Далай-лама прочел лекцию в Университете им. Джавахарлала Неру
22-11-2014, 12:34 | Напечатать
Нью-Дели, Индия, 20 ноября 2014 года – По прибытии в Университет им. Джавахарлала Неру Его Святейшество Далай-ламу встречали глава университета профессор К. Кастуриранган и его заместитель профессор С. К. Сопори, а также другие члены университетской администрации. Затем Далай-лама провел короткую встречу с представителями администрации и преподавателями университета.
Более тысячи двухсот человек собрались послушать лекцию, кото-
рую Его Святейшество Далай-лама прочитал в память о Джавахар-
лале Неру в университете его имени. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)После встречи Его Святейшество проводили к кафедре, около которой под большим навесом, ожидая его прибытия, уже собралось около тысячи двухсот человек. Все желающие не могли вместиться в университетский зал, поэтому было решено провести лекцию на свежем воздухе. Оглядывая море улыбающихся лиц, Его Святейшество приветственно помахал рукой. В ответ раздались теплые рукоплескания.
В ознаменование начала встречи был зажжен светильник перед портретом пандита Неру. Заместитель ректора, профессор С. К. Сопори упомянул, что совсем недавно в этом году отпраздновали 125-ю годовщину со дня рождения Джавахарлала Неру. Он выразил огромную радость от того, что Его Святейшество согласился прочесть 11-ю ежегодную лекцию в память о Неру, заметив, что прошлогоднюю, 10-ю мемориальную лекцию прочел бывший президент Индии А. П. Дж. Абдул Калам. Мемориальные лекции проводятся с целью распространения и продвижения знаний согласно принципам гуманизма, терпимости, поиска смелых идей и истины, которых придерживался сам Неру.
В университете, носящем имя Джавахарлала Неру, в котором учится около восьми тысяч студентов и работает 540 преподавателей, поддерживается дух диалога и уважения к различным взглядам. Глава университета профессор К. Кастуриранган добавил, что в университете оберегаются извечные ценности мира и ненасилия. Он поприветствовал Его Святейшество, заверив, что слова тибетского духовного лидера пойдут на пользу каждому, кто их услышит.
«Уважаемые – старшие братья и сестры, – начал Его Святейшество, – и все собравшиеся здесь братья и сестры, я всегда с особым удовольствием подчеркиваю, что на общечеловеческом уровне мы все одинаковы. Все семь миллиардов людей одинаковы физически, ментально и эмоционально. Конечно, между нами существуют незначительные различия – мы отличаемся формой носа и цветом волос, но эти различия не идут в счет. Мозг каждого человека устроен одинаково, поэтому различия по признаку национальности, вероисповедания или цвета кожи, малосущественны».
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в Университе-
те им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество сказал, что человечеству пора повзрослеть. Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, творения наших собственных рук и опираются на второстепенные различия между нами, такие как вера и национальность. Он добавил, что мы – социальные животные, будущее которых зависит от всего остального сообщества. «Вот поэтому я люблю называть людей своими братьями и сестрами».
Его Святейшество сказал, что приглашение прочесть лекцию, посвященную памяти Неру, для него огромная честь. Джавахарлал Неру был величайшим индийским лидером, который оказал огромное влияние на всю Азию. И хотя Индия – древнее государство, она обрела независимость лишь в 1947 году, под предводительством Неру и Махатмы Ганди. Позиции этих двух выдающихся лидеров не всегда совпадали, однако они совместными усилиями сделали Индию демократическим государством, построенным на идеях секуляризма и ахимсы.
Его Святейшество заметил: «Я впервые лично встретился с Неру в 1954 году в Пекине на торжественном правительственном банкете, устроенном Чжоу Эньлаем, который и знакомил Неру с другими гостями. Когда пришел мой черед и Чжоу Эньлай сказал: “Это Далай-лама”, Неру застыл на мгновенье, не двигаясь и не произнеся ни слова. Мне показалось, что в тот момент в его голове пронеслись тревожные мысли о судьбе Тибета, быть может, подумал он и о предостережении, полученном от Патела. Чжоу Эньлай прервал его размышления, перейдя к Панчену Ринпоче, который стоял рядом со мной.
Во второй раз мы встретились на празднике Будды Джаянти в Бодхгае в 1956 году. В тот период у нас состоялось несколько встреч с Неру, я искал его совета. В начале 1957 года мои приближенные склонялись к тому, что мне следует остаться в Индии и не возвращаться в Тибет. Неру посоветовал мне вернуться, чтобы добиваться выполнения “Соглашения из 17 пунктов”. Я вернулся в Тибет и попытался следовать его совету. Приехав в приграничный Дромо, я сразу сказал китайским властям, что нам необходимо сосредоточиться на устранении вреда, который причинили ошибки, совершенные в прошлом.
Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Университете
им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Когда угасла последняя надежда, я снова оказался у индийской границы в апреле 1959 года. Я не знал, смогу ли въехать в Индию, пока не получил сообщения о том, что индийское правительство будет радо принять меня в своей стране. К концу апреля я добрался до Массури, туда же приехал и Неру, чтобы встретиться со мной. Я рассказал ему о произошедших событиях и он принял наши трудности близко к сердцу.
В 1960 году Неру посоветовал мне начать в наших школах преподавание на английском языке, который стал языком международного общения. Он добавил, что для сохранения тибетской культуры и обычаев необходимо дать хорошее образование юному поколению. Неру стал мне настоящим другом, поэтому для меня огромная честь провести эту беседу в память о нем».
Его Святейшество вкратце обрисовал три главных обязательства своей жизни и высказал убежденность, что каждый из нас, как человек, в ответе за заботу обо всем человечестве. Он добавил, что забота о других приносит внутреннюю силу и глубокую удовлетворенность. Будучи социальными животными, люди нуждаются в дружбе, однако дружбу нельзя приобрести благодаря деньгам и власти; она рождается с опорой на сострадание и заботу о других.
Он сказал: «Посмотрите на мое лицо, друзья говорят, что оно не слишком изменилось за последние 15-20 лет. Не появилось старческих морщин, и люди часто спрашивают, в чем мой секрет, а я отвечаю: “Покой ума”. Сегодня, даже ученые подтверждают, что покой ума благотворно сказывается на физическом здоровье. Однако покой ума не принесут транквилизаторы, алкоголь, наркотики или азартные игры. Первым главным обязательством своей жизни я считаю распространение знаний о том, что покой ума опирается на взращивание внутренних ценностей.
Мы слишком привязаны к материальным благам. Индия должна стать здесь первопроходцем и показать другим, что кроме материальных благ нам необходимо внутреннее развитие. Доказательством тому служит индийский секуляризм, согласно которому выражается равное уважение ко всем религиям, а также ко взглядам неверующих. Мы не должны забывать об одном миллиарде людей, которых не интересуют духовные материи; они тоже имеют право знать, что источник счастья находится у нас внутри. Проповедей уже достаточно, сегодня нам нужно улучшать качество образования. Если предприятие увенчается успехом, мы сможем построить в этом столетии эру мира и ненасилия. Но каждый из нас, и особенно сегодняшнее юное поколение, в ответе за осуществление этих перемен».
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в Университе-
те им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество сказал, что Индия являет миру живой пример страны, где все основные религиозные традиции мирно сосуществуют бок о бок. Местные религии, такие как индуизм, буддизм, джайнизм и самкья уживаются с иноземными религиями – зороастризмом, иудаизмом, христианством и исламом. Его Святейшество часто призывает жителей других стран следовать индийскому примеру.
Третье главное обязательство своей жизни Его Святейшество принял на себя как тибетец, на которого возлагает надежды тибетский народ. Начиная с 2011 года, когда он полностью сложил с себя все политические полномочия, Его Святейшество посвящает свои силы сохранению тибетской культуры, культуры мира и ненасилия, а также защите хрупкой природы Тибета. Китаю, самой густонаселенной стране мира, необходимы подобные культурные ценности.
«Вот такие обязательства я принял на себя и я призываю вас подумать о проблемах, стоящих перед всем человечеством. Не ограничивайтесь нуждами только Индии или родного штата. Учителя древних времен, такие как Будда, размышляли о благе всего мира. Китай – самая населенная страна в мире, но в вашей стране процветают демократия, свобода и верховенство закона. Продвигайте образование опираясь на эти ценности».
После лекции Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы собравшихся, и его спросили, приемлем ли в современном мире способ, которым учил Будда. Он ответил, что безусловно да, напомнив, что Будда призывал своих учеников не принимать его слова за чистую монету только лишь из преданности, а исследовать и экспериментировать с его учением, что очень напоминает научный подход. Современной науке многое известно о материи, а в древней индийской психологии скрыты богатейшие знания об устройстве ума и эмоций. Что касается того, следует ли пересмотреть буддийскую традицию в свете современных научных открытий, Его Святейшество привел примеры из буддийской космологии, которые очевидно противоречат современным научным представлениям.
На вопрос о его позиции по тибетскому вопросу и о перспективах развития взаимопонимания с Китаем, Его Святейшество после небольшого промедления заметил, что это политический вопрос. Однако он подчеркнул, что Китай меняется, и что Си Цзиньпин заявил во Франции, а потом повторил свое заявление в Дели, что буддизм должен сыграть важную роль в возрождение китайской культуры. Тибет богат духовно, но нуждается в материальном развитии, поэтому в его интересах оставаться частью КНР.
Его Святейшество Далай-лама с группой тибетских студентов Уни-
верситета им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)Что касается глобального развития, Его Святейшество посоветовал всерьез отнестись к вопросам изменения климата, а также к растущей пропасти между бедными и богатыми. Он порекомендовал в первую очередь развивать сельскую местность, ведь в Индии большинство людей живет именно в деревнях. Он еще раз подчеркнул важность образования и рассказал о пилотных учебных программах, основанных на светской этике. В них главный упор делается на том, что мы становимся счастливыми именно благодаря любви и душевной теплоте; одно только материальное благополучие не приносит счастья.
В завершение встречи Его Святейшество преподнес участникам хадаки, белые шелковые шарфы, и объяснил, что этот традиционный тибетский подарок берет истоки в индийской традиции подношения шали, сделаны они из китайского шелка, а строфы благословения написаны на них на тибетском языке, и получается, что хадак – это символ гармонии. Затем Его Святейшество представил собравшимся новую книгу под редакцией Ренуки Сингха, в которой собраны лекции Его Святейшества по светской этике. Председатель Совета университета профессор Прасенджит Сен завершил встречу словами благодарности и призвал всех работников сферы образования честно служить нуждам человечества на родном поприще. На обратном пути Его Святейшество пообщался с группой тибетских студентов, которые учатся в университете им. Джавахарлала Неру, дал им короткие советы и напутствие.
Перевод: Ольга Селезнева
Более тысячи двухсот человек собрались послушать лекцию, кото-
рую Его Святейшество Далай-лама прочитал в память о Джавахар-
лале Неру в университете его имени. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
В ознаменование начала встречи был зажжен светильник перед портретом пандита Неру. Заместитель ректора, профессор С. К. Сопори упомянул, что совсем недавно в этом году отпраздновали 125-ю годовщину со дня рождения Джавахарлала Неру. Он выразил огромную радость от того, что Его Святейшество согласился прочесть 11-ю ежегодную лекцию в память о Неру, заметив, что прошлогоднюю, 10-ю мемориальную лекцию прочел бывший президент Индии А. П. Дж. Абдул Калам. Мемориальные лекции проводятся с целью распространения и продвижения знаний согласно принципам гуманизма, терпимости, поиска смелых идей и истины, которых придерживался сам Неру.
В университете, носящем имя Джавахарлала Неру, в котором учится около восьми тысяч студентов и работает 540 преподавателей, поддерживается дух диалога и уважения к различным взглядам. Глава университета профессор К. Кастуриранган добавил, что в университете оберегаются извечные ценности мира и ненасилия. Он поприветствовал Его Святейшество, заверив, что слова тибетского духовного лидера пойдут на пользу каждому, кто их услышит.
«Уважаемые – старшие братья и сестры, – начал Его Святейшество, – и все собравшиеся здесь братья и сестры, я всегда с особым удовольствием подчеркиваю, что на общечеловеческом уровне мы все одинаковы. Все семь миллиардов людей одинаковы физически, ментально и эмоционально. Конечно, между нами существуют незначительные различия – мы отличаемся формой носа и цветом волос, но эти различия не идут в счет. Мозг каждого человека устроен одинаково, поэтому различия по признаку национальности, вероисповедания или цвета кожи, малосущественны».
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в Университе-
те им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что приглашение прочесть лекцию, посвященную памяти Неру, для него огромная честь. Джавахарлал Неру был величайшим индийским лидером, который оказал огромное влияние на всю Азию. И хотя Индия – древнее государство, она обрела независимость лишь в 1947 году, под предводительством Неру и Махатмы Ганди. Позиции этих двух выдающихся лидеров не всегда совпадали, однако они совместными усилиями сделали Индию демократическим государством, построенным на идеях секуляризма и ахимсы.
Его Святейшество заметил: «Я впервые лично встретился с Неру в 1954 году в Пекине на торжественном правительственном банкете, устроенном Чжоу Эньлаем, который и знакомил Неру с другими гостями. Когда пришел мой черед и Чжоу Эньлай сказал: “Это Далай-лама”, Неру застыл на мгновенье, не двигаясь и не произнеся ни слова. Мне показалось, что в тот момент в его голове пронеслись тревожные мысли о судьбе Тибета, быть может, подумал он и о предостережении, полученном от Патела. Чжоу Эньлай прервал его размышления, перейдя к Панчену Ринпоче, который стоял рядом со мной.
Во второй раз мы встретились на празднике Будды Джаянти в Бодхгае в 1956 году. В тот период у нас состоялось несколько встреч с Неру, я искал его совета. В начале 1957 года мои приближенные склонялись к тому, что мне следует остаться в Индии и не возвращаться в Тибет. Неру посоветовал мне вернуться, чтобы добиваться выполнения “Соглашения из 17 пунктов”. Я вернулся в Тибет и попытался следовать его совету. Приехав в приграничный Дромо, я сразу сказал китайским властям, что нам необходимо сосредоточиться на устранении вреда, который причинили ошибки, совершенные в прошлом.
Во время лекции Его Святейшества Далай-ламы в Университете
им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В 1960 году Неру посоветовал мне начать в наших школах преподавание на английском языке, который стал языком международного общения. Он добавил, что для сохранения тибетской культуры и обычаев необходимо дать хорошее образование юному поколению. Неру стал мне настоящим другом, поэтому для меня огромная честь провести эту беседу в память о нем».
Его Святейшество вкратце обрисовал три главных обязательства своей жизни и высказал убежденность, что каждый из нас, как человек, в ответе за заботу обо всем человечестве. Он добавил, что забота о других приносит внутреннюю силу и глубокую удовлетворенность. Будучи социальными животными, люди нуждаются в дружбе, однако дружбу нельзя приобрести благодаря деньгам и власти; она рождается с опорой на сострадание и заботу о других.
Он сказал: «Посмотрите на мое лицо, друзья говорят, что оно не слишком изменилось за последние 15-20 лет. Не появилось старческих морщин, и люди часто спрашивают, в чем мой секрет, а я отвечаю: “Покой ума”. Сегодня, даже ученые подтверждают, что покой ума благотворно сказывается на физическом здоровье. Однако покой ума не принесут транквилизаторы, алкоголь, наркотики или азартные игры. Первым главным обязательством своей жизни я считаю распространение знаний о том, что покой ума опирается на взращивание внутренних ценностей.
Мы слишком привязаны к материальным благам. Индия должна стать здесь первопроходцем и показать другим, что кроме материальных благ нам необходимо внутреннее развитие. Доказательством тому служит индийский секуляризм, согласно которому выражается равное уважение ко всем религиям, а также ко взглядам неверующих. Мы не должны забывать об одном миллиарде людей, которых не интересуют духовные материи; они тоже имеют право знать, что источник счастья находится у нас внутри. Проповедей уже достаточно, сегодня нам нужно улучшать качество образования. Если предприятие увенчается успехом, мы сможем построить в этом столетии эру мира и ненасилия. Но каждый из нас, и особенно сегодняшнее юное поколение, в ответе за осуществление этих перемен».
Его Святейшество Далай-лама выступает с лекцией в Университе-
те им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Третье главное обязательство своей жизни Его Святейшество принял на себя как тибетец, на которого возлагает надежды тибетский народ. Начиная с 2011 года, когда он полностью сложил с себя все политические полномочия, Его Святейшество посвящает свои силы сохранению тибетской культуры, культуры мира и ненасилия, а также защите хрупкой природы Тибета. Китаю, самой густонаселенной стране мира, необходимы подобные культурные ценности.
«Вот такие обязательства я принял на себя и я призываю вас подумать о проблемах, стоящих перед всем человечеством. Не ограничивайтесь нуждами только Индии или родного штата. Учителя древних времен, такие как Будда, размышляли о благе всего мира. Китай – самая населенная страна в мире, но в вашей стране процветают демократия, свобода и верховенство закона. Продвигайте образование опираясь на эти ценности».
После лекции Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы собравшихся, и его спросили, приемлем ли в современном мире способ, которым учил Будда. Он ответил, что безусловно да, напомнив, что Будда призывал своих учеников не принимать его слова за чистую монету только лишь из преданности, а исследовать и экспериментировать с его учением, что очень напоминает научный подход. Современной науке многое известно о материи, а в древней индийской психологии скрыты богатейшие знания об устройстве ума и эмоций. Что касается того, следует ли пересмотреть буддийскую традицию в свете современных научных открытий, Его Святейшество привел примеры из буддийской космологии, которые очевидно противоречат современным научным представлениям.
На вопрос о его позиции по тибетскому вопросу и о перспективах развития взаимопонимания с Китаем, Его Святейшество после небольшого промедления заметил, что это политический вопрос. Однако он подчеркнул, что Китай меняется, и что Си Цзиньпин заявил во Франции, а потом повторил свое заявление в Дели, что буддизм должен сыграть важную роль в возрождение китайской культуры. Тибет богат духовно, но нуждается в материальном развитии, поэтому в его интересах оставаться частью КНР.
Его Святейшество Далай-лама с группой тибетских студентов Уни-
верситета им. Джавахарлала Неру. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
В завершение встречи Его Святейшество преподнес участникам хадаки, белые шелковые шарфы, и объяснил, что этот традиционный тибетский подарок берет истоки в индийской традиции подношения шали, сделаны они из китайского шелка, а строфы благословения написаны на них на тибетском языке, и получается, что хадак – это символ гармонии. Затем Его Святейшество представил собравшимся новую книгу под редакцией Ренуки Сингха, в которой собраны лекции Его Святейшества по светской этике. Председатель Совета университета профессор Прасенджит Сен завершил встречу словами благодарности и призвал всех работников сферы образования честно служить нуждам человечества на родном поприще. На обратном пути Его Святейшество пообщался с группой тибетских студентов, которые учатся в университете им. Джавахарлала Неру, дал им короткие советы и напутствие.
Перевод: Ольга Селезнева