Второй день учений Далай-ламы в Леуре

7-06-2015, 10:17  |  Напечатать

Леура, штат Новый Южный Уэльс, Австралия, 6 июня 2015 года – Сегодня рано утром, когда Его Святейшество Далай-лама возобновил подготовительные церемонии для посвящения Ваджрабхайравы, начатые вчера, в пустом зале снова не было ни души. Однако постепенно, в полной тишине зал заполнили ученики. Первыми появились монахини и монахи, разместившиеся в первых рядах, за ними последовали миряне, пока все шестьсот мест зала не оказались заняты.

Второй день учений Далай-ламы в Леуре
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуа-
лы для посвящения Ваджрабхайравы на второй день учений.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Завершив ритуалы, Его Святейшество занял свое место на троне и объявил, что они начинают чтение «Сутры сердца».

«“Сутра сердца” относится к сутрам о совершенной мудрости, которые Будда даровал при втором повороте Колеса Дхармы. Она принадлежит к группе учений, предназначенных для учеников чья чистая карма позволяла им лицезреть существ других уровней. Cутра написана в виде диалога между Шарипутрой и Авалокитешварой, небесным бодхисаттвой.

Есть несколько собраний произведений, известных как учения о совершенной мудрости, среди них есть сутры из 100 000 шлок, из 25 000 шлок, из 8 000 шлок, сутра из 150 шлок, называемая «Алмазной сутрой», и «Сутра сердца», которая состоит из 25 шлок. В самой краткой форме это учение выражается всего лишь в одном слоге «А», который представляет собой наикратчайшее изложение учения о совершенной мудрости, свидетельствуя о том, что вещи существуют не так, как это нам представляется. Они предстают перед нами независимо существующие, однако слог «А» – это отрицание такого объективного существования. Это неаффирмативное (неутверждающее) отрицание, в котором отсутствует всякое утверждение, в том числе и утверждение о полном несуществовании чего бы то ни было.

«По-видимому, в китайских переводах сутр о совершенной мудрости могут быть сутры, отсутствующие в тибетском собрании. В действительности, в том, что касается собрания переведенных слов Будды, китайская коллекция насчитывает гораздо больше сочинений. Но когда речь заходит о собрании более поздних трактатов индийских учителей, то их переведено на тибетский язык несравнимо больше. В то же время, некоторые священные тексты можно прочесть только на языке пали. Будет замечательно, если мы сумеем сделать более доступными сочинения, пропущенные в том или ином собрании».

Его Святейшество объяснил, что в сутрах о совершенной мудрости мудрость постижения пустоты излагается явно, а более скрыто сказано о том, как нужно продвигаться по пути. Будда предсказал, что Нагарджуна напишет комментарии к явному смыслу сутр. Майтрея объяснил их скрытый смысл в своем трактате «Украшение из постижений», к которому написаны многочисленные комментарии на санскрите и тибетском языке.

Второй день учений Далай-ламы в Леуре
Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в Леуре.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
В труде Нагарджуны объясняется, как преодолевать искаженные взгляды путем взращивания правильных воззрений, включающих осознание таковости и взаимозависимого возникновения. Его Святейшество заметил, что самая суть буддийского учения заключается в идее взаимозависимого возникновения и в ненасильственном поведении. Все знают, что следствие зависит от причины, но более тонкое толкование идеи взаимозависимого возникновения подразумевает, что и причина тоже зависит от результата.

Напомнив, что Чже Цонкапа был одним из трех проявлений Манджушри в Тибете (двумя другими были Сакья-пандита и Лонгчен Рабджампа), Его Святейшество рассказал об опыте духовного обучения Чже Цонкапы, который тот описал в поэме «Счастливая судьба». В ней есть такие слова:

Итак, наполнившись сокровищами наставлений,
Я практиковал, объединяя два пути Махаяны ―
Обычный путь [парамит]
И две стадии необычайного пути [тантры], ―
В целостный путь собранных воедино основ.


Он имел в виду, что практиковал и махаяну и тантраяну. Такая практика с опорой на тончайший ум ясного света может привести практикующего к достижению состояния Будды и обретения четырех тел Будды.

Последователи школы сакья обращаются к этой теме в своих учениях о неразрывности самсары и нирваны. Последователи традиции ньингма – в учениях по дзогчену, великому совершенству, а ученики традиции кагью – в учениях по махамудре. Несмотря на различия в том, как именно проводится медитация, все эти практики подразумевают работу с основополагающим умом ясного света.

Его Святейшество обратил внимание на четыре опоры, без которых невозможно буддийское исследование: полагайся на логическое обоснование, а не на восприятие органами чувств.

Не на личность опирайся, а на Учение.
Не на слова, а на смысл.
Не на относительный смысл, а на высший.
Не на интеллектуальное знание, а на мудрость.


Второй день учений Далай-ламы в Леуре
Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в Леуре. Вид
на зал, в котором собрались около 600 человек. Фото: Расти Стюарт
Попросив учеников уделить особое внимание своим нынешним снам, Его Святейшество возобновил посвящение. В качестве еще одной короткой предварительной церемонии он даровал обеты мирян и провел ритуал зарождения бодхичитты. Он подчеркнул, что надежной опорой для буддистов в следовании обетам будут Три драгоценности: Будда – учитель, Дхарма – истинный путь и Сангха – наши товарищи на пути. Он назвал альтруизм лучшим настроем ума, который противостоит чрезмерной сосредоточенности на себе и способствует физическому и ментальному здоровью.

Вернувшись в зал после обеда, Его Святейшество пояснил, что практики ваджраяны должны выполняться в тайне. Он сказал: «Учения о совершенной мудрости никогда не давались открыто для широкой публики, а практики тантры преподавали даже еще более узкому кругу учеников. Тайность этих учений связана с различными ментальными склонностями практикующих. Например, существует два пути для взращивания бодхичитты – семичленный метод причинно-следственной связи и метод уравнивания и обмена себя на других. Второй называют тайным не потому, что необходимо что-то скрыть, а потому, что он не подходит для всех».

Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв и тантрические обеты, а затем перешел к основной части посвящения. В заключение он объявил, что завтра начнет объяснения по пяти ступеням Гухьясамаджи и шести йогам Ваджрабхайравы.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1 678  |  Тэги: Австралия
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» приглашает на цикл семинаров «Прибежище в Трех драгоценностях»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» открыл регистрацию на новый модуль международной учебной программы «Открытие буддизма» по теме «Прибежище в Трех драгоценностях». В ходе этого цикла ...

Тибет: мощный оползень вблизи города Чамдо связан с китайскими горнодобывающими проектами
Мощный оползень, сошедший с горного массива вблизи города Чамдо исторической провинции Кхам, связан с горнодобывающими и строительными проектами в регионе. По информации Синьхуа, стихийное бедствие ...

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» запускает онлайн версию курса «Открытие буддизма»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» планирует запустить онлайн версию курса «Открытие буддизма». Это старейший курс центра, самый популярный курс в центрах ФПМТ по всему миру. Он ...

Основные разделы сайта