В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии

1-02-2014, 22:14  |  Напечатать

Гувахати, штат Ассам, Индия, 1 февраля 2014 года – Утренний туман над Дели не помешал самолету Его Святейшества покинуть аэропорт в назначенное время и без опоздания прибыть в пункт назначения – Гувахати, столицу штата Ассам. В аэропорту Гувахати Его Святейшество встречал организатор визита Бхаскар Дутта-Баруах, представитель известного издательского дома и сети книжных магазинов «Книжная лавка юриста» (Lawyer’s Book Stall). Множество тибетцев и жителей Ассама собрались у отеля, на берегу величественной Бархмапутры, чтобы встретить тибетского духовного лидера.

В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии
Его Святейшество Далай-лама и другие участники межрелигиозной
встречи по проблемам мира и межрелигиозной гармонии зажигают
ритуальный светильник. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
После обеда Его Святейшество отправился в культурный центр «Рабиндра Бхаван», где проходит межконфессиональная встреча по вопросам мира и межрелигиозной гармонии. Перед началом встречи он познакомился с другими духовными лидерами, вместе с которыми ему предстояло выступать, после чего все участники заняли свои места на сцене. Профессор Ранджит Дев Госвами выступил с приветственным словом, представив религиозных лидеров зрителям, а затем попросил всех вместе зажечь ритуальный светильник в знак торжественного открытия встречи.

Свами Суманасананда Махарадж из Миссии Рамакришны в Черапунджи сделал первый доклад. Он упомянул о Санатана Дхарме, или Вечной Дхарме, сравнив ее с огромной смоковницей, приютившей многих в своей сени, в то время как ее переплетенные корни и раскидистые ветви подобны множеству путей, ведущих к богу. Он привел слова Шри Рамакришны, постигшего, что все религиозные пути ведут к одной и той же цели: «Сколько верований, столько и дорог».

Буддийский монах-бхикшу, досточтимый Бималанкур Махатера из монастыря Джорхат Будда вихара делал доклад на ассамском языке, но добавил на английском, что буддизм никогда не препятствовал и никогда не наносил вреда ни одной религиозной традиции. Затем последовало выступление известного ученого местной вишнуисткой традиции Шри Нараяна Чандры Госвами, настоятеля сатры Натун Камалабари; он также выступал на ассамском языке.

Отец Томас Менампарампил, почетный архиепископ Гувахати возблагодарил Бога за то, что люди разных вероисповеданий смогли собраться вместе в этом зале. Он высоко оценил огромные усилия, которые прикладывает Его Святейшество Далай-лама, поощряя людей к состраданию, которое, на его взгляд, является точкой соприкосновения всех религиозных традиций. Тофикур Рахман Бобора, ученый исламовед, отметил, что ислам – это религия мира, и описал пять разделов и шесть принципов мусульманской практики. Гьяни Сваран Сингх из сикхской традиции прочитал нараспев строки из священного текста и сделал доклад на языке панджаби, в котором подчеркнул, что пусть к Богу лежит не через разум, а через подчинение божественной воле. Он также отметил, что очень важно, живя в обществе, не мешать другим. Затем выступил Шри Капур Чанд, джайнистский ученый, предположивший, что корни джайнизма уходят в до-ведическую Индию. В джайнизме говорится, что нужно заниматься самоочищением, а по отношению к другим руководствоваться ахимсой или ненасилием, опираясь на решимость не причинять никому вреда.

В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии
Его Святейшество Далай-лама выступает на межрелигиозной
встрече по проблемам мира и межрелигиозной гармонии. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем профессор Госвами обратился к Далай-ламе, назвав его «махапуруш», или «великий человек», и попросил его сказать несколько слов. Его Святейшество поприветствовал своих религиозных братьев на сцене, а также своих братьев и сестер в зале, после чего сказал:

«Хотя я не раз бывал в аэропорту Гувахати в ходе моих мировых турне, сегодня я впервые посещаю этот город с официальным визитом с тех пор, как я покинул Тибет 55 лет тому назад. Замечательно, что я приехал по такому случаю, как эта межконфессиональная встреча, и я хочу поблагодарить организаторов за предоставленную нам возможность. Я также хочу выразить искреннюю благодарность каждому из выступивших за то, что они приоткрыли нам дверь в свою родную веру».

«Основная практика во всех религиях – это любовь, и чтобы защитить и сохранить ее, нам необходимы терпимость и умение прощать. Соответственно все основные религии мира учат состраданию, терпимости, умению довольствоваться тем, что имеешь, и самодисциплине. Учителя всех наших традиций давали очень практичные наставления. Поскольку эгоцентризм зачастую ведет к алчности, они советовали взращивать умение довольствоваться малым и вести скромный образ жизни. За последние сорок лет, у меня было много встреч с учителями различных религий, и я понял, что мы все говорим о любви. Если бы мы на самом деле воплотили любовь в жизнь, между нами не осталось бы преград, и раковая опухоль коррупции была бы побеждена. Честно говоря, в нашем мире и так достаточно проблем, поэтому нет необходимости добавлять к ним еще и религиозные распри».

Его Святейшество пояснил, что с точки зрения индивидуальной практики идея об одной истине и одной религии имеет колоссальное значение, но реальность на уровне общества предполагает существование множества истин и множества религий. В некоторых уголках мира люди почти не встречаются с представителями других религий. Однако Индия – многорелигиозная страна, в которой местные религии, такие как индуизм, джайнизм и сикхизм мирно живут бок о бок с иноземными религиями, подобными христианству, исламу, зороастризму и иудаизму. Все эти религии живут в мире и гармонии.

В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии
Его Святейшество Далай-лама выступает на межрелигиозной
встрече по проблемам мира и межрелигиозной гармонии. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Я считаю себя посланником древней индийской мысли, – сказал Его Святейшество под теплые рукоплескания. – Куда бы я ни приезжал, я говорю об ахимсе и межрелигиозной гармонии. И хотя совершенно очевидно, что между нашими учениями есть философские расхождения, все религиозные традиции несут одно и то же послание. Я часто отмечаю, что индуизм и буддизм – родные братья, но у нас различные философские воззрения. Индуисты верят в существование атмана, буддисты, возражают и, напротив, выдвигают концепцию анатмана или бессамостности. Я много раз подробно обсуждал это. Хотя некоторые свами и садху больше заботятся об исполнении сложных ритуалов, есть и другие, эрудированные и обладающие глубокими познаниями. Я встречался с таким свами в Матуре пару лет назад, и мы провели блестящее обсуждение. Он многое разъяснил касательно различных школ традиции санкхья, в которой не признается существование бога-творца. Но когда дело дошло до обсуждения атмана и анатмана, я сказал: “Теории о душе, или атмане, ваше личное дело; бессамостность, или анатман – мое личное дело”».

Его Святейшество сказал, что иногда кажется, что Будда давал противоречивые учения разным людям в разных местах и в разное время, но делал он это потому, что мы все обладаем различными склонностями. Таким же образом, мы можем говорить, что разные религии возникли в разные времена и приобрели те или иные характерные черты в зависимости от места возникновения и наклонностей людей, к которым они адресованы. Его Святейшество подчеркнул, что, принимая во внимание подобное разнообразие вероисповеданий, не следует забывать, что из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, один миллиард называет себя неверующими и говорит, что не интересуется духовными материями.

«Если мы начнем говорить с ними о рае и аде, о Боге или Будде, то скорее всего они ответят: “Нас это не интересует”. Чтобы помочь им и дать твердую основу для обретения человеческого счастья, нам нужно внедрять нравственность, не связанную с религиозными традициями. Я называю это светской этикой. В поддержку своих слов могу сказать, что подобно тому, как мы обучаем детей физической гигиене для поддержания здоровья тела, нам необходимо учить людей ментальной и эмоциональной гигиене».

В Гувахати Далай-лама принял участие в межконфессиональной встрече по вопросам мира и религиозной гармонии
Во время межрелигиозной встречи по проблемам мира и межрели-
гиозной гармонии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество особенно подчеркнул, что когда он говорит о светской этике, он не преуменьшает важности религиозных традиций. Скорее, он использует слово «секуляризм» в индийской трактовке, где отсутствует пренебрежительный оттенок и подчеркивается равное уважение ко всем религиям, а также к убеждениям неверующих. Его Святейшество сказал:

«Это был небольшой отчет перед моими духовными братьями о моей заботе о счастье всех людей и продвижении религиозной гармонии между нашими духовными традициями. Я бесконечно счастлив, что мы встретились сегодня с вами».

Зрители выразили свою благодарность теплыми аплодисментами, а Его Святейшество подарил хадаки, белые шелковые шарфы, каждому из участников обсуждения. Шри Джатин Хазарика произнес слова благодарности. Он выразил глубокую признательность Его Святейшеству за оказанную честь; благодарность правительству штата Ассам за помощь и поддержку, а фонду «Книжная лавка юриста» (LBS) за инициативу проведения встречи.

Перевод: Ольга Селезнева
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта