Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге

11-10-2016, 17:07  |  Напечатать

Рига, Латвия, 10 октября 2016 года – Вчера Его Святейшество Далай-лама прибыл из Индии в Латвию, по пути совершив пересадку в Хельсинки. Утро выдалось зябким, а холодный ветер свободно разгуливал по улицам и паркам латвийской столицы, когда Его Святейшество садился в машину, чтобы отправиться в олимпийский комплекс «Сконто», где его ждали четыре с половиной тысячи человек. Около трех тысяч учеников приехало из России – примерно 500 из Калмыкии, 300-400 из Бурятии и около 100 из Тувы. Когда Его Святейшество показался на сцене, украшенной гигантским изображением Будды в окружении 17 учителей славной Наланды, люди подались вперед, надеясь поближе разглядеть тибетского духовного лидера, который тепло поприветствовал собравшихся. Затем Его Святейшество занял свое место и предложил прочесть «Сутру сердца» сначала на санскрите, а затем на латышском языке. Нынешние учения Его Святейшества организованы обществом «Saglabasim Tibetu» (Рига), фондом «Сохраним Тибет» (Москва) и Центром тибетской культуры и информации (Москва) и транслируются через интернет на тибетском, английском, латышском, русском, эстонском и монгольском языках.

Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге
Его Святейшество Далай-лама приветствует 4,5-тысячную
аудиторию в начале двухдневных учений в Риге.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Я рад снова быть в Латвии, – начал Его Святейшество, – и я хотел бы поблагодарить организаторов, предоставивших мне возможность даровать буддийские учения. Не так давно, когда я был здесь в прошлый раз, я давал разъяснения по общим положениям буддизма. Кто-то из российских учеников сказал мне тогда, что очень немногие из его соотечественников могут позволить себе дорогостоящее путешествие на учения в Индию. Для них было бы гораздо легче приехать в Латвию. Я пообещал поразмышлять над этим и вскоре с радостью обнаружил, что многие мои друзья поддерживают эту идею – и вот здесь собралось огромное множество учеников.

Мы все одинаковые люди; по сути между нами нет различий. Мы все появились на свет одним путем и все однажды умрем. Крайне важно осознать базовое единство всего человечества – мы все хотим избежать страданий и обрести счастье. Делая чрезмерный упор на различиях между нами, мы начинаем делить людей на своих и чужих, чем лишь усугубляем разобщенность. Но если, с другой стороны, все человечество жило бы в мире и согласии, мы все были бы счастливы».

Его Святейшество поделился воспоминанием о том, как впервые приехав в Европу в 1973 году, он был поражен, что даже в материально развитых странах люди порой очень несчастны. В то же самое время он восхищается духом Европейского Союза, в котором общие интересы поставлены выше узконациональных. В результате, даже если страны Евросоюза не могут друг другу помочь, они по крайней мере не причиняют вреда своим соседям.

Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в Риге.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество заметил, что в целом все религиозные традиции мира проповедуют любовь и сострадание. Пока в Ираке и Сирии конфликтуют сунниты и шииты, в Индии, самой густонаселенной демократической стране мира, с ее многообразием религиозных традиций, преобладает межрелигиозная гармония. Каждому вероисповеданию присущ религиозный аспект, включающий практики любви, сострадания, терпимости и самодисциплины. Философские воззрения разнятся, но их цель одна – поддержать практики любви и сострадания. Теистические традиции проповедуют идею бога-творца, про которого говорится, что он бесконечная любовь и милосердие, все они учат, что в каждом из нас заложена искра божья.

Другие религии, такие как джайнизм или буддизм, отрицают идею бога-творца, но их последователи верят, что мы сами в ответе за беды и радости своей жизни. Если мы не хотим страдать, не следует совершать дурных поступков, а если хотим быть счастливыми – нужно нести счастье другим.

Каждой религии также присущ культурный аспект. Во времена, когда Махавира основал джайнизм, в Индии были широко распространены жертвоприношения животных, что плачевно сказывалось на материальном положении местных жителей. Махавира проповедовал строгое ненасисие и вегетарианство. Вскоре после него и Будда также уделил огромное внимание идее непричинения вреда и ненасилия. Культурный аспект религии отражает ценности, которыми жило общество на момент ее появления, и сегодня кастовая система Индии противоречит идеям демократии и равных прав для всех. Его Святейшество сказал, что просит своих друзей среди индийских духовных лидеров порицать устаревшие обычаи и призывать к переменам.

«Будда родился в царской семье, – пояснил Его Святейшество, – однако отказался от беззаботной жизни во дворце и шесть лет выполнял строгие аскетические практики. В конце концов, сидя под деревом бодхи близ реки Нараяны, Будда достиг пробуждения. Хотя поначалу он сомневался, способен ли кто-то еще понять его прозрения, он нашел своих бывших товарищей по аскетическим практикам и даровал им учение о Четырех благородных истинах. Так колесо Дхармы повернулось в первый раз, и эти учения легли в основу палийского и санскритского канона.

Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге
Вид на сцену из дальнего конца зала Сконто. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
“Сутра сердца” написана в виде диалога между Авалокитешварой и Шарипутрой, свидетелями которого были лишь существа с чистой кармой. Некоторые исследователи утверждают, что поскольку об учениях о совершенной мудрости, к которым относится и “Сутра сердца”, не сохранилось никаких исторических свидетельств, их нельзя считать истинными словами самого Будды. Однако такие учителя, как Нагарджуна и Бхававивека, настаивали на подлинности этих учений. В них разъясняется бессамостность или пустота, означающая, что ничто не обладает какой-то неотъемлемой, определяющей характеристикой, и ничто не наделено самобытием. Нагарджуна отстаивал именно эту точку зрения.

Кроме того, прославленные учителя монастыря-университета Наланды Дигнага и Дхармакирти оставили обширные труды по логике и теории познания. Наши сегодняшние учения посвящены второй главе сочинения Дхармакирти “Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании”. Я слышал, что в начале 20-го столетия русский ученый Федор Щербатской перевел некоторые труды Дхармакирти на русский и английский языки. Обсуждая планы о проведении нынешних учений, мы решили, что вторая глава классического труда Дхармакирти по теории о достоверном познании подойдет как нельзя лучше».

Его Святейшество заметил, что хотя буддизм проник во все уголки Тибета, тех, кто на самом деле его изучал, было довольно мало. Поэтому с самых первых дней в изгнании Его Святейшество призывал начать изучение классических произведений в монастырях, в которых до этого лишь выполняли ритуалы, а также в женских монастырях. И вот в конце этого года первые монахини, завершившие обучение, сдадут экзамены на степень геше-ма (доктора буддийской философии).

Его Святейшество заметил, что объяснения бессамостности – уникальная черта буддийского учения, они помогают нам смотреть на происходящее без излишних преувеличений. Американский психиатр Аарон Бек тоже однажды сказал Его Святейшеству, что когда мы злимся или испытываем привязанность к чему-то или кому-то, мы видим эти объекты полностью в черном цвете или безоговорочно привлекательными. Но на самом деле, по мнению Бека, на 90% это лишь игра нашего собственного воображения.

Таким образом, размышления о пустоте и взращивание бодхичитты дарят покой ума. Его Святейшество добавил, что внутренний покой и мир способствуют физическому здоровью, благополучию и долголетию. Более того, добавил тибетский духовный лидер, если мы будем в полной мере использовать свой интеллект и прибегать к логическим обоснованиям при изучении буддизма, наша традиция будет процветать еще долгие годы.

Во время обеда к Его Святейшеству присоединилось 15 парламентариев из прибалтийских государств: двое из Эстонии, трое из Литвы и десять из Латвии, а также видные сторонники тибетского дела из каждой из этих стран.

Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге
Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству
Далай-ламе в начале второй сессии первого дня
учений в Риге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Возобновив учения во второй половине дня, Его Святейшество первым делом ответил на вопросы из зала. Говоря о вегетарианстве, он сказал, что приветствует отказ от мяса и объяснил, что на кухнях всех тибетских монастырей в Индии готовят лишь вегетарианские блюда. Однако он сам, по медицинским показаниям, не может полностью отказаться от мяса.

На вопрос буддистов из Санкт-Петербурга о том, как преодолеть разногласия между последователями разных школ буддизма, Его Святейшество призвал помнить о том, что все школы тибетского буддизма берут истоки в традиции монастыря-университета Наланды. Поскольку буддисты из Москвы мечтают о новом здании, где они могли бы собираться все вместе, Его Святейшество посоветовал устроить там обучающий центр, где люди могли бы изучать буддийскую философию и психологию и проводить межконфессиональные встречи.

Затем Его Святейшество продолжил чтение второй главы «Комментария к трактату Дигнаги о достоверном познании». Он объяснил, почему мы можем почитать Будду надежным учителем и отчего достоверное познание есть безобманное сознание. Он также пояснил, что субстанциональной причиной сознания может служить только сознание.

Его Святейшество еще раз подчеркнул, что, излагая идею о взаимозависимом возникновении, Будда наставлял, как преодолевать ошибочные воззрения. Мудрость – это мощнейшее противоядие от неведения. Прибегая к мудрости, мы устраняем неведение из потока своего ума. В заключение Его Святейшество заметил, что Будда говорил о страданиях не с целью устрашения, а чтобы показать реальность и возможность прекращения [страданий] с опорой на взращивание пути. Понимание Четырех благородных истин в свете Двух истин: абсолютной и относительной, – путь к принятию прибежища в Трех драгоценностях через логическое обоснование.

Его Святейшество объявил, что завтра он продолжит чтение трактата Дхармакирти, а также проведет церемонию зарождения бодхичитты.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2 302  |  Тэги: Далай-лама Рига
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Тибет: мощный оползень вблизи города Чамдо связан с китайскими горнодобывающими проектами
Мощный оползень, сошедший с горного массива вблизи города Чамдо исторической провинции Кхам, связан с горнодобывающими и строительными проектами в регионе. По информации Синьхуа, стихийное бедствие ...

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» запускает онлайн версию курса «Открытие буддизма»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» планирует запустить онлайн версию курса «Открытие буддизма». Это старейший курс центра, самый популярный курс в центрах ФПМТ по всему миру. Он ...

Видео. Дон Хендрик. Отпусти с радостью: как освободиться от негативных привычек ума. Часть 2
4–6 сентября 2018 года в Москве учитель ФПМТ Дон Хендрик провел семинар «Отпусти с радостью: как освободиться от негативных привычек ума». Многие жизненные трудности и осложнения – это результат ...

Основные разделы сайта