Далай-лама продолжил даровать учения по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности»
4-10-2016, 22:13 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 4 октября 2016 года – Сегодня в половине девятого утра, сопровождаемый представителями организаторов нынешних учений, Его Святейшество Далай-лама прибыл в Цуглакханг. Он поприветствовал собравшихся, пожав руки некоторым ученикам, улыбнулся и помахал рукой остальным, после чего занял свое место на троне.
«Непревзойденный учитель Нагарджуна говорил, что Будды учат с опорой на Две истины, относительную и высшую, – начал Его Святейшество. – Относительная истина зиждется на внешней видимости и включает практики любви, сострадания и бодхичитты. Высшая истина имеет отношение к реальности и пустоте, отсутствию самобытия».
Затем Его Святейшество прочел знаменитую строфу Матрисеты:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои.
Они учением существ освобождают.
Суть этих строк в том, что Будды помогают другим существам, даруя учения об истинной реальности. Его Святейшество упомянул, что образование не только улучшает нашу жизнь, но и искореняет неведение. В настоящее время из-за неведения мы разрушаем собственное здоровье и наносим непоправимый вред окружающей среде. Мы создаем море проблем собственными руками, и виной тому наша недальновидность, порой граничащая со слепотой. Однако, добавил Его Святейшество, все виды неведения коренятся в основополагающем ложном представлении о независимом существовании вещей.
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений
по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности» в главном
тибетском храме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня, в 21-м столетии, – произнес Его Святейшество, – недостаточно следовать учению Будды по привычке. Мы должны проявлять душевную теплоту, взращивать любовь и сострадание, как проповедуют все основные религиозные традиции мира, а кроме того, понимать, чему учит буддизм. Однонаправленные медитации о пустоте ведут к прозрениям в природу реальности и пониманию освобождения.
Если мы не понимаем, что такое освобождение, мы не поймем и прекращения. Без этого не обрести понимания Дхармы, истинного пути. Далее, без понимания, что такое сангха, невозможно осознать роль Будды – того, кто учит, какова реальность на самом деле. Вот почему понимание слов Будды так важно. Только с опорой на понимание мы сможем сохранить учение, поэтому важно, чтобы знания не оставались лишь в стенах монастырей, а распространялись и за их пределами. Характерная черта традиции монастыря-университета Наланды – использование интеллектуальных способностей в полной мере.
Вчера я упомянул о комментарии к “400 строфам о срединности”, написанном Чандракирти. Существует также короткий комментарий Кхенпо Схенги и разъяснения Гьялцаба Дхарма Ринчена. Сочинение Арьядевы состоит из 16 глав, первые восемь посвящены аспекту метода пути, последующие – высшей истине. Первые четыре главы имеют отношение к оставлению представлений о постоянстве, удовольствии, чистоте и самости».
Затем Его Святейшество начал чтение и разъяснение строф. В ходе своих рассуждений он снова упомянул, сколькими бедами грозит изменение климата. Выбросы углекислого газа наносят колоссальный ущерб, вызывая глобальное потепление. Однако Его Святейшество уверен, если мы не пожалеем сил, то добьемся перемен к лучшему. Наглядным свидетельством тому служит успех в деле восстановления озонового слоя. Тибетский духовный лидер еще раз подчеркнул – если мы приложим серьезные усилия и ограничим выбросы углекислого газа, снизим использование ископаемого топлива, перейдя на экологически чистые источники энергии, такие как солнечные батареи и ветряки, это остановит и даже устранит ущерб, нанесенный окружающей среде.
Рассуждая о природе сознания и его непрерывности, Его Святейшество заметил, что аргументом в пользу существования прошлых жизней могут служить воспоминания некоторых людей. Он встречался с двумя индийскими девочками, у которых сохранились живые и яркие воспоминания об их прошлых воплощениях. Он заметил, что ученые начинают склоняться к мысли, что сознание – это нечто большее, чем просто функция головного мозга. Его Святейшество спрашивал у ученых, обязательно ли произойдет зачатие, если имеются сперматозоид, яйцеклетка и идеальные обстоятельства для зачатия, и ему ответили, что нет. Это наталкивает на мысль о необходимости еще одного фактора – сознания.
Верующие стоят на пороге главного тибетского храма, чтобы хоть
мельком увидеть Его Святейшество Далай-ламу во время перерыва
между сессиями учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Далай-лама рассказал также, что с 1959 года в тибетском сообществе в изгнании наблюдали около 30 случаев, когда тела умерших оставались свежими на протяжении многих дней после наступления клинической смерти. По словам Его Святейшества, причиной тому тончайшее сознание, которое остается в теле во время посмертной медитации. Этот тончайший ум не имеет начала и конца. Именно он проходит весь путь до достижения состояния Будды.
Совет царям и правителям, который дается в конце четвертой главы, побудил Его Святейшество отметить, что мы живем в век демократии, и лидеры избираются, чтобы воплощать пожелания своих избирателей в жизнь, и ответственны перед ними.
Первые четыре главы, чтение которых завершил сегодня Его Святейшество, касаются отказа от удовольствий этой жизни во имя высшего перерождения в будущем. Завтра Его Святейшество продолжит чтение глав, в которых излагаются методы обретения пробуждения и описываются деяния бодхисаттв.
Перевод: Ольга Селезнева
«Непревзойденный учитель Нагарджуна говорил, что Будды учат с опорой на Две истины, относительную и высшую, – начал Его Святейшество. – Относительная истина зиждется на внешней видимости и включает практики любви, сострадания и бодхичитты. Высшая истина имеет отношение к реальности и пустоте, отсутствию самобытия».
Затем Его Святейшество прочел знаменитую строфу Матрисеты:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
Другим не переносят прозрения свои.
Они учением существ освобождают.
Суть этих строк в том, что Будды помогают другим существам, даруя учения об истинной реальности. Его Святейшество упомянул, что образование не только улучшает нашу жизнь, но и искореняет неведение. В настоящее время из-за неведения мы разрушаем собственное здоровье и наносим непоправимый вред окружающей среде. Мы создаем море проблем собственными руками, и виной тому наша недальновидность, порой граничащая со слепотой. Однако, добавил Его Святейшество, все виды неведения коренятся в основополагающем ложном представлении о независимом существовании вещей.
Его Святейшество Далай-лама во время второго дня учений
по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности» в главном
тибетском храме. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Если мы не понимаем, что такое освобождение, мы не поймем и прекращения. Без этого не обрести понимания Дхармы, истинного пути. Далее, без понимания, что такое сангха, невозможно осознать роль Будды – того, кто учит, какова реальность на самом деле. Вот почему понимание слов Будды так важно. Только с опорой на понимание мы сможем сохранить учение, поэтому важно, чтобы знания не оставались лишь в стенах монастырей, а распространялись и за их пределами. Характерная черта традиции монастыря-университета Наланды – использование интеллектуальных способностей в полной мере.
Вчера я упомянул о комментарии к “400 строфам о срединности”, написанном Чандракирти. Существует также короткий комментарий Кхенпо Схенги и разъяснения Гьялцаба Дхарма Ринчена. Сочинение Арьядевы состоит из 16 глав, первые восемь посвящены аспекту метода пути, последующие – высшей истине. Первые четыре главы имеют отношение к оставлению представлений о постоянстве, удовольствии, чистоте и самости».
Затем Его Святейшество начал чтение и разъяснение строф. В ходе своих рассуждений он снова упомянул, сколькими бедами грозит изменение климата. Выбросы углекислого газа наносят колоссальный ущерб, вызывая глобальное потепление. Однако Его Святейшество уверен, если мы не пожалеем сил, то добьемся перемен к лучшему. Наглядным свидетельством тому служит успех в деле восстановления озонового слоя. Тибетский духовный лидер еще раз подчеркнул – если мы приложим серьезные усилия и ограничим выбросы углекислого газа, снизим использование ископаемого топлива, перейдя на экологически чистые источники энергии, такие как солнечные батареи и ветряки, это остановит и даже устранит ущерб, нанесенный окружающей среде.
Рассуждая о природе сознания и его непрерывности, Его Святейшество заметил, что аргументом в пользу существования прошлых жизней могут служить воспоминания некоторых людей. Он встречался с двумя индийскими девочками, у которых сохранились живые и яркие воспоминания об их прошлых воплощениях. Он заметил, что ученые начинают склоняться к мысли, что сознание – это нечто большее, чем просто функция головного мозга. Его Святейшество спрашивал у ученых, обязательно ли произойдет зачатие, если имеются сперматозоид, яйцеклетка и идеальные обстоятельства для зачатия, и ему ответили, что нет. Это наталкивает на мысль о необходимости еще одного фактора – сознания.
Верующие стоят на пороге главного тибетского храма, чтобы хоть
мельком увидеть Его Святейшество Далай-ламу во время перерыва
между сессиями учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Совет царям и правителям, который дается в конце четвертой главы, побудил Его Святейшество отметить, что мы живем в век демократии, и лидеры избираются, чтобы воплощать пожелания своих избирателей в жизнь, и ответственны перед ними.
Первые четыре главы, чтение которых завершил сегодня Его Святейшество, касаются отказа от удовольствий этой жизни во имя высшего перерождения в будущем. Завтра Его Святейшество продолжит чтение глав, в которых излагаются методы обретения пробуждения и описываются деяния бодхисаттв.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 657
Похожие новости: