Далай-лама прочел публичную лекцию «Успех и счастье» в Институте технологий управления им. Бирлы
2-12-2013, 23:05 | Напечатать
Его Святейшеству Далай-ламе подарили на память фотографию,
сделанную в доме семьи Бирла в 1950-1960 году.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В качестве официального приветствия Его Святейшеству преподнесли букет цветов, а также гирлянду из пряжи (кхади), в память о Махатме Ганди, которого и Его Святейшество, и семья Бирла почитают своим учителем. Затем тибетский духовный лидер принял участие в возжигании светильника. Доктор Чатурведи, ректор института, сказал несколько приветственных слов, а за ним выступили Джаяшри Мохта и Раджашри Бирла, выступившая от имени своей семьи.
«Для меня огромная честь делиться своими взглядами и переживаниями с братьями и сестрами, подобными вам, – начал Его Святейшество, – Я считаю себя просто еще одним из людей, ведь мы все не так уж сильно различаемся. Я приехал в дом семьи Бирла в Массури, если не ошибаюсь, 20 апреля 1959 года, после нескольких дней, проведенных в поезде. Вскоре после этого пандита Неру приехал навестить меня. Впервые мы встретились с ним в Пекине в 1954 году, затем на празднике Будды Джаянти в 1956 году. В те дни Тибет уже столкнулся с серьезными трудностями, и я говорил ему, что возможно мне не стоит возвращаться. Он посоветовал вернуться и постараться разрешить ситуацию, опираясь на “Соглашение из семнадцати пунктов”».
«С тех пор, как я приехал в дом семьи Бирла, прошло около 55 лет. Я потерял родной дом, но обрел новый дом в Индии, стране, которая всегда была мне близка благодаря тому, что я изучал [труды индийских философов. Правительство Индии позаботилось о нас. Я беженец и гость индийского правительства, задержавшийся одчень надолго. Благодаря оказываемой помощи и свободе, которой я пользуюсь в Индии, я многому научился, и, среди прочего, лучше познакомился с древней индийской идеей ахимсы или ненасилия».
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией «Успех
и счастье» в Институте технологий управления им. Бирлы.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Мирные, ненасильственные действия тесно переплетены с душевной теплотой, которую необходимо продвигать, опираясь на секуляризм. Поскольку Индия многоконфессиональное государство, то борцы за свободу решили, что конституция должна быть светской. Если бы та или иная религия ставилась выше других, результаты были бы плачевными, тогда как секуляризм в индийской трактовке означает равное уважение ко всем религиозным традициям, а также право не исповедовать ни одну из них. Яркое тому свидетельство школа философской мысли чарвака, которая оспаривала концепцию духовности, но, несмотря на это, учителей этой школы называли мудрецами или риши.
«Я читал, что из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, по крайней мере один миллиард считает себя неверующими. Из оставшихся шести миллиардов, многие люди, внешне следующие какой-то вере, если говорить честно, очень поверхностно относятся к своей религии. Если вы не исповедуете свою религию серьезно и искренне, вы подвергаетесь огромной опасности впасть в лицемерие. Мы знаем, что в отсутствие нравственных принципов религия может быть использована для эксплуатации и манипуляции людьми. С тех пор, как я впервые побывал в Европе в 1973 году, я пришел к выводу, что необходимо развивать чувство глобальной ответственности, заботиться об интересах всего человечества в целом».
«Никому не нужны проблемы, но мы сами их создаем. Они возникают напрямую из чрезмерного сосредоточения на самих себе. Сострадание и забота о других, напротив, имеют важнейшее значение для построения более мирной жизни. Если наше сострадание опирается на религиозную веру, оно будет ограниченным. Если же, напротив, мы будем руководствоваться светским подходом, то сможем много достичь».
Его Святейшество сказал, что необходимо поразмышлять над общим для всех нас опытом: мы все рождены матерями, росли окруженные материнской любовью и нежностью, и это наделило нас способностью любить и заботиться о других.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы после лекции
в Институте технологий управления им. Бирлы.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Пригласив зрителей задавать вопросы, на первый из них, как страдания соотносятся с идеей бога или закона причинно-следственных связей, Его Святейшество ответил, что наши проблемы и страдания берут начало в неведении. Поэтому решение лежит в сфере образования. На вопрос, что важнее, мудрость или нравственные принципы, Его Святейшество заметил, что мудрость учит быть честными и правдивыми, поэтому мудрость важнее. Один из слушателей спросил, что приходит в первую очередь, успех или счастье, и Его Святейшество ответил: «Я не знаю, что сказать, кроме того, что счастье тесно связано с покоем ума. А спокойный ум позволяет различать, что правильно, а что нет».
В завершение Его Святейшество спросили, насколько активно сейчас идет борьба за освобождение Тибета. Далай-лама заметил, что это политический вопрос, а он снял с себя все политические полномочия. Тем не менее, он рассказал, как однажды, в 1954 или 1955 году он проезжал китайский город Сиань по пути в Пекин. На древней городской стене экскурсовод рассказал ему, что в 8-м веке к этому месту подступила тибетская армия, заставив китайского императора спасаться бегством.
Его Святейшество пояснил, что в 7-м и 8-м веках существовало три могущественные империи: тибетская, монгольская и китайская, однако, с 9-го века, начался распад Тибета на мелкие царства. И хотя в древности Тибет был великой империей, сегодня необходимо искать новое решение. Несмотря на свои бесценные культурные и духовные богатства, Тибет сильно отстает материально, поэтому в его собственных интересах оставаться частью Китайской народной республики.
Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Институте
технологий управления им. Бирлы. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
«Нам и дальше придется жить вместе, бок о бок, вот почему мы хотим найти обоюдовыгодное решение, опираясь на подход Срединного пути. Пока со стороны китайского руководства мы не услышали конкретного ответа, но многие китайские интеллектуалы, писатели и защитники прав человека выражают сочувствие и солидарность делу Тибета».
«В то же самое время сторонники жесткой линии в руководстве Китая продолжают обвинять нас в раскольничестве. Они прекрасно знают, что это не так, но продолжают свою пропаганду. Похоже, что обвинение в раскольничестве нужно сторонникам жесткой линии для того, чтобы оправдать применение суровых мер. Весь мир знает, что мы не имеем ничего против китайского народа. Правительства Индии, США и Европы поддерживают наш подход Срединного пути; это знак того, что наш подход реалистичен».
В знак благодарности в завершение беседы, институт преподнес Его Святейшеству огромную картину, изображающую сцену из жизни Будды. Его Святейшество также попросили благословить саженец дерева бодхи, который будет посажен на территории института. После обмена благодарностями Его Святейшество возвратился в Дели.
Перевод: Ольга Селезнева