В Сан-Франциско Далай-лама прочел публичную лекцию по просьбе Американо-гималайского фонда

24-02-2014, 14:22  |  Напечатать

Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 22 февраля 2014 года – Сан-Франциско был первым городом, который посетил Его Святейшество Далай-лама, впервые ступив на американскую землю в далеком 1978 году. Тогда он приехал по приглашению Ричарда Блeма и его жены Дианы Фейнштейн. Сегодня он стал гостем Американо-гималайского фонда, учрежденного Блeмом 30 лет назад для оказания помощи жителям гималайского региона, в том числе тибетцам, в сфере образования, а также по приглашению Центра Блeма, созданного для борьбы с нищетой и неравенством.

В Сан-Франциско Далай-лама прочел публичную лекцию по просьбе Американо-гималайского фонда
Ричард Блум представляет собравшимся Его Святейшество Далай-
ламу перед началом лекции. Фото: American Himalayan Foundation
Во вступительном слове Ричард Блeм упомянул, что Его Святейшество и он сам почти ровесники, впервые они встретились в 1972 году и для него огромная радость снова видеть дорогого гостя в Сан-Франциско. Он завершил выступление словами Тэда Кеннеди: «Ради всех тех, чьи заботы стали нашими заботами, мы продолжаем трудиться, помним об общем деле, не теряем надежды и никогда не позволим умереть мечте».

Его Святейшество начал выступление словами, привычными в его устах: «Братья и сестры, я бесконечно счастлив быть сегодня с вами. Я просто еще один человек, один из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле. Мы все хотим жить счастливо, и у каждого из нас есть полное право быть счастливым. Невозможно представить себе мир совсем без проблем. Старея, мы сталкиваемся с определенными трудностями, но ведь с преклонными годами мы обретаем и колоссальный жизненный опыт – в этом красота старости. Молодежь, с другой стороны, легко воспламеняется новыми идеями и вдохновением – и в этом красота юности. Но как не отчаяться и сохранить надежду на счастливую жизнь, когда мы сталкиваемся с проблемами? Многие наши трудности тесно связаны с нашим настроем ума. Чем серьезней вы придерживаетесь реалистичного и широкого взгляда на происходящее, тем больше у вас возможностей справиться со своими проблемами. Поддержание покоя ума играет ключевую роль в обретении счастья и внутреннего мира. Это утверждение верно для всех семи миллиардов людей; мы все эмоционально, ментально и физически одинаковы».

Его Святейшество подчеркнул, что современное образование чересчур смещено в сторону материальных ценностей, и в нем не хватает нравственных норм. Он рассказал, что утром встречался со своим давним другом, психологом Полом Экманом, который высказал свои соображения об улучшении образования, уделив особое внимание составлению карты эмоций и того, как они действуют. Институт «Ум и жизнь», основанный, чтобы современные ученые и представители созерцательных традиций Азии могли обмениваться знаниями и опытом, сегодня активно изучает возможные методы контроля разрушительных эмоций, которые могут быть введены в современную светскую систему образования.

Его Святейшество сказал, что некоторые люди верят, что нравственность должна опираться на религию. Однако, ему лично очень нравится индийская трактовка секуляризма, подразумевающая равное уважение ко всем религиозным традициям и к убеждениям неверующих. Этот подход также нашел выражение в индийской светской конституции, созданной с учетом многокультурного, многорелигиозного индийского сообщества. Его Святейшество заметил, что из семи миллиардов жителей Земли, по крайней мере один миллиард открыто называет себя неверующими, и мы не должны забывать о них, внедряя этику в современную систему образования. В то же время, среди так называемых верующих, огромное множество людей неискренни или несерьезны в своей практике, но им тоже необходимы твердые нравственные принципы.

В Сан-Франциско Далай-лама прочел публичную лекцию по просьбе Американо-гималайского фонда
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией по приглаше-
нию Американо-гималайского фонда. Фото: American Himalayan
Foundation
Тут Его Святейшество переключился на другую тему и упомянул о приверженцах вероломного духа Долгьяла (Шугдена), некоторых из них он видел на улице, когда подъезжал к месту проведения встречи. Эти люди кричали и размахивали изображениями Долгьяла, их лица искажали гнев и злость. Подобные люди убили одного замечательного монаха и его учеников, трудившихся над переводом буддийской рукописи на китайский язык. Это случилось ночью в 1997 году недалеко от резиденции Его Святейшества в Дхарамсале. Сегодня их девизом стали слова: «Хватит лгать», но вопрос в том, кто лжет на самом деле.

«Недавно папа римский Франциск осудил и отстранил от должности немецкого епископа за чрезмерную роскошь в повседневной жизни, несовместимую с учением католической церкви, – сказал Его Святейшество. – Папа хочет положить конец подобному лицемерию. Недавно в Индии, когда меня спросили, дает ли современное образование адекватное представление о нравственности, я заметил, что многие умные, образованные люди коррумпированы. Совершенно очевидно, что нужно делать гораздо больше, чтобы сократить разрыв между бедными и богатыми. К этому имеет отношение и нравственность; нам не достичь цели одними лишь молитвами. Необходимо действовать, опираясь на честность, искренность и прозрачность. Это рождает доверие, а оно служит опорой для настоящей дружбы. Поскольку мы социальные животные, нам не просто нужны друзья, само наше выживание зависит от других».

«Покой ума и физическое здоровье тесно переплетены между собой. Несколько лет назад один из ученых университета Эмори сказал мне, что постоянный гнев, страх и подозрения буквально разъедают нашу имунную систему. Кроме прочего, покой ума и душевная теплота приносят уверенность в своих силах».

Его Святейшество задал вопрос: могут ли изменить мир правительства или Организация Объединенных Наций, и ответил, что перемены начинаются с каждого из нас. Он призвал воспринимать семь миллиардов людей Земли как одну большую семью. Он призвал тех, у кого есть дети, дарить им любовь и нежность, и учить их шире смотреть на происходящее.

Снова вернувшись к теме Шугдена, Его Святейшество сказал, что и сам когда-то ему поклонялся. Однако постепенно он осознал, что в этих практиках присутствует что-то ложное, особенно если рассматривать их в контексте буддийской традиции. Он внимательно изучил историю возникновения практики поклонения Шугдену и выяснил, что она зародилась во времена Пятого Далай-ламы, который называл Долгьяла злобным духом, порождением искаженных молитв, вредоносным для Дхармы и живых существ. Он посоветовал возмущенным протестующим обращаться с жалобами к Пятому Далай-ламе.

В Сан-Франциско Далай-лама прочел публичную лекцию по просьбе Американо-гималайского фонда
Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Джереми
Рассел (офис ЕСДЛ)
Когда Его Святейшество покидал отель, несколько монахинь сказали ему, что поклонение Долгьялу – вопрос религиозной свободы, однако Далай-лама с ними не согласился. Поклонение этому коварному духу тесно связано с сектантством и ограничением религиозной свободы. Он рассказал, что когда хотел получить передачу на одно из учений школы Ньингма от Куну Ламы Ринпоче, он спросил совета у своего главного наставника Линга Ринпоче. Несмотря на то, что он вообще не имел отношения к практикам поклонения этому духу, Линг Ринпоче предостерег его против получения этой передачи, опасаясь вреда, который может причинить этот дух. Его Святейшество назвал это примером ограничения его собственной религиозной свободы. Он заявил, что только отказавшись от поклонения Долгьялу, он по-настоящему смог насладиться религиозной свободой. После этих слов слушатели разразились рукоплесканиями.

«Из-за неведения и искаженной информации сторонники этой практики совершенно запутались. В Индии у них есть целые монастыри, где они могут делать, все что им угодно. Келсанг Гьяцо, один из их учителей однажды сказал журналисту в Англии, что Четырнадцатый Далай-лама не сделал ничего полезного для дела Тибета. Но разве это правда?»

Вернувшись к разговору о природе ума, Его Святейшество процитировал слова одного своего друга, который однажды заметил, что все религии ищут ответа на три главных вопроса: Что такое «я»? Есть ли у «я» начало? И есть ли у «я» конец? В теистических религиях считается, что «я» создано богом-творцом, поэтому у него есть начало, но нет однозначного ответа на вопрос о конце «я». В традициях, таких как джайнизм, некоторые школы самкья и буддизм, нет иного творца, кроме нас самих. Буддисты видят, что тело имеет начало и конец, но сознание не имеет ни того, ни другого. Только буддизм учит, что не существует «я», отдельного от тела и ума, хотя нельзя сказать, что «я» нет вовсе.

Освобождение связано с сознанием, и буддизм предоставляет обширные объяснения природы ума. В Древней Индии, продолжил Его Святейшество, традиции, в которых уделялось повышенное внимание развитию шаматхи и випашьяны, давали тщательные объяснения природе ума. Они учат, что в конечном итоге разрушительные эмоции основаны на неведении, противоядием которому являются знания и осознанность. Неведение становится причиной страданий, но используя человеческий разум в полную силу, мы можем его преодолеть. Научившись управлять своим умом, добавил Его Святейшество, вы будете полностью контролировать свое тело.

В Сан-Франциско Далай-лама прочел публичную лекцию по просьбе Американо-гималайского фонда
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией по приглаше-
нию Американо-гималайского фонда. Фото: American Himalayan
Foundation
«Еще одним свидетельством в пользу бесконечности потока ума, являются дети, помнящие свои предыдущие жизни. Ян Стивенсон из университета Вирджинии провел всестороннее исследование по этому вопросу. Я сам лично встречался в Индии с двумя девочками, которые хранили воспоминания о прежней жизни. Мне также говорили, что в детстве я сам помнил кусочки своего предыдущего воплощения, хотя сейчас я, бывает, не могу припомнить даже случившегося накануне».

«В конце 20-го века ученые начали признавать, что существует то, что можно назвать умом за пределами мозга. Затем было открыто свойство нейропластичности мозга. С буддийской точки зрения, материальное не может стать субстанциональной причиной для ума, а ум не может быть субстанциональной причиной для физического тела. Природа ума – это ясность и способность к познанию».

Кратко ответив на несколько вопросов из зала, Его Святейшество и зрители в знак уважения поднялись со своих мест и стоя выслушали тибетский национальный гимн, исполненный на пианино и виолончели. Поблагодарив музыкантов и организаторов встречи, перед тем, как покинуть сцену, Его Святейшество рассказал слушателям историю о тибетском флаге, который стоял на сцене. Мао Цзэдун спросил его в далеком 1955 году, есть ли у Тибета национальный флаг, и услышав в ответ, что есть, заметил, что очень важно его сохранить, чтобы он мог развеваться рядом с китайским флагом. Его Святейшество пошутил, что хотя сегодня сторонники жесткой линии в руководстве Китая называют тибетский флаг символом раскольничества, он чувствует, что Мао Цзэдун дал свое разрешение на его использование. Эти слова заставили зрителей рассмеяться.

Завтра Его Святейшество будет выступать в Беркли, в штате Калифорния.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 4 319  |  Тэги: США Сан-Франциско
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Новая книга. Сутра поворота колеса Дхармы. На тибетском, калмыцком и русском языках
Дхармачакра-сутра, или Сутра поворота колеса Дхармы, согласно всем буддийским традициям, первое учение, данное Буддой для объяснения своего пробужденного прозрения другим живым существам. Будда ...

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

Основные разделы сайта