Первый день симпозиума «Изобилие без привязанности» в Дхарамсале
6-11-2015, 19:35 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, 4 ноября 2015 года – Сегодня утром делегация из 38 человек, коллектив ученых Американского института предпринимательства из Вашингтона (округ Колумбия), приехали на встречу с Его Святейшеством Далай-ламой в его резиденцию в Дхарамсале. Это уже вторая встреча американских исследователей с Далай-ламой. На этот раз тема диалога – «Изобилие без привязанности».
Президент Американского института предпринимательства Артур
Брукс произносит вступительную речь в начале встречи с Его Свя-
тейшеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)В комнате было очень тихо, пока в дверях не показался Его Святейшество в сопровождении ректора Американского института предпринимательства Артура Брукса.
Тибетский духовный лидер улыбнулся гостям и произнес: «С Индией меня связывают давние духовные связи. Но около 57 лет назад она в буквальном смысле стала для меня домом, так что – добро пожаловать в гости! Я бы хотел с самого начала предложить – давайте обойдемся без лишних формальностей, это просто встреча между равными по сути людьми».
В своем вступительном слове Артур Брукс сказал, что надеется поговорить о целях их института, о предпринимательстве и нищете, и о том, как улучшить условия жизни бедных людей. Он добавил, что благодаря Его Святейшеству, осознал важность трех главных опор счастливой жизни – нравственности, сосредоточения и мудрости. Он добавил, что по словам Его Святейшества, мы обретаем мудрость, когда начинаем исследовать, что такое истинная реальность. Предмет, по которому мы должны прийти к собственным выводам.
Артур Брукс рассказал о четырех факторах, составляющих секрет счастливой жизни, о которых Его Святейшество поведал американскому психиатру Ховарду Катлеру: пробуждении, духовности, удовлетворенности мирскими делами и благосостоянии. Ректор очень удивился, услышав о последних двух, но предположил, что удовлетворение мирскими делами – это умение радоваться жизни, однако эту радость должно дарить служение другим. Что до благосостояния, он процитировал гордое высказывание одного из жителей трущоб Дхарави в индийском Мумбаи: «Я что-то строил; я зарабатывал себе на жизнь и я служил другим людям».
Затем Брукс представил докладчиков первой части обсуждения – Джея Панду, члена индийского парламента от штата Орисса; Пареша Шаха, уроженца индийского штата Гуджарат, который сейчас живет в Лос-Анджелесе, работает на руководящем посту и занимается йогой; и Роберта Дора, ныне сотрудника Американского института предпринимательства, бывшего комиссара Департамента социальных служб Нью-Йорка. Ректор попросил их поделиться своими размышлениями на тему «Что такое жизнь, исполненная смысла, если вы живете в нищете?»
Джей Панда рассказал, что повидал немало бедных людей, с достоинством идущих по жизни. Он поведал об одной пожилой женщине, которая пожертвовала на его деятельность десять рупий (около 15 центов), потому что ей понравилось то, чем он занимается. Он привел в пример скромные дома семей из индийского штата Орисса, такие же чистые и опрятные, как дома людей среднего класса.
Пареш Шах предположил, что деньги можно сравнить с энергией, поэтому они должны двигаться. Мы должны ими делиться, и чем больше мы отдаем, тем больше к нам возвращается. Он добавил, что мы подобны сосудам, наполненным богатством, и делясь с другими, можем улучшать условия их жизни, исцелять и вдохновлять. Он заключил: «Теперь мы знаем, что от того, каков наш внутренний мир, зависит наш внешний мир. Занимаясь гигиеной собственных эмоций, мы можем принести благо всем окружающим».
Пареш Шах и Джей Панда на первой сессии встречи с Его Святей-
шеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Роберт Дор рассказал об одном мужчине, с которым познакомился, когда работал в Нью-Йорке. Этот человек дважды освобождался из тюрьмы, и дважды снова возвращался туда. Никто не назвал бы его жизнь легкой. И вот он добился успеха, а когда его спросили, как это произошло, ответил: «Я в конце концов понял, что я на это способен». Что касается борьбы с нищетой, Дор заметил, что безусловно не обойтись без сети социальной защиты, однако ответственность и чувство собственного достоинства бедных людей играют здесь первостепенную роль. Зачастую, люди сами в состоянии себе помочь.
Когда Артур Брукс спросил, что Его Святейшество думает по этому поводу, тот ответил: «Все мы живые существа, способные чувствовать боль и удовольствие. Все живые существа ценят собственную жизнь, однако мозг у нас у всех разного размера, а значит, и интеллектуальные способности у нас сильно различаются. Мы, люди, обладаем самым развитым интеллектом, и именно с опорой на свои умственные способности мы в состоянии изменить мир к лучшему.
Все мы хотим жить счастливо; никто не хочет страданий. Но необходимо научиться преодолевать проблемы, которые мы сами создаем для себя. Трудности возникают не из-за того, что мы чересчур добры или сердечны, а напротив, когда мы сдаемся на волю гнева, ненависти и чрезмерного эгоизма. Наши интеллектуальные способности позволяют смотреть на вещи шире, увидеть, что гнев и ненависть лишают наш ум покоя и разрушают теплую атмосферу в семьях. На самом деле, мы вправе сказать, что если в семье царят постоянная напряженность и подозрительность, то такое место мы едва ли можем называть домом.
Мы общественные животные и должны принимать в расчет благополучие всего человечества, всех семи миллиардов людей на Земле. Сегодня материальное развитие достигло небывалого уровня, но прямо сейчас, пока мы здесь беседуем, в других местах нашей планеты люди держат в руках оружие и убивают себе подобных. Некоторые делают это во имя религии. Это просто не укладывается в голове».
Его Святейшество рассказал, что гостил в нескольких городах Америки, объявивших себя городами доброты или городами сострадания. Он предположил, что и Индия может последовать их примеру. Он поделился, что раньше привычно считал, будто предпринимателей интересуют только прибыль и эксплуатация других. Похоже, это было правдой во времена колониализма, пока господствовала группа промышленно-развитых держав. Однако, по мнению Его Святейшества, нам, людям, не прожить без любви, а деньги сами по себе любви не подарят. Он напомнил, что независимо от того, богаты мы или бедны, размер желудка у всех примерно одинаковый, а на руках – всего десять пальцев.
«Необходимо преодолевать пропасть между бедными и богатыми. Мы обязаны искать пути улучшения уровня жизни бедняков. Здесь в Индии люди продолжают устремляться в крупные города, и назрела насущная необходимость развивать сельскую местность. Во власти состоятельных людей предоставить образование и материальные удобства. Однако бедные, со своей стороны, должны усердно трудиться и развивать уверенность в собственных силах. Потакание своему гневу и обидам не доведет до добра.
Акран Шах выступает во время второй сессии встречи с Его Святе-
йшеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Мы можем построить более счастливый, более милосердный мир, опираясь на осознание базового единства всего человечества. Если мы постараемся, то создадим более равноправный, более сострадательный мир, хотя, конечно, я не ожидаю, что люди моего поколения увидят его на своем веку.
Людям необходимо быть полезными другим, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства. Если в этом они потерпят неудачу, то скорее всего их жизнь пройдет даром. Я твердо верю, что каждый в силах предпринять что-то для изменения мира, не навязывая решения сверху вниз, а начиная с себя. Не думаю, что молитвы к Богу избавят нас от проблем, ведь не Бог создавал наши проблемы, а мы сами. Поэтому, нам их и решать».
Даниэлла Плетка, старший вице-президент факультета международной и военной политики Американского института предпринимательства, стала ведущей второй сессии, которая прошла по теме развитие предпринимательства в индийских трущобах. Институт уделяет особо пристальное внимание Дхарави, одной из трущоб Мумбаи. Этот беднейший район существует уже около 130 лет и в нем проживает от 700 тысяч до миллиона человек. У исследователей Американского института предпринимательства завязалась дружба с некоторыми жителями этих трущоб, среди них Асим Абид Шейх, агент бюро путешествий, Мурти Рамасвами, продавец, Мохаммед Акран Шах, портной, и Юсуф Гальвани, гончарных дел мастер. Они и стали участниками второй сессии.
Асим Шейх объяснил, что жители Дхарави сами о себе заботятся и стараются получить образование, дающее надежду на улучшение жизни. Мурти Рамасвами, продавец очистителей для воды, работник индийской компании «Hindustan Lever», заметил, что любит свою работу не только за стабильную зарплату, но и за удовлетворение, которое она ему дарит. Он добавил, что поскольку у него есть стабильный доход, он оплачивает частную школу для своих дочерей, и очень надеется, что это придаст им уверенности в своих силах. Он не стал бы называть себя бедным, ведь он не только не просит милостыню на улице, но даже нашел средства, чтобы застраховать собственную жизнь.
Юсуф Гальвани, гончар, рассказал, что его дед приехал в Дхарави голодным и без гроша, и взялся за гончарное ремесло, поскольку другой работы не предвиделось. Он добавил, что жители трущоб прекрасные люди, мастера на все руки. Они улучшают свою жизнь не выпрашивая милостыню или правительственные дотации, а полагаясь на собственные силы.
Гурчаран Дас, бывший исполнительный директор и общественный обозреватель, заметил, что господин Гальвани приводит свидетельства тому, что развитие Индии начинается с низов, что делает его более устойчивым, в противоположность китайскому пути развития, навязываемому сверху.
Акран Шах, портной с 25-летним стажем, сказал, что правительство могло бы помочь с постройкой больниц и предпринять шаги для борьбы с такими болезнями, как например, лихорадка денге. Он отдал должное социальной гармонии, которая царит в Дхарави, где последователи всех основных религий мирно живут бок о бок друг с другом.
Один из слушателей, присутствующих на встрече, делится своими
соображениями во время второй сессии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)Рассказывая о своих наблюдениях происходящего в Дхарави, Артур Брукс отметил пять вещей: потенциал этих трущоб, возможности, которые там возникают; работа, которая там ведется; вера – неотъемлемая часть благополучной жизни; твердые семейные ценности и чувство сопричастности в сообществе. Даниэлла Плетка попросила собравшихся поделиться своими мыслями о чувстве справедливости, но эта тема, похоже, их не заинтересовала. Они с гораздо большим воодушевлением рассказывали о любви к своему делу и о взаимопомощи в их сообществе. Асим Шейх упомянул, что когда в прошлом году он уезжал в Германию, его провожали в аэропорту семьдесят соседей.
Среди несколько пояснений, например о том, что трущобами считается незаконное поселение на государственных землях, Джей Панда с сожалением заметил, что государственные школы Индии зачастую прекрасно оборудованы, но отличаются крайне низким качеством преподавания, тогда как у школ неправительственных организаций и религиозных миссий ситуация прямо противоположная – бедные помещения и превосходные преподаватели. Сикьонг Лобсанг Сенге подчеркнул важность сострадания, заметив, что изучение английского языка в школах – это хорошо, но гораздо больше пользы будет, если со школьной скамьи прививать детям сострадание.
Один из тибетцев, сидящих в зале, сравнил то, что он услышал о Дхарави, с одним тибетским поселением в Маджнукатиле, на окраине Дели. Он рассказал, что были времена, когда единственное, чем там можно было заработать – это производством спиртного. Дальновидные лидеры, однако, поощряли людей переключаться на другие занятия и сегодня поселение кипит жизнью и привлекает немало инвестиций.
Его Святейшество попросили сказать несколько слов, и он заметил, что поскольку его ум пропитан знаниями из индийских источников, а его тело уже более 50 лет питается индийскими рисом и далом, он считает себя сыном Индии. Он отметил несколько крайне важных особенностей этой страны. Индия – самая густонаселенная демократическая страна мира. В общем и целом она отличается большой стабильностью и миролюбием. Религиозная гармония процветает в Индии на протяжении столетий. В этой стране главенствует закон. Для сравнения, в Китае полностью отсутствует свобода слова и свободные средства массовой информации.
Его Святейшество Далай-лама выступает на второй сессии встречи
«Изобилие без привязанности». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)«Я часто обращаю внимание на то, что современное образование не в состоянии научить людей быть счастливыми и строить счастливые семьи и счастливые народы, – сказал Его Святейшество, – ведь оно слишком смещено в сторону материальных ценностей. Жители западных стран богаты, но начинают понимать, что внутренние покой и мир намного важнее денег. Поскольку ни одна религиозная традиция не может стать приемлемой абсолютно для всех, нам нужна светская этика, опирающаяся на равное уважение ко всем духовным традициям, а также ко взглядам неверующих».
В завершение Его Святейшество объяснил, что сострадание может выражаться в двух формах. Первая – это природный, заложенный в нас от рождения инстинкт, забота о своих друзьях и родных, к которым мы испытываем привязанность. Это ограниченное и предвзятое сострадание. Однако, оно может стать семечком для чего-то большего. С опорой на логическое обоснование и наши умственные способности, мы можем распространить такое сострадание гораздо шире, на всех остальных. Почувствовать беспристрастную, искреннюю заботу о благополучии других, кем бы они ни были. Вот это и есть настоящее сострадание, и только людям по плечу его в себе воспитать.
Затем прервались на обед. Делегаты и Его Святейшество снова соберутся все вместе завтра на второй, заключительный день симпозиума.
Перевод: Ольга Селезнева
Президент Американского института предпринимательства Артур
Брукс произносит вступительную речь в начале встречи с Его Свя-
тейшеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Тибетский духовный лидер улыбнулся гостям и произнес: «С Индией меня связывают давние духовные связи. Но около 57 лет назад она в буквальном смысле стала для меня домом, так что – добро пожаловать в гости! Я бы хотел с самого начала предложить – давайте обойдемся без лишних формальностей, это просто встреча между равными по сути людьми».
В своем вступительном слове Артур Брукс сказал, что надеется поговорить о целях их института, о предпринимательстве и нищете, и о том, как улучшить условия жизни бедных людей. Он добавил, что благодаря Его Святейшеству, осознал важность трех главных опор счастливой жизни – нравственности, сосредоточения и мудрости. Он добавил, что по словам Его Святейшества, мы обретаем мудрость, когда начинаем исследовать, что такое истинная реальность. Предмет, по которому мы должны прийти к собственным выводам.
Артур Брукс рассказал о четырех факторах, составляющих секрет счастливой жизни, о которых Его Святейшество поведал американскому психиатру Ховарду Катлеру: пробуждении, духовности, удовлетворенности мирскими делами и благосостоянии. Ректор очень удивился, услышав о последних двух, но предположил, что удовлетворение мирскими делами – это умение радоваться жизни, однако эту радость должно дарить служение другим. Что до благосостояния, он процитировал гордое высказывание одного из жителей трущоб Дхарави в индийском Мумбаи: «Я что-то строил; я зарабатывал себе на жизнь и я служил другим людям».
Затем Брукс представил докладчиков первой части обсуждения – Джея Панду, члена индийского парламента от штата Орисса; Пареша Шаха, уроженца индийского штата Гуджарат, который сейчас живет в Лос-Анджелесе, работает на руководящем посту и занимается йогой; и Роберта Дора, ныне сотрудника Американского института предпринимательства, бывшего комиссара Департамента социальных служб Нью-Йорка. Ректор попросил их поделиться своими размышлениями на тему «Что такое жизнь, исполненная смысла, если вы живете в нищете?»
Джей Панда рассказал, что повидал немало бедных людей, с достоинством идущих по жизни. Он поведал об одной пожилой женщине, которая пожертвовала на его деятельность десять рупий (около 15 центов), потому что ей понравилось то, чем он занимается. Он привел в пример скромные дома семей из индийского штата Орисса, такие же чистые и опрятные, как дома людей среднего класса.
Пареш Шах предположил, что деньги можно сравнить с энергией, поэтому они должны двигаться. Мы должны ими делиться, и чем больше мы отдаем, тем больше к нам возвращается. Он добавил, что мы подобны сосудам, наполненным богатством, и делясь с другими, можем улучшать условия их жизни, исцелять и вдохновлять. Он заключил: «Теперь мы знаем, что от того, каков наш внутренний мир, зависит наш внешний мир. Занимаясь гигиеной собственных эмоций, мы можем принести благо всем окружающим».
Пареш Шах и Джей Панда на первой сессии встречи с Его Святей-
шеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Когда Артур Брукс спросил, что Его Святейшество думает по этому поводу, тот ответил: «Все мы живые существа, способные чувствовать боль и удовольствие. Все живые существа ценят собственную жизнь, однако мозг у нас у всех разного размера, а значит, и интеллектуальные способности у нас сильно различаются. Мы, люди, обладаем самым развитым интеллектом, и именно с опорой на свои умственные способности мы в состоянии изменить мир к лучшему.
Все мы хотим жить счастливо; никто не хочет страданий. Но необходимо научиться преодолевать проблемы, которые мы сами создаем для себя. Трудности возникают не из-за того, что мы чересчур добры или сердечны, а напротив, когда мы сдаемся на волю гнева, ненависти и чрезмерного эгоизма. Наши интеллектуальные способности позволяют смотреть на вещи шире, увидеть, что гнев и ненависть лишают наш ум покоя и разрушают теплую атмосферу в семьях. На самом деле, мы вправе сказать, что если в семье царят постоянная напряженность и подозрительность, то такое место мы едва ли можем называть домом.
Мы общественные животные и должны принимать в расчет благополучие всего человечества, всех семи миллиардов людей на Земле. Сегодня материальное развитие достигло небывалого уровня, но прямо сейчас, пока мы здесь беседуем, в других местах нашей планеты люди держат в руках оружие и убивают себе подобных. Некоторые делают это во имя религии. Это просто не укладывается в голове».
Его Святейшество рассказал, что гостил в нескольких городах Америки, объявивших себя городами доброты или городами сострадания. Он предположил, что и Индия может последовать их примеру. Он поделился, что раньше привычно считал, будто предпринимателей интересуют только прибыль и эксплуатация других. Похоже, это было правдой во времена колониализма, пока господствовала группа промышленно-развитых держав. Однако, по мнению Его Святейшества, нам, людям, не прожить без любви, а деньги сами по себе любви не подарят. Он напомнил, что независимо от того, богаты мы или бедны, размер желудка у всех примерно одинаковый, а на руках – всего десять пальцев.
«Необходимо преодолевать пропасть между бедными и богатыми. Мы обязаны искать пути улучшения уровня жизни бедняков. Здесь в Индии люди продолжают устремляться в крупные города, и назрела насущная необходимость развивать сельскую местность. Во власти состоятельных людей предоставить образование и материальные удобства. Однако бедные, со своей стороны, должны усердно трудиться и развивать уверенность в собственных силах. Потакание своему гневу и обидам не доведет до добра.
Акран Шах выступает во время второй сессии встречи с Его Святе-
йшеством Далай-ламой. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Людям необходимо быть полезными другим, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства. Если в этом они потерпят неудачу, то скорее всего их жизнь пройдет даром. Я твердо верю, что каждый в силах предпринять что-то для изменения мира, не навязывая решения сверху вниз, а начиная с себя. Не думаю, что молитвы к Богу избавят нас от проблем, ведь не Бог создавал наши проблемы, а мы сами. Поэтому, нам их и решать».
Даниэлла Плетка, старший вице-президент факультета международной и военной политики Американского института предпринимательства, стала ведущей второй сессии, которая прошла по теме развитие предпринимательства в индийских трущобах. Институт уделяет особо пристальное внимание Дхарави, одной из трущоб Мумбаи. Этот беднейший район существует уже около 130 лет и в нем проживает от 700 тысяч до миллиона человек. У исследователей Американского института предпринимательства завязалась дружба с некоторыми жителями этих трущоб, среди них Асим Абид Шейх, агент бюро путешествий, Мурти Рамасвами, продавец, Мохаммед Акран Шах, портной, и Юсуф Гальвани, гончарных дел мастер. Они и стали участниками второй сессии.
Асим Шейх объяснил, что жители Дхарави сами о себе заботятся и стараются получить образование, дающее надежду на улучшение жизни. Мурти Рамасвами, продавец очистителей для воды, работник индийской компании «Hindustan Lever», заметил, что любит свою работу не только за стабильную зарплату, но и за удовлетворение, которое она ему дарит. Он добавил, что поскольку у него есть стабильный доход, он оплачивает частную школу для своих дочерей, и очень надеется, что это придаст им уверенности в своих силах. Он не стал бы называть себя бедным, ведь он не только не просит милостыню на улице, но даже нашел средства, чтобы застраховать собственную жизнь.
Юсуф Гальвани, гончар, рассказал, что его дед приехал в Дхарави голодным и без гроша, и взялся за гончарное ремесло, поскольку другой работы не предвиделось. Он добавил, что жители трущоб прекрасные люди, мастера на все руки. Они улучшают свою жизнь не выпрашивая милостыню или правительственные дотации, а полагаясь на собственные силы.
Гурчаран Дас, бывший исполнительный директор и общественный обозреватель, заметил, что господин Гальвани приводит свидетельства тому, что развитие Индии начинается с низов, что делает его более устойчивым, в противоположность китайскому пути развития, навязываемому сверху.
Акран Шах, портной с 25-летним стажем, сказал, что правительство могло бы помочь с постройкой больниц и предпринять шаги для борьбы с такими болезнями, как например, лихорадка денге. Он отдал должное социальной гармонии, которая царит в Дхарави, где последователи всех основных религий мирно живут бок о бок друг с другом.
Один из слушателей, присутствующих на встрече, делится своими
соображениями во время второй сессии. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Среди несколько пояснений, например о том, что трущобами считается незаконное поселение на государственных землях, Джей Панда с сожалением заметил, что государственные школы Индии зачастую прекрасно оборудованы, но отличаются крайне низким качеством преподавания, тогда как у школ неправительственных организаций и религиозных миссий ситуация прямо противоположная – бедные помещения и превосходные преподаватели. Сикьонг Лобсанг Сенге подчеркнул важность сострадания, заметив, что изучение английского языка в школах – это хорошо, но гораздо больше пользы будет, если со школьной скамьи прививать детям сострадание.
Один из тибетцев, сидящих в зале, сравнил то, что он услышал о Дхарави, с одним тибетским поселением в Маджнукатиле, на окраине Дели. Он рассказал, что были времена, когда единственное, чем там можно было заработать – это производством спиртного. Дальновидные лидеры, однако, поощряли людей переключаться на другие занятия и сегодня поселение кипит жизнью и привлекает немало инвестиций.
Его Святейшество попросили сказать несколько слов, и он заметил, что поскольку его ум пропитан знаниями из индийских источников, а его тело уже более 50 лет питается индийскими рисом и далом, он считает себя сыном Индии. Он отметил несколько крайне важных особенностей этой страны. Индия – самая густонаселенная демократическая страна мира. В общем и целом она отличается большой стабильностью и миролюбием. Религиозная гармония процветает в Индии на протяжении столетий. В этой стране главенствует закон. Для сравнения, в Китае полностью отсутствует свобода слова и свободные средства массовой информации.
Его Святейшество Далай-лама выступает на второй сессии встречи
«Изобилие без привязанности». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В завершение Его Святейшество объяснил, что сострадание может выражаться в двух формах. Первая – это природный, заложенный в нас от рождения инстинкт, забота о своих друзьях и родных, к которым мы испытываем привязанность. Это ограниченное и предвзятое сострадание. Однако, оно может стать семечком для чего-то большего. С опорой на логическое обоснование и наши умственные способности, мы можем распространить такое сострадание гораздо шире, на всех остальных. Почувствовать беспристрастную, искреннюю заботу о благополучии других, кем бы они ни были. Вот это и есть настоящее сострадание, и только людям по плечу его в себе воспитать.
Затем прервались на обед. Делегаты и Его Святейшество снова соберутся все вместе завтра на второй, заключительный день симпозиума.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 288 | Тэги: Индия Дхарамсала