Буддисты в России – больше не «японские шпионы»

17-07-2011, 12:52  |  Напечатать

На протяжении четырех поколений советские власти упорно преследовали буддистов, именуя их «японскими шпионами». Теперь, спустя 20 лет после падения коммунизма и развала СССР, буддизм в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока переживает колоссальный подъем. Подробности об этом – в видеорепортаже Джеймса Брука из Улан-Удэ.



Барабаны, драконы, колокола, монотонные песнопения, все это наводит на мысли о Тибете. Но мы находимся на берегу озера Байкал, и буддийские монахи говорят здесь по-русски.

Йондон: Бабушка была буддисткой, она хорошо знала буддийский канон. Потом передала это знание маме.

Йондон Улгутуев преподает философию в Иволгинском дацане, главном буддийском монастыре России. По его словам, когда он изучал буддизм в Индии, никто не верил, что он из России.

Йондон: Спрашивают, ты откуда? Я говорю, из России. Большинство не верят. Как это из России, ты на россиянина не похож. Да ведь я и есть россиянин.

Двадцатипятилетний Йондон, как и более миллиона жителей постсоветской России, решил вернуться к вере своих предков. В царской России к тибетскому буддизму покоренных монголоидных народов Центральной Азии относились снисходительно. Но советские власти повели против него безжалостную войну. Храмы и монастыри сровняли с землей, древние рукописи пустили на самокрутки. Сотни священнослужителей были расстреляны, остальные сосланы в лагеря.

Монахиня Тензин Чойдрин рассказывает, как коммунисты уничтожали буддийскую культуру и цивилизацию.

Тензин Чойдрон: В результате коммунистических репрессий почти полностью была уничтожена буддийская система мировоззрения, разрушены основы традиционного образа жизни, традиционная система ценностей.

При советской власти буддистам пришлось уйти в подполье. Однако властям не удалось до конца ликвидировать исконную веру в ее исторических оплотах: в Калмыкии, Туве, Бурятии. После продолжавшихся десятилетиями гонений буддизм в азиатской части России переживает колоссальный подъем. Здесь, в Бурятии, были построены сотни дацанов и храмов, и более миллиона человек вновь обрели веру своих предков. Но хотя сегодня в России буддистов больше, чем до революции, Кремль отказывается выполнить их главное требование. Буддисты хотят, чтобы их высший духовный лидер, Далай-лама, приехал в Россию и освятил новые храмы и монастыри. Москва отказывает ему в визе с момента его последнего приезда в 2004 году.

Тензин Чойдрон: Роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России переоценить просто невозможно. Его приезд это как вода, в которой нуждается почва, высохшая от зноя.

По ее словам, теперь, когда Далай-лама сложил с себя полномочия политического лидера тибетского народа, Москва могла бы предоставить визу духовному наставнику миллиона российских граждан. Однако Китай сейчас стал главным торговым партнером страны, а китайские власти четко дали понять: Кремлю придется выбирать между миллионом последователей Далай-ламы и миллиардом китайцев.

Президент республики Бурятия Вячеслав Наговицын получил назначение от Кремля. По его словам, вопрос о визе для Далай-ламы в Москве остается открытым.

Вячеслав Наговицын: Этот вопрос не обсуждается на уровне республики. Он может быть обсужден только на уровне МИДов, для того чтобы принять решение.

Тем временем его правительство тесно сотрудничает с буддийскими организациями в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и безнадзорностью детей.

Ирина пришла в храм помолиться за своего будущего ребенка.

Ирина: Сходить на хурал, помолиться, чтобы беременность и роды прошли хорошо.

Судя по числу беременных женщин, приходящих сюда помолиться и получить благословение, время играет на руку буддизму в этом азиатском уголке России.

Голос Америки
Просмотров: 3 523  |  Тэги: Буддизм Бурятия Россия Далай-лама виза
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Далай-лама прочел в Токио публичную лекцию «Мы едины – мы одна семья»
Чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами – национальных, религиозных, расовых – выливается в деление на своих и чужих и ведет к разобщению. Мы обязаны всегда помнить, что на более ...

Видео. Джампа Дакпа. Ум и его потенциал. Часть 2
3 октября 2018 года в Москве буддийский учитель геше-лхарамба Джампа Дакпа провел вторую беседу по теме: "Ум и его потенциал", в ходе которой разъяснил московским слушателям, что такое ум и какую ...

Далай-лама принял участие в диалоге между современной и буддийской наукой
У нашего диалога две задачи. На протяжении веков блестящие умы ученых были сосредоточены на исследовании физического мира. Но человек это не только физическое тело. У нас есть также чувства и ...

Основные разделы сайта