Заключительный день 33-го посвящения Калачакры
13-07-2014, 16:44 | Напечатать
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 12 июля 2014 года – Сегодня завершилась большая духовная программа, связанная с дарованием 33-го посвящения Калачакры. С самого утра в течение пяти часов Его Святейшество Далай-лама проводил предварительные церемонии, а затем, быстро пообедав, еще до полудня приступил к заключительной сессии посвящения. Он снова поприветствовал бесчисленную толпу, поздоровался с ламами, местными сановниками и другими гостями, а затем занял свое место на троне.
Заключительная сессия, на которую было запланировано семь посвящений вхождения, подобно ребенку, и четыре высших посвящения, началась с подношения ритуальной пищи, чтобы предотвратить возможные помехи.
«Те из вас, кто может воспрепятствовать посвящению, пожалуйста покиньте зал с миром.
Его Святейшество Далай-лама обращается к участникам
33-его посвящения Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.В сутрах говорится, что каждый хочет счастья, и никому не приходит в голову спорить с этим утверждением или искать для него причины. Мы все естественным образом хотим жить счастливо, мы даже предпочитаем видеть счастливые сны. Однако необходимо различать кратковременное и долговременное счастье».
Его Святейшество заметил, что кратковременное счастье доступно даже животным: они успешно размножаются и добиваются счастья на протяжении тысячелетий, как об этом говорится в теории Дарвина. Что касается людей, то наша цель – преодолеть страдания и обрести длительное счастье в долгосрочной перспективе. Христиане и последователи других теистических религий принимают прибежище в Боге, сторонники нетеистических традиций, буддисты например, верят в закон причинно-следственных связей. Они стремятся к перерождению в высших мирах и окончательному пробуждению. Но и текущую жизнь они стараются наполнить смыслом. Буддисты учатся тому, как достичь высшего освобождения и состояния всеведения.
«Источник нашего счастья – гармония в Сангхе, – сказал Его Святейшество. – Сангха состоит из мужчин и женщин. В некоторых буддийских странах придерживаются палийского канона, в других следуют санскритскому канону. В прошлом нам было сложно общаться друг с другом, но сегодня, с развитием средств сообщения, мы легче можем преодолеть разделяющее нас расстояние. Поэтому, крайне важно развивать и поддерживать дружеские, сердечные отношения. Исторически представители палийской и санскритской традиций с опаской относились друг к другу, однако пришла пора оставить взаимное недоверие в прошлом.
Тибетский буддизм сочетает сутры и тантру, но мы должны остерегаться предвзятости и фанатизма. Много раз на различных встречах я предупреждал монахов и монахинь Таванга и других мест штата Аруначал-Прадеш об опасности предвзятости и фанатизма в политических вопросах. Например, я советовал им не поддерживать ни одну из партий на политических выборах. Лучше сохранять нейтралитет и беспристрастное отношение. Кроме того, есть монахи и монахини, а также миряне, которые слишком привязаны к своей религиозной школе. Если мы хотим взращивать гармонию, будет лучше воспринимать себя просто как последователей Будды.
На протяжении десятилетий я призываю монахов учиться и делать основной упор на классических буддийских текстах. Я поощряю это и в женских, и в мужских монастырях. Недостаточно только лишь выполнять церемонии. Бесконечно важно учиться. Недавно я принимал участие в семинаре по сутрам совершенной мудрости и был свидетелем философских диспутов в монастыре Ликир, которые могут послужить прекрасным примером для подражания. Местные монастыри должны поощрять своих монахов и монахинь поступать в великие монастыри-университеты, которые были возрождены в Индии.
Участники посвящения Калачакры слушают Его Святей-
шество Далай-ламу. Фото: Мануэль Бауэр.С нами Ганден Три Ринпоче, Шарпа Чоджей и многие другие геше и ринпоче, и я хочу, чтобы они услышали мои слова. Классические буддийские тексты изучают здесь и в Ташилунпо, а также в монастырях Дрепунг. Это чудесно, но нам не стоит полагать, что с нас довольно того, что уже есть. Необходимы улучшения и сейчас, и в будущем. Преподаватели должны собираться вместе и обсуждать, что еще можно сделать. Прошло уже 55 лет с тех пор, как мы разбили лагерь в Букса Дуар; необходимо проверить, придерживаемся ли мы высоких стандартов, установленных тогда».
Его Святейшество упомянул об отвлечениях современного мира и о необходимости оградить от них монахов и монахинь. Он добавил, что нужно удостовериться, что три тренировки выполняются должным образом. Он также предостерег от того, что отступление от высоких стандартов может проходить плавно и незаметно, пока не станет уже слишком поздно. Его Святейшество сказал, что монастыри в Тибете в настоящее время контролируются коммунистической партией и правительством, поэтому так бесконечно важно, чтобы мы, жители свободных стран, пользовались преимуществами, которые нам дает свобода.
Заметив, что Ганден Три Ринпоче недавно проводил публичную беседу о тибетском языке, Его Святейшество сказал, что он поддерживает изучение тибетского языка не только из соображений верности родной стране. Главной причиной для изучения тибетского языка должно стать то, что на сегодняшний день это наиболее полный и точный посредник для выражения знаний традиций монастыря-университета Наланда. Возможно, это подтолкнет к изучению тибетского языка жителей других буддийских стран, например Монголии или российских буддийских республик. Его Святейшество добавил, что в молодости, когда он учился в Тибете, среди его сверстников были сотни великих ученых-философов из Монголии. Он рассказал, что когда впервые приехал в Монголию в 1979 году он и монголы не могли беседовать друг с другом, но без помех общались с помощью письменной речи. Даже в Тибете существует множество различных диалектов, но письменность для всех тибетцев едина.
«Некоторые полагают, что, проводя публичные беседы, я призываю к изучению тибетского языка из политических соображений, но на самом деле, если вы хотите понять содержание Кангьюра и Тенгьюра, вам просто необходимо знать тибетский язык. Сегодня, когда здесь собралось так много людей, я хочу поделиться с вами этими мыслями».
Его Святейшество сказал: «Итак, мы начинаем посвящение. У меня нет возможности объяснять каждую строфу, поэтому я проведу это посвящение со скоростью ракеты».
Его Святейшество Далай-лама дарует 33-е посвящение
Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.Его Святейшество начал давать семь посвящений вхождения, подобно ребенку: воды, короны, лент, ваджры и колокольчика, обузданного поведения, имени, разрешения и дополнительные. За ними последовали четыре высших посвящения.
Его Святейшество упомянул, что существуют различные мнения по поводу того, когда Будда впервые даровал посвящение Калачакры. Бутон Ринчен Друб говорил, что Будда даровал его через двенадцать месяцев после обретения пробуждения, в третий месяц года. С другой стороны, Такцанг Лоцава и Кхедруп Норсанг Гьяцо, тоже великие ученые-философы Калачакры, считают, что впервые Будда дал его за год до своей смерти.
В заключение Его Святейшество сказал: «Мы завершили семь посвящений вхождения, подобно ребенку, которые относятся к этапу зарождения, а также четыре высших посвящения, относящиеся к этапу завершения. Другими словами, мы закончили одиннадцать посвящений Калачакры, и на часах уже почти три дня, что не так уж плохо! Вчера я давал вам передачу шестиразовой гуру-йоги Калачакры.
«Практикующие тантру главным образом сосредоточены на этапе завершения, а нам в действительности необходимо сосредоточиться на зарождении бодхичитты и понимании пустоты. Чтобы постичь высшие этапы, необходимо заложить прочный фундамент».
Завтра Его Святейшество дарует посвящение долгой жизни (Белой Тары), а затем будет проведено подношение Его Святейшеству пуджи долгой жизни.
Перевод: Ольга Селезнева
Заключительная сессия, на которую было запланировано семь посвящений вхождения, подобно ребенку, и четыре высших посвящения, началась с подношения ритуальной пищи, чтобы предотвратить возможные помехи.
«Те из вас, кто может воспрепятствовать посвящению, пожалуйста покиньте зал с миром.
Его Святейшество Далай-лама обращается к участникам
33-его посвящения Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество заметил, что кратковременное счастье доступно даже животным: они успешно размножаются и добиваются счастья на протяжении тысячелетий, как об этом говорится в теории Дарвина. Что касается людей, то наша цель – преодолеть страдания и обрести длительное счастье в долгосрочной перспективе. Христиане и последователи других теистических религий принимают прибежище в Боге, сторонники нетеистических традиций, буддисты например, верят в закон причинно-следственных связей. Они стремятся к перерождению в высших мирах и окончательному пробуждению. Но и текущую жизнь они стараются наполнить смыслом. Буддисты учатся тому, как достичь высшего освобождения и состояния всеведения.
«Источник нашего счастья – гармония в Сангхе, – сказал Его Святейшество. – Сангха состоит из мужчин и женщин. В некоторых буддийских странах придерживаются палийского канона, в других следуют санскритскому канону. В прошлом нам было сложно общаться друг с другом, но сегодня, с развитием средств сообщения, мы легче можем преодолеть разделяющее нас расстояние. Поэтому, крайне важно развивать и поддерживать дружеские, сердечные отношения. Исторически представители палийской и санскритской традиций с опаской относились друг к другу, однако пришла пора оставить взаимное недоверие в прошлом.
Тибетский буддизм сочетает сутры и тантру, но мы должны остерегаться предвзятости и фанатизма. Много раз на различных встречах я предупреждал монахов и монахинь Таванга и других мест штата Аруначал-Прадеш об опасности предвзятости и фанатизма в политических вопросах. Например, я советовал им не поддерживать ни одну из партий на политических выборах. Лучше сохранять нейтралитет и беспристрастное отношение. Кроме того, есть монахи и монахини, а также миряне, которые слишком привязаны к своей религиозной школе. Если мы хотим взращивать гармонию, будет лучше воспринимать себя просто как последователей Будды.
На протяжении десятилетий я призываю монахов учиться и делать основной упор на классических буддийских текстах. Я поощряю это и в женских, и в мужских монастырях. Недостаточно только лишь выполнять церемонии. Бесконечно важно учиться. Недавно я принимал участие в семинаре по сутрам совершенной мудрости и был свидетелем философских диспутов в монастыре Ликир, которые могут послужить прекрасным примером для подражания. Местные монастыри должны поощрять своих монахов и монахинь поступать в великие монастыри-университеты, которые были возрождены в Индии.
Участники посвящения Калачакры слушают Его Святей-
шество Далай-ламу. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество упомянул об отвлечениях современного мира и о необходимости оградить от них монахов и монахинь. Он добавил, что нужно удостовериться, что три тренировки выполняются должным образом. Он также предостерег от того, что отступление от высоких стандартов может проходить плавно и незаметно, пока не станет уже слишком поздно. Его Святейшество сказал, что монастыри в Тибете в настоящее время контролируются коммунистической партией и правительством, поэтому так бесконечно важно, чтобы мы, жители свободных стран, пользовались преимуществами, которые нам дает свобода.
Заметив, что Ганден Три Ринпоче недавно проводил публичную беседу о тибетском языке, Его Святейшество сказал, что он поддерживает изучение тибетского языка не только из соображений верности родной стране. Главной причиной для изучения тибетского языка должно стать то, что на сегодняшний день это наиболее полный и точный посредник для выражения знаний традиций монастыря-университета Наланда. Возможно, это подтолкнет к изучению тибетского языка жителей других буддийских стран, например Монголии или российских буддийских республик. Его Святейшество добавил, что в молодости, когда он учился в Тибете, среди его сверстников были сотни великих ученых-философов из Монголии. Он рассказал, что когда впервые приехал в Монголию в 1979 году он и монголы не могли беседовать друг с другом, но без помех общались с помощью письменной речи. Даже в Тибете существует множество различных диалектов, но письменность для всех тибетцев едина.
«Некоторые полагают, что, проводя публичные беседы, я призываю к изучению тибетского языка из политических соображений, но на самом деле, если вы хотите понять содержание Кангьюра и Тенгьюра, вам просто необходимо знать тибетский язык. Сегодня, когда здесь собралось так много людей, я хочу поделиться с вами этими мыслями».
Его Святейшество сказал: «Итак, мы начинаем посвящение. У меня нет возможности объяснять каждую строфу, поэтому я проведу это посвящение со скоростью ракеты».
Его Святейшество Далай-лама дарует 33-е посвящение
Калачакры. Фото: Мануэль Бауэр.
Его Святейшество упомянул, что существуют различные мнения по поводу того, когда Будда впервые даровал посвящение Калачакры. Бутон Ринчен Друб говорил, что Будда даровал его через двенадцать месяцев после обретения пробуждения, в третий месяц года. С другой стороны, Такцанг Лоцава и Кхедруп Норсанг Гьяцо, тоже великие ученые-философы Калачакры, считают, что впервые Будда дал его за год до своей смерти.
В заключение Его Святейшество сказал: «Мы завершили семь посвящений вхождения, подобно ребенку, которые относятся к этапу зарождения, а также четыре высших посвящения, относящиеся к этапу завершения. Другими словами, мы закончили одиннадцать посвящений Калачакры, и на часах уже почти три дня, что не так уж плохо! Вчера я давал вам передачу шестиразовой гуру-йоги Калачакры.
«Практикующие тантру главным образом сосредоточены на этапе завершения, а нам в действительности необходимо сосредоточиться на зарождении бодхичитты и понимании пустоты. Чтобы постичь высшие этапы, необходимо заложить прочный фундамент».
Завтра Его Святейшество дарует посвящение долгой жизни (Белой Тары), а затем будет проведено подношение Его Святейшеству пуджи долгой жизни.
Перевод: Ольга Селезнева