В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы

27-03-2015, 00:43  |  Напечатать

Дели, Индия, 25 марта 2015 года – Второй день конференции, посвященной вопросам науки, нравственности и образования в университете Дели, начался около 9 утра с доклада Клиффорда Сарона, одного из давних сотрудников института «Ум и жизнь». В настоящее время он руководит проектом по исследованию шаматхи, и его доклад был посвящен тому, как созерцательные практики можно использовать для ментальных и эмоциональных тренировок при подготовке учителей. Он поделился с Его Святейшеством Далай-ламой, что еще в 2009 году задался вопросом, как поощрять обычных людей исследовать свой ум, и ответил, что над этим должны трудиться ученые, такие люди, как он сам. Клиффорд Сарон добавил, что за последние годы интерес к умению контролировать свой ум неимоверно возрос, но он не всегда направлен на благие цели, и привел в пример такое рекламное объявление: «Хочешь разбогатеть на Уолл-стрит – начни медитировать»

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Второй день конференции по вопросам науки, нравственности и
образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
С помощью ярких диаграмм Сарон проиллюстрировал такие идеи, как объектный подход, дематериализация, мета-осознанность, а также апертура, ясность, стабильность и усилие при тренировках медитативного покоя ума и эмоционального равновесия в рамках проекта «Шаматха». Эти параметры позволяют проводить более точную оценку того, как в течение трех месяцев изменяются процессы, связанные с вниманием, психикой и эмоциями.

Его Святейшество еще раз высказал свой интерес, о котором он упоминал и раньше, к различию между неконцептуальными и концептуальными мыслями. Он обратил внимание слушателей на то, что есть разница между тем, как объект воспринимается органами чувств, образами объекта, возникающими в уме, и тем, что исследователи могут обнаружить, изучая ментальный уровень практики. Он заметил: «Есть разница, сосредотачиваетесь вы на внешнем объекте или на уме, как таковом». И посоветовал использовать ум как объект сосредоточения.

Раджан Чанди, который как и Радхика Херзбергер, преподает в школе «Риши Вэлли», начал свой доклад, упомянув о широко распространенном мнении, что медитация означает полную остановку мыслей в уме. Он кратко обрисовал трехэтапный подход к получению знаний, свойственный древней индийской практике, который включает прослушивание лекций учителя или чтение книг, затем размышление о полученных знаниях, и наконец вы проникаетесь этим знанием в ходе медитаций и оно становится частью вас.

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Раджан Чанди выступает с докладом на конференции по вопросам
науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Во второй части своего выступления Чанди предположил, что было бы замечательно, если бы студенты поразмышляли о том, каким будет социальное развитие, если оно движимо эгоизмом, а не заботой о благополучии других. Он добавил, что если бы Индия продолжила следовать по стопам Соединенных Штатов, ее наводнили бы миллионы автомобилей, загрязняющих воздух и создающих колоссальные заторы на дорогах. Еще один пример необходимости переоценить происходящее – использование алюминия, без которого немыслима современная жизнь. Алюминий получают из боксита, алюминиевой руды, однако в Индии добыча боксита означает вырубку лесов и переселение коренных народностей, зависящих от земли. Вопрос, который он хотел бы предложить своим ученикам, представителям поколения будущего, есть ли этому альтернатива?

Его Святейшество заметил: «Вы говорите о том, что мы называем аналитической медитацией, которая ведет к випашьяне, или проникновению в суть вещей. Вы подняли очень важные вопросы о долгосрочных последствиях нашего пагубного, эгоистического отношения. Если, с другой стороны, мы помогаем другим, то обретаем друзей и счастье. Я очень благодарен за ваши слова».

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Нандини Чаттерджи-Сингх выступает на конференции по вопросам
науки, нравственности и образования в университете Дели. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Нандини Чаттерджи-Сингх, когнитивный нейролог, сотрудница Национального центра исследования мозга, рассказала в своем докладе об исследовании взаимосвязей между музыкой и эмоциями. Она отметила, что эмоции играют центральную роль в человеческом существовании и считается, что каждая рага классической северно-индийской музыки нацелена на пробуждение определенных эмоций. Поведенческое интернет-исследование показало, что раги вызывают различные эмоциональные реакции, некоторые из них поднимают настроение, другие успокаивают и умиротворяют. Она заметила, что имеет большое значение, спокоен ли учитель, когда он входит в класс, и предположила, что прослушивание музыки перед уроками могло бы помочь учителям обрести душевное равновесие. Подобным образом, и студенты станут учиться лучше, если их день будет начинаться с умиротворяющей музыки.

Его Святейшество ответил: «Я знаю, что многие с удовольствием слушают музыку, и мне следует поддержать ваше начинание, но я сам довольно равнодушен к музыке. Однако, если вы полагаете, что она может оказать благотворное влияние, я бы поддержал идею играть музыку в таких горячих точках, как Сирия, где люди убивают себе подобных!»

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Его Святейшеству Далай-ламе вручают диплом почетного доктора
монгольской Академии наук. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В начале дневной сессии делегаты из Монголии попросили Его Святейшество стать почетным доктором монгольской Академии наук. Он сказал: «Это звание исполнено для меня особого смысла, ведь Монголию и Тибет связывают давние отношения. В 13-м веке Сакья Пхакпа принес традицию монастыря-университета Наланды в Монголию. Один из моих предшественников Сонам Гьяцо совершил путешествие в Монголию, где и умер. Его нарекли монгольским именем – Далай-лама.

Когда я впервые побывал в вашей стране в 1979 году, в ней все еще правили коммунисты, но в монастыре Ганден монахи читали молитвы на тибетском языке и от усердия их лица были красными. В те времена у меня не было монгольского переводчика, мы со старшими монахами общались с помощью письменного тибетского. Сегодня монголы обрели свободу, а мы, тибетцы, еще не решили наших проблем. В Тибете в прежние времена было много замечательных монгольских ученых-философов. Мой главный напарник по проведению монастырских диспутов тоже был монголом по имени Нгодуп Цогньи».

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Янджинсурен Содномдордж выступает с докладом о буддийских
нравственных аспектах в системе образования в Монголии. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Янджинсурен Содномдордж, преподаватель буддийской философии и истории происхождения монгольской религии, подробно рассказала о буддийских нравственных аспектах в системе образовании в Монголии. С целью шире распространить знания и осведомленность о том, что значит быть достойным студентом и гражданином, публикуются учебные пособия «Обучение гражданина» на современном монгольском языке, предназначенные для учеников младших, средних и старших школ.

Его Святейшество сказал, что на него произвела огромное впечатление глубина ее исследования. В качестве примера благотворного эффекта, который оказывает буддийская культура, Его Святейшество рассказал о тибетских мусульманах, следующих родной религии, но глубоко впитавших буддийскую культуру. Один из тибетских мусульман рассказывал Его Святейшеству, что во время паломничества в Мекку ничего не мог с собой поделать и испытал жгучее сострадание к животному, которое принесли в жертву согласно обычаю.

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Кимберли Шонерт-Рейчл выступает с докладом о социальном и эмо-
циональном обучении. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Кимберли Шонерт-Рейчл, начавшая свою карьеру как учитель и впоследствии ставшая психологом в сфере образования и сотрудником института «Ум и жизнь», говорила о программе воспитания сердца «Созерцательные науки в современных школах». Она рассказала о неожиданных данных исследования, которое продемонстрировало неимоверную важность проведения социального и эмоционального обучения (SEL) среди школьников. Социальные и эмоциональные навыки позволяют детям стать счастливее и понять, что быть хорошими полезно им самим. Британская Колумбия – лидер по внедрению программ социального и эмоционального обучения, где они введены с детского сада до старшей школы. Госпожа Шонерт-Рейчл рассказала об усилении эмпатии после того, как не только школьники, но и учителя начали принимать участие в программе SEL. Его Святейшество лично посетил несколько таких школ в конце прошлого года, во время своего четвертого визита в канадскую провинцию Британская Колумбия.

Когда пришло время ответить на вопросы из зала, Шантум Сетх спросил Его Святейшество, возможно ли обучать пониманию пустоты в школах.

«Не знаю, – ответил Его Святейшество. – Практика понимания пустоты, или шуньяты, требует огромных мыслительных усилий, серьезной подготовки, прослушивания учений, размышлений и медитаций над полученными знаниями, о чем уже говорилось раньше. Основная идея в том, что не существует независимого “я”, в чем сходятся все четыре школы буддийской мысли. В 60-х годах прошлого века, хотя я следовал мадхьямака-прасангике, мне кажется, мое воззрение ближе к мадхьямака-сватантрике, если судить по древним текстам. Постепенно ощущение понимания становится все сильнее.

В Дели прошел второй день конференции «Наука, нравственность и образование» с участием Далай-ламы
Второй день конференции по вопросам науки, нравственности и
образования в университете Дели. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
«Буддийский подход опирается на использование интеллектуальных способностей в полной мере. Это не так просто. Много лет назад я рассказал о достигнутом понимании Лингу Ринпоче, моему главному наставнику и монаху, давшему мне полное посвящение. Он тогда ответил: “Вскоре ты станешь йогином пространства”, что придало мне воодушевления. Позвольте дать напутствие и вам, монгольским и тибетским студентам, о том, что необходимо взращивать оба аспекта пути – метод и мудрость. Тогда ваши умы обретут мир и спокойствие».

Профессор Т. Н. Мадан произнес слова благодарности. Анурадха Шарма зачитал финансовый отчет конференции, а Минакши Тхапан поблагодарил всех организаторов встречи.

На прощание Его Святейшество сказал: «Мы провели эти два дня с большой пользой. Я узнал кое-что новое, и теперь будет замечательно, если вы начнете обсуждать услышанное здесь между собой. Анализ приносит много пользы. Я хочу также поблагодарить Университет Дели за организацию этой встречи; я с нетерпением жду новых встреч в будущем. Хочу поделиться – я начал размышлять над проведением встречи по теме “Диалог квантовых физиков и последователей философской школы мадхьямака”, который может принести огромную пользу».

Завтра рано утром Его Святейшество возвращается домой в Дхарамсалу.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 1 936  |  Тэги: Индия Дели
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» приглашает на цикл семинаров «Прибежище в Трех драгоценностях»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» открыл регистрацию на новый модуль международной учебной программы «Открытие буддизма» по теме «Прибежище в Трех драгоценностях». В ходе этого цикла ...

Тибет: мощный оползень вблизи города Чамдо связан с китайскими горнодобывающими проектами
Мощный оползень, сошедший с горного массива вблизи города Чамдо исторической провинции Кхам, связан с горнодобывающими и строительными проектами в регионе. По информации Синьхуа, стихийное бедствие ...

Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» запускает онлайн версию курса «Открытие буддизма»
Московский буддийский центр «Ганден Тендар Линг» планирует запустить онлайн версию курса «Открытие буддизма». Это старейший курс центра, самый популярный курс в центрах ФПМТ по всему миру. Он ...

Основные разделы сайта