Далай-лама посетил праздник Кумбха-мела в Нашике
31-08-2015, 13:05 | Напечатать
Нашик, штат Махараштра, Индия, 30 августа 2015 года – Его Святейшество Далай-лама провел ночь в Дели, а сегодня утром прибыл в Нашик, город в штате Махараштра, где в аэропорту его встречали Свами Гьянананд и Свами Майсананд, которые поднесли тибетскому духовному лидеру роскошные гирлянды из цветов. Хотя сезон дождей уже заканчивается и погода позволила самолету прибыть к месту назначения вовремя, по дороге из аэропорта разразился сильнейший ливень, который утих лишь у резиденции гостеприимных хозяев. Махараджа Свами Гуру Шарананд-джи приветствовал Его Святейшество под протяжные звуки традиционных духовых инструментов и морских раковин.
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи сажают
деревце на территории Каршни-ашрама. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Усевшись рядом со своим другом Свами Гуру Шарананд-джи, Его Святейшество сказал, что ему было приятно получить приглашение посетить Нашик. Он добавил, что на него произвела огромное впечатление простота образа жизни Свами-джи и глубина его понимания древних индийских воззрений. За короткой беседой последовал обед, на котором также присутствовали Свами Гьянананд и профессор Самдонг Ринпоче. За едой продолжилось обсуждение философских и духовных тем. После обеда два духовных лидера торжественно посадили два деревца бодхи за дорожкой, ведущей в ашрам.
Во время встречи с журналистами, Его Святейшество подчеркнул, что сегодня очень важно осознавать единство всего человечества, ведь современный мир стал крайне взаимозависимым. Свами Шарананд-джи процитировал санскритскую строфу, которую он перевел на английский язык: «Человек недалекий думает так: “Это мое, а это твое. Это я, а это ты”. Широко мыслящий человек, напротив, понимает, что все люди едины».
Его Святейшество согласился с мудростью древнего индийского высказывания и заметил, как важно, чтобы подобное понимание шире распространялось по всему миру.
Затем Его Святейшество обратился к собравшимся журналистам: «Для меня огромная честь получить приглашение Свами-джи на празднество Кумбха-мела, проходящее на берегу реки Годавари, особенно в силу того, что в прошлый раз я не смог принять участие в празднике в Аллахабад: тогда плохая погода помешала мне вылететь из Дхарамсалы».
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи на
встрече с журналистами. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество объяснил, что одно из главных обязательств его жизни – способствовать гармонии в отношениях между религиями. Он сказал: «У меня множество прекрасных друзей среди иудеев, христиан, мусульман, а также среди последователей индуизма и других индийских религиозных традиций. Что касается индуизма и буддизма, их объединяют одни и те же практики нравственности (шила), однонаправленного сосредоточения (шаматха) и мудрости (праджна)». Свами-джи согласился: «Да, обе традиции родились из одного источника».
Его Святейшество рассказал о своей встрече с одним свами, живущим близ Бангалора. Тот не жалея сил трудился на благо бедных, предоставляя еду тысячам детей в деревенских школах штата Карнатака. «Я говорил ему, что эти практики общие для обеих наших религий. Различие состоит лишь в том, что индуисты принимают идею атмана – теорию о независимом существовании “я”, а мы верим в анатман, или бессамостность. Но это наше личное дело!»
Тут вмешался Свами-джи, воскликнув: «Ваше Святейшество, если позволите, я мог бы показать, что эти теории на самом деле не различаются! Я могу объяснить буддийскую идею пустоты (шуньяты) с точки зрения Брахмана и наоборот!»
Затем Его Святейшество ответил на вопросы журналистов. Он подчеркнул, что цель самых разных религиозных философий – укрепить чувство каруны, или сострадание. Он добавил, что очень важно понять ценность каруны.
«Верим ли мы в бога-творца, Ишвару или Брахму, или подобно джайнам и буддистам опираемся на закон причинно-следственных связей, главное послание всех религий одно – сострадание. Цель едина: любовь и сострадание – универсальные практики всех религий!»
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи на
встрече с журналистами. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество также упомянул, что сила Индии заключается в том числе и в тысячелетней традиции секуляризма. По сравнению со своими соседями, например, Пакистаном, Бангладеш или Бирмой, Индия очень стабильная страна, и причиной тому религиозный плюрализм и традиция ахимсы, ненасилия. Он подчеркнул необходимость прививать эти ценности нынешним молодым людям, которых иначе может затянуть погоня за материальными ценностями.
Задали вопрос о кастовой системе, и Его Святейшество ответил, что одна из причин, по которой он критикует Индию, – кастовая дискриминация. Он сказал, что от старых обычаев, которые стали бесполезными, нужно избавляться. Свами-джи добавил: «Традиция учит нас ответственности. Если руководствоваться принципом “Кто сильный, тот и прав”, начинаются конфликты и борьба. Это все политика!»
Его Святейшество предположил, что великие учителя, такие как Свами-джи, должны открыто выступать против кастовой дискриминации, и Свами-джи уверил, что сегодня кастовая система уже практически пережиток прошлого. Он сказал: «Повседневная жизнь духовных братьев и сестер должна стать примером для подражания. Однако, выбирая, отстаивать ли правое дело или потворствовать узаконенной несправедливости, порой приходится действовать жестко».
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи участ-
вуют в церемонии зажжения светильников. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Ближе к вечеру Его Святейшество снова встретился с тремя свами и они продолжили свои философские беседы. К ним присоединился профессор Самдонг Ринпоче, настоятель монастрыря Ганден Шарце, Джангчуб Чоден, Янгтенг Ринпоче и несколько учеников Свами Шарананды-джи. В ходе оживленного обсуждения Его Святейшество и Свами-джи единодушно согласились, что знания и практика должны идти рука об руку. Его Святейшество еще раз выразил убежденность в том, что если такой благотворный, живой обмен между представителями тибетского буддизма и индуистских традиций продолжится, это внесет огромный вклад в укрепление взаимопонимания и межрелигиозной гармонии.
Затем Его Святейшество вместе со Свами Гуру Шаранандой-джи и огромным множеством верующих индуистов, совершили на берегах реки Годавари церемонию арати, подношение света, после чего Далай-лама удалился для ночного отдыха.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи сажают
деревце на территории Каршни-ашрама. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Во время встречи с журналистами, Его Святейшество подчеркнул, что сегодня очень важно осознавать единство всего человечества, ведь современный мир стал крайне взаимозависимым. Свами Шарананд-джи процитировал санскритскую строфу, которую он перевел на английский язык: «Человек недалекий думает так: “Это мое, а это твое. Это я, а это ты”. Широко мыслящий человек, напротив, понимает, что все люди едины».
Его Святейшество согласился с мудростью древнего индийского высказывания и заметил, как важно, чтобы подобное понимание шире распространялось по всему миру.
Затем Его Святейшество обратился к собравшимся журналистам: «Для меня огромная честь получить приглашение Свами-джи на празднество Кумбха-мела, проходящее на берегу реки Годавари, особенно в силу того, что в прошлый раз я не смог принять участие в празднике в Аллахабад: тогда плохая погода помешала мне вылететь из Дхарамсалы».
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи на
встрече с журналистами. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество рассказал о своей встрече с одним свами, живущим близ Бангалора. Тот не жалея сил трудился на благо бедных, предоставляя еду тысячам детей в деревенских школах штата Карнатака. «Я говорил ему, что эти практики общие для обеих наших религий. Различие состоит лишь в том, что индуисты принимают идею атмана – теорию о независимом существовании “я”, а мы верим в анатман, или бессамостность. Но это наше личное дело!»
Тут вмешался Свами-джи, воскликнув: «Ваше Святейшество, если позволите, я мог бы показать, что эти теории на самом деле не различаются! Я могу объяснить буддийскую идею пустоты (шуньяты) с точки зрения Брахмана и наоборот!»
Затем Его Святейшество ответил на вопросы журналистов. Он подчеркнул, что цель самых разных религиозных философий – укрепить чувство каруны, или сострадание. Он добавил, что очень важно понять ценность каруны.
«Верим ли мы в бога-творца, Ишвару или Брахму, или подобно джайнам и буддистам опираемся на закон причинно-следственных связей, главное послание всех религий одно – сострадание. Цель едина: любовь и сострадание – универсальные практики всех религий!»
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи на
встрече с журналистами. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Задали вопрос о кастовой системе, и Его Святейшество ответил, что одна из причин, по которой он критикует Индию, – кастовая дискриминация. Он сказал, что от старых обычаев, которые стали бесполезными, нужно избавляться. Свами-джи добавил: «Традиция учит нас ответственности. Если руководствоваться принципом “Кто сильный, тот и прав”, начинаются конфликты и борьба. Это все политика!»
Его Святейшество предположил, что великие учителя, такие как Свами-джи, должны открыто выступать против кастовой дискриминации, и Свами-джи уверил, что сегодня кастовая система уже практически пережиток прошлого. Он сказал: «Повседневная жизнь духовных братьев и сестер должна стать примером для подражания. Однако, выбирая, отстаивать ли правое дело или потворствовать узаконенной несправедливости, порой приходится действовать жестко».
Его Святейшество Далай-лама и Свами Гуру Шарананд-джи участ-
вуют в церемонии зажжения светильников. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество вместе со Свами Гуру Шаранандой-джи и огромным множеством верующих индуистов, совершили на берегах реки Годавари церемонию арати, подношение света, после чего Далай-лама удалился для ночного отдыха.
Перевод: Ольга Селезнева