Далай-лама прибыл в монастырь Сера близ Билакуппе
25-12-2013, 08:33 | Напечатать
Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 24 декабря 2013 года – Рано утром Его Святейшество Далай-лама отравился из Бангалора в Билакуппе. Не тратя времени даром, он и сопровождающие его лица скоро преодолели значительное расстояние, и по пути ненадолго остановились в Мандье, где Его Святейшество ответил на вопросы журналистов перед тем, как отправиться в дальнейший путь. Далай-лама сказал, что едет в тибетское поселение в Билакуппе, чтобы продолжить буддийские учения, начатые в прошлом году. Учения по ламриму (этапам пути к пробуждению) своими истоками восходят к наставлениям, дарованным в Тибете индийским учителем Дипанкарой Атишей. Его Святейшество предполагает, что на учения соберется около десяти тысяч монахов и монахинь, приедут также и миряне, тибетцы и представители других стран мира. Его Святейшество сказал журналистам, что тибетцы по сей день хранят в своих сердцах искреннюю признательность бывшему главному министру штата Майсур господину Сиддаванахали Ниджалингаппе, который в свое время очень многое сделал, чтобы выделить земли под тибетские поселения и сельскохозяйственные угодья. Больше того, тибетцы смогли восстановить несколько великих университетов-монастырей, которые стали сегодня международными центрами обучения и привлекают не только тибетцев, но и студентов со всего гималайского региона, из Монголии, российских монгольских республик и других частей Азии.
Тибетцы стоят вдоль дороги, по которой должен приехать в Билакуппе
Его Святейшество Далай-лама. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Около полудня Его Святейшество прибыл в монастырь Сера, где его встретили Ганден Три Ринпоче, Джагце, Шарпа Чойджей, а также настоятели монастыря. Он почтил священные изображения, после чего занял место около трона. Прочли молитву о процветании Дхармы, призыв к шестнадцати архатам, и раздали собравшимся чай и сладкий рис.
Затем Его Святейшество обратился к присутствующим: «Мы собрались здесь на учения по ламриму. Я приветствую вас всех, настоятелей, бывших настоятелей, официальных представителей монастырей и всех остальных. Около тысячи иностранцев сообщили о намерении посетить учения. После учений я собираюсь объехать школы и университеты близ Бангалора, а затем отправлюсь в Коимбатур, чтобы принять участие в церемонии, посвященной Свами Вивеканаде. Я также нанесу визит индуистскому практикующему, хранящему молчание в течение 27 лет – практика, требующая колоссальной осознанности и решимости. Однажды, пребывая в уединении, я пытался хранить молчание в течение недели, но очень часто у меня возникало побуждение заговорить».
«Я бесконечно рад видеть наши монастыри здесь, и счастлив, что обучение и практика ведутся в них традиционным способом. Билакуппе – самое старое и одно из самых больших тибетских поселений. Представители старшего поколения, основатели поселения, не были образованными людьми, но на их долю выпало множество тягот и забот, они трудились, чтобы освоить здешние земли. Нынешнее юное поколение получает хорошее образование, и нам необходимо поразмышлять, какую пользу и помощь могут принести их знания и умения. Лидеры местного сообщества не должны просто идти по протоптанной дороге, им следует посоветоваться с другими людьми, понять, какие усовершенствования нужны, и внести необходимые изменения».
Его Святейшество Далай-лама приветствует собравшихся в монасты-
ре Сера Лачи. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество сказал, что монастыри, подобные этому, всегда занимались активным изучением наставлений Будды, какими они даются в «Трех корзинах» и трех высших тренировках. Благодаря этому, духовные и эмпирические традиции пережили смутные и тревожные времена и сохранились в целости и сохранности.
«Вы усердно работаете, но никогда не следует забывать также тех, кто тоже трудился не покладая рук ради обустройства жизни здесь и о тех, кого уже нет с нами. Мы всегда будем им благодарны за основание этого поселения, которое они завещали будущим поколениям».
«У нас также есть Тулку; эта традиция началась с Кармапы и Самдинга Дордже Пхагмо. На протяжении долгого времени они пользуются глубоким уважением. Как заметил Чже Цонкапа в "Большом руководстве к этапам пути пробуждения", лама должен обладать такими достоинствами как умение учиться, мудрость и практический опыт».
Из храма Сера Лачи Его Святейшество отправился в расположенный поблизости монастырь Сера Ме, где он проведет неделю, после чего остановится на время в монастыре Сера Чже. Учения начнутся завтра во дворе монастыря Сера Чже.
«Я прекрасно знаю, что в монастырях Сера Ме и Гандене Шарце вы переживаете непростые времена, но большинство из монахов приняли верное решение, оперевшись на здравый смысл, анализ и рассуждения. Я хочу еще раз поблагодарить вас. Ведь речь идет не обо мне лично, а о сохранении учений Чже Цонкапы, которые включают полные наставления об аспектах метода и мудрости. Его сочинения и способ изложения уникальны, ведь он опирался на исчерпывающие и глубокие сочинения Нагарджуны и его последователей. Чже Цонкапа писал о буддизме в целом, а не о какой-то практике, предназначенной для горстки избранных учеников».
Его Святейшество Далай-лама в монастыре Сер Ме. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)«Я бывал в монастырях, в которых люди говорили: "Мы очень рады, что Его Святейшество приехал, но его сопровождает демон". Поэтому так необходимо сохранять чистую традицию Чже Ринпоче, которую превозносили такие великие ученые, как Такцанг Лоцава, которы поначалу был настроен весьма критически поначалу, а затем преисполнился восхищения. Взгляды Чже Ринпоче и его практика гухьясамаджи, чакрасамвары и ваджрабхайравы безукоризненны, однако практика поклонения Долгьялу портит эту традицию. Я и сам выполнял практики умиротворения Долгьяла в течение некоторого времени, но затем осознал свою ошибку и понял истинность слов Пятого Далай-ламы, порицавшего ее».
«Мы называем Манджушри духовным учителем, божеством для медитаций и защитником, а Долгьял всего лишь злобный вероломный дух, именно так и обращался к нему Триджанг Ринпоче. Он видел в нем слугу, а не объект для обретения убежища».
«Конечно, когда разговор идет о практике Дхармы, вы имеете полное право делать то, что считаете нужным, но опасайтесь лицемерия, когда, например, если вы говорите мне в лицо, что не поклоняетесь Долгьялу, а за моей спиной продолжаете свои практики. Более того, вы не будете чувствовать себя свободно, общаясь с тибетцами. Когда я навещал оставшихся в Шарце, они сказали мне, что принадлежат новому Докхангу, а я ответил: "Новые не вы, а они!"».
В заключение Его Святейшество сказал: «Будьте счастливы и пусть источником храбрости для вас станут слова Чже Ринпоче: "Поначалу я учился, учения озарили мой ум наставлениями, и я практиковал день и ночь". Вот так и следует поступать».
Перевод: Ольга Селезнева
Тибетцы стоят вдоль дороги, по которой должен приехать в Билакуппе
Его Святейшество Далай-лама. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество обратился к присутствующим: «Мы собрались здесь на учения по ламриму. Я приветствую вас всех, настоятелей, бывших настоятелей, официальных представителей монастырей и всех остальных. Около тысячи иностранцев сообщили о намерении посетить учения. После учений я собираюсь объехать школы и университеты близ Бангалора, а затем отправлюсь в Коимбатур, чтобы принять участие в церемонии, посвященной Свами Вивеканаде. Я также нанесу визит индуистскому практикующему, хранящему молчание в течение 27 лет – практика, требующая колоссальной осознанности и решимости. Однажды, пребывая в уединении, я пытался хранить молчание в течение недели, но очень часто у меня возникало побуждение заговорить».
«Я бесконечно рад видеть наши монастыри здесь, и счастлив, что обучение и практика ведутся в них традиционным способом. Билакуппе – самое старое и одно из самых больших тибетских поселений. Представители старшего поколения, основатели поселения, не были образованными людьми, но на их долю выпало множество тягот и забот, они трудились, чтобы освоить здешние земли. Нынешнее юное поколение получает хорошее образование, и нам необходимо поразмышлять, какую пользу и помощь могут принести их знания и умения. Лидеры местного сообщества не должны просто идти по протоптанной дороге, им следует посоветоваться с другими людьми, понять, какие усовершенствования нужны, и внести необходимые изменения».
Его Святейшество Далай-лама приветствует собравшихся в монасты-
ре Сера Лачи. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Вы усердно работаете, но никогда не следует забывать также тех, кто тоже трудился не покладая рук ради обустройства жизни здесь и о тех, кого уже нет с нами. Мы всегда будем им благодарны за основание этого поселения, которое они завещали будущим поколениям».
«У нас также есть Тулку; эта традиция началась с Кармапы и Самдинга Дордже Пхагмо. На протяжении долгого времени они пользуются глубоким уважением. Как заметил Чже Цонкапа в "Большом руководстве к этапам пути пробуждения", лама должен обладать такими достоинствами как умение учиться, мудрость и практический опыт».
Из храма Сера Лачи Его Святейшество отправился в расположенный поблизости монастырь Сера Ме, где он проведет неделю, после чего остановится на время в монастыре Сера Чже. Учения начнутся завтра во дворе монастыря Сера Чже.
«Я прекрасно знаю, что в монастырях Сера Ме и Гандене Шарце вы переживаете непростые времена, но большинство из монахов приняли верное решение, оперевшись на здравый смысл, анализ и рассуждения. Я хочу еще раз поблагодарить вас. Ведь речь идет не обо мне лично, а о сохранении учений Чже Цонкапы, которые включают полные наставления об аспектах метода и мудрости. Его сочинения и способ изложения уникальны, ведь он опирался на исчерпывающие и глубокие сочинения Нагарджуны и его последователей. Чже Цонкапа писал о буддизме в целом, а не о какой-то практике, предназначенной для горстки избранных учеников».
Его Святейшество Далай-лама в монастыре Сер Ме. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Мы называем Манджушри духовным учителем, божеством для медитаций и защитником, а Долгьял всего лишь злобный вероломный дух, именно так и обращался к нему Триджанг Ринпоче. Он видел в нем слугу, а не объект для обретения убежища».
«Конечно, когда разговор идет о практике Дхармы, вы имеете полное право делать то, что считаете нужным, но опасайтесь лицемерия, когда, например, если вы говорите мне в лицо, что не поклоняетесь Долгьялу, а за моей спиной продолжаете свои практики. Более того, вы не будете чувствовать себя свободно, общаясь с тибетцами. Когда я навещал оставшихся в Шарце, они сказали мне, что принадлежат новому Докхангу, а я ответил: "Новые не вы, а они!"».
В заключение Его Святейшество сказал: «Будьте счастливы и пусть источником храбрости для вас станут слова Чже Ринпоче: "Поначалу я учился, учения озарили мой ум наставлениями, и я практиковал день и ночь". Вот так и следует поступать».
Перевод: Ольга Селезнева