других.
Его Святейшество сказал, что это показывает важность образования. Для начала нам нужна осведомленность, которая перерастает в убежденность, и опираясь на это мы начинаем вести себя более открыто, честно и прозрачно.
Геше Лобсанг Тензин Неги говорил о сострадании как основе для светской этики и рассказал о научных данных, которые это подтверждают. Они показывают, что состраданию можно обучать, и мы можем научиться регулировать свои эмоции. Брук Додсон-Лавель сказала, что бесконечно важно понять, что дети боятся быть брошенными, оставленными; им необходимо чувствовать себя любимыми, чтобы проявлять сострадание к другим. Вот почему для воспитания одного ребенка нужно целое общество.
Его Святейшество ответил на вопрос о роли религии, объяснив, что все основные религии мира всегда способствовали и будут способствовать развитию таких достоинств как любовь и сострадание. Однако, у каждой религии есть свои ограничения, а сегодня нам нужна нравственность, которая не знает границ. Таким образом, нам необходима светская этика.
В конце дневной сессии, президент Вагнер вручил почетные грамоты геше Лобсангу Тензину Неги и его руководителю, доктору Роберту Полу, отметив их вклад в развитие сотрудничества между Эмори и Тибетом, из которого родилась научная инициатива доктора Роберта Пола «Эмори-Тибет». Его Святейшество выразил свою признательность, ведь геше, так же как и он сам, приехал из отдаленной деревни, и доказал, что может принести много пользы другим.
Артур Зайонц, президент института «Ум и жизнь» завершил обсуждение, отметив, что точность мыслей и наблюдений Его Святейшества всегда необыкновенно вдохновляет его самого и его коллег. Он пообещал продолжить работу по сближению реальности внутри нас с реальностью вокруг нас. Успешным примером этого стало введение изучения естественных наук в тибетских монастырях. В заключение он процитировал слова французского философа Симоны Вейль: «Ни одно из человеческих свойств так властно и мощно не приковывает наш взор к Богу, как дружба...»
Перевод: Ольга Селезнева
Выступление монахов монастыря Дрепунг Лоселинг перед началом лекции Его Святейшества Далай-ламы. 8 октября 2013 г. Фото: Emory University
Открывая встречу, президент Вагнер отметил, что университет Эмори был основан последователями Методистской церкви и ставит перед собой целью подготовить граждан прожить не просто успешную жизнь, но также хорошую жизнь. Затем выступил Пол Уолп, ведущий встречи. Он сказал, что университет заботится не только о распространении знаний, но также о воспитании мудрости, глубокого понимания и умения видеть суть. Он добавил, что университету выпала редкая честь провести встречу с человеком, обладающим мудростью, после чего пригласил к микрофону Его Святейшество Далай-ламу.
Едва Его Святейшество начал выступление, как заметил своего давнего друга Ричарда Мура, который только что вошел; Далай-лама спустился со сцены, чтобы его поприветствовать. «Он подает необыкновенный пример, - сказал Его Святейшество. - В десятилетнем возрасте, когда Ричард жил в Северной Ирландии, он лишился зрения. Ему в голову попала резиновая пуля, но он простил человека, стрелявшего в него, и не испытывает гнева. Я сам только говорю о сострадании, работаю языком, а он проявляет его на деле. Он мой герой».
Вернувшись к теме светской этики, Его Святейшество сказал, что если мы посмотрим на человечество и человеческую историю, то поймем, почему светская этика нам так необходима. Он сказал, что люди его возраста, которым уже за 50, принадлежат XX веку, и время его миновало. Но вот молодые люди, те, кому сегодня 15, 20, даже 30 лет принадлежат веку XXI, и будущее простирается у их ног. Он попросил поднять руки тех, кто принадлежит юному поколению, чтобы увидеть сколько их собралось сегодня.
«Некоторые историки утверждают, что в XX веке насильственной смертью погибло более 200 миллионов человек. Несмотря на многие замечательные открытия, прошлый век был эрой насилия и кровопролития. Я искренне верю, что если мы начнем воспринимать других людей как братьев и сестер, то не останется места для обмана, мошенничества, ссор и драк. Нам следует поменять привычные пути решения конфликтов: вместо использования силы, нужно полагаться на диалог. Нужно меньше разделять людей на своих и чужих, необходимо принимать в расчет интересы других. Для конфликтов между нами всегда найдутся поводы, но когда они возникают, нам нужно решать проблемы через диалог, а не драться друг с другом».
Его Святейшество сказал, что нужно сделать новое столетие эрой сострадания. Он обратил внимание слушателей на то, что может быть два вида сострадания: инстинктивная ответная реакция, которая опирается только на биологический фактор и коренится в любви и нежности, которую мы получили в детстве от своих матерей; и всеохватывающее безграничное сострадание, в основе которого лежат логика и размышления.
«Сегодня мы все зависим друг от друга, и истребление соседей означает нашу собственную гибель. Вот почему необходимо всерьез задуматься о построении более милосердного общества, и делать это нужно не столько отталкиваясь от веры, сколько полагаясь на разум. Если мы посмотрим на окружающих и проанализируем, как они живут, то увидим, что среди наших соседей есть семьи [пусть и небогатые], но в которых царят любовь и доверие, мир и дружба. С другой стороны, есть семьи, хорошо обеспеченные материально, но если в отношениях членов семьи не хватает теплоты, если в семье поселилась ревность и недоверие, вызванные подозрительностью, такие семьи несчастны».
Его Святейшество рассказал о результатах научных исследований, которые показывают, что подозрения, гнев и страх буквально поедают нашу иммунную систему. Чтобы поддерживать физическое здоровье, необходим покой ума. Поэтому, подобно тому, как для здоровья тела необходима физическая гигиена, нам нужно разработать и соблюдать правила эмоциональной гигиены, способствующие здоровью ума.
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией "Основы ответственной гражданской позиции в Глобальной деревне 21 века". 8 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг
«Общество не изменить с помощью сил ООН или решений, принятых на Капитолийском холме. Общество состоит из отдельных людей. К переменам ведут не денежные вложения, а только перемены в образе мыслей. Мы можем преодолеть наши трудности с помощью светской этики, которая опирается на здравый смысл, общий для нас всех опыт и научные изыскания. Спасибо всем! А теперь я отвечу на ваши вопросы».
На вопрос об основных сложностях XXI века, Его Святейшество ответил, что образование играет ключевую роль в построении более счастливого и спокойного мира. Он добавил, что необходимо разработать такой подход, чтобы образование предоставляло не только знания, но также способствовало развитию здорового ума. Кроме того, необходимо поразмышлять над тем, является ли современный американский образ жизни абсолютно устойчивым и жизнеспособным. Необходимо взращивать сострадание по отношению ко всему человечеству.
«Нам нужно научиться воспринимать человечество как одну большую семью: если счастливы они, то буду счастлив и я. Слишком ожесточенное соперничество и конкуренция ведут к ревности и подозрительности по отношению к соседям, что в свою очередь рождает дальнейшее недоверие. Можем ли мы быть счастливыми в такой ситуации? Это здравый смысл. Светская этика касается не только вопросов сострадания, она помогает также изучить человеческий ум. Нам нужна карта ума, чтобы понять, как работает человеческий ум; осознанность помогает тренировке ума».
На предположение о том, что способности к познанию лучше развиты у людей Запада, а сострадание у людей Востока, Его Святейшество сказал, что подобное деление неуместно, и все люди в обеих частях света одинаковы, испытывают одни и те же эмоции. На вопрос о сострадании на глобальном или политическом уровне, Его Святейшество привел в пример Европейский Союз: европейские страны объединились, осознав, что общие интересы важнее интересов отдельных стран.
Его Святейшество спросили, является ли поступок альтруистичным, если человеку самому было приятно проявить сострадание? Он ответил, что помощь другим приносит пользу и нам. У нас есть собственные интересы, по природе мы эгоистичны, но необходимо быть мудрыми эгоистами, а не глупыми. Далай-лама добавил, что принимать наркотики - это глупый эгоизм, а делать физические упражнения - мудрый. Как социальные животные мы должны сотрудничать. Это означает, что нам необходимо доверие, а доверие опирается на нашу заботу о благополучии других.
Одна из слушательниц, мама двоих мальчиков, спросила, может ли сострадание помочь ее детям. Его Святейшество ответил: «Я обладаю определенным количеством сострадания, и этим я обязан моей маме, неграмотной, необразованной деревенской женщине, у которой было большое любящее сердце. Сегодня, когда особенно нужна душевная теплота, к которой у женщин есть особая склонность, что подтверждают научные данные, женщины должны брать на себя более активную роль».
В конце утренней сессии Его Святейшество попросил тех слушателей, кому показалось, что он поведал что-то интересное, поразмышлять об этом, обсудить с друзьями, и если они посчитают, что это имеет смысл, воплощать в свою жизнь. Но если кому-то его слова показались банальными, это тоже совершенно нормально, тогда их нужно просто выбросить из головы.
После обеда Его Святейшество встретился с членами программы «Научная инициатива Эмори-Тибет» и группы, занимающейся исследованием тибетской медицины. На этой встрече ученые рассказали Далай-ламе своих исследованиях.
Во время выступления Его Святейшества Далай-ламы. 8 октября 2013 г. Фото: Emory University
Вернувшись в зал, чтобы принять участие в экспертном обсуждении по теме «Светская этика и образование», Его Святейшество отметил, что в настоящее время наука сосредоточена на материальных объектах, которые поддаются измерению; но ум тоже часть реальности, поэтому науке следует включить ум и эмоции в область своих интересов. Тибетский духовный лидер сказал, что многие проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, творения наших собственных рук, и в основе их лежит не что-то физическое; проблемы возникают внутри нас. Его Святейшество привел в пример спор о государственном контроле ношения и владения оружием, сказав, что проблемы создает не оружие само по себе, а люди, которые им обладают. Важнейшую роль играет контроль над умом. Оружие может и защитить; настоящий источник проблемы - это наши разрушительные эмоции.
«Разрушительные эмоции, такие как гнев и страх, уничтожают покой ума, а когда уходит покой ума, разрушается физическое здоровье. Образование и осведомленность помогут нам справляться с негативными эмоциями. Я проводил множество встреч с учеными, например с присутствующим здесь Ричардом Дэвидсоном. Он изучает эти вопросы уже около 20-30 лет, не ради богатства или славы, но чтобы сделать наш мир лучше. И я хочу поблагодарить всех ученых и попросить их не останавливаться на достигнутом».
Франс де Валь, приматолог, выяснил, что у приматов, как и у людей, существуют определенные правила морали. Им известны основы нравственности. Они проявляют сочувствие и помогают друг другу. Сочувствие, краеугольный камень нравственности, очень хорошо развито у млекопитающих. Доктор де Валь показал видеозапись, демонстрирующую, что некоторые животные обладают чувством справедливости.
Ричард Дэвидсон поделился тремя важными моментами, показывающими, что маленькие дети, еще до начала образования, очень положительно реагируют на щедрость, проявленную по отношению к другим у них на глазах, и им не нравится, когда другим чинят препятствия. Он добавил, что подобно тому, как мы все способны выучить язык, хотя для этого и необходимо прилагать усилия, у нас также есть способность к состраданию, но ее нужно упражнять. Франс де Валь добавил, что безусловно, соревновательность и агрессия присутствуют в природе, но групповые животные очень часто идут на компромиссы и заботятся о других.
Его Святейшество сказал, что это показывает важность образования. Для начала нам нужна осведомленность, которая перерастает в убежденность, и опираясь на это мы начинаем вести себя более открыто, честно и прозрачно.
Геше Лобсанг Тензин Неги говорил о сострадании как основе для светской этики и рассказал о научных данных, которые это подтверждают. Они показывают, что состраданию можно обучать, и мы можем научиться регулировать свои эмоции. Брук Додсон-Лавель сказала, что бесконечно важно понять, что дети боятся быть брошенными, оставленными; им необходимо чувствовать себя любимыми, чтобы проявлять сострадание к другим. Вот почему для воспитания одного ребенка нужно целое общество.
Его Святейшество ответил на вопрос о роли религии, объяснив, что все основные религии мира всегда способствовали и будут способствовать развитию таких достоинств как любовь и сострадание. Однако, у каждой религии есть свои ограничения, а сегодня нам нужна нравственность, которая не знает границ. Таким образом, нам необходима светская этика.
В конце дневной сессии, президент Вагнер вручил почетные грамоты геше Лобсангу Тензину Неги и его руководителю, доктору Роберту Полу, отметив их вклад в развитие сотрудничества между Эмори и Тибетом, из которого родилась научная инициатива доктора Роберта Пола «Эмори-Тибет». Его Святейшество выразил свою признательность, ведь геше, так же как и он сам, приехал из отдаленной деревни, и доказал, что может принести много пользы другим.
Артур Зайонц, президент института «Ум и жизнь» завершил обсуждение, отметив, что точность мыслей и наблюдений Его Святейшества всегда необыкновенно вдохновляет его самого и его коллег. Он пообещал продолжить работу по сближению реальности внутри нас с реальностью вокруг нас. Успешным примером этого стало введение изучения естественных наук в тибетских монастырях. В заключение он процитировал слова французского философа Симоны Вейль: «Ни одно из человеческих свойств так властно и мощно не приковывает наш взор к Богу, как дружба...»
Перевод: Ольга Селезнева