В заключительный день 33-го посвящения Калачакры были проведены посвящение долгой жизни и подношение пуджи долгой жизни Его Святейшеству
14-07-2014, 22:46 | Напечатать
Лех, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 13 июля 2014 года – Свет полной луны еще серебрил вершины гор вокруг Лехской долины, когда ранним утром десятки тысяч человек начали стекаться в последний раз к месту проведения учений в Шивацели. Около семи утра Его Святейшество Далай-лама покинул свою резиденцию и направился в павильон для учений, останавливаясь по дороге, чтобы поприветствовать старых знакомых или подбодрить стариков и немощных. Заняв свое место на троне, он объявил:
Его Святейшество Далай-лама здоровается с пожилыми тибетца-
ми в начале заключительного дня 33-го посвящения Калачакры.
Фото:Мануэль Бауэр.«Сегодня я дарую посвящение долгой жизни Белой Тары. На подготовку мне нужно около 15 минут. Мне бы хотелось, чтобы вы посвятили это время чтению мантры “Ом мане падме хум”. Здесь собралось около 150 тысяч человек, если каждый из вас прочтет эту мантру тысячу раз, то она прозвучит здесь 150 миллионов раз ради блага всех живых существ. В прошлом тибетские учителя восхваляли мантры, потому что пока мы их читаем, мы не думаем о долголетии, богатстве и тому подобных вещах.
Авалокитешвара – божество сострадания, с которым тибетцев связывают особые узы. Он главный покровитель Тибета. За последние 60 лет на тибетцев в Тибете обрушились страшные беды. Тибет, с его долгой историей и богатым культурным наследием, сегодня под угрозой уничтожения. Мы должны направить все свои силы на то, чтобы сохранить тибетскую религию и культуру. Следуя по пути ненасилия, мы совершаем деяния, угодные всем Буддам, включая Авалокитешвару. Достигнем ли мы вскоре своих целей, опираясь на силу правды и прибежище в Трех драгоценностях, неизвестно, но, по крайней мере, мы будем стремиться к этому.
Было бы очень хорошо, если бы вы начитывали мантры Мани, понимая их значение. “Ом”, подобно “хри” обладает тройственным смыслом и обозначает тело, речь и ум. А тело, речь и ум обладают грубым, тонким и тончайшим аспектами. Пока мы находимся под влиянием негативных эмоций, мы не можем выбраться из круговорота бытия. А пока существуют завесы к всеведению, мы остаемся живыми существами. Как только мы преодолеем все препятствия, то обретем сознание Будды, когда тело, речь и ум становятся одного вкуса. Негативные эмоции и завесы к всеведению – это внешние факторы, и они могут быть устранены.
Слово “мани” означает “драгоценность” и подразумевает нечто, что воплощает наши желания, в данном случае бодхичитту, устремление помочь себе и другим. “Падме” значит “лотос” и олицетворяет мудрость понимания пустоты. “Хум” значит, что эти два нераздельны; свидетельствует о соединении мудрости и бодхичитты».
Его Святейшество совершил передачу мантры и предложил предварять начитывание мантры произнесением следующих строф:
Твои тысяча рук – это руки тысячи вселенских царей,
Твои тысяча глаз олицетворяют тысячу Будд этой благословенной кальпы,
Ты даруешь учения в соответствии с потребностями живых существ,
Тебе поклоняюсь я, благородный Авалокитешвара.
Пусть исполнятся молитвы всех Будд и бодхисаттв,
Пусть я обрету состояние Авалокитешвары,
И пусть все живые существа обретут его также.
Пусть все живые существа освободятся из круговорота бытия.
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение долгой жизни.
Фото: Мануэль Бауэр.Его Святейшество объяснил, что собирается даровать посвящение долгой жизни и что среди множества божеств, связанных с долголетием, Тара Колеса, исполняющего желания, – это очищенный аспект энергии ветра. Например, движения в нашем уме возникают благодаря этой энергии, которая обладает особым свойством помогать живым существам, устраняя препятствия для жизни.
«Давайте вознесем молитвы о благополучии всех тех, кто физически присутствует здесь, – сказал Его Святейшество, – а также за тибетцев в Тибете, особенно за больных, чьи болезни возникли в силу различных причин».
Его Святейшество также упомянул четыреста пятьдесят миллионов буддистов в Китае, в стране с самым многочисленным буддийским населением в мире, и людей со всего мира, посвящающих свою жизнь служению на благо других. Его Святейшество сказал, что проведет посвящение Тары Колеса, исполняющего желания, ради блага их всех. Он заметил, что многие люди в различных концах света сталкиваются с бедами, подвергаются жестокости со стороны многочисленных тиранов. Его Святейшество сказал: «Пусть угнетенные обретут освобождение». Он добавил, что читая молитву о принятии прибежища в Трех драгоценностях, его слушатели должны помнить, что все семь миллиардов людей Земли прямо или косвенно связаны с нами. Подобно нам самим, все они хотят счастья и не желают страданий.
Затем Его Святейшество выполнил ритуалы, устраняющие возможные помехи для посвящения. Катог Геце Ринпоче, которого Его Святейшество представил, сказав, что его линия передач восходит к Седьмому и Восьмому Далай-ламам, совершил подношение мандалы и трех ритуальных предметов, символизирующих просветленные тело, речь и ум.
Что касается практики тантры и разницы между буддийскими и индуистскими практиками, Его Святейшество упомянул, что в ходе бесед с одним выдающимся индуистским йогином выяснилось, что обе традиции обладают схожими практиками внутреннего тепла, кувшинного дыхания, переноса ума за пределы тела и работы с каналами и каплями. Однако из обсуждений с Кхуну Ламой Ринпоче Его Святейшество заключил, что различие между двумя этими традициями заключается в том, что буддийская тантра основана на понимании пустоты и включает визуализацию дворца медитационного божества, символизирующего 37 практик пробуждения. Буддийскую тантру невозможно практиковать без опоры на бодхичитту и некоторое понимание бессамостности. Затем Его Святейшество снова даровал собравшимся обеты бодхисаттв.
После завершения посвящения долгой жизни собравшимся раздали благословленные, и всеобщее внимание субстанции и внимание людей обратилось к подношению пуджи долгой жизни для Его Святейшества, также основанному на ритуалах Белой Тары, которое возглавил Ганден Три Ринпоче (Ризонг Ринпоче). Начали с чтения молитвы линии передач, в которой упоминаются индийские и тибетские учителя прошлого, а также четырнадцать Далай-лам.
Оракул Церинг Ченгна во время подношения пуджи долгой жизни Его
Святейшеству Далай-ламе. Фото: Мануэль Бауэр.В ходе ритуала была призвана оракул Церинг Ченга, или оракул Пяти сестер долголетия. Она собрала вокруг Его Святейшества Далай-ламы Ганден Три Ринпоче, Шарпу Чодже, Дрикунг Кьябгона, Сакья Дунгсе, Самдхонга Ринпоче и сикьонга. Призвали и государственного оракула Нечунга, который приблизился к павильону для учений, пройдя через зачарованную толпу. Он подошел к Его Святейшеству и выразил ему знаки почтения. В то же самое время среди собравшихся произошло около полудюжины случаев спонтанного вхождения божеств в тела людей. Этим медиумам, находившимся в трансе, помогали предстать перед Его Святейшеством, и после выражения ему знаков почтения, они возвращались в обычное свое состояние.
Ганден Три Ринпоче начал свою официальное восхваление с просьбы к Его Святейшеству жить долго; он прочел строфу из восхваления Авалокитешваре, написанную Седьмым Далай-ламой:
Почтение Арья Локешваре
Сострадание всех Будд-победителей десяти направлений,
Таких же многочисленных, как атомы бесконечных миров,
Глубоких, как океан, и привязанных, полностью привязанных, к живым существам,
Которые дали рождение совершенному великолепию чудесных достоинств
Известных как Авалокитешвара, великий проводник,
Драгоценная гора, на которую всем нам следует опираться.
Тебе я кланяюсь.
Когда представители традиции Джонанг поднесли Его Святейшеству огромную мандалу, открыв процессию подношений, прибыл главный министр штата Джамму и Кашмир Омар Абдуллах. Он тепло поприветствовал Его Святейшество и занял место около трона. По окончании подношения пуджи долгой жизни перед ладакцы выступили с песнями и танцами.
Затем последовало немало заключительных речей. Геше Кончок Намгьял, сопредседатель организационного комитета по проведению посвящения Калачакры, представил предварительный финансовый отчет, заверив, что вскоре будут оглашены и окончательные итоги. Доктор Тондуп Цеванг от имени членов организационного комитета выразил радость и удовлетворение в связи с успешным завершением учений, на которые приехало по примерным оценкам около 150 тысячи человек, среди них 86 тысяч местных жителей и тибетцев, 9 тысяч монахов и монахинь, 12 тысяч жителей Гималайского региона, 6 100 иностранцев из 73 стран мира, более 25 тысяч детей младше 15 лет и 10 тысяч добровольных помощников. Он удовлетворенно заметил, что все ресурсы для проведения учений были изысканы в ладакском регионе, а не привлечены извне.
Главный министр штата Омар Абдуллах. Фото: Мануэль Бауэр.Местный депутат Туптен Чеванг, исполнительный директор Ладакского автономного горного совета по развитию Ригзин Спалбар и министр городского развития Наванг Ригзин Джора, высоко оценили проведенное мероприятие, в ходе которого не было отмечено никаких несчастных случаев и других неприятных происшествий.
Главный министр штата Омар Абдуллах первым делом поблагодарил Его Святейшество и других почетных гостей. В своей проникновенной речи он вспомнил, как вместе с ладакцами встретил разрушительное наводнение, случившееся в 2010 году после проливных дождей, и сказал, что сегодня, в 2014 года, он счастлив разделить с жителями штата их величайший успех – 33-е посвящение Калачакры, проведенное в Ладаке. Благословение этого события, по его словам, еще долго будет способствовать ощущению мира и уверенности среди местных жителей. Он выразил и свое личное глубочайшее уважение и любовь к Его Святейшеству, сказав, что ему приносит несказанное удовлетворение то, что он впервые встретился с Далай-ламой на первом посвящении Калачакры в Ладаке в 1976 году, когда главным министром был его дед, затем во время второго посвящения Калачакры в их регионе, которое состоялось в Закскаре в 1988 году, когда главным министром был уже его отец, и сегодня, в третий раз, когда он сам стал главным министром. Он поблагодарил Его Святейшество за его визит от имени всех жителей штата Джамму и Кашмир.
Спустившись с трона для учений, Его Святейшество встал на краю сцены, чтобы в свою очередь сказать несколько напутственных слов.
«Посвящение Калачакры прошло очень хорошо и в начале, и в середине, и в конце. Я благодарю всех организаторов за их чудесный труд. Сегодня мы провели посвящение долгой жизни Белой Тары и подношение пуджи долгой жизни, в связи с которым Ганден Три Ринпоче исполнил соответствующие ритуалы на прошлой неделе. Я молюсь о том, чтобы я смог прожить долго.
Сегодня рядом с людьми здесь присутствует также множество богов, богинь и защитников. Я хочу поблагодарить их всех за поддержку и солидарность с нами. Согласно буддийскому описанию мира, есть множество различных видов существ; некоторых мы можем видеть, других нет. Один из моих друзей, ученый, однажды сказал мне, что я его сильно удивляю, поскольку несмотря на вполне научное мировоззрение, верю в существование множества других видов существ. Я объяснил ему, что дело не в суевериях, а скорее в простом принятии реальности. Как людям не следует совершать действия, приносящие вред, так и духам и другим существам я советую не становиться источниками бед для других.
Сегодня здесь с нами главный министр штата Джамму и Кашмир – он уже третий представитель своей семьи, занимающий этот пост. Шейх Абдуллах, друг и современник Пандита Неру, всегда относился к Тибету с огромной любовью. Фарук Абдуллах, его сын, мой добрый друг. Омар Абдуллах, молодой внук, присутствующий здесь, тоже друг тибетцев. Я хочу от всей души поблагодарить его за то, что они приехал сегодня к нам».
Обернувшись к главному министру, Его Святейшество сказал с юмором: «Я знаю, что ваша партия потеряла голоса на прошлых выборах; это случается время от времени. Когда политики, мои знакомые из самых разных уголков мира, теряют голоса избирателей, я часто напоминаю им, что это естественно для демократической системы, которая сама по себе очень хороша. Индия – самая густонаселенная демократическая страна мира, страна, где демократия глубоко укоренилась и стала одним из величайших благ.
Его Святейшество Далай-лама обращается к более чем 150 тыся-
чам участников 33-го посвящения Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.Людей, которые выступали прямо передо мной, я тоже знаю уже долгие годы. Я помню Туптена Чеванга еще с черными волосами, а сейчас он совсем седой. Я знаю Ригзинга Джору уже много лет; мы не просто знакомые, мы знаем умы друг друга; мы верные друзья.
В заключение я хочу сказать, что не принимаю подношений за дарование учений. Так же, как и Целей Рангдол, я считаю, что взимать плату за учения все равно, что продавать Дхарму. Я глубоко благодарен за чудесное подношение мандалы, которое совершили представители школы джонанг, и я очень прошу вас забрать мандалу с собой и использовать ее в вашем монастыре в Шимле.
Больше мне нечего добавить, кроме просьбы обратить ваши умы к Дхарме. Спасибо всем!»
Затем Его Святейшество провел короткую частную встречу с некоторыми гостями, в то время как собравшимся объявили, что широкая публика сможет увидеть песочную мандалу. Завершив встречу, Его Святейшество, улыбаясь и махая своим сторонникам рукой, останавливаясь по пути, чтобы утешить старых и немощных, сел в машину и уехал в свою резиденцию.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама здоровается с пожилыми тибетца-
ми в начале заключительного дня 33-го посвящения Калачакры.
Фото:Мануэль Бауэр.
Авалокитешвара – божество сострадания, с которым тибетцев связывают особые узы. Он главный покровитель Тибета. За последние 60 лет на тибетцев в Тибете обрушились страшные беды. Тибет, с его долгой историей и богатым культурным наследием, сегодня под угрозой уничтожения. Мы должны направить все свои силы на то, чтобы сохранить тибетскую религию и культуру. Следуя по пути ненасилия, мы совершаем деяния, угодные всем Буддам, включая Авалокитешвару. Достигнем ли мы вскоре своих целей, опираясь на силу правды и прибежище в Трех драгоценностях, неизвестно, но, по крайней мере, мы будем стремиться к этому.
Было бы очень хорошо, если бы вы начитывали мантры Мани, понимая их значение. “Ом”, подобно “хри” обладает тройственным смыслом и обозначает тело, речь и ум. А тело, речь и ум обладают грубым, тонким и тончайшим аспектами. Пока мы находимся под влиянием негативных эмоций, мы не можем выбраться из круговорота бытия. А пока существуют завесы к всеведению, мы остаемся живыми существами. Как только мы преодолеем все препятствия, то обретем сознание Будды, когда тело, речь и ум становятся одного вкуса. Негативные эмоции и завесы к всеведению – это внешние факторы, и они могут быть устранены.
Слово “мани” означает “драгоценность” и подразумевает нечто, что воплощает наши желания, в данном случае бодхичитту, устремление помочь себе и другим. “Падме” значит “лотос” и олицетворяет мудрость понимания пустоты. “Хум” значит, что эти два нераздельны; свидетельствует о соединении мудрости и бодхичитты».
Его Святейшество совершил передачу мантры и предложил предварять начитывание мантры произнесением следующих строф:
Твои тысяча рук – это руки тысячи вселенских царей,
Твои тысяча глаз олицетворяют тысячу Будд этой благословенной кальпы,
Ты даруешь учения в соответствии с потребностями живых существ,
Тебе поклоняюсь я, благородный Авалокитешвара.
Пусть исполнятся молитвы всех Будд и бодхисаттв,
Пусть я обрету состояние Авалокитешвары,
И пусть все живые существа обретут его также.
Пусть все живые существа освободятся из круговорота бытия.
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение долгой жизни.
Фото: Мануэль Бауэр.
«Давайте вознесем молитвы о благополучии всех тех, кто физически присутствует здесь, – сказал Его Святейшество, – а также за тибетцев в Тибете, особенно за больных, чьи болезни возникли в силу различных причин».
Его Святейшество также упомянул четыреста пятьдесят миллионов буддистов в Китае, в стране с самым многочисленным буддийским населением в мире, и людей со всего мира, посвящающих свою жизнь служению на благо других. Его Святейшество сказал, что проведет посвящение Тары Колеса, исполняющего желания, ради блага их всех. Он заметил, что многие люди в различных концах света сталкиваются с бедами, подвергаются жестокости со стороны многочисленных тиранов. Его Святейшество сказал: «Пусть угнетенные обретут освобождение». Он добавил, что читая молитву о принятии прибежища в Трех драгоценностях, его слушатели должны помнить, что все семь миллиардов людей Земли прямо или косвенно связаны с нами. Подобно нам самим, все они хотят счастья и не желают страданий.
Затем Его Святейшество выполнил ритуалы, устраняющие возможные помехи для посвящения. Катог Геце Ринпоче, которого Его Святейшество представил, сказав, что его линия передач восходит к Седьмому и Восьмому Далай-ламам, совершил подношение мандалы и трех ритуальных предметов, символизирующих просветленные тело, речь и ум.
Что касается практики тантры и разницы между буддийскими и индуистскими практиками, Его Святейшество упомянул, что в ходе бесед с одним выдающимся индуистским йогином выяснилось, что обе традиции обладают схожими практиками внутреннего тепла, кувшинного дыхания, переноса ума за пределы тела и работы с каналами и каплями. Однако из обсуждений с Кхуну Ламой Ринпоче Его Святейшество заключил, что различие между двумя этими традициями заключается в том, что буддийская тантра основана на понимании пустоты и включает визуализацию дворца медитационного божества, символизирующего 37 практик пробуждения. Буддийскую тантру невозможно практиковать без опоры на бодхичитту и некоторое понимание бессамостности. Затем Его Святейшество снова даровал собравшимся обеты бодхисаттв.
После завершения посвящения долгой жизни собравшимся раздали благословленные, и всеобщее внимание субстанции и внимание людей обратилось к подношению пуджи долгой жизни для Его Святейшества, также основанному на ритуалах Белой Тары, которое возглавил Ганден Три Ринпоче (Ризонг Ринпоче). Начали с чтения молитвы линии передач, в которой упоминаются индийские и тибетские учителя прошлого, а также четырнадцать Далай-лам.
Оракул Церинг Ченгна во время подношения пуджи долгой жизни Его
Святейшеству Далай-ламе. Фото: Мануэль Бауэр.
Ганден Три Ринпоче начал свою официальное восхваление с просьбы к Его Святейшеству жить долго; он прочел строфу из восхваления Авалокитешваре, написанную Седьмым Далай-ламой:
Почтение Арья Локешваре
Сострадание всех Будд-победителей десяти направлений,
Таких же многочисленных, как атомы бесконечных миров,
Глубоких, как океан, и привязанных, полностью привязанных, к живым существам,
Которые дали рождение совершенному великолепию чудесных достоинств
Известных как Авалокитешвара, великий проводник,
Драгоценная гора, на которую всем нам следует опираться.
Тебе я кланяюсь.
Когда представители традиции Джонанг поднесли Его Святейшеству огромную мандалу, открыв процессию подношений, прибыл главный министр штата Джамму и Кашмир Омар Абдуллах. Он тепло поприветствовал Его Святейшество и занял место около трона. По окончании подношения пуджи долгой жизни перед ладакцы выступили с песнями и танцами.
Затем последовало немало заключительных речей. Геше Кончок Намгьял, сопредседатель организационного комитета по проведению посвящения Калачакры, представил предварительный финансовый отчет, заверив, что вскоре будут оглашены и окончательные итоги. Доктор Тондуп Цеванг от имени членов организационного комитета выразил радость и удовлетворение в связи с успешным завершением учений, на которые приехало по примерным оценкам около 150 тысячи человек, среди них 86 тысяч местных жителей и тибетцев, 9 тысяч монахов и монахинь, 12 тысяч жителей Гималайского региона, 6 100 иностранцев из 73 стран мира, более 25 тысяч детей младше 15 лет и 10 тысяч добровольных помощников. Он удовлетворенно заметил, что все ресурсы для проведения учений были изысканы в ладакском регионе, а не привлечены извне.
Главный министр штата Омар Абдуллах. Фото: Мануэль Бауэр.
Главный министр штата Омар Абдуллах первым делом поблагодарил Его Святейшество и других почетных гостей. В своей проникновенной речи он вспомнил, как вместе с ладакцами встретил разрушительное наводнение, случившееся в 2010 году после проливных дождей, и сказал, что сегодня, в 2014 года, он счастлив разделить с жителями штата их величайший успех – 33-е посвящение Калачакры, проведенное в Ладаке. Благословение этого события, по его словам, еще долго будет способствовать ощущению мира и уверенности среди местных жителей. Он выразил и свое личное глубочайшее уважение и любовь к Его Святейшеству, сказав, что ему приносит несказанное удовлетворение то, что он впервые встретился с Далай-ламой на первом посвящении Калачакры в Ладаке в 1976 году, когда главным министром был его дед, затем во время второго посвящения Калачакры в их регионе, которое состоялось в Закскаре в 1988 году, когда главным министром был уже его отец, и сегодня, в третий раз, когда он сам стал главным министром. Он поблагодарил Его Святейшество за его визит от имени всех жителей штата Джамму и Кашмир.
Спустившись с трона для учений, Его Святейшество встал на краю сцены, чтобы в свою очередь сказать несколько напутственных слов.
«Посвящение Калачакры прошло очень хорошо и в начале, и в середине, и в конце. Я благодарю всех организаторов за их чудесный труд. Сегодня мы провели посвящение долгой жизни Белой Тары и подношение пуджи долгой жизни, в связи с которым Ганден Три Ринпоче исполнил соответствующие ритуалы на прошлой неделе. Я молюсь о том, чтобы я смог прожить долго.
Сегодня рядом с людьми здесь присутствует также множество богов, богинь и защитников. Я хочу поблагодарить их всех за поддержку и солидарность с нами. Согласно буддийскому описанию мира, есть множество различных видов существ; некоторых мы можем видеть, других нет. Один из моих друзей, ученый, однажды сказал мне, что я его сильно удивляю, поскольку несмотря на вполне научное мировоззрение, верю в существование множества других видов существ. Я объяснил ему, что дело не в суевериях, а скорее в простом принятии реальности. Как людям не следует совершать действия, приносящие вред, так и духам и другим существам я советую не становиться источниками бед для других.
Сегодня здесь с нами главный министр штата Джамму и Кашмир – он уже третий представитель своей семьи, занимающий этот пост. Шейх Абдуллах, друг и современник Пандита Неру, всегда относился к Тибету с огромной любовью. Фарук Абдуллах, его сын, мой добрый друг. Омар Абдуллах, молодой внук, присутствующий здесь, тоже друг тибетцев. Я хочу от всей души поблагодарить его за то, что они приехал сегодня к нам».
Обернувшись к главному министру, Его Святейшество сказал с юмором: «Я знаю, что ваша партия потеряла голоса на прошлых выборах; это случается время от времени. Когда политики, мои знакомые из самых разных уголков мира, теряют голоса избирателей, я часто напоминаю им, что это естественно для демократической системы, которая сама по себе очень хороша. Индия – самая густонаселенная демократическая страна мира, страна, где демократия глубоко укоренилась и стала одним из величайших благ.
Его Святейшество Далай-лама обращается к более чем 150 тыся-
чам участников 33-го посвящения Калачакры. Фото: Мануэль
Бауэр.
В заключение я хочу сказать, что не принимаю подношений за дарование учений. Так же, как и Целей Рангдол, я считаю, что взимать плату за учения все равно, что продавать Дхарму. Я глубоко благодарен за чудесное подношение мандалы, которое совершили представители школы джонанг, и я очень прошу вас забрать мандалу с собой и использовать ее в вашем монастыре в Шимле.
Больше мне нечего добавить, кроме просьбы обратить ваши умы к Дхарме. Спасибо всем!»
Затем Его Святейшество провел короткую частную встречу с некоторыми гостями, в то время как собравшимся объявили, что широкая публика сможет увидеть песочную мандалу. Завершив встречу, Его Святейшество, улыбаясь и махая своим сторонникам рукой, останавливаясь по пути, чтобы утешить старых и немощных, сел в машину и уехал в свою резиденцию.
Перевод: Ольга Селезнева