Далай-лама завершил учения в Таванге и прочел публичную лекцию
10-04-2017, 21:16 | Напечатать
Таванг, штат Аруначал-Прадеш, Индия – После ночного ливня утреннее небо сияло голубизной, а первые лучи солнца сверкали в клубах тумана над холмами, когда Его Святейшество Далай-лама снова отправился на площадку для учений при монастыре Йига Чойзин. Во дворе монастыря Таванг, вниз по дороге и вдоль дорожки к трону толпилось множество людей, жаждущих поприветствовать тибетского духовного лидера. Поднявшись на трон, Его Святейшество обратился к собравшимся.
Его Святейшество Далай-лама приветствует более 50,000 верующих
в начале заключительного дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)«Сегодня пройдет третий день учений. В первый день я дал общее введение в учение Будды и устную передачу на “Ступени созерцания” Камалашилы. Согласно традиционному подходу, сначала даются объяснения о смерти и непостоянстве и тому подобном, но мне это не кажется таким уж целесообразным. Я предпочитаю следовать подходу Майтреи, изложенному в “Украшении из постижений”, согласно которому сначала разъясняются Две истины, относительная и абсолютная, затем исследуются Четыре благородные истины, а также принятие прибежища в Трех драгоценностях.
Начать с объяснения Двух истин означает, во-первых, очертить идеи пустоты, которые излагаются в свете взаимозависимого возникновения. Этот подход можно применять повсеместно. Подобно тому, как в других религиях присутствует фигура спасителя, в буддизме есть Будда, Дхарма и Сангха, которые Чандракирти называет прибежищем для устремляющихся к пробуждению. Именно это я имел в виду в одной из заключительных строф “Восхваления 17 пандит славной Наланды”:
Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три драгоценности.
Я получил посвящение Ригзина Дхондупа, которое проведу сегодня, от Трулшика Ринпоче; он не только придерживался истинно несектантского подхода, но и был великим практикующим. Данный цикл учений начал Ригзин Годемчен, предвестник традиции Северных сокровищ (чангтер), которую впоследствии поддерживали в монастыре Дордже Драк. Пятый Далай-лама тоже имел отношение к этой линии преемственности».
Его Святейшество пояснил, что посвящение и практика сосредоточены на обращении к Гуру Падмасамбхаве, которого с тибетцами связывают особые узы. Об этом говорится в «Пламенном молитвенном обращении», которое он написал по просьбе Кашага в 1980 году:
Когда царь Трисонг Децен и его сын, царевич,
Молили тебя проявить сострадание к тибетской земле,
Ты дал им слово, нерушимое обещание, всегда трудиться ради нашего блага,
И сегодня мы уповаем на тебя – не оставь нас своей заботой и состраданием.
Его Святейшество Далай-лама во время заключительного дня
учений на площадке при храме Йига Чойзин. Фото: Тензин Пунцок
(офис ЕСДЛ)Его Святейшество посоветовал ученикам начитывать Семистрочную молитву, обращение к Гуру Ринпоче, и ваджра-гуру мантру, пока он будет проводить подготовительные церемонии к посвящению.
Перед началом посвящения Его Святейшество заметил, что хотя каждый из нас по собственному опыту знает, что такое ум, многие современные ученые сводят умственную деятельность всего лишь к физической активности головного мозга. Поскольку ум не наделен формой и его нельзя измерить, ученые пока не в состоянии тщательно его изучить. В буддийской традиции, однако, пытаясь понять, откуда ум пришел, где он пребывает и куда уходит, мы стремимся познать его природу как таковую. Обычные переживания, полученные с помощью органов чувств, постоянно нас занимают и отвлекают, но они исчезают, когда мы начинаем поиски высшей реальности ума – ясности и способности к познанию. Его Святейшество посоветовал почитать, что писал об этом Лонгченпа.
Далай-лама заметил, что учения о совершенной мудрости, дарованные во время второго поворота колеса Дхармы, закладывают основу для понимания пустоты. Во время третьего поворота колеса учения, Будда даровал объяснения об уме ясного света. Понимание и пустоты и ума ясного света – необходимые предварительные условия для начала практики тантры. Его Святейшество сказал, что ранние Далай-ламы – Второй, Третий, Четвертый и Пятый – придерживались широких несектантских воззрений. Тринадцатый Далай-лама после встречи с тертоном Согьялом Лерабом Лингпой начал выполнять практики Ваджракилаи. Что касается его самого, сказал Его Святейшество, то несколько аспектов дзогчена прояснили для него некоторые тантрические практики, которые он сам выполняет.
Завершив посвящение, Его Святейшество объявил, что трехдневные учения подошли к концу. Он добавил, что был очень рад приехать и принести пользу народу Моньюла. Затем Его Святейшеству поднесли молебен о долголетии с опорой на Белую Тару, колесо, исполняющее желания. Ближе к концу церемонии ему преподнесли прекрасно сделанную позолоченную трехмерную мандалу, а также серебряные статуэтки Нагарджуны и Шантаракшиты.
Тибетские артисты исполняют традиционные песни во время
заключительной церемонии, завершающей учения Его Святейшества
Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Во время заключительной церемонии Его Святейшество попросили представить книгу на тибетском языке, рассказывающую о его отношениях с жителями Аруначал-Прадеша, под названием «Океан и голубая гора». После этого выступили певцы и танцоры, которые исполнили в том числе танец яка и танец снежного льва. Представление очень понравилось Его Святейшеству.
Депутат законодательной ассамблеи штата Джабей Таши произнес слова благодарности, заметив: «С огромной радостью в сердце я хочу поблагодарить Его Святейшество от имени всех жителей нашего края. Это ваш шестой визит с 1959 года. Мы обещаем нести людям послание сострадания, ненасилия и межрелигиозной гармонии, услышанное от вас».
«Все прошло просто замечательно, – ответил Его Святейшество. – Мне доставило большое удовольствие выступление танцоров и певцов, особенно, когда яки во время танца вращали головами по кругу. В это время года у яков появляются телята, а у снежных львов котята. Исполнители в желтых костюмах напомнили мне о танцорах из области До в Тибете. Мне также очень понравилось представление бутанцев».
Его Святейшество попросили благословить проект посадки ста тысяч деревьев. Он с удовольствием это сделал, заметив, что очень важно заботиться об окружающей среде. Покидая монастырь Йига Чойзин, Его Святейшество и главный министр посадили по молодому деревцу. На прощание Его Святейшество произнес: «Все прошло прекрасно благодаря вашей вере и преданности, спасибо вам! Будьте счастливы и не унывайте. Конечно, такова природа сансары: время от времени что-то не получается. Но смотрите на проблемы шире, и они не будут казаться такими уж страшными. Мы обязательно встретимся снова!»
После обеда в монастыре Таванг, Его Святейшество отправился в Парк Будды, где освятил гигантскую статую Будды, высящуюся над городом. Оттуда он поехал в конференц-центр Кала Вангпо, где его уже ждали около тысячи человек.
Главный министр штата Аруначал-Прадеш Пема Кханду вручает
Его Святейшеству Далай-ламе памятный подарок в начале лекции
в конференц-центре Кала Вангпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Депутат законодательной ассамблеи Церинг Таши сказал вступительное слово. Его Святейшество попросили представить английское издание книги «Океан и голубая гора» и две другие книги. Главный министр вручил ему памятный подарок. В своей лекции Его Святейшество затронул тему мира во всем мире, заметив, что его не построить, не обретя прежде мира и покоя в собственном сердце. После Первой мировой войны едва ли кто-то говорил о мире во всем мире, а вот после Второй мировой войны положение дел изменилось. По наблюдениям Его Святейшества, хотя в период «холодной войны» открытого конфликта не было, это время нельзя назвать эрой истинного мира, поскольку равновесие держалось на страхе.
Взращивание внутреннего мира, по мнению Его Святейшества, означает тренировку ума – обретение покоя ума. Он рассказал о необычных случаях, когда после зафиксированной клинической смерти тела людей, которые занимались серьезными практиками, вовлекающими тонкие уровни ума, оставались свежими на протяжении недель. Некоторые из ученых заинтересовались этим явлением, но объяснить его пока не могут. Согласно буддийской трактовке, во время так называемой посмертной медитации тончайшее сознание все еще остается в теле, и пока оно остается, разложения не происходит.
Его Святейшество убежден, что обретению внутреннего покоя и мира способствует взращивание внутренних ценностей, которыми пренебрегает современное образование. Он рассказал о разработке учебной программы по преподаванию светской этики – ценностей и нравственных принципов, общих для всех религий, однако без опоры на ту или иную из них. Проект длится уже десять лет и близок к завершению.
Когда пришел черед вопросов из зала, кто-то спросил, как стать хорошим человеком, и Его Святейшество ответил, что полезно было бы ознакомиться с картой эмоций. Еще один из зрителей спросил, решит ли светская этика вопрос столкновений между религиями. Его Святейшество сказал, что вовсе не считает межрелигиозные конфликты неизбежными. Например, в таких странах, как Индия, Малайзия и до некоторой степени Индонезия, мусульмане привыкли жить среди людей другой веры, а вот мусульмане из многих арабских стран живут в окружении лишь последователей ислама. Его Святейшество сказал, что идея одной истины, одной религии хороша для индивидуальной практики, но в обществе в целом совершенно очевидно есть место многим истинам и многим религиям.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
во время публичной лекции в конференц-центре Кала Вангпо.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)На вопрос, является ли неблагим поступком убийство бактерий с помощью антибиотиков, Его Святейшество ответил, что хотя микроорганизмы – это форма жизни, они не обладают сознанием, поэтому их устранение нельзя приравнивать к убийству живого существа. Также был задан вопрос, когда у человеческого зародыша появляется сознание. Его Святейшество ответил, что спрашивал у западных врачей, всегда ли с неизбежностью следует зачатие, если сперматозоид и яйцеклетка встречаются в идеальных условиях. Ему ответили, что нет, следовательно, необходим какой-то еще фактор. С точки зрения буддизма – это сознание, у которого нет ни начала, ни конца.
Начальник налоговой службы Санг Пхунцок произнес слова благодарности. Он выразил признательность всем официальным лицам и гостям за то, что приехали на встречу, но особое спасибо приберег для Его Святейшества. Он сказал: «Я уверен, Его Святейшество приехал сюда невзирая на трудности, потому что любит жителей нашего региона. Я верю, что каждый из нас постарается стать лучше, услышав послание Его Святейшества. Я хотел бы поблагодарить всех, кто внес свою лепту в организацию этой встречи и надеюсь, что не так далек тот день, когда Его Святейшество сможет вернуться в Тибет той же самой дорогой, по которой он покидал родную страну 58 лет тому назад».
Завтра Далай-лама уезжает из Таванга и по пути сделает остановку в Гувахати и Дели, после чего вернется домой в Дхарамсалу.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама приветствует более 50,000 верующих
в начале заключительного дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Начать с объяснения Двух истин означает, во-первых, очертить идеи пустоты, которые излагаются в свете взаимозависимого возникновения. Этот подход можно применять повсеместно. Подобно тому, как в других религиях присутствует фигура спасителя, в буддизме есть Будда, Дхарма и Сангха, которые Чандракирти называет прибежищем для устремляющихся к пробуждению. Именно это я имел в виду в одной из заключительных строф “Восхваления 17 пандит славной Наланды”:
Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три драгоценности.
Я получил посвящение Ригзина Дхондупа, которое проведу сегодня, от Трулшика Ринпоче; он не только придерживался истинно несектантского подхода, но и был великим практикующим. Данный цикл учений начал Ригзин Годемчен, предвестник традиции Северных сокровищ (чангтер), которую впоследствии поддерживали в монастыре Дордже Драк. Пятый Далай-лама тоже имел отношение к этой линии преемственности».
Его Святейшество пояснил, что посвящение и практика сосредоточены на обращении к Гуру Падмасамбхаве, которого с тибетцами связывают особые узы. Об этом говорится в «Пламенном молитвенном обращении», которое он написал по просьбе Кашага в 1980 году:
Когда царь Трисонг Децен и его сын, царевич,
Молили тебя проявить сострадание к тибетской земле,
Ты дал им слово, нерушимое обещание, всегда трудиться ради нашего блага,
И сегодня мы уповаем на тебя – не оставь нас своей заботой и состраданием.
Его Святейшество Далай-лама во время заключительного дня
учений на площадке при храме Йига Чойзин. Фото: Тензин Пунцок
(офис ЕСДЛ)
Перед началом посвящения Его Святейшество заметил, что хотя каждый из нас по собственному опыту знает, что такое ум, многие современные ученые сводят умственную деятельность всего лишь к физической активности головного мозга. Поскольку ум не наделен формой и его нельзя измерить, ученые пока не в состоянии тщательно его изучить. В буддийской традиции, однако, пытаясь понять, откуда ум пришел, где он пребывает и куда уходит, мы стремимся познать его природу как таковую. Обычные переживания, полученные с помощью органов чувств, постоянно нас занимают и отвлекают, но они исчезают, когда мы начинаем поиски высшей реальности ума – ясности и способности к познанию. Его Святейшество посоветовал почитать, что писал об этом Лонгченпа.
Далай-лама заметил, что учения о совершенной мудрости, дарованные во время второго поворота колеса Дхармы, закладывают основу для понимания пустоты. Во время третьего поворота колеса учения, Будда даровал объяснения об уме ясного света. Понимание и пустоты и ума ясного света – необходимые предварительные условия для начала практики тантры. Его Святейшество сказал, что ранние Далай-ламы – Второй, Третий, Четвертый и Пятый – придерживались широких несектантских воззрений. Тринадцатый Далай-лама после встречи с тертоном Согьялом Лерабом Лингпой начал выполнять практики Ваджракилаи. Что касается его самого, сказал Его Святейшество, то несколько аспектов дзогчена прояснили для него некоторые тантрические практики, которые он сам выполняет.
Завершив посвящение, Его Святейшество объявил, что трехдневные учения подошли к концу. Он добавил, что был очень рад приехать и принести пользу народу Моньюла. Затем Его Святейшеству поднесли молебен о долголетии с опорой на Белую Тару, колесо, исполняющее желания. Ближе к концу церемонии ему преподнесли прекрасно сделанную позолоченную трехмерную мандалу, а также серебряные статуэтки Нагарджуны и Шантаракшиты.
Тибетские артисты исполняют традиционные песни во время
заключительной церемонии, завершающей учения Его Святейшества
Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Депутат законодательной ассамблеи штата Джабей Таши произнес слова благодарности, заметив: «С огромной радостью в сердце я хочу поблагодарить Его Святейшество от имени всех жителей нашего края. Это ваш шестой визит с 1959 года. Мы обещаем нести людям послание сострадания, ненасилия и межрелигиозной гармонии, услышанное от вас».
«Все прошло просто замечательно, – ответил Его Святейшество. – Мне доставило большое удовольствие выступление танцоров и певцов, особенно, когда яки во время танца вращали головами по кругу. В это время года у яков появляются телята, а у снежных львов котята. Исполнители в желтых костюмах напомнили мне о танцорах из области До в Тибете. Мне также очень понравилось представление бутанцев».
Его Святейшество попросили благословить проект посадки ста тысяч деревьев. Он с удовольствием это сделал, заметив, что очень важно заботиться об окружающей среде. Покидая монастырь Йига Чойзин, Его Святейшество и главный министр посадили по молодому деревцу. На прощание Его Святейшество произнес: «Все прошло прекрасно благодаря вашей вере и преданности, спасибо вам! Будьте счастливы и не унывайте. Конечно, такова природа сансары: время от времени что-то не получается. Но смотрите на проблемы шире, и они не будут казаться такими уж страшными. Мы обязательно встретимся снова!»
После обеда в монастыре Таванг, Его Святейшество отправился в Парк Будды, где освятил гигантскую статую Будды, высящуюся над городом. Оттуда он поехал в конференц-центр Кала Вангпо, где его уже ждали около тысячи человек.
Главный министр штата Аруначал-Прадеш Пема Кханду вручает
Его Святейшеству Далай-ламе памятный подарок в начале лекции
в конференц-центре Кала Вангпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Взращивание внутреннего мира, по мнению Его Святейшества, означает тренировку ума – обретение покоя ума. Он рассказал о необычных случаях, когда после зафиксированной клинической смерти тела людей, которые занимались серьезными практиками, вовлекающими тонкие уровни ума, оставались свежими на протяжении недель. Некоторые из ученых заинтересовались этим явлением, но объяснить его пока не могут. Согласно буддийской трактовке, во время так называемой посмертной медитации тончайшее сознание все еще остается в теле, и пока оно остается, разложения не происходит.
Его Святейшество убежден, что обретению внутреннего покоя и мира способствует взращивание внутренних ценностей, которыми пренебрегает современное образование. Он рассказал о разработке учебной программы по преподаванию светской этики – ценностей и нравственных принципов, общих для всех религий, однако без опоры на ту или иную из них. Проект длится уже десять лет и близок к завершению.
Когда пришел черед вопросов из зала, кто-то спросил, как стать хорошим человеком, и Его Святейшество ответил, что полезно было бы ознакомиться с картой эмоций. Еще один из зрителей спросил, решит ли светская этика вопрос столкновений между религиями. Его Святейшество сказал, что вовсе не считает межрелигиозные конфликты неизбежными. Например, в таких странах, как Индия, Малайзия и до некоторой степени Индонезия, мусульмане привыкли жить среди людей другой веры, а вот мусульмане из многих арабских стран живут в окружении лишь последователей ислама. Его Святейшество сказал, что идея одной истины, одной религии хороша для индивидуальной практики, но в обществе в целом совершенно очевидно есть место многим истинам и многим религиям.
Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе
во время публичной лекции в конференц-центре Кала Вангпо.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Начальник налоговой службы Санг Пхунцок произнес слова благодарности. Он выразил признательность всем официальным лицам и гостям за то, что приехали на встречу, но особое спасибо приберег для Его Святейшества. Он сказал: «Я уверен, Его Святейшество приехал сюда невзирая на трудности, потому что любит жителей нашего региона. Я верю, что каждый из нас постарается стать лучше, услышав послание Его Святейшества. Я хотел бы поблагодарить всех, кто внес свою лепту в организацию этой встречи и надеюсь, что не так далек тот день, когда Его Святейшество сможет вернуться в Тибет той же самой дорогой, по которой он покидал родную страну 58 лет тому назад».
Завтра Далай-лама уезжает из Таванга и по пути сделает остановку в Гувахати и Дели, после чего вернется домой в Дхарамсалу.
Перевод: Ольга Селезнева