Заключительный день учений Далай-ламы по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
4-06-2016, 14:32 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 июня 2016 года – Сегодня завершились трехдневные учения Его Святейшества Далай-ламы, предназначенные главным образом для трех тысяч тибетских школьников.
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед дарованием разрешения на практику Манджушри.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Утром группа учеников из Верхней тибетской детской деревни прочла выдержки из сочинения «Наука об уме», и хору их голосов вторил голос Его Святейшества. Затем Далай-лама провел подготовительные церемонии для дарования разрешения на практику Манджушри, запланированного на сегодня.
Во вступительной речи перед началом церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество сказал, что бодхисаттва Майтрея в «Украшении из постижений» называет бодхичитту устремлением обрести пробуждение ради блага всех живых существ.
Его Святейшество продолжил: «Когда живые существа размышляют о себе, они переживают ощущение собственного “я”, связанного с их телом и умом, семьей и друзьями. Людям кажется, будто их “я” – хозяин скандх, психо-физических совокупностей. Однако в буддийском учении отрицается какое бы то ни было объективное существование “я”. В нем опровергается восприятие “я” как чего-то прочного, независимо существующего.
Если вы печетесь только лишь о себе, вы ставите себя в невыгодное положение. Если же, напротив, раскрываете сердце другим, начинаете о них заботиться, вы освобождаетесь от страха и тревог. Если мы видим, что все живые существа, как и мы сами, не желают страданий, наше чрезмерное увлечение собой ослабевает. Посмотрите на окружающих. Люди, которые уважают других, проявляют к ним заботу, как правило намного счастливее тех, кто склонен к чрезмерному себялюбию. Вот скажите мне – ребята, которые делятся с другими своими конфетами или чем-то еще, и те, кто приберегает все лишь для себя – кто из них счастливее?
Вы, юные тибетцы: раскрывайте свои мысли другим, всем шести миллионам тибетцев в Тибете, всем жителям Азии, всем людям мира и всем живым существам. Бодхичитта направлена на достижение состояния Будды ради блага всех живых существ. Она содержит два устремления – желание принести благо другим и желание достичь состояния Будды».
В зале во время заключительного дня трехдневных учений для юных
тибетцев, на которые собралось более 3 000 тибетских студентов и
школьников. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество рассказал, как 40 или 50 лет тому назад он искренне восхищался бодхичиттой, но полагал, что ее слишком трудно развить. Затем в 1967 году он получил наставления по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» от Кхуну Ламы Ринпоче, который попросил Далай-ламу давать учения по ней при каждом удобном случае. Постепенно его интерес возрастал, и он почувствовал, что бодхичитта более достижима, чем казалось вначале. Шантаракшита говорил, что ученики, обладающие превосходным интеллектом, сначала развивают понимание пустоты, а затем с опорой на это взращивают бодхичитту. Его Святейшество относит себя именно к этой категории практикующих. Он рассказал, что начал размышлять о пустоте с двадцати лет, но крайне важно в конце концов объединить две идеи: понимание пустоты и бодхичитту. Его Святейшество процитировал строфу из сочинения Чандракитри «Вступление на срединный путь»:
На двух крылах понимания –
Относительной и высшей реальности,
Да воспарит Царь лебедей
Над океаном самсары.
Во время церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество прервался ненадолго и рассказал любопытную историю о статуе Авалокитешвары в Цуглакханге. Однажды ему приснилось, будто он совершает обход вокруг самопорожденного образа Авалокитешвары. Статуя позвала его подойти поближе, он обнял ее и услышал слова о необходимости продолжать прилагать радостные усилия. Его Святейшество рассказал, что статуя, которую он видел во сне, была уничтожена во времена культурной революции, но часть обломков ему привезли в Индию. Они хранятся сейчас внутри тысячерукой и тысячеглазой статуи, которая стоит в этом храме сегодня.
Его Святейшество добавил: «Эту статую специально сделали так, чтобы ее можно было разобрать. Когда мы отправимся домой в Тибет, мы сможем взять ее с собой. И вы все должны поехать вместе со мной, когда придет время!»
Затем Его Святейшество даровал разрешение на практику Манджушри из «Ринджунг Гьяца», собрания садхан и разрешений, записанных Седьмым Панчен-ламой Тенпай Ньимой. После чего закончил чтение строф поэмы Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]».
Завершая учения, Его Святейшество рассказал о пожилом и начитанном ламе из Амдо, которого однажды пригласили в деревню даровать учения. Когда лама ответил, что слишком стар и ему тяжело путешествовать, крестьяне продолжали умолять: «Пожалуйста, приезжайте, мы очень хотим получить ваши благословения». Он поехал в деревню и провел прекрасные, длительные учения, в конце которых произнес: «Я не могу помочь вам освободиться, просто даровав благословение. Я могу только дать наставления, помогающие понять учение Будды».
Директор тибетской детской деревни в Дхарамсале Нгодуб Вангду
произносит восхваление, между тем группа старших преподавателей
из тибетской детской деревни делает подношение Его Святейшеству
Далай-ламе по окончании заключительного дня трехдневных учений
для юных тибетцев. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Группа старших преподавателей из тибетской детской деревни сделала подношение Его Святейшеству, подарив среди прочего образы, символизирующие пробуждение, и 113 экземпляров молитвы Амитаюсу, Будде долголетия. Подношения сопровождала хвалебная речь, которую произнес директор тибетской детской деревни в Дхарамсале Нгодуб Вангду. Он напомнил об обещании Авалокитешвары присматривать за жителями Страны снегов, что и делали все прежние Далай-ламы и что делает Его Святейшество сегодня. Директор от всего сердца поблагодарил своего духовного лидера и пожелал ему долгих лет жизни.
Его Святейшество улыбнулся и, сложив руки у груди, ответил: «Что ж, встретимся снова в следующем году».
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы
перед дарованием разрешения на практику Манджушри.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Во вступительной речи перед началом церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество сказал, что бодхисаттва Майтрея в «Украшении из постижений» называет бодхичитту устремлением обрести пробуждение ради блага всех живых существ.
Его Святейшество продолжил: «Когда живые существа размышляют о себе, они переживают ощущение собственного “я”, связанного с их телом и умом, семьей и друзьями. Людям кажется, будто их “я” – хозяин скандх, психо-физических совокупностей. Однако в буддийском учении отрицается какое бы то ни было объективное существование “я”. В нем опровергается восприятие “я” как чего-то прочного, независимо существующего.
Если вы печетесь только лишь о себе, вы ставите себя в невыгодное положение. Если же, напротив, раскрываете сердце другим, начинаете о них заботиться, вы освобождаетесь от страха и тревог. Если мы видим, что все живые существа, как и мы сами, не желают страданий, наше чрезмерное увлечение собой ослабевает. Посмотрите на окружающих. Люди, которые уважают других, проявляют к ним заботу, как правило намного счастливее тех, кто склонен к чрезмерному себялюбию. Вот скажите мне – ребята, которые делятся с другими своими конфетами или чем-то еще, и те, кто приберегает все лишь для себя – кто из них счастливее?
Вы, юные тибетцы: раскрывайте свои мысли другим, всем шести миллионам тибетцев в Тибете, всем жителям Азии, всем людям мира и всем живым существам. Бодхичитта направлена на достижение состояния Будды ради блага всех живых существ. Она содержит два устремления – желание принести благо другим и желание достичь состояния Будды».
В зале во время заключительного дня трехдневных учений для юных
тибетцев, на которые собралось более 3 000 тибетских студентов и
школьников. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
На двух крылах понимания –
Относительной и высшей реальности,
Да воспарит Царь лебедей
Над океаном самсары.
Во время церемонии зарождения бодхичитты Его Святейшество прервался ненадолго и рассказал любопытную историю о статуе Авалокитешвары в Цуглакханге. Однажды ему приснилось, будто он совершает обход вокруг самопорожденного образа Авалокитешвары. Статуя позвала его подойти поближе, он обнял ее и услышал слова о необходимости продолжать прилагать радостные усилия. Его Святейшество рассказал, что статуя, которую он видел во сне, была уничтожена во времена культурной революции, но часть обломков ему привезли в Индию. Они хранятся сейчас внутри тысячерукой и тысячеглазой статуи, которая стоит в этом храме сегодня.
Его Святейшество добавил: «Эту статую специально сделали так, чтобы ее можно было разобрать. Когда мы отправимся домой в Тибет, мы сможем взять ее с собой. И вы все должны поехать вместе со мной, когда придет время!»
Затем Его Святейшество даровал разрешение на практику Манджушри из «Ринджунг Гьяца», собрания садхан и разрешений, записанных Седьмым Панчен-ламой Тенпай Ньимой. После чего закончил чтение строф поэмы Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]».
Завершая учения, Его Святейшество рассказал о пожилом и начитанном ламе из Амдо, которого однажды пригласили в деревню даровать учения. Когда лама ответил, что слишком стар и ему тяжело путешествовать, крестьяне продолжали умолять: «Пожалуйста, приезжайте, мы очень хотим получить ваши благословения». Он поехал в деревню и провел прекрасные, длительные учения, в конце которых произнес: «Я не могу помочь вам освободиться, просто даровав благословение. Я могу только дать наставления, помогающие понять учение Будды».
Директор тибетской детской деревни в Дхарамсале Нгодуб Вангду
произносит восхваление, между тем группа старших преподавателей
из тибетской детской деревни делает подношение Его Святейшеству
Далай-ламе по окончании заключительного дня трехдневных учений
для юных тибетцев. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество улыбнулся и, сложив руки у груди, ответил: «Что ж, встретимся снова в следующем году».
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 840