Далай-лама продолжил встречи со студентами и преподавателями Стэнфорда
15-10-2010, 22:06 | Напечатать
14 октября Его Святейшество Далай-лама выступил перед студентами, преподавателями и сотрудниками Стэнфордского университета с лекцией «Ведущая роль сострадания в жизни людей и общества». Послушать лидера тибетских буддистов собралось более 6500 человек.
В начале своего выступления Его Святейшество рассказал, что всегда считал такого рода встречи очень полезными, поскольку они дают ему не только возможность поделиться с другими своими взглядами, но и помогают по-новому взглянуть на некоторые проблемы, благодаря вопросам, которые задают слушатели.
Напомнив, что в основе своей все люди одинаково стремятся к счастью, Далай-лама сказал, что сегодня, отчетливое чувство собственной обособленности, отличавшее людей в древние времена, уступает место пониманию всеобщей взаимосвязи. Мы нуждаемся в подлинной дружбе, основанной на доверии. Доверие же, по словам Далай-ламы, является следствием прозрачности и порядочности, а одно из основных условий выживания это сострадательная мотивация.
Его Святейшество выделил три основных подхода к продвижению основополагающих человеческих ценностей: теистический, нетеистический подходы и подход, опирающийся на светскую этику. Последователи теистических религий верят в бога-творца, который суть бесконечная любовь. Они полностью полагаются на волю бога и через свою веру способствуют развитию человеческих ценностей. Те, кто принадлежит к нетеистическим религиям, опираются в своих действиях на закон причинно-следственной связи. Для них уважение человеческих ценностей является залогом достижения личного счастья. Третий подход, основанный на светской этике, адресован тем, кто не является верующими.
Далай-лама заметил, что некоторые религиозные деятели полагают, что этика и мораль должны основываться исключительно на религиозной вере. Но он считает, что это слишком узкий взгляд. Ведь неверующие люди также стремятся к счастью, как и верующие. А потому необходимо развивать светскую этику как способ достижение внутреннего умиротворения. При этом, по словам Его Святейшества, секуляризм не означает отказа от религии, а скорее характеризуется равным уважением ко всем религиям без исключения, как это происходит, например, в Индии.
Далее Его Святейшество выделил три основных обоснования необходимости развивать светскую этику. Первое соображение – это опыт, который переживают все живые существа. Когда ребенок появляется на свет, его мать проявляет о нем огромную заботу. Ребенок же в раннем возрасте хотя и не осознает еще природу своих отношений с матерью, но уже всецело полагается на нее. Это верно также и для животных. По словам Далай-ламы именно его мать посеяла в его душе зерно сострадания, которое в дальнейшем он старался взращивать посредством буддийских практик.
О необходимости развития светской этики говорит и наш здравый смысл. Здравый смысл подсказывает нам, что деньги способны принести лишь временное или поверхностное удовлетворение. Материальные ценности не могут дать внутреннего покоя, достичь которого можно только через сердечную теплоту.
В качестве третьего обоснования Его Святейшество указал на имеющиеся научные данные о благотворном влиянии этичного поведения на человеческий организм. Исследования показали, что постоянное чувство страха и ненависти разрушают иммунную систему, в то время как у людей спокойных и сострадательных напротив организм зачастую становится более крепким.
В качестве примера Далай-лама рассказал о докладе, представленном на одной из конференций, в котором приводились данные о том, что люди, постоянно сосредоточенные на себе (говорившие «я», «мне», «мое»), подвергаются большему риску инфаркта.
Его Святейшество подчеркнул особую важность совершенствования умственной деятельности. Если раньше люди в основном полагались на молитвы в решении своих проблем, то затем на смену молитвам пришли достижения научно-технического прогресса. Однако сегодня люди видят, что и современные методы решения проблем, связанные с научно-техническими достижениями, имеют свои ограничения. Таким образом, внимание переносится на важность умственного и психического здоровья. Люди все больше осознают, что основой внутреннего умиротворения является лишь спокойный ум, а не транквилизаторы, наркотики или алкоголь. Внутренний мир это разновидность состояния ума, и достичь его можно посредством развития умственной деятельности.
По словам Далай-ламы, ученые испытывают все возрастающий интерес именно к этой области, и в качестве примера привел исследования, которые ведутся сегодня в Стэнфордском университете, Университете Висконсина в Мэдисоне и Университете Эмори в Атланте.
После выступления Далай-лама ответил на вопросы. Он объяснил, как надо практиковать сострадание, как включить вопросы внутреннего развития в систему образования, и что могут сделать современные молодые люди, вроде собравшихся в аудитории студентов университета, для того чтобы 21 век стал лучше 20, который можно справедливо назвать веком насилия.
В завершение встречи Его Святейшество призвал молодых людей задуматься о том, как сделать 21 век более сострадательным и мирным. Он сказал, что они должны прийти к твердому убеждению, что единственно возможный путь поиска решения проблем лежит через диалог.
Во второй половине дня Далай-лама посетил Стэнфордскую Мемориальную церковь, где выступил с лекцией перед обширной аудиторией. После выступления он ответил на вопросы собравшихся. Отвечая на вопрос о смертной казни, Его Святейшество указал на то, что основные аргументы в пользу смертной казни это то, что через нее совершается возмездие, а также такая мера действует в качестве устрашения. Однако если рассмотреть практику применения смертной казни, например в Китае, то мы увидим, что ни тот, ни другой аргумент не работают. По его словам смертная казнь не сдерживает преступность и коррупцию. Одновременно в странах, отказавшихся от смертной казни, мы не наблюдаем всплеска преступности или коррупции. Далай-лама полагает, что более эффективных средством может стать пожизненное заключение, которое одновременно будет играть роль сдерживающего фактора и сможет предоставить возможность заключенному заняться собственным развитием. Его Святейшество сказал, что стал одним из людей, поставивших свои подписи под кампанией за отмену смертной казни, развернутой несколько лет назад организацией «Международная амнистия».
Вернувшись в гостиницу, Далай-лама встретился со студентами, преподавателями и учеными, большинство из которых были китайцами.
Во время этой встречи Его Святейшество говорил о необходимости свободы личности для развития общества и каждого отдельно взятого человека. По его словам, КНР, будучи самой густонаселенной страной в мире, должна вступить на более конструктивный и эффективный путь развития. Еще до событий на площади Тяньанмень Далай-лама делал попытки общения с китайскими людьми, но это было связано с большими трудностями. После событий на площади Тяньанмень получать отклик от китайцев стало легче. Далай-лама сказал, что с 2008 года все больше и больше китайцев стали интересоваться тибетским вопросом. Говоря о тибетском вопросе, Его Святейшество еще раз напомнил, что он не добивается независимости (за что его критикуют многие тибетцы), однако китайское правительство упорно навешивает на него ярлык сепаратиста. По его словам проблема Тибета создана людьми, а значит, ее можно разрешить.
Его Святейшество также ответил на вопросы собравшихся. Говоря о том, что люди могут сделать, чтобы помочь разрешить тибетский вопрос, он сказал, что необходимо как можно шире распространять информацию о реальном положении вещей. По словам Далай-ламы, трудолюбие китайского народа всегда вызывало в нем глубокое уважение. Он также указал, что проблема заключается в недопонимании, которое возникает по вине китайского правительства, а решение, к которому призывает Далай-лама, принесет выгоду всем заинтересованным сторонам.
Отвечая на другой вопрос, Далай-лама сказал, что разделяет современную историю Китая на четыре эпохи. Во времена Мао Цзэдуна ведущую роль играла идеология, при Дэн Сяопине указывалось на необходимость достижения богатства, при Чжан Цзэмине китайская компартия старалась охватить разные секторы китайского общества, а при Ху Цзиньтао упор делает на достижение гармонии в обществе. По словам Его Святейшества, для развития гармоничного общества необходимы свобода личности, свободный обмен информацией и прочие свободы. Далай-лама полагает, что недавние заявления Вэнь Цзибао позволяют надеяться на перемены в ближайшем будущем.
В ответ на вопрос о взаимоотношении политики и религии Далай-лама сказал, что, по его мнению, религия и политика должны быть разделены. В качестве примера он напомнил, что с некоторых пор в тибетским правительством в изгнании руководить избираемый лидер. Однако, по словам Далай-ламы, политические лидеры должны обладать высокими духовными качествами.
В завершение встречи Далай-лама обратился к молодым китайцам с призывом взять на себя ответственность за то, чтобы сделать текущее столетие более счастливым для всех людей на земле. Указывая на присутствовавшего на встрече пожилого китайского профессора, Далай-лама сказал, что такие люди как этот профессор и сам Далай-лама принадлежат уже к прошлому веку. А у молодых людей впереди еще 90 лет, чтобы что-то изменить к лучшему.