Празднование Дня явления чудесных сил Будды
12-03-2017, 19:23 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 12 марта 2017 года – На фоне синего неба в первых лучах восходящего солнца безмятежно сияли вершины Дхаландара, а тем временем во дворе Цуглакханга у резиденции Его Святейшества Далай-ламы собирались люди. После нескольких дней дождя и снега стоял лютый холод. Его Святейшество рано утром отправился в храм и принял участие в церемонии восстановления и очищения [обетов], которая совершается каждые два месяца. Между тем монахи тантрического университета Гьюдмед начали монастырские диспуты во дворе перед троном.
Звуками белой раковины монах возвещает о прибытии Его Святей-
шества Далай-ламы на площадь Цуглакханга, главного тибетского
храма Дхарамсалы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Когда Его Святейшество спускался по ступеням храма около восьми утра, впереди него ступали монахи монастыря Намгьял, чьи головы украшали желтые шапки в форме полумесяца; они трубили в традиционные трубы, а позади шествовал монах, несший над Далай-ламой желтый церемониальный зонт. Его Святейшество поприветствовал собравшихся, после чего занял свое место на троне. Затем во главе с мастером песнопения прочли «Сутру сердца», строфы почтения учителям линии преемственности, совершили подношение мандалы с просьбой провести учения и пропели строфы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты.
Его Святейшество начал сегодняшние однодневные учения, объяснив, что 2600 лет тому назад в Индии процветало множество религиозных и философских традиций. Каждая из них по-своему служила на благо своих последователей, а многие продолжают это и по сей день. Учение Будды отличается от других, главным образом, глубокими объяснениями бессамостности – идеи о том, что вещи лишены независимого существования. Его Святейшество сказал, что причина страданий в том, что мы все находимся под властью разрушительных эмоций из-за нашей склонности цепляться за идею о независимом существовании вещей.
Мы видим это на изображениях Колеса бытия, сказал Далай-лама. По ободу колеса идут двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, и первое из них – неведение. Последовательно мы рождается в шести мирах: белая или благая карма ведет к рождению в верхних мирах, а черная или недобродетельная карма толкает нас в нижние миры, как изображено на картине. Мы действуем, как правило, движимые тремя ядами или тремя разрушительными эмоциями – желанием, ненавистью и неведением, которые олицетворяют петух, змея и свинья, сидящие в ступице колеса.
«Мы страдаем, потому что создаем карму, – сказал Его Святейшество, – а делаем мы это под влиянием разрушительных эмоций. Те в свою очередь коренятся в неведении, неверном представлении о том, будто вещи существуют независимо. Посмотрите на дерево вон там: кажется, будто оно существует независимо. Однако если мы будем искать дерево среди составляющих его частей – ствола, веток или листьев, мы никогда его не найдем. И все же эти элементы образуют дерево. Сегодня даже ученые говорят, что вещи лишены независимого существования. Будда даровал учение о реальности, о том, каковы вещи на самом деле.
Вид на площадь Цуглакханга во время учений Его Святейшества
Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Однако объяснения Будды о бессамостности не казались убедительными учителям многих других традиций. Все вместе они вызвали его на диспут, во время которого он явил чудеса и одержал над ними блестящую победу. В Тибете празднование этого дня в ходе Великого молитвенного фестиваля ввел Чже Цонкапа. Явление чудесных сил считается одним из четырех великих деяний в жизни Будды.
Первая волна буддийских учений, достигшая Тибета, постепенно пришла в упадок. Вторая волна началась с Ринчена Зангпо. В ту пору в Тибет пригласили Атишу, и он написал там “Светоч на пути к пробуждению”. Атиша учредил традицию кадам, которая состоит из трех линий преемственности. Линия обширного изучения текстов (шунгпава) сосредоточена на изучении шести главных произведений – это “Джатакамала” и “Уданаварга”, тибетская версия “Дхаммапады”, а также поэма Шантидевы “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара) и “Собрание практик” (Шикшасамуччая), “Ступени бодхисаттвы” Асанги и “Украшение сутр” Майтреи. В “Джатакамале” описываются деяния Будды в его предыдущих жизнях, когда он был бодхисаттвой».
Сегодня Его Святейшество прочел последнюю из тридцати четырех историй, собранных в «Джатакамале». В ней повествуется о временах, когда бодхисаттва родился в образе дятла. Однажды, пролетая над лесом, дятел заприметил старого льва, который катался в пыли, мучаясь от боли. Дятел почувствовал, что должен ему помочь и спросил, в чем дело. Лев ответил, что у него в горле застряла кость, и ему никак не удается ее достать. Она причиняет ему страшную боль, и он умоляет птицу ему помочь. Дятел хорошенько поразмыслил и попросил льва открыть рот. Поставив палку между его зубами, чтобы лев не захлопнул пасть, дятел влетел в глотку хищника. Потянув изо всех сил, он смог вытащить кость, и улетая, вытолкнул палку из львиной пасти. Таким образом, бодхисаттва в образе дятла избавил льва от великой боли.
Через некоторое время случилось так, что дятел долго не находил еды и сильно ослаб от голода. И вот он снова повстречал того льва, который поедал свежую добычу; дятел начал ходить взад и вперед в надежде, что ему предложат кусочек. Но это не помогло, тогда он попросил у льва разрешения немного поесть. Лев угрожающе зарычал и прогнал дятла, научив птицу тому, что некоторые существа лишь принимают помощь, но ничего не дают взамен.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в главном тибетском
храме Дхарамсалы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Дочитав до конца, Его Святейшество, следуя традиции, снова обратился к самому началу и прочел несколько строк из первой истории в этом собрании. Он упомянул, что автор «Джатакамалы» Арьяшура был искусным небуддийским мастером монастырских диспутов. Он бросил вызов монахам Наланды, и те, тревожась, что он может их победить, призвали на помощь Нагарджуну. Тот послал к ним своего ученика Арьядеву, который одержал верх над Арьяшурой, после чего тот стал учеником Арьядевы.
Затем Его Святейшество объявил, что кроме многочисленных гимнов, посвященных Будде, Нагарджуна написал короткое произведение под названием «Восхваление ваджрного ума». Распечатку этого текста раздали всем собравшимся, и Его Святейшество прочел его вслух. Давая разъяснения, он заметил, что некоторые религиозные практики подразумевают физические действия, например омовения. Другие, описанные в Ведах, делают упор на силе звука. Будда Шакьямуни учил, как практиковать с опорой на ум.
«В этом небольшом произведении Нагарджуна превозносит ум, ведь именно уму под силу устранить сеть концепций, неведение, порождающее разрушительные эмоции, карму и страдания. Самсара коренится в уме. Нет боли и удовольствия отдельно от ума. Практика, опирающаяся на альтруистические намерения, приносит благо. Объекты, воспринимаемые умом, наделены лишь условным бытием. Они существуют только как обозначения.
Самсара покоится на концепциях; нирвана – это отсутствие концепций. Избавьтесь от концепций и разрушительных эмоций и вы обретете нирвану. Тончайший ум ясного света не имеет ни начала, ни конца. Из этого превосходного ума рождается состояние Будды».
Его Святейшество завершил чтение «Восхваления ваджрного ума» известными строками:
Не совершай неблагих деяний,
Взращивай заслуги,
Полностью усмири свой ум –
Вот учение Будд.
На сегодня, 12 марта, также приходится 58-я годовщина восстания тибетских женщин, в этот день женщины Тибета вышли на марши протеста против китайской оккупации. Начиная с этого года, Центральная тибетская администрация решила считать 12 марта Тибетским женским днем.
Четыре геше-ма возглавляют пение вступительных строф из
завершающей молитвы ламрима в начале празднования первого
Дня тибетских женщин. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Четыре геше-ма возглавили пение вступительных строф из завершающей молитвы ламрима. За ними выступили артистки Тибетского института исполнительских искусств с «Песней восставших тибетских женщин».
Сикьонг Лобсанг Сенге произнес речь о расширении прав женщин и о том, что Центральная тибетская администрация прекрасно понимает, как необходимо новое мышление для претворения этой идеи в жизнь. За ним выступили участницы встречи из Австралии и Франции, славя тибетских женщин, особенно тех, кто принимал участие в восстании и отдал свои жизни за дело Тибета.
Его Святейшество в своем заключительном слове заметил, что согласно китайским рукописям, в 7–9 веках существовало три великих империи – тибетская, монгольская и китайская. Сегодня в Китае тибетцев принято называть сепаратистами, однако, если бы им предоставили истинную автономию, они были бы не против оставаться частью Китайской народной республики. Он пояснил, что тибетский подход строится на принципах справедливости и здравого смысла и снискал поддержку по всему миру.
Его Святейшество упомянул, что Будда считал мужчин и женщин равными и давал полные посвящения как монахам, так и монахиням; однако полное посвящение бхикшуни никогда не было учреждено в Тибете. Он заметил также, что хотя на протяжении веков человеческой истории в лидеры, благодаря физической силе, выбивались мужчины, буддисты выражают особое почтение женщинам, вознося молитвы о благополучии «всех живых существ – наших матерей». Он добавил, что в традициях махаяны и ваджраяны есть особые наставления, запрещающие смотреть на женщин свысока. «В тибетском обществе принято уважать женщин, но и нам есть к чему стремиться».
Его Святейшество также упомянул, что недавно ученые нашли свидетельства тому, что по природе своей человек склонен к состраданию, и это поистине дарит надежду.
«Мир во всем мире не построить с помощью грубой силы, упор нужно делать на сострадании – обретении покоя ума внутри себя самих. Сострадание необходимо каждому, и в его продвижении женщинам отведена особая роль. Моим первым учителем сострадания и доброты была моя мама.
В честь 58-й годовщины восстания тибетских женщин и первого Тибетского женского дня я призываю женщин активно и смело брать инициативу в свои руки».
Завтра и послезавтра Его Святейшество проведет учения по среднему тому «Стадий медитации» Камалашилы и трактату Тогме Сангпо «37 практик бодхисаттвы».
Перевод: Ольга Селезнева
Звуками белой раковины монах возвещает о прибытии Его Святей-
шества Далай-ламы на площадь Цуглакханга, главного тибетского
храма Дхарамсалы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество начал сегодняшние однодневные учения, объяснив, что 2600 лет тому назад в Индии процветало множество религиозных и философских традиций. Каждая из них по-своему служила на благо своих последователей, а многие продолжают это и по сей день. Учение Будды отличается от других, главным образом, глубокими объяснениями бессамостности – идеи о том, что вещи лишены независимого существования. Его Святейшество сказал, что причина страданий в том, что мы все находимся под властью разрушительных эмоций из-за нашей склонности цепляться за идею о независимом существовании вещей.
Мы видим это на изображениях Колеса бытия, сказал Далай-лама. По ободу колеса идут двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения, и первое из них – неведение. Последовательно мы рождается в шести мирах: белая или благая карма ведет к рождению в верхних мирах, а черная или недобродетельная карма толкает нас в нижние миры, как изображено на картине. Мы действуем, как правило, движимые тремя ядами или тремя разрушительными эмоциями – желанием, ненавистью и неведением, которые олицетворяют петух, змея и свинья, сидящие в ступице колеса.
«Мы страдаем, потому что создаем карму, – сказал Его Святейшество, – а делаем мы это под влиянием разрушительных эмоций. Те в свою очередь коренятся в неведении, неверном представлении о том, будто вещи существуют независимо. Посмотрите на дерево вон там: кажется, будто оно существует независимо. Однако если мы будем искать дерево среди составляющих его частей – ствола, веток или листьев, мы никогда его не найдем. И все же эти элементы образуют дерево. Сегодня даже ученые говорят, что вещи лишены независимого существования. Будда даровал учение о реальности, о том, каковы вещи на самом деле.
Вид на площадь Цуглакханга во время учений Его Святейшества
Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Первая волна буддийских учений, достигшая Тибета, постепенно пришла в упадок. Вторая волна началась с Ринчена Зангпо. В ту пору в Тибет пригласили Атишу, и он написал там “Светоч на пути к пробуждению”. Атиша учредил традицию кадам, которая состоит из трех линий преемственности. Линия обширного изучения текстов (шунгпава) сосредоточена на изучении шести главных произведений – это “Джатакамала” и “Уданаварга”, тибетская версия “Дхаммапады”, а также поэма Шантидевы “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара) и “Собрание практик” (Шикшасамуччая), “Ступени бодхисаттвы” Асанги и “Украшение сутр” Майтреи. В “Джатакамале” описываются деяния Будды в его предыдущих жизнях, когда он был бодхисаттвой».
Сегодня Его Святейшество прочел последнюю из тридцати четырех историй, собранных в «Джатакамале». В ней повествуется о временах, когда бодхисаттва родился в образе дятла. Однажды, пролетая над лесом, дятел заприметил старого льва, который катался в пыли, мучаясь от боли. Дятел почувствовал, что должен ему помочь и спросил, в чем дело. Лев ответил, что у него в горле застряла кость, и ему никак не удается ее достать. Она причиняет ему страшную боль, и он умоляет птицу ему помочь. Дятел хорошенько поразмыслил и попросил льва открыть рот. Поставив палку между его зубами, чтобы лев не захлопнул пасть, дятел влетел в глотку хищника. Потянув изо всех сил, он смог вытащить кость, и улетая, вытолкнул палку из львиной пасти. Таким образом, бодхисаттва в образе дятла избавил льва от великой боли.
Через некоторое время случилось так, что дятел долго не находил еды и сильно ослаб от голода. И вот он снова повстречал того льва, который поедал свежую добычу; дятел начал ходить взад и вперед в надежде, что ему предложат кусочек. Но это не помогло, тогда он попросил у льва разрешения немного поесть. Лев угрожающе зарычал и прогнал дятла, научив птицу тому, что некоторые существа лишь принимают помощь, но ничего не дают взамен.
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в главном тибетском
храме Дхарамсалы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество объявил, что кроме многочисленных гимнов, посвященных Будде, Нагарджуна написал короткое произведение под названием «Восхваление ваджрного ума». Распечатку этого текста раздали всем собравшимся, и Его Святейшество прочел его вслух. Давая разъяснения, он заметил, что некоторые религиозные практики подразумевают физические действия, например омовения. Другие, описанные в Ведах, делают упор на силе звука. Будда Шакьямуни учил, как практиковать с опорой на ум.
«В этом небольшом произведении Нагарджуна превозносит ум, ведь именно уму под силу устранить сеть концепций, неведение, порождающее разрушительные эмоции, карму и страдания. Самсара коренится в уме. Нет боли и удовольствия отдельно от ума. Практика, опирающаяся на альтруистические намерения, приносит благо. Объекты, воспринимаемые умом, наделены лишь условным бытием. Они существуют только как обозначения.
Самсара покоится на концепциях; нирвана – это отсутствие концепций. Избавьтесь от концепций и разрушительных эмоций и вы обретете нирвану. Тончайший ум ясного света не имеет ни начала, ни конца. Из этого превосходного ума рождается состояние Будды».
Его Святейшество завершил чтение «Восхваления ваджрного ума» известными строками:
Не совершай неблагих деяний,
Взращивай заслуги,
Полностью усмири свой ум –
Вот учение Будд.
На сегодня, 12 марта, также приходится 58-я годовщина восстания тибетских женщин, в этот день женщины Тибета вышли на марши протеста против китайской оккупации. Начиная с этого года, Центральная тибетская администрация решила считать 12 марта Тибетским женским днем.
Четыре геше-ма возглавляют пение вступительных строф из
завершающей молитвы ламрима в начале празднования первого
Дня тибетских женщин. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Сикьонг Лобсанг Сенге произнес речь о расширении прав женщин и о том, что Центральная тибетская администрация прекрасно понимает, как необходимо новое мышление для претворения этой идеи в жизнь. За ним выступили участницы встречи из Австралии и Франции, славя тибетских женщин, особенно тех, кто принимал участие в восстании и отдал свои жизни за дело Тибета.
Его Святейшество в своем заключительном слове заметил, что согласно китайским рукописям, в 7–9 веках существовало три великих империи – тибетская, монгольская и китайская. Сегодня в Китае тибетцев принято называть сепаратистами, однако, если бы им предоставили истинную автономию, они были бы не против оставаться частью Китайской народной республики. Он пояснил, что тибетский подход строится на принципах справедливости и здравого смысла и снискал поддержку по всему миру.
Его Святейшество упомянул, что Будда считал мужчин и женщин равными и давал полные посвящения как монахам, так и монахиням; однако полное посвящение бхикшуни никогда не было учреждено в Тибете. Он заметил также, что хотя на протяжении веков человеческой истории в лидеры, благодаря физической силе, выбивались мужчины, буддисты выражают особое почтение женщинам, вознося молитвы о благополучии «всех живых существ – наших матерей». Он добавил, что в традициях махаяны и ваджраяны есть особые наставления, запрещающие смотреть на женщин свысока. «В тибетском обществе принято уважать женщин, но и нам есть к чему стремиться».
Его Святейшество также упомянул, что недавно ученые нашли свидетельства тому, что по природе своей человек склонен к состраданию, и это поистине дарит надежду.
«Мир во всем мире не построить с помощью грубой силы, упор нужно делать на сострадании – обретении покоя ума внутри себя самих. Сострадание необходимо каждому, и в его продвижении женщинам отведена особая роль. Моим первым учителем сострадания и доброты была моя мама.
В честь 58-й годовщины восстания тибетских женщин и первого Тибетского женского дня я призываю женщин активно и смело брать инициативу в свои руки».
Завтра и послезавтра Его Святейшество проведет учения по среднему тому «Стадий медитации» Камалашилы и трактату Тогме Сангпо «37 практик бодхисаттвы».
Перевод: Ольга Селезнева