Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Открытое письмо Сергею Лаврову о визите Далай-ламы в Россию
3-07-2010, 12:25 | Напечатать
У меня есть искреннее желание сделать вид, будто я не слышал тех слов, которые Сергей Викторович Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации, произнес в своем выступлении в Совете Федерации, а неделей спустя - в Государственной Думе.
Во-первых, налицо разногласие между произнесенным ныне и тем ответом, который мы получили из Министерства иностранных дел (Департамента Азии, если говорить точнее) и который, естественно, отражал точку зрения министра. (Я уверен в этом, поскольку наше письмо было направлено на имя Сергея Лаврова, а ответ на него пришел из Департамента Азии). Там говорилось, что визит Его Святейшества Далай-ламы в Россию в год 65-летней годовщины «нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне» ранит чувства китайского народа. Эта маленькая строчка в ответе Министерства иностранных дел обескуражит любого, заставляя усомниться в могуществе и самостоятельности великой России.
В юности, проходя многолетнее обучение в тибетском буддийском монастыре, я много читал о конкурентной борьбе, которая разворачивалась в те годы между двумя могущественными державами - Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эта огромная страна, Советский Союз, по-настоящему занимала мой ум, и мое любопытство лишь усиливалось с каждой прочитанной новостью. Посетить Советский Союз мне довелось только в 1991 году в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы, прибывшего тогда со своим первым визитом в Калмыкию (это, кстати сказать, был отнюдь не первый его визит в СССР). Я был потрясен тем разительным несоответствием между тем, что писали газеты, и тем, что на самом деле предстало перед моими глазами. Но, будучи буддистом, я верил в ключевую идею непостоянства, согласно которой ни одно из явлений не может оставаться неизменным, и последовавший за этим распад Советского Союза стал ярким тому подтверждением. Кто мог предвидеть, что Советский Союз распадется на отдельные государства, что господствовавшая на протяжении стольких десятилетий коммунистическая идеология уступит место капиталистическим ценностям и новому поколению лидеров? Должен признаться, мне нравилась неспокойная пора 90-х: когда каждое утро мы просыпались с мыслью о том, кто сегодня будет премьер-министром, так как кандидаты сменяли друг друга с поразительной быстротой. Невозможно было предсказать следующий шаг президента Бориса Ельцина. И хотя страну будоражил беспощадный ветер перемен, при Ельцине мы дважды принимали у себя Его Святейшество Далай-ламу. В воздухе витал дух свободы. Я бы не называл это временем беззакония: скорее, это было время возможностей, и мы в полной мере наслаждались гарантированной нам Конституцией свободой вероисповедания.
Затем наступила эра Владимира Путина, и после многократных обращений и долгих переговоров мы вдруг получили возможность вновь принимать Его Святейшество Далай-ламу в Калмыкии. Причина, почему в 2004 году, после 12-летнего ожидания, проведенного в молитвах и упованиях на лучшее будущее, нам вдруг разрешили пригласить Далай-ламу - пусть и на один-единственный день - так и осталась для нас неясной. Но я не подвергал ее анализу, напротив, я был полон надежд, когда министром иностранных дел России был назначен Сергей Лавров, дипломат с большой буквы, представлявший Российскую Федерацию в ООН. Я был уверен, что он найдет дипломатическое решение, приемлемое для обеих сторон: и граждан России буддийского вероисповедания, и деловых партнеров из Китайской народной республики. Но теперь, читая стенограммы его заявлений, я начинаю думать, что ошибался.
Прежде чем я перейду к их обсуждению, я бы хотел напомнить читателям, что Его Святейшеству Далай-ламе и семи членам его свиты в этом году Федеральной миграционной службой сразу двух регионов, Калмыкии и Бурятии, были оформлены официальные приглашения для посещения России. Приглашения эти, выписанные сроком на 90 дней, по сей день сохраняют силу. Министерство иностранных дел еще может пересмотреть свое решение и выдать визы на основании этих выписанных с соблюдением всех необходимых формальностей приглашений. Мы молимся об этом, сложив ладони у сердца, пусть даже после прочтения заявлений Сергея Лаврова наши надежды тают, как воск горящей свечи.
Сергей Лавров говорит, что Россия внимательно следит за развитием отношений между руководством Китая и Далай-ламой. «Мы знаем, что китайское руководство весьма заинтересовано в том, чтобы Далай-лама отмежевался от какой-либо политической деятельности, чтобы он не ассоциировался с сепаратистскими тенденциями в отношении тех или иных территорий Китая», - заявил он в своем выступлении в Совете Федерации. Китай называет Далай-ламу сепаратистом, и Россия, похоже, безвольно повторяет за ним, не вдаваясь в подробности. Но каковы доказательства всем этим громким обвинениям, звучащим сегодня во всеуслышание с трибун обеих палат российского парламента? Китайцам нечем их подкрепить, в то время как Далай-лама открыто заявляет в каждом своем интервью, что он не стремится к отделению от КНР, что поддерживает идею единого Китая, и его народ рад оставаться в составе КНР, если ему предоставят подлинную автономию, гарантированную Конституцией КНР.
Если, «внимательно следя» за развитием событий, мы при этом остаемся глухи к его словам, исполненным сердечной искренности высоко духовного человека, то недалек тот день, когда мы вслед за своими партнерами в КНР, станем называть его «волком в монашеской рясе», возвращаясь к риторике, из которой эта страна давно выросла, как ребенок из ползунков.
19 мая в Государственной Думе министр иностранных дел Российской Федерации неожиданно отошел от обычных витиеватых дипломатических формулировок и прямо заявил, что «Далай-лама, может быть, помимо своей воли стал для многих зарубежных деятелей символом сепаратизма». Интересно, о каких лидерах говорил г-н Лавров? Кто из лидеров мировых держав, помимо КНР, стремится приклеить к Далай-ламе ярлык сепаратиста? Барак Обама, президент США? Николя Саркози, президент Франции? Стивен Харпер, премьер-министр Канады? Ангела Меркель, канцлер Германии? Манмохан Сингх, премьер-министр Индии? Кевин Радд, премьер-министр Австралии? Гордон Браун, экс-премьер-министр Англии? Список можно продолжить. Все они лично встречались с Далай-ламой, выражая поддержку его политике Срединного пути, цель которой, повторюсь, подлинная автономия Тибета в составе КНР. Никто из них не считает Далай-ламу сепаратистом. Так о каких же лидерах идет речь? Похоже, единственное и довольно странное исключение составляют на сегодняшний день руководство Китая и России. Но Китай в грубой форме попирает права человека, в этой стране нет места ни свободе совести, ни волеизъявления, ни вероисповедания. Это полицейское государство, решающее свои внутренние проблемы применением грубой силы. Разве можно равняться на предлагаемую им искаженную картину действительности? Разве мыслимо вслед за ним обвинять величайшего гуманиста современности в «подстрекательских призывах», не имея на то оснований?
Я не стану вдаваться в политическую подоплеку отношений между Тибетом и Китаем, поскольку это не является темой данной статьи. Я всегда утверждал, что Его Святейшество Далай-лама - духовный лидер буддистов России. Хотим мы того или нет, это зафиксировано в истории, и за нашими притязаниями стоят исторические факты. Отношения российских буддистов с Его Святейшеством Далай-ламой никогда не носили политической окраски. Чем могут помочь Тибету три маленьких буддийских республики? Ничем. Мы можем только сочувствовать и молиться за благополучие тибетского народа и скорейшее разрешение тибетского вопроса. С политической точки зрения мы не в силах повлиять на сложившийся ход вещей, даже если бы мы того хотели. Являясь гражданами этой страны, мы должны уважать отношения между Китаем и Россией. Но уважение, между тем, не предполагает слепого согласия с голословными обвинениями в адрес человека, известного своей кристальной честностью. Сам г-н Лавров, путаясь в формулировках, называет его то «сепаратистом», то «уважаемым человеком». Даже его самого, похоже, мучают сомнения в истинности того, что слетает с его собственных уст.
Он упомянул, что готов к сотрудничеству с буддистами для очищения, как он выразился, «пасторских контактов от политических наносов». Честно говоря, запоздалое признание. Разве мы не шли на сотрудничество все эти годы? Сергей Викторович, вы читаете наши письма?
В 2004 году, перед тем как Его Святейшество Далай-лама получил разрешение на посещение Калмыкии, Министерство иностранных дел обрушило на нас целый список запретов. Мы выполнили все требования от «А» до «Я», пусть даже некоторые из них звучали смехотворно и неуважительно в применении к духовному лидеру одной из крупнейших мировых религий. Мы выполнили их целиком и полностью, поскольку лишь при этом условии мы могли надеяться на встречу со своим духовным учителем. Разве это не пример сотрудничества? Мы доказали свою лояльность, что еще требуется от нас? Не заставляйте нас блуждать по темному лесу дипломатических формулировок - скажите нам прямо.
Если МИД России стремится к сотрудничеству, то я с радостью делаю шаг навстречу. Более того, я готов лично представить Сергея Викторовича Его Святейшеству Далай-ламе, чтобы он мог из его собственных уст услышать, к чему он стремится и какие цели преследует. Только тогда вы будете вправе судить, сепаратист он или человек, несущий миру послание ненасилия и добра.
Сергей Викторович, я по-прежнему считаю вас выдающимся дипломатом и верю, что вы постараетесь найти решение, приемлемое для всех. Я с надеждой смотрю на вас и на эту страну, которую люблю и которой восхищаюсь с самого раннего детства, и, уверяю вас, меня поддерживают не только буддисты, но и все люди разных убеждений и вероисповеданий, которые внимательнее МИДа следят за событиями вокруг Китая и Далай-ламы.
Я завершаю это послание молитвой о том, чтобы каждый человек, какой бы ни была его вера, всегда стремился к торжеству справедливости.
Верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче
Оригинал обращения находится на сайте Буддизм в Калмыкии
Во-первых, налицо разногласие между произнесенным ныне и тем ответом, который мы получили из Министерства иностранных дел (Департамента Азии, если говорить точнее) и который, естественно, отражал точку зрения министра. (Я уверен в этом, поскольку наше письмо было направлено на имя Сергея Лаврова, а ответ на него пришел из Департамента Азии). Там говорилось, что визит Его Святейшества Далай-ламы в Россию в год 65-летней годовщины «нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне» ранит чувства китайского народа. Эта маленькая строчка в ответе Министерства иностранных дел обескуражит любого, заставляя усомниться в могуществе и самостоятельности великой России.
В юности, проходя многолетнее обучение в тибетском буддийском монастыре, я много читал о конкурентной борьбе, которая разворачивалась в те годы между двумя могущественными державами - Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эта огромная страна, Советский Союз, по-настоящему занимала мой ум, и мое любопытство лишь усиливалось с каждой прочитанной новостью. Посетить Советский Союз мне довелось только в 1991 году в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы, прибывшего тогда со своим первым визитом в Калмыкию (это, кстати сказать, был отнюдь не первый его визит в СССР). Я был потрясен тем разительным несоответствием между тем, что писали газеты, и тем, что на самом деле предстало перед моими глазами. Но, будучи буддистом, я верил в ключевую идею непостоянства, согласно которой ни одно из явлений не может оставаться неизменным, и последовавший за этим распад Советского Союза стал ярким тому подтверждением. Кто мог предвидеть, что Советский Союз распадется на отдельные государства, что господствовавшая на протяжении стольких десятилетий коммунистическая идеология уступит место капиталистическим ценностям и новому поколению лидеров? Должен признаться, мне нравилась неспокойная пора 90-х: когда каждое утро мы просыпались с мыслью о том, кто сегодня будет премьер-министром, так как кандидаты сменяли друг друга с поразительной быстротой. Невозможно было предсказать следующий шаг президента Бориса Ельцина. И хотя страну будоражил беспощадный ветер перемен, при Ельцине мы дважды принимали у себя Его Святейшество Далай-ламу. В воздухе витал дух свободы. Я бы не называл это временем беззакония: скорее, это было время возможностей, и мы в полной мере наслаждались гарантированной нам Конституцией свободой вероисповедания.
Затем наступила эра Владимира Путина, и после многократных обращений и долгих переговоров мы вдруг получили возможность вновь принимать Его Святейшество Далай-ламу в Калмыкии. Причина, почему в 2004 году, после 12-летнего ожидания, проведенного в молитвах и упованиях на лучшее будущее, нам вдруг разрешили пригласить Далай-ламу - пусть и на один-единственный день - так и осталась для нас неясной. Но я не подвергал ее анализу, напротив, я был полон надежд, когда министром иностранных дел России был назначен Сергей Лавров, дипломат с большой буквы, представлявший Российскую Федерацию в ООН. Я был уверен, что он найдет дипломатическое решение, приемлемое для обеих сторон: и граждан России буддийского вероисповедания, и деловых партнеров из Китайской народной республики. Но теперь, читая стенограммы его заявлений, я начинаю думать, что ошибался.
Прежде чем я перейду к их обсуждению, я бы хотел напомнить читателям, что Его Святейшеству Далай-ламе и семи членам его свиты в этом году Федеральной миграционной службой сразу двух регионов, Калмыкии и Бурятии, были оформлены официальные приглашения для посещения России. Приглашения эти, выписанные сроком на 90 дней, по сей день сохраняют силу. Министерство иностранных дел еще может пересмотреть свое решение и выдать визы на основании этих выписанных с соблюдением всех необходимых формальностей приглашений. Мы молимся об этом, сложив ладони у сердца, пусть даже после прочтения заявлений Сергея Лаврова наши надежды тают, как воск горящей свечи.
Сергей Лавров говорит, что Россия внимательно следит за развитием отношений между руководством Китая и Далай-ламой. «Мы знаем, что китайское руководство весьма заинтересовано в том, чтобы Далай-лама отмежевался от какой-либо политической деятельности, чтобы он не ассоциировался с сепаратистскими тенденциями в отношении тех или иных территорий Китая», - заявил он в своем выступлении в Совете Федерации. Китай называет Далай-ламу сепаратистом, и Россия, похоже, безвольно повторяет за ним, не вдаваясь в подробности. Но каковы доказательства всем этим громким обвинениям, звучащим сегодня во всеуслышание с трибун обеих палат российского парламента? Китайцам нечем их подкрепить, в то время как Далай-лама открыто заявляет в каждом своем интервью, что он не стремится к отделению от КНР, что поддерживает идею единого Китая, и его народ рад оставаться в составе КНР, если ему предоставят подлинную автономию, гарантированную Конституцией КНР.
Если, «внимательно следя» за развитием событий, мы при этом остаемся глухи к его словам, исполненным сердечной искренности высоко духовного человека, то недалек тот день, когда мы вслед за своими партнерами в КНР, станем называть его «волком в монашеской рясе», возвращаясь к риторике, из которой эта страна давно выросла, как ребенок из ползунков.
19 мая в Государственной Думе министр иностранных дел Российской Федерации неожиданно отошел от обычных витиеватых дипломатических формулировок и прямо заявил, что «Далай-лама, может быть, помимо своей воли стал для многих зарубежных деятелей символом сепаратизма». Интересно, о каких лидерах говорил г-н Лавров? Кто из лидеров мировых держав, помимо КНР, стремится приклеить к Далай-ламе ярлык сепаратиста? Барак Обама, президент США? Николя Саркози, президент Франции? Стивен Харпер, премьер-министр Канады? Ангела Меркель, канцлер Германии? Манмохан Сингх, премьер-министр Индии? Кевин Радд, премьер-министр Австралии? Гордон Браун, экс-премьер-министр Англии? Список можно продолжить. Все они лично встречались с Далай-ламой, выражая поддержку его политике Срединного пути, цель которой, повторюсь, подлинная автономия Тибета в составе КНР. Никто из них не считает Далай-ламу сепаратистом. Так о каких же лидерах идет речь? Похоже, единственное и довольно странное исключение составляют на сегодняшний день руководство Китая и России. Но Китай в грубой форме попирает права человека, в этой стране нет места ни свободе совести, ни волеизъявления, ни вероисповедания. Это полицейское государство, решающее свои внутренние проблемы применением грубой силы. Разве можно равняться на предлагаемую им искаженную картину действительности? Разве мыслимо вслед за ним обвинять величайшего гуманиста современности в «подстрекательских призывах», не имея на то оснований?
Я не стану вдаваться в политическую подоплеку отношений между Тибетом и Китаем, поскольку это не является темой данной статьи. Я всегда утверждал, что Его Святейшество Далай-лама - духовный лидер буддистов России. Хотим мы того или нет, это зафиксировано в истории, и за нашими притязаниями стоят исторические факты. Отношения российских буддистов с Его Святейшеством Далай-ламой никогда не носили политической окраски. Чем могут помочь Тибету три маленьких буддийских республики? Ничем. Мы можем только сочувствовать и молиться за благополучие тибетского народа и скорейшее разрешение тибетского вопроса. С политической точки зрения мы не в силах повлиять на сложившийся ход вещей, даже если бы мы того хотели. Являясь гражданами этой страны, мы должны уважать отношения между Китаем и Россией. Но уважение, между тем, не предполагает слепого согласия с голословными обвинениями в адрес человека, известного своей кристальной честностью. Сам г-н Лавров, путаясь в формулировках, называет его то «сепаратистом», то «уважаемым человеком». Даже его самого, похоже, мучают сомнения в истинности того, что слетает с его собственных уст.
Он упомянул, что готов к сотрудничеству с буддистами для очищения, как он выразился, «пасторских контактов от политических наносов». Честно говоря, запоздалое признание. Разве мы не шли на сотрудничество все эти годы? Сергей Викторович, вы читаете наши письма?
В 2004 году, перед тем как Его Святейшество Далай-лама получил разрешение на посещение Калмыкии, Министерство иностранных дел обрушило на нас целый список запретов. Мы выполнили все требования от «А» до «Я», пусть даже некоторые из них звучали смехотворно и неуважительно в применении к духовному лидеру одной из крупнейших мировых религий. Мы выполнили их целиком и полностью, поскольку лишь при этом условии мы могли надеяться на встречу со своим духовным учителем. Разве это не пример сотрудничества? Мы доказали свою лояльность, что еще требуется от нас? Не заставляйте нас блуждать по темному лесу дипломатических формулировок - скажите нам прямо.
Если МИД России стремится к сотрудничеству, то я с радостью делаю шаг навстречу. Более того, я готов лично представить Сергея Викторовича Его Святейшеству Далай-ламе, чтобы он мог из его собственных уст услышать, к чему он стремится и какие цели преследует. Только тогда вы будете вправе судить, сепаратист он или человек, несущий миру послание ненасилия и добра.
Сергей Викторович, я по-прежнему считаю вас выдающимся дипломатом и верю, что вы постараетесь найти решение, приемлемое для всех. Я с надеждой смотрю на вас и на эту страну, которую люблю и которой восхищаюсь с самого раннего детства, и, уверяю вас, меня поддерживают не только буддисты, но и все люди разных убеждений и вероисповеданий, которые внимательнее МИДа следят за событиями вокруг Китая и Далай-ламы.
Я завершаю это послание молитвой о том, чтобы каждый человек, какой бы ни была его вера, всегда стремился к торжеству справедливости.
Верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче
Оригинал обращения находится на сайте Буддизм в Калмыкии
Просмотров: 7 714
Похожие новости: