В монастыре Сера Чже начались учения Далай-ламы по ламриму

27-12-2013, 19:03  |  Напечатать

Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 25 декабря 2013 года – Несмотря на то, что учения будут проходить в крытом дворе монастыря Сера Чже, Его Святейшество Далай-лама в течение первой недели будет жить в монастыре Сера Ме. Путь от одного монастыря до другого занимает всего несколько минут на машине по узким улочкам, а вот чтобы добраться от машины до трона необходимо гораздо больше времени, ведь нужно пройти через огромное скопление людей. Как бы там ни было, но сегодня Его Святейшество с радостью общался с собравшимися людьми, отвечая взглядом на взгляд старого друга, делая знак старому знакомому и пожимая множество протянутых ему рук.

В монастыре Сера Чже начались учения Далай-ламы по ламриму
Его Святейшество Далай-лама приветствует участников учений в мо-
настыре Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Я очень рад, что сегодня здесь собралось так много людей, – сказал Его Святейшество. – Мы начали учения по сочинениям традиции ламрим в прошлом году. Некоторые из них мы уже закончили. Давайте посмотрим, как пойдет дело в этом году и сколько я смогу прочесть, пока мои глаза не устанут. Мы собрались здесь, чтобы постараться как можно лучше прожить эту жизнь и тем самым обрести лучшие будущие рождения. Для начала мы прочтем восхваление Будде Шакьямуни, а затем молитву линии передачи ламрим».

Его Святейшество сказал, что, независимо от темы обсуждения, прежде всего необходимо утвердиться в правильной мотивации. Будет ли действие благим или разрушительным, зависит от мотивации, с которой мы его совершаем. Если мотивация запятнана одной из восьми мирских забот, действие не будет должной практикой Дхармы.

«Недостаточно принять прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе только на эту жизнь, или во благо следующей жизни, или даже ради обретения освобождения; нам нужно принимать прибежище до тех пор, пока мы не достигнем полного пробуждения. В строфе, которую мы прочли, есть слово "я", мы говорим: "Да достигну я пробуждения". Очень важно исследовать, существует ли это "я", или самость, так, как нам кажется».

Его Святейшество сказал, что в монастыре собралось около тридцати тысяч человек, учения переводятся на десять языков. Каждый из собравшихся хочет прожить счастливую жизнь и не хочет страданий. Будда объяснил, какие препоны создает нам недисциплинированный ум, и насколько полезно его обуздывать. Мы укрощаем свой ум ради осуществления собственного стремления к счастью, а не для того, чтобы сделать приятное кому-то другому. Ум замутнен ложными представлениями о том, что вещи обладают истинным существованием, и чтобы преодолеть подобные представления, нужно понять бессамостность. Чтобы преодолеть эгоцентризм, недостаточно просто любящей доброты; нужно зарождать в себе бодхичитту. Поэтому необходимо максимально полно использовать присущие человеку умственные способности и развивать душевную теплоту.

Его Святейшество сказал, что не раз сталкивался с неверными представлениями о тибетском буддизме, вспомнив, что однажды Нельсон Мандела представил его на одной из конференций как главу ламаизма. В другой раз, на встрече Парламента мировых религий в Австралии, он встретился с двумя монахами из Бирмы. Бирманские монахи сказали, что и они, и Далай-лама последователи одного и того же учителя, Будды, но между их традициями есть множество различий. Его Святейшество согласился с первой мыслью, но то, что он сказал дальше, очень удивило бирманских монахов. Он отметил, что «практика Дхармы должна опираться на винаю: вы следуете традиции тхеравады, а мы – традиции муласарвастивады». Монахи ничего не знали о том, что в тибетском буддизме соблюдаются правила винаи.

В монастыре Сера Чже начались учения Далай-ламы по ламриму
Его Святейшество Далай-лама принимает подношение мандалы от
Линга Чоктрула Ринпоче в первый день учений в монастыре Сера.
Фото: Рио Хельми
Женившись на китайской и непальской принцессах, обе из которых привезли с собой статуи Будды, император Сонгцен Гампо мог бы заимствовать буддизм из Китая, но вместо этого он обратил свой взор в сторону Индии. В наши дни ведутся споры о том, создал ли Тхонми Самихота новую письменность для перевода индийских буддийских сочинения на тибетский язык, или он просто усовершенствовал уже существовавшую форму письменности. Буддизм в Тибете учредили три выдающихся человека: император Трисонг Децен, настоятель Шантаракшита и тантрический практик Падмасамбхава. Тибетский буддизм – это традиция, включающая в себя учение Будды во всей его полноте, сохранившееся благодаря усердному изучению и практике.

В VII – IX веках Тибет был единым могущественным государством; исторические документы свидетельствуют о существовании трех империй в азиатском регионе – монгольской, китайской и тибетской. После того, как Тибет распался на части, Еше Од, правивший в XI веке в Нгари, захотел пригласить Дипанкару Атишу из Викрамашилы в Тибет, и его племянник выполнил это желание. Учителя школы кадам, последователи Атиши, уделяли особое внимание традиции ламрим и тренировки ума из колесницы сутр, а не тантре. Дромтонпа разделил учение Атиши на три различные линии различные линии: линия освоения письменных источников, устная линия преемственности и линия сущностных наставлений, и передал их «трем благородным братьям»; Чже Цонкапа позже получил все три и воссоединил их в этапах пути к пробуждению для трех типов духовной личности.

Его Святейшество объявил, что сегодня он начнет читать сочинение Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо «Очищенное золото». Он сказал: «Я получил передачу этого текста от Кунну Ламы Тензина Гьялцена в Бодхгае. Он рассказал мне о нем, и в ту же ночь мне приснилось, что родственник Гьялвы Сонама Гьяцо поднес мне голубой шарф; Ринпоче решил, что это благоприятный знак. Второй и Третий Далай-ламы были великими учителями, они распространяли учение Будды в Центральном Тибете и Монголии. Поскольку это сочинение написано моим предшественником Далай-ламой, оно мне особенно близко. Итак, мы прочтем "Очищенное золото" и "Священные слова Манджушри", а после этого трактат Нгаванга Дракпы "Сущность красноречия" (Гомчен ламрим)».

В заключение утренней сессии Его Святейшество сказал: «Путь – это то, что приводит нас к пробуждению. Мы должны породить его в своих умах».

В перерыве во дворе, где проходят учения, слушателям подали простой обед. Вторая сессия началась с обсуждения достоинств духовного учителя. Даже в обычной школе качество образования зависит от достоинств учителя. Учитель должен обладать душевной теплотой, что привлечет внимание учеников.

В монастыре Сера Чже начались учения Далай-ламы по ламриму
Его Святейшество Далай-лама дарует учения
в монастыре Сера. Фото: Рио Хельми
Затем Далай-лама затронул тему сосредоточения, или развития шаматхи. Его Святейшество описал оптимальную семичленную позу: слегка наклоненная вперед голова, правая ладонь покоится на левой ладони, большие пальцы соприкасаются. Он похвалил практику наблюдения за дыханием и подсчета вдохов и выдохов, приведя в пример своих друзей, которые способны сохранять сосредоточение на протяжении тысячи вдохов без перерыва, однако признал, что обычным людям гораздо проще выполнять цикл из 21-го вдоха. Его Святейшество привел слова Чже Цонкапы о том, что сочетание аналитической и однонаправленной медитации весьма результативно.

Его Святейшество заметил, что раз уж нам посчастливилось обрести человеческое рождение, мы должны успеть в этой жизни как можно больше. Он добавил, что когда просыпается поутру, первым делом вспоминает о доброте и сострадании Будды, и это наполняет его счастьем и спокойствием. Его Святейшество привел также слова Пятого Далай-ламы, который говорил, что все, что он узнал, он узнал благодаря своим усилиям. Подобным образом Его Святейшество читает Нагарджуны и других учителе и размышляет над ними.

Его Святейшество напомнил, что подобно многим насекомым и другим животным люди ведут коллективный образ жизни, их выживание зависит от других особей. Но, похоже, люди слишком высокого мнения о собственном интеллекте, а потому склонны пренебрегать сообществом других и чересчур сосредоточены на самих себе. Очень любопытно, что детям, в отличие от взрослых, не свойственно чувство расового или классового превосходства, которое мы приобретаем с возрастом. Нам нужно действовать с большей ответственностью.

Жизнь бесценна, но одной из наших ошибок является цепляние за нее, как будто мы будем жить вечно. Решением здесь будут размышления в рамках девятичленного анализа с тремя его главными темами: смерть неизбежно наступит; мы не знаем, когда она наступит; и единственное, что будет иметь значение в момент смерти, – это Дхарма. Условия, способствующие жизни, могут измениться и стать причиной смерти.

«Если вы в течение дня размышляете о непостоянстве, смерти и бодхичитте, то сможете вспомнить о них и в своих снах. Я очень надеюсь, что, когда придет моя смерть, смогу вспомнить по крайней мере о бодхичитте. Многие западные люди избегают даже самого слова "смерть", а для многих врачей очень сложно сообщить своему пациенту, что у него обнаружили рак. На самом деле, нам необходимо помнить, что мы можем умереть в любой момент. Я визуализирую процесс умирания пять или шесть раз в день, выполняя свои практики. Я говорю вам это не из желания похвастаться, а чтобы поощрить вас тоже думать о смерти. Я уверен, что когда умру, то не исчезну: будет следующая жизнь, к которой мне нужно подготовиться».

На 25 декабря пришлась тридцатая годовщина со дня смерти главного наставника Его Святейшества Кьябдже Линга Ринпоче, и дневная сессия завершилась торжественным подношением цога. Его Святейшество вспомнил, насколько сильно он ощущал боль утраты в момент смерти Линга Ринпоче, но затем он сумел преобразовать свою печаль в решимость приложить все возможные усилия для того, чтобы выполнить пожелания любимого наставника.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 880  |  Тэги: учения Ламрим Индия Карнатака
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта