Далай-лама провел предварительные учения в тантрическом монастыре Гьюдмед
10-12-2015, 23:32 | Напечатать
Хунсур, штат Карнатака, Индия, 9 декабря 2015 года – Вчера, покинув Бангалор, Его Святейшество Далай-лама решил по пути в тантрический монастырь Гьюдмед заехать в Мундгод и провести освещение новой официальной резиденции держателя трона Ганден. В связи с этим Его Святейшество добрался до Хунсура только ближе к вечеру. Сегодня он начал учения ровно в полдень, после обеда. Спустившись на лифте из своих комнат прямо в храм, Его Святейшество поклонился священным изображениям, окружающим трон для учений, поприветствовал высоких лам, Ганден Три Ринпоче, Сакья Дагтри, Шарпу Чоджея, Джанце Чоджея и Линга Ринпоче, а также настоятелей и бывших настоятелей, после чего занял свое место на троне.
Его Святейшество Далай-лама начинает учений в монастыре Гьюд-
мед. Фото: Тезин Чойджор (офис ЕСДЛ)Прочли строфы восхваления Будды, «Сутру сердца» и молитву подношения мандалы, а затем «Восхваление 17 пандит славной Наланды» и восхваление Джецуна Шераба Сенге, основателя тантрического монастыря-университета. По завершении молитв, Его Святейшество обратился к собравшимся.
«Материальное развитие в современном мире идет гигантскими шагами. В то же время ситуация в Тибете остается очень непростой. Некоторые из нас ушли в изгнание и сумели не просто спасти свою жизнь, но и сохранить богатейшие родные традиции – культуру, а также знания и мудрость учителей монастыря-университета Наланда, покоящиеся на прочном фундаменте логики и обоснования. Три великих монастыря – Сера, Дрепунг и Ганден, тантрические университеты Гьюдмед и Гьюто и монастырь Таши Лунпо внесли бесценный вклад в общее дело.
Мы провели в изгнании почти 60 лет. Многих из тех, кто бежал из Тибета в 1959 году, уже нет в живых. Среди них было немало учителей, черпавщих вдохновение в примере наставников Наланды; они обучили и выпестовали юное поколение. Много воды утекло с той поры, как Чже Цонкапа спрашивал своих учеников, кто позаботится о его учении, особенно о Гухьясамаджа-тантре, и Джецун Шераб Сенге дал слово это сделать.
Сегодня я дарую учения по Дхарме и посвящение Гухьясамаджи. Гухьясамаджу называют “царем тантр”. Суть тантр – обретение и единение трех тел Будды. Единение означает союз тела и ума. В Гухьясамадже даются особые наставления о преобразовании трех состояний – смерти, бардо и перерождения – в путь. Нагарджуна, Арьядева и Чандракирти писали о Гухьясамадже, и из 18 томов сочинений Чже Цонкапы, пять посвящены этому предмету. Не будь у нас тантрических университетов, знания по Гухьясамадже были бы безвозвратно утеряны. Я хочу также поблагодарить всех организаторов, сделавших нашу встречу возможной».
Некоторые из более 10 тысяч монахов и монахинь, собравшихся
на учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество упомянул о дарованных по просьбе Линга Ринпоче учениях по этапам на пути к пробуждению, и заметил, что завершит их в этом году в монастыре Таши Лунпо, где он собирается также освятить новый зал собраний. Он добавил, что Таши Лунпо славится высоким уровнем преподавания логики и теории познания, к чему так призывал Гендун Друп.
Его Святейшество добавил, что после получения посвящения Гухьясамаджи от Линга Ринпоче, он выполнял практики взращивания этапов на пути каждый день. Поскольку Чже Ринпоче уделял им самое пристальное внимание, Его Святейшество полагает, что очень важно стараться осуществлять пять этапов пути внутри себя. Он призвал своих слушателей ежедневно выполнять садхану, и если есть возможность, провести затворничество.
Обычно, сказал Его Святейшество, начитывают мантры и молитвы, однако Кхендраб Ринпоче полагал, что если у вас получается выполнять практику в полном безмолвии, это даже еще лучше. Его Святейшество поделился, что он именно так и поступает, когда у него есть время. Он добавил, что Линг Ринпоче очень серьезно относился к данным упражнениям, раз за разом повторяя определенные стадии, если что-то его отвлекало. Для выполнения этой практики необходимо зародить в себе бодхичитту и понимание пустоты.
Его Святейшество объявил, что проведет учения по сочинениям Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Счастливая судьба», заметив, что если вас привлекают восемь мирских забот, то вы не практикуете Дхарму, а без бодхичитты ваши практики нельзя отнести к практикам махаяны.
«Перед тем, как даровать буддийские учения, мне бы хотелось немного поговорить о буддизме в целом. Среди многих тысяч людей собравшихся здесь, около девяти тысяч человек приехали из разных стран мира. Буддисты обычно произносят пожелание: “Пусть все живые существа обретут счастье и причины счастья”. Шантидева говорил: “Нет сомнений, что не обменявшие собственного счастья на страдания других, не достигнут состояния Будды. Как им обрести счастье даже в круговороте бытия?” В то же самое время, сегодня по всему миру люди сражаются и порой убивают друг друга из-за различий в вере. Мы все одинаковые люди, мы все хотим жить счастливо и не желаем страданий. Зачем же воевать? Зачем причинять другим страдания? Может ли это принести счастье? В свете этого, молитва “Пусть все матери – живые существа обретут счастье” – приобретает особую ценность.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛМы должны делать для других все, что в наших силах. Альтруизм – источник счастья. Самая суть любой религии в развитии сердечной доброты. Этому учат все вероисповедания без исключения. Они несут людям одно и то же послание. Между ними существуют различия в философских воззрениях: кто-то верит в бога-творца, кто-то нет, но общая цель всех религий – распространение любви и сострадания.
Все тибетские буддийские традиции восходят к индийским источникам. Мы все следуем за одним учителем, Буддой, и придерживаемся традиции монастыря-университета Наланда. Однажды на посвящение Гухьясамаджи, которое я даровал, приезжал Кхенпо Джигме Пхунцок, а на этот раз к нам присоединился Сакья Тризин, за что я ему искренне признателен. В прошлом в Тибете учителя разных школ редко собирались вместе, но в изгнании у нас не только появилась возможность встречаться, мы стали гораздо ближе друг другу.
Поскольку все мы одинаковые люди, я считаю своим долгом способствовать распространению общечеловеческих ценностей. Как монах, я стараюсь укреплять межрелигиозную гармонию и взаимопонимание между представителями разных духовных традиций. Кроме того, я тибетец, на которого возлагают надежды миллионы моих соотечественников в Тибете. Поэтому, хотя я и сложил с себя все политические полномочия, я считаю себя в ответе за сохранение тибетского языка и традиции монастыря-университета Наланда с ее глубочайшими философскими воззрениями и пониманием устройства ума и эмоций. А еще меня крайне беспокоит положение дел с экологией в Тибете».
Затем Его Святейшество начал чтение «Восхваления взаимозависимого возникновения». Он отметил необходимость преодолевать неведение, и добавил, что идея взаимозависимого возникновения помогает избежать двух крайностей. Он рассказал о своем товарище по монастырским диспутам Нгодрупе Цогньи, отличавшимся необыкновенной остротой ума. Тот подчеркивал особую важность 19 строфы:
В силу довода о зависимом возникновении
Крайние воззрения безосновательны.
Это великолепное изречение сделало Тебя, Защитник,
Непревзойдённым Философом!
Посоветовав своим слушателям следовать примеру Чже Ринпоче, Его Святейшество начал чтение другого сочинения великого учителя «Счастливая судьба», описывающего его обучение и практики. Его Святейшество заметил, что цель обучения – преодолевать неведение, однако в современном образовании чрезмерное внимание уделяется материальному прогрессу, тогда как очень важно развивать внутренние качества учеников.
Вид на храм монастыря Гьюдмед во время учений Его Святейшест-
ва Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество сказал, что не хочет хвастаться, но сам он слушает учения о бодхичитте и изучает философию срединного пути с раннего детства. Поначалу развитие бодхичитты казалось далекой и несбыточной мечтой, однако, побывав на учениях Кхуну Ламы Ринпоче и услышав его объяснения, Его Святейшество почувствовал, что взрастить бодхичитту возможно. Он добавил, что когда в 60-х годах прочел строку комментария Чже Цонкапы к «Вступлению на срединный путь» – «вещи – это всего лишь обозначения» – его словно поразила молния.
Его Святейшество сказал: «У нас нет другого пути, кроме обучения и тренировки. Если вы проявите упорство, то увидите, как внутри вас происходят преобразования».
Затем Его Святейшество начал объяснения по произведению Седьмого Далай-ламы «Четыре памятования о срединном пути». Первые два памятования – это памятование об учителе и памятование об устремленности к пробуждению. Он пояснил, что источником вдохновения для Седьмого Далай-ламы послужили строфы из «Трех основ пути» Чже Ринпоче:
Захваченные потоками четырех бурных рек,
Накрепко стянутые путами кармы, что нелегко развязать,
Заключенные в стальную клеть цепляния за «я»,
Окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения,
[Существа] рождаются снова и снова в бесконечной сансаре,
Беспрестанно испытывая три вида страданий…
Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями,
Породи наивысшее намерение — бодхичитту.
В последующих строфах говорится о памятовании о теле как о божественном теле и памятовании о воззрениях о пустоте.
В заключение Его Святейшество начал читать комментарий к «Восхвалению взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы, написанный Чони Ламой Лобсангом Гьяцо. Он объяснил, что обязательно завершит чтение этого сочинения завтра до начала подготовительных церемоний к посвящению Гухьясамаджи. Затем Его Святейшество вернулся в свои комнаты, и огромная толпа, насчитывающая около десяти тысяч монахов и монахинь, начала расходиться.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама начинает учений в монастыре Гьюд-
мед. Фото: Тезин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Материальное развитие в современном мире идет гигантскими шагами. В то же время ситуация в Тибете остается очень непростой. Некоторые из нас ушли в изгнание и сумели не просто спасти свою жизнь, но и сохранить богатейшие родные традиции – культуру, а также знания и мудрость учителей монастыря-университета Наланда, покоящиеся на прочном фундаменте логики и обоснования. Три великих монастыря – Сера, Дрепунг и Ганден, тантрические университеты Гьюдмед и Гьюто и монастырь Таши Лунпо внесли бесценный вклад в общее дело.
Мы провели в изгнании почти 60 лет. Многих из тех, кто бежал из Тибета в 1959 году, уже нет в живых. Среди них было немало учителей, черпавщих вдохновение в примере наставников Наланды; они обучили и выпестовали юное поколение. Много воды утекло с той поры, как Чже Цонкапа спрашивал своих учеников, кто позаботится о его учении, особенно о Гухьясамаджа-тантре, и Джецун Шераб Сенге дал слово это сделать.
Сегодня я дарую учения по Дхарме и посвящение Гухьясамаджи. Гухьясамаджу называют “царем тантр”. Суть тантр – обретение и единение трех тел Будды. Единение означает союз тела и ума. В Гухьясамадже даются особые наставления о преобразовании трех состояний – смерти, бардо и перерождения – в путь. Нагарджуна, Арьядева и Чандракирти писали о Гухьясамадже, и из 18 томов сочинений Чже Цонкапы, пять посвящены этому предмету. Не будь у нас тантрических университетов, знания по Гухьясамадже были бы безвозвратно утеряны. Я хочу также поблагодарить всех организаторов, сделавших нашу встречу возможной».
Некоторые из более 10 тысяч монахов и монахинь, собравшихся
на учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество добавил, что после получения посвящения Гухьясамаджи от Линга Ринпоче, он выполнял практики взращивания этапов на пути каждый день. Поскольку Чже Ринпоче уделял им самое пристальное внимание, Его Святейшество полагает, что очень важно стараться осуществлять пять этапов пути внутри себя. Он призвал своих слушателей ежедневно выполнять садхану, и если есть возможность, провести затворничество.
Обычно, сказал Его Святейшество, начитывают мантры и молитвы, однако Кхендраб Ринпоче полагал, что если у вас получается выполнять практику в полном безмолвии, это даже еще лучше. Его Святейшество поделился, что он именно так и поступает, когда у него есть время. Он добавил, что Линг Ринпоче очень серьезно относился к данным упражнениям, раз за разом повторяя определенные стадии, если что-то его отвлекало. Для выполнения этой практики необходимо зародить в себе бодхичитту и понимание пустоты.
Его Святейшество объявил, что проведет учения по сочинениям Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Счастливая судьба», заметив, что если вас привлекают восемь мирских забот, то вы не практикуете Дхарму, а без бодхичитты ваши практики нельзя отнести к практикам махаяны.
«Перед тем, как даровать буддийские учения, мне бы хотелось немного поговорить о буддизме в целом. Среди многих тысяч людей собравшихся здесь, около девяти тысяч человек приехали из разных стран мира. Буддисты обычно произносят пожелание: “Пусть все живые существа обретут счастье и причины счастья”. Шантидева говорил: “Нет сомнений, что не обменявшие собственного счастья на страдания других, не достигнут состояния Будды. Как им обрести счастье даже в круговороте бытия?” В то же самое время, сегодня по всему миру люди сражаются и порой убивают друг друга из-за различий в вере. Мы все одинаковые люди, мы все хотим жить счастливо и не желаем страданий. Зачем же воевать? Зачем причинять другим страдания? Может ли это принести счастье? В свете этого, молитва “Пусть все матери – живые существа обретут счастье” – приобретает особую ценность.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ
Все тибетские буддийские традиции восходят к индийским источникам. Мы все следуем за одним учителем, Буддой, и придерживаемся традиции монастыря-университета Наланда. Однажды на посвящение Гухьясамаджи, которое я даровал, приезжал Кхенпо Джигме Пхунцок, а на этот раз к нам присоединился Сакья Тризин, за что я ему искренне признателен. В прошлом в Тибете учителя разных школ редко собирались вместе, но в изгнании у нас не только появилась возможность встречаться, мы стали гораздо ближе друг другу.
Поскольку все мы одинаковые люди, я считаю своим долгом способствовать распространению общечеловеческих ценностей. Как монах, я стараюсь укреплять межрелигиозную гармонию и взаимопонимание между представителями разных духовных традиций. Кроме того, я тибетец, на которого возлагают надежды миллионы моих соотечественников в Тибете. Поэтому, хотя я и сложил с себя все политические полномочия, я считаю себя в ответе за сохранение тибетского языка и традиции монастыря-университета Наланда с ее глубочайшими философскими воззрениями и пониманием устройства ума и эмоций. А еще меня крайне беспокоит положение дел с экологией в Тибете».
Затем Его Святейшество начал чтение «Восхваления взаимозависимого возникновения». Он отметил необходимость преодолевать неведение, и добавил, что идея взаимозависимого возникновения помогает избежать двух крайностей. Он рассказал о своем товарище по монастырским диспутам Нгодрупе Цогньи, отличавшимся необыкновенной остротой ума. Тот подчеркивал особую важность 19 строфы:
В силу довода о зависимом возникновении
Крайние воззрения безосновательны.
Это великолепное изречение сделало Тебя, Защитник,
Непревзойдённым Философом!
Посоветовав своим слушателям следовать примеру Чже Ринпоче, Его Святейшество начал чтение другого сочинения великого учителя «Счастливая судьба», описывающего его обучение и практики. Его Святейшество заметил, что цель обучения – преодолевать неведение, однако в современном образовании чрезмерное внимание уделяется материальному прогрессу, тогда как очень важно развивать внутренние качества учеников.
Вид на храм монастыря Гьюдмед во время учений Его Святейшест-
ва Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал: «У нас нет другого пути, кроме обучения и тренировки. Если вы проявите упорство, то увидите, как внутри вас происходят преобразования».
Затем Его Святейшество начал объяснения по произведению Седьмого Далай-ламы «Четыре памятования о срединном пути». Первые два памятования – это памятование об учителе и памятование об устремленности к пробуждению. Он пояснил, что источником вдохновения для Седьмого Далай-ламы послужили строфы из «Трех основ пути» Чже Ринпоче:
Захваченные потоками четырех бурных рек,
Накрепко стянутые путами кармы, что нелегко развязать,
Заключенные в стальную клеть цепляния за «я»,
Окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения,
[Существа] рождаются снова и снова в бесконечной сансаре,
Беспрестанно испытывая три вида страданий…
Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями,
Породи наивысшее намерение — бодхичитту.
В последующих строфах говорится о памятовании о теле как о божественном теле и памятовании о воззрениях о пустоте.
В заключение Его Святейшество начал читать комментарий к «Восхвалению взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы, написанный Чони Ламой Лобсангом Гьяцо. Он объяснил, что обязательно завершит чтение этого сочинения завтра до начала подготовительных церемоний к посвящению Гухьясамаджи. Затем Его Святейшество вернулся в свои комнаты, и огромная толпа, насчитывающая около десяти тысяч монахов и монахинь, начала расходиться.
Перевод: Ольга Селезнева