Далай-лама рассказал американским школьникам о «слушании, размышлении и медитации»
15-10-2010, 00:36 | Напечатать
Около трехсот американских школьников средней школы Кастано в Пало-Альто получили редкую возможность задать свои вопросы Его Святейшеству Далай-ламе, находящемуся в эти дни с визитом в Калифорнии, США. Встреча была подготовлена некоммерческой организацией the Forgotten International, созданной для оказания помощи людям, живущим за чертой бедности.
Вопросы, интересовавшие американских восьмиклассников, охватывали широкий круг проблем, стоящих перед молодым человеком современного мира. Школьников, например, интересовало мнение Далай-ламы о дискриминации по религиозному и расовому признаку. Отвечая на этот вопрос, духовный лидер Тибета рассказал о том, как с годами менялась его собственная самоидентификация. Будучи ребенком, он, прежде всего, думал о себе как о человеческом существе. Вопрос вероисповедания и другие отличительные признаки тогда не играли для него никакой роли. С годами эти вторичные характеристики вышли на первый план, и он стал называть себя буддистом, а позднее ─ Далай-ламой.
По словам духовного лидера, такой вторичный уровень самоидентификации подчас влечет за собой множество проблем, заставляя нас проводить жесткие границы между людьми на основе расовой или религиозной принадлежности.
Школьники также спросили Далай-ламу, как справляться с грустью и депрессией, и Его Святейшество ответил, что любая ситуация непременно содержит в себе положительное зерно. Все, что от нас требуется, ─ постараться изменить угол зрения, взглянуть на сложившееся неблагоприятное положение вещей по-новому, получить максимально полную картину происходящего.
В ответ на просьбу мысленно вернуться в прошлое и подвести итоги достигнутого Далай-лама ответил, что сожалеет о том, что был не слишком усерден в учебе в возрасте от одиннадцати и до пятнадцати лет. Китайцы тогда еще не вступили в Тибет, и на него не были возложены обязанности политического руководителя ─ у него было гораздо больше свободного времени. К сожалению, эти годы невозможно вернуть.
По мнению Далай-ламы, три основных метода постижения предмета исследования, описываемые в буддизме как «слушание», «размышление» и «медитация», вполне могут быть взяты на вооружение учениками средней школы.
На первом этапе ученик слушает учителя или черпает знания из книг. Он не должен, однако, останавливаться на этом уровне, потому что здесь отсутствует глубокий анализ услышанного или прочитанного. Ему, следовательно, нужно перейти на второй уровень, где он тщательно проанализирует все то, с чем он познакомился на первом этапе. Убедившись в достоверности приобретенных знаний, ученик должен «впитать» новые идеи, постепенно приучая к ним свой ум. Этот третий этап в буддизме описывается термином «медитация».
Последний вопрос, заданный Далай-ламе, касался целесообразности монашеского пути. Далай-лама ответил, что в жизни монаха меньше стрессов, она проще в сравнении с жизнью семейного человека. Следовательно, у монаха больше свободного времени, которое можно посвятить духовным исканиям.
Вопросы, интересовавшие американских восьмиклассников, охватывали широкий круг проблем, стоящих перед молодым человеком современного мира. Школьников, например, интересовало мнение Далай-ламы о дискриминации по религиозному и расовому признаку. Отвечая на этот вопрос, духовный лидер Тибета рассказал о том, как с годами менялась его собственная самоидентификация. Будучи ребенком, он, прежде всего, думал о себе как о человеческом существе. Вопрос вероисповедания и другие отличительные признаки тогда не играли для него никакой роли. С годами эти вторичные характеристики вышли на первый план, и он стал называть себя буддистом, а позднее ─ Далай-ламой.
По словам духовного лидера, такой вторичный уровень самоидентификации подчас влечет за собой множество проблем, заставляя нас проводить жесткие границы между людьми на основе расовой или религиозной принадлежности.
Школьники также спросили Далай-ламу, как справляться с грустью и депрессией, и Его Святейшество ответил, что любая ситуация непременно содержит в себе положительное зерно. Все, что от нас требуется, ─ постараться изменить угол зрения, взглянуть на сложившееся неблагоприятное положение вещей по-новому, получить максимально полную картину происходящего.
В ответ на просьбу мысленно вернуться в прошлое и подвести итоги достигнутого Далай-лама ответил, что сожалеет о том, что был не слишком усерден в учебе в возрасте от одиннадцати и до пятнадцати лет. Китайцы тогда еще не вступили в Тибет, и на него не были возложены обязанности политического руководителя ─ у него было гораздо больше свободного времени. К сожалению, эти годы невозможно вернуть.
По мнению Далай-ламы, три основных метода постижения предмета исследования, описываемые в буддизме как «слушание», «размышление» и «медитация», вполне могут быть взяты на вооружение учениками средней школы.
На первом этапе ученик слушает учителя или черпает знания из книг. Он не должен, однако, останавливаться на этом уровне, потому что здесь отсутствует глубокий анализ услышанного или прочитанного. Ему, следовательно, нужно перейти на второй уровень, где он тщательно проанализирует все то, с чем он познакомился на первом этапе. Убедившись в достоверности приобретенных знаний, ученик должен «впитать» новые идеи, постепенно приучая к ним свой ум. Этот третий этап в буддизме описывается термином «медитация».
Последний вопрос, заданный Далай-ламе, касался целесообразности монашеского пути. Далай-лама ответил, что в жизни монаха меньше стрессов, она проще в сравнении с жизнью семейного человека. Следовательно, у монаха больше свободного времени, которое можно посвятить духовным исканиям.
Просмотров: 3 862