Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов

3-12-2014, 22:08  |  Напечатать

Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 2 декабря 2014 года – Около четырех тысяч человек, включая тибетцев, туристов из 49 стран мира и почти шестьсот монголов, ожидали сегодня утром Его Святейшество Далай-ламу в храме Тхекчен Чолинг комплекса Цуглагкханг, где начались четырехдневные учения, даруемые по просьбе монгольских буддистов. Среди лам и высоких иерархов, сидевших у трона Его Святейшества, были Ганден Три Ринпоче и Джангце Чодже.

Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня мы начинаем учения по “Большому руководству к этапам пути к Пробуждению” (ламрим ченмо), – начал Его Святейшество. – Многие из вас приложили колоссальные усилия, чтобы приехать сюда, и я очень рад вас видеть. Вы также опубликовали эту книгу на своем родном языке, с чем от всего сердца вас поздравляю.

Я часто называю Тибет, Монголию и Китай тремя великими азиатскими империями древности. Мы – тибетцы и монголы – были тесно связаны на протяжении веков, и эти узы больше, чем просто общие буддийские традиции. Что касается отношений с Далай-ламами, Всеведущий Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, ездил в Монголию и наладил с ней тесный контакт. Сегодня я подписываю письма словом “Далай-лама”, и когда люди спрашивают, что это значит, я объясняю, что это монгольское имя, которое было дано в те давние времена».

Его Святейшество коснулся темы монголоязычных народов, проживающих в Российской Федерации в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува. Все они изучают буддийские сочинения на тибетском языке. Среди монголов было немало великих ученых-философов, и Его Святейшество упомянул, что прочел множество выдающихся произведений, написанных монголами. Однако, добавил он, в 20-м веке на территориях проживания монгольских народов буддизм пришел в упадок, но все же вера в Дхарму жива. Во время своих визитов в Монголию Его Святейшество стал свидетелем ограничений, введенных коммунистами; однако, вопреки этим мерам, вера монголов осталась непреклонной.

«Сегодня вы вновь обрели свободу учиться и практиковать, вы должны развивать понимание, основанное на изучении. Не считайте сочинение Чже Цонкапы “Большое руководство к этапам пути к Пробуждению” просто объектом поклонения. Читайте его и стройте свою веру на логическом рассуждении и постижении».

Когда пришло время подношения учителю мандалы, Его Святейшество с юмором попросил монголов читать молитвы как можно громче. Он рассказал о своем первом посещении их страны в 1979 году. Тогда монахи пели так громко и с таким рвением, что их и без того розовые лица стали ярко красными. Он добавил, что их воодушевление и воспоминания о временах Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо его глубоко растрогали.

Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
Некторые из шестисот монгольских буддистов, приехваших в Дха-
рамсалу на учения Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Какой бы из разделов Дхармы мы ни изучали, – сказал Его Святейшество, – очень важно, чтобы и учитель и его слушатели взращивали благую мотивацию. Они не должны задумываться об обретении богатства и славы, не должны приходить на учения только ради того, чтобы потом похвалиться, что слышали учение много раз. Смысл в том, что никто из нас не хочет страданий и мы все хотим счастья. Нам нужно избегать причин, ведущих к страданиям, и взращивать причины для счастья. Мы совершаем ошибочные деяния тела и речи, руководствуясь неверным представлением об истинном существовании. Это неверное представление можно преодолеть, лишь развивая понимание бессамостности и пустоты. И сам Будда учил именно этому. Вам необходимо слушать объяснения, учиться, размышлять над тем, что вы узнали, а затем превращать это понимание в предмет своей медитации, пока вы не обретете непосредственное переживание, тем самым преобразуя себя».

Обсуждая четыре строчки строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты, Его Святейшество процитировал Чандракирти, который говорил, что Будда – объект прибежища для тех, кто ищет освобождения. Он добавил, что прекращение [страданий], освобождение приходит, если следовать истинному пути Дхармы. Стремящиеся к этой цели и есть Сангха. Его Святейшество заметил, что в молитве есть слово «я»: в ней говорится «я обращаюсь за прибежищем» и «пусть я достигну состояния Будды». Хотя нам кажется, что существует цельное, жестко фиксированное «я», необходимо глубже его исследовать, ведь в действительности никакого независимого «я» нет.

Раскрыв текст, Его Святейшество объяснил, что первые четыре строфы – это приветствие. В них воздается дань почтения Будде, мудрецу из рода Шакья, двум бодхисаттвам, которым было передано учение о совершенной мудрости, Манджушри и Майтрее, и двум людям, главным светочам на пути – Нагарджуне и Асанге. Их линии преемственности соединены вместе Атишей. Его Святейшество заметил, что, когда Будда даровал учения о Четырех благородных истинах, его могли слушать различные живые существа, но основными учениками были люди. Главными же учениками, которым предназначались учения о совершенной мудрости, были бодхисаттвы и божества, такие как Манджушри, Авалокитешвара и Майтрея. Чже Цонкапа воздает дань почтения и им.

Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
Его Святейшство в начале первого из четырех дней учений для мон-
гольских буддистов. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество отметил, что явное содержание учений о совершенной мудрости составляет тема пустоты. Однако, это не подразумевает того, что о пустоте можно говорить без объекта, на основе которой она устанавливается. В «Сутре сердца» ясно сказано, что форма – это та основа, на которой устанавливается пустота. Он повторил, что Нагарджуна был основателем линии глубокого воззрения, а Асанга – линии обширных деяний. Атиша получил передачу обеих линий, и к нему восходят три линии традиции кадам. В основе традиции кадам лежат шесть письменных источников: «Шикшасамуччая» (Собрание практик) и «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы») Шантидевы; «Бодхисаттва-бхуми» («Ступени бодхисаттвы») и «Махаяна-сутра-аламкара» («Украшение сутр махаяны) Асанги/Майтреи; «Джатака-мала» («Повествование о предыдущих рождениях Будды Шакьямуни») Арьяшуры и «Уданаварга» («Общие наставления»).

Его Святейшество перечислил три линии преемственности, существующие в рамках традиции кадам. Шунгпава – традиция обширного изучения текстов, в которых изложены этапы духовного пути от самого начального уровня до достижения пробуждения. Ламримпа предлагает описание путей и ступеней в систематическом порядке, но в более сжатой форме. Третья линия – менангпа – это традиция кратких устных наставлений, которые ученик может использовать в своей практике без изучения обширных трактатов.

Затронув тему величия учителя и его учения, Его Святейшество сказал, что было бы хорошо на этом месте сделать короткий перерыв в середине четырехчасовой сессии. Возобновив учения после перерыва, он выразил готовность ответить на вопросы монгольских буддистов. Первый вопрос касался традиции бон, и Его Святейшество подтвердил, что последователи этой традиции поклоняются духам и выполняют практики для привлечения благосостояния; эти обычаи дошли до наших дней. Он привел слова Тхукена Чокьи Ньимы о том, что буддизм и традиция бон сильно повлияли друг на друга и до некоторой степени перемешались. Однако в буддийской практике поклонение духам не занимает значительного места; ведущая роль отводится изучению глубоких философских воззрений, и среди них есть объяснения, к которым питают живой интерес даже современные ученые.

Следующий вопрос был о Долгьяле. Его Святейшество объяснил, что эта история началась во времена правления Пятого Далай-ламы, который многое о ней знал. В своей автобиографии Пятый Далай-лама пишет, что так называемый Тулку Дракпа Гьялцен не был истинным воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Мать Дракпы Гьялцена Лха-агьял хитростью заставила Панчена Лобсанга Чогьена признать ее сына таким воплощением . Но Пятый Далай-лама не признавал его воплощением Тулку Гелека Пелсанга. Он пишет, что Долгьял – это порождение искаженных молитв, вероломный дух, приносящий вред живым существам и Дхарме.

Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
Некоторые из более чем четырех тысяч человек из сорока девяти
стран, собравшихся на учений Его Святейшества Далай-ламы, да-
руемые по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество пояснил: «Мой старший наставник, Кьябдже Линг Дордже Чанг, от которого я получил обеты бхикшу, с большим неодобрением относился к практикам поклонения Долгьялу, но поскольку Триджанг Ринпоче, мой младший наставник, строго им следовал, он воздерживался от открытой критики в их адрес. Однако своим близким ученикам он советовал держаться от этих практик подальше. Я начал практики поклонения Долгьялу из-за Триджанга Ринпоче. Позже я заподозрил неладное и провел собственное расследование. Таким образом я выяснил истинную природу Долгьяла и узнал о разногласиях по этому вопросу. Я прекратил поклонение Дольгялу. Линг Ринпоче был моим главным учителем; от него я получал основополагающие философские наставления и другие учения. Когда я рассказал ему, что прекратил практики поклонения Долгьялу, он был крайне рад. Он сказал: “Это превосходно”. Я рассказал о прекращении моих практик и Триджангу Ринпоче, подробно объяснив, что я предпринял для расследования по этому вопросу и почему пришел к такому заключению. Он согласился, что моя методика была безукоризненной и в моих действиях не было ошибок.

Поначалу я не оглашал своего решения публично. Но в конце концов я начал давать людям советы по поводу Долгьяла, всегда подчеркивая, что решение должны принимать они сами. Я не настаиваю на том, что другие должны следовать моему совету, Многие тибетцы и западные буддисты, узнав об истории возникновения этой практики, прекратили ее выполнение. В прошлом было несколько великих учителей, которые твердо противились поклонению Долгьялу, например Тричен Нгаванг Чокден, живший во времена Седьмого Далай-ламы, и Кхангсар Дордже Чанг, современник Тринадцатого Далай-ламы. Долгьял выразил бурную радость по поводу смерти Тринадцатого Далай-ламы. Хотя я и объясняю ситуацию людям, последуют они моему совету или нет, их личное дело. Как бы там ни было, некоторые сторонники Долгьяла с нетерпением ждут моей смерти.

Если вы, монголы, хотите отказаться от этой практики, делайте это с опорой на понимание. Проведите исследование истинной природы Долгьяла. Если вы боитесь, что он может причинить вам вред, если вы откажетесь от поклонения, скажите ему, что вашей вины в этом нет и свое недовольство он может выразить лично мне. Если вы последуете моему совету и прекратите эти практики, ничего плохого с вами не случится».

Далай-лама начал учения по «Большому руководству к этапам пути к Пробуждению» по просьбе монгольских буддистов
Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, покидая
главный тибетский храм в конце первого из четырех дней учений,
даруемых по просьбе буддистов из Монголии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Его Святейшество упомянул, что под руководством Гандена Три Ринпоче Ассоциация «Гелугпа» выпустила книгу, в которой подробно исследуется этот вопрос. Он порекомендовал перевести ее на монгольский язык. Отвечая на последующие вопросы, Его Святейшество объяснил, что сектантство, связанное с поклонением Долгьялу, выливается в ограничение религиозной свободы. Например, последователям традиции гелуг запрещается даже просто хранить у себя дома сочинения традиции ньингма. Его Святейшество добавил, что гораздо лучше придерживаться несектантского подхода и в то же время оставаться верными родной традиции. Он посоветовал проявлять интерес к изучению сочинений всех традиции.

Вернувшись к объяснению «Большого руководства к этапам пути к Пробуждению», Его Святейшество процитировал слова Чже Цонкапы о том, что очень много тех, кто хочет практиковать, но не уделяет должного внимания учебе. Чтобы следовать по пути и достичь прекращения [страданий], мы должны понимать, что это такое. Затем Его Святейшество погрузился в быстрое чтение текста, даруя устную передачу. Он продолжит передачу и объяснения в ближайшие дни.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 025  |  Тэги: Дхарамсала Индия
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» приглашает на цикл семинаров «Прибежище в Трех драгоценностях»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» открыл регистрацию на новый модуль международной учебной программы «Открытие буддизма» по теме «Прибежище в Трех драгоценностях». В ходе этого цикла ...

Тибет: мощный оползень вблизи города Чамдо связан с китайскими горнодобывающими проектами
Мощный оползень, сошедший с горного массива вблизи города Чамдо исторической провинции Кхам, связан с горнодобывающими и строительными проектами в регионе. По информации Синьхуа, стихийное бедствие ...

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» запускает онлайн версию курса «Открытие буддизма»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» планирует запустить онлайн версию курса «Открытие буддизма». Это старейший курс центра, самый популярный курс в центрах ФПМТ по всему миру. Он ...

Основные разделы сайта