Буддисты в России – больше не «японские шпионы»
17-07-2011, 12:52 | Напечатать
На протяжении четырех поколений советские власти упорно преследовали буддистов, именуя их «японскими шпионами». Теперь, спустя 20 лет после падения коммунизма и развала СССР, буддизм в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока переживает колоссальный подъем. Подробности об этом – в видеорепортаже Джеймса Брука из Улан-Удэ.
Барабаны, драконы, колокола, монотонные песнопения, все это наводит на мысли о Тибете. Но мы находимся на берегу озера Байкал, и буддийские монахи говорят здесь по-русски.
Йондон: Бабушка была буддисткой, она хорошо знала буддийский канон. Потом передала это знание маме.
Йондон Улгутуев преподает философию в Иволгинском дацане, главном буддийском монастыре России. По его словам, когда он изучал буддизм в Индии, никто не верил, что он из России.
Йондон: Спрашивают, ты откуда? Я говорю, из России. Большинство не верят. Как это из России, ты на россиянина не похож. Да ведь я и есть россиянин.
Двадцатипятилетний Йондон, как и более миллиона жителей постсоветской России, решил вернуться к вере своих предков. В царской России к тибетскому буддизму покоренных монголоидных народов Центральной Азии относились снисходительно. Но советские власти повели против него безжалостную войну. Храмы и монастыри сровняли с землей, древние рукописи пустили на самокрутки. Сотни священнослужителей были расстреляны, остальные сосланы в лагеря.
Монахиня Тензин Чойдрин рассказывает, как коммунисты уничтожали буддийскую культуру и цивилизацию.
Тензин Чойдрон: В результате коммунистических репрессий почти полностью была уничтожена буддийская система мировоззрения, разрушены основы традиционного образа жизни, традиционная система ценностей.
При советской власти буддистам пришлось уйти в подполье. Однако властям не удалось до конца ликвидировать исконную веру в ее исторических оплотах: в Калмыкии, Туве, Бурятии. После продолжавшихся десятилетиями гонений буддизм в азиатской части России переживает колоссальный подъем. Здесь, в Бурятии, были построены сотни дацанов и храмов, и более миллиона человек вновь обрели веру своих предков. Но хотя сегодня в России буддистов больше, чем до революции, Кремль отказывается выполнить их главное требование. Буддисты хотят, чтобы их высший духовный лидер, Далай-лама, приехал в Россию и освятил новые храмы и монастыри. Москва отказывает ему в визе с момента его последнего приезда в 2004 году.
Тензин Чойдрон: Роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России переоценить просто невозможно. Его приезд это как вода, в которой нуждается почва, высохшая от зноя.
По ее словам, теперь, когда Далай-лама сложил с себя полномочия политического лидера тибетского народа, Москва могла бы предоставить визу духовному наставнику миллиона российских граждан. Однако Китай сейчас стал главным торговым партнером страны, а китайские власти четко дали понять: Кремлю придется выбирать между миллионом последователей Далай-ламы и миллиардом китайцев.
Президент республики Бурятия Вячеслав Наговицын получил назначение от Кремля. По его словам, вопрос о визе для Далай-ламы в Москве остается открытым.
Вячеслав Наговицын: Этот вопрос не обсуждается на уровне республики. Он может быть обсужден только на уровне МИДов, для того чтобы принять решение.
Тем временем его правительство тесно сотрудничает с буддийскими организациями в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и безнадзорностью детей.
Ирина пришла в храм помолиться за своего будущего ребенка.
Ирина: Сходить на хурал, помолиться, чтобы беременность и роды прошли хорошо.
Судя по числу беременных женщин, приходящих сюда помолиться и получить благословение, время играет на руку буддизму в этом азиатском уголке России.
Голос Америки
Барабаны, драконы, колокола, монотонные песнопения, все это наводит на мысли о Тибете. Но мы находимся на берегу озера Байкал, и буддийские монахи говорят здесь по-русски.
Йондон: Бабушка была буддисткой, она хорошо знала буддийский канон. Потом передала это знание маме.
Йондон Улгутуев преподает философию в Иволгинском дацане, главном буддийском монастыре России. По его словам, когда он изучал буддизм в Индии, никто не верил, что он из России.
Йондон: Спрашивают, ты откуда? Я говорю, из России. Большинство не верят. Как это из России, ты на россиянина не похож. Да ведь я и есть россиянин.
Двадцатипятилетний Йондон, как и более миллиона жителей постсоветской России, решил вернуться к вере своих предков. В царской России к тибетскому буддизму покоренных монголоидных народов Центральной Азии относились снисходительно. Но советские власти повели против него безжалостную войну. Храмы и монастыри сровняли с землей, древние рукописи пустили на самокрутки. Сотни священнослужителей были расстреляны, остальные сосланы в лагеря.
Монахиня Тензин Чойдрин рассказывает, как коммунисты уничтожали буддийскую культуру и цивилизацию.
Тензин Чойдрон: В результате коммунистических репрессий почти полностью была уничтожена буддийская система мировоззрения, разрушены основы традиционного образа жизни, традиционная система ценностей.
При советской власти буддистам пришлось уйти в подполье. Однако властям не удалось до конца ликвидировать исконную веру в ее исторических оплотах: в Калмыкии, Туве, Бурятии. После продолжавшихся десятилетиями гонений буддизм в азиатской части России переживает колоссальный подъем. Здесь, в Бурятии, были построены сотни дацанов и храмов, и более миллиона человек вновь обрели веру своих предков. Но хотя сегодня в России буддистов больше, чем до революции, Кремль отказывается выполнить их главное требование. Буддисты хотят, чтобы их высший духовный лидер, Далай-лама, приехал в Россию и освятил новые храмы и монастыри. Москва отказывает ему в визе с момента его последнего приезда в 2004 году.
Тензин Чойдрон: Роль Далай-ламы в возрождении буддизма в России переоценить просто невозможно. Его приезд это как вода, в которой нуждается почва, высохшая от зноя.
По ее словам, теперь, когда Далай-лама сложил с себя полномочия политического лидера тибетского народа, Москва могла бы предоставить визу духовному наставнику миллиона российских граждан. Однако Китай сейчас стал главным торговым партнером страны, а китайские власти четко дали понять: Кремлю придется выбирать между миллионом последователей Далай-ламы и миллиардом китайцев.
Президент республики Бурятия Вячеслав Наговицын получил назначение от Кремля. По его словам, вопрос о визе для Далай-ламы в Москве остается открытым.
Вячеслав Наговицын: Этот вопрос не обсуждается на уровне республики. Он может быть обсужден только на уровне МИДов, для того чтобы принять решение.
Тем временем его правительство тесно сотрудничает с буддийскими организациями в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и безнадзорностью детей.
Ирина пришла в храм помолиться за своего будущего ребенка.
Ирина: Сходить на хурал, помолиться, чтобы беременность и роды прошли хорошо.
Судя по числу беременных женщин, приходящих сюда помолиться и получить благословение, время играет на руку буддизму в этом азиатском уголке России.
Голос Америки
Похожие новости: