В Дхарамсале отпраздновали столетие со дня основания Института тибетской медицины и астрологии
25-03-2016, 15:16 | Напечатать
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 23 марта 2016 года – Сад Тхекчен Чолинга радовал глаз цветами и украшениями из парчи, развешенными в честь празднования столетия со дня основания Института тибетской медицины и астрологии Менциканг. Сикьонг вместе с бывшими и нынешними членами кашага, а также спикер и депутаты тибетского парламента в изгнании собрались на сцене, установленной в храмовом комплексе Цуглакханг.
Его Святейшество Далай-лама приветствует тибетцев во дворе
главного тибетского храма. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)В толпе царило радостное ожидание, тибетцы, стар и млад, наводнившие двор, с нетерпением ждали прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Внезапно воздух разрезала барабанная дробь и заиграл оркестр тибетских школьников – это Его Святейшество показался в воротах своей резиденции. Улыбаясь и махая рукой счастливой толпе, Далай-лама прошествовал через сад в сопровождении членов правительства штата Химачал-Прадеш и занял свое место.
Кратко объяснили тройную значимость сегодняшнего праздника. В этом году исполнилось сто лет со дня основания Менциканга Тринадцатым Далай-ламой в Лхасе. Сегодня также 55 лет с того дня, как институт был вновь учрежден уже в изгнании Его Святейшеством Далай-ламой. Кроме того, 320 лет тому назад в этот день Пятый Далай-лама учредил медицинскую школу на священном холме Чагпори в Лхасе.
Все присутствующие встали, когда зазвучал тибетский национальный гимн. Подали чай и сладкий рис. Преподаватели и студенты Менцикханга исполнили песню, сочиненную специально по этому случаю, а директор института Таши Церинг обратился с речью сначала на английском языке, а затем на тибетском. Он поприветствовал Его Святейшество, высокопоставленных лиц и всех гостей. Он еще раз подчеркнул, что задача института – сберечь тибетское искусство врачевания, сова ригпа, ради блага всего человечества. Он поблагодарил преподавателей и студентов института за чудесный вклад в общее дело. Таши Церинг рассказал, что Его Святейшество Далай-лама, вновь учреждая Менцикханг в 1961 году и назначая первого врача, доктора Еши Дхондена, заметил, что это скромное начало, но со временем тибетская медицина докажет свою состоятельность.
Директор добавил, что медицинская школа на холме Чагпори в Тибете разрушена и хотя в Лхасе удалось сохранить Менциканг, большинство его ведущих врачей были брошены в китайские застенки. Ярким примером тому доктора Тензин Чодак и Лобсанг Вангьял, которые после долгих лет, проведенных в тюремном заключении, в конце концов присоединились к Менцикангу в изгнании. Он упомянул о сотрудничестве, которое развивается между Менцикангом и транс-гималайскими штатами Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Аруначал-Прадеш и Сикким. Он напомнил о конференции, созванной в Самье тибетским царем Трисонгом Деценом, на которую собрались врачеватели тибетской, китайской, индийской медицинских традиций, а также представители медицинской системы юнани из Персии и Афганистана. Итоги той встречи позже были изложены в Четырех медицинских тантрах Ютоком Ёнтеном Гонпо младшим (1126-1202). Директор завершил свою речь, процитировав слова Его Святейшества: «Всем людям нужны здоровый ум и здоровое тело, и мы, тибетцы, хоть и живем в изгнании, можем помочь им этого достичь».
Студенты и сотрудники Менциканга исполняют песню, специально
написанную к столетию Института. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)К микрофону пригласили Шри Тхакура Сингха Бхармори, министра лесного хозяйства правительства штата Химачал-Прадеш. Он выразил восхищение дальновидностью Его Святейшества, учредившего Менциканг вскоре после прибытия в изгнание, и отметил, сколь сильно это событие повлияло на нынешнее состояние тибетской медицины. По его мнению, традиционные медицинские школы должны поддерживать и дополнять друг друга. Заметив, что Транс-гималайский регион славится лекарственными растениями, он напомнил, что мы должны благоразумно относиться к щедротам матери-природы.
Шри Каран Сингх, министр йоги и аюрведы, признался собравшимся, что не верит своему счастью – ведь ему выпала честь сидеть подле Его Святейшества. Он добавил, что как специалиста его очень впечатляет работа Института тибетской медицины и астрологии. С тех пор, как традиционная тибетская медицина, сова ригпа, была официально признана правительством Индии в 2010 году, он с радостью способствует ее распространению в Индии и за границей.
Шри Рави Тхакур, член законодательного собрания округа Лахул и Спити, стародавний друг тибетцев и приверженец Менциканга, выразил благодарность Его Святейшеству за несколько визитов в его родной округ и за дарованные там учения, в том числе посвящение Калачакры. Он также не скупился на похвалы усилиям сотрудников Института тибетской медицины и астрологии и завершил свою речь, как и другие ораторы до него, пожелав Его Святейшеству долгих лет жизни и крепкого здоровья.
Далай-лама вручил памятные подарки индийским политикам, а также члену российского парламента Иринчею Матханову, члену комитета Государственной Думы по охране здоровья, который привез Его Святейшеству привет из Бурятии. Тибетский духовный лидер также поблагодарил доктора Еши Дхондена, а также несколько других врачей и фармацевтов за долгие годы преданного служения.
Его Святейшество Далай-лама благодарит официальных лиц, приняв-
ших участие в празднике. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Его Святейшество попросили обратиться к собравшимся, и он сказал, что не помнит имени каждого из высоких гостей, но от всего сердца приветствует их всех. Он заметил: «Тибетцы переживают один из сложнейших периодов истории, но мы трудимся не жалея сил, и одним из плодов нашего труда стало восстановление Института тибетской медицины и астрологии. Мы приехали сюда как чужестранцы, но многие организации, помогающие беженцам, проявили к нам необыкновенную доброту. Поэтому сегодня, после более 50 лет жизни в изгнании, мы не утратили родного языка, бесконечно важного для сохранения нашей богатой культуры, про которую можно сказать, что она включает в себя “пять больших” и “пять малых” наук, в том числе санскритскую грамматику, медицину, буддийскую философию, логику и теорию познания, а также искусства и ремесла».
Его Святейшество подчеркнул, что индийские буддийские учителя санскритского канона считали логику и теорию познания необыкновенно важными дисциплинами. По совету Будды они опирались на них в анализе и исследовании буддийского учения. Это позволило им отделить учения, которые нужно понимать буквально, поскольку они находятся в согласии с логическим обоснованием, от учений, нуждающихся в толковании. Он упомянул, что внушительные сочинения по логике и теории познания Дигнаги и Дхармакирти сохранились на тибетском языке. Его Святейшество также отметил труды Чапы Чокьи Сенге (1109-1169) и Сакья-пандиты (1182-1251), автора произведения «Сокровищница достоверного познания», оказавшие большое влияние на исследования тибетских ученых-философов.
Что касается искусств и ремесел, Его Святейшество сказал, что их не так уж много, но одно из них – умение создавать прекрасные статуи Будд, бодхисаттв и лам; это искусство сохранили в Институте Норбулингки. Его Святейшество рассказал, что Кхуну Лама Ринпоче сказал ему однажды, что искусства и ремесла могут быть как «внешними», так и «внутренними». Буддийская практика внутренней трансформации относится к последней категории. Его Святейшество воздал должное тибетской традиции усердного обучения, практики и постижения, сказав, что она вызывает неподдельное восхищение.
«Я на собственном опыте убедился в ценности нашей традиции, которую мы сберегли. Буддийское учение во всей его полноте распространилось по всему Тибета, но при этом тибетцы по большей части мало знают о нем и не изучают его. Если мы хотим, чтобы наша родная традиция жила и дальше, мы должны постигать эти знания, в полной мере используя свои интеллектуальные способности. Если вместо того чтобы опираться на логику и обоснование, стремиться к глубокому пониманию, мы станем полагаться на слепую веру, то буддизм быстро придет в упадок.
Его Святейшество Далай-лама выступает на праздновании столе-
тия Института тибетской медицины и астрологии. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)Сколько бы вы ни читали молитвы, сами по себе они не принесут изменений. Я преданный ученик Нагарджуны, но не думаю, что молитвы к нему принесут какую-то пользу. Мы должны учиться и обретать понимание. В противном случае триста томов собраний Кангьюра и Тенгьюра будут лишь бесполезным грузом. “Водою Будды не смывают скверны, Страдания существ рукой не устраняют”. Они помогают другим, неся учения, которые постигли сами. Чтобы очистить свои умы, необходимо преодолевать разрушительные эмоции, препятствующие знанию. Это значит, что мы должны быть открытыми учениям других традиций. Если вы последователь школы гелуг, то не упускайте возможности изучать идеи школ ньингма, сакья и кагью.
Что касается традиционной тибетской медицины, если в VIII веке в гораздо менее благоприятных условиях удалось созвать представительную конференцию, то сегодня, когда у нас столько возможностей, мы тем более должны быть в состоянии повторить этот полезный опыт. Наша традиция черпает из сокровищниц тибетской медицины, аюрведы, китайской и юнаньской систем. Мы должны встречаться с представителями этих традиций, проводить обсуждения и обмениваться знаниями. Не стоит полагаться только на Четыре тантры, необходимо быть в курсе последних достижений. Не время почивать на лаврах. Необходимо расширять сферу своих интересов; искать, где возможно внести свой вклад, где научиться новому. В экстренных случаях зачастую гораздо действеннее методы современной медицины, но тибетская медицина прекрасно справляется с лечением хронических болезней».
Его Святейшество признал, что Менциканг внес колоссальный вклад в сохранение тибетской медицинской, астрономической и астрологической традиций, но при этом подчеркнул, что, видя хронически больных людей в тибетских поселениях, он задается вопросом, не упускаем ли мы из виду чего-то важного.
«Некоторые склонны думать, что все хорошо и так, как есть, но всегда важно прислушиваться к критике, обращать внимание на свои недостатки и искать пути их исправления. Например, важную роль играют меры профилактики. Давайте посмотрим, что здесь можно улучшить. На этом все, спасибо вам! Таши делек!»
С этими словами Его Святейшество спустился со сцены и, с улыбкой на лице приветствуя собравшихся на своем пути, вернулся в свою резиденцию. Праздник с песнями, танцами и угощениями продолжился в саду и после его ухода.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама приветствует тибетцев во дворе
главного тибетского храма. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Кратко объяснили тройную значимость сегодняшнего праздника. В этом году исполнилось сто лет со дня основания Менциканга Тринадцатым Далай-ламой в Лхасе. Сегодня также 55 лет с того дня, как институт был вновь учрежден уже в изгнании Его Святейшеством Далай-ламой. Кроме того, 320 лет тому назад в этот день Пятый Далай-лама учредил медицинскую школу на священном холме Чагпори в Лхасе.
Все присутствующие встали, когда зазвучал тибетский национальный гимн. Подали чай и сладкий рис. Преподаватели и студенты Менцикханга исполнили песню, сочиненную специально по этому случаю, а директор института Таши Церинг обратился с речью сначала на английском языке, а затем на тибетском. Он поприветствовал Его Святейшество, высокопоставленных лиц и всех гостей. Он еще раз подчеркнул, что задача института – сберечь тибетское искусство врачевания, сова ригпа, ради блага всего человечества. Он поблагодарил преподавателей и студентов института за чудесный вклад в общее дело. Таши Церинг рассказал, что Его Святейшество Далай-лама, вновь учреждая Менцикханг в 1961 году и назначая первого врача, доктора Еши Дхондена, заметил, что это скромное начало, но со временем тибетская медицина докажет свою состоятельность.
Директор добавил, что медицинская школа на холме Чагпори в Тибете разрушена и хотя в Лхасе удалось сохранить Менциканг, большинство его ведущих врачей были брошены в китайские застенки. Ярким примером тому доктора Тензин Чодак и Лобсанг Вангьял, которые после долгих лет, проведенных в тюремном заключении, в конце концов присоединились к Менцикангу в изгнании. Он упомянул о сотрудничестве, которое развивается между Менцикангом и транс-гималайскими штатами Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Аруначал-Прадеш и Сикким. Он напомнил о конференции, созванной в Самье тибетским царем Трисонгом Деценом, на которую собрались врачеватели тибетской, китайской, индийской медицинских традиций, а также представители медицинской системы юнани из Персии и Афганистана. Итоги той встречи позже были изложены в Четырех медицинских тантрах Ютоком Ёнтеном Гонпо младшим (1126-1202). Директор завершил свою речь, процитировав слова Его Святейшества: «Всем людям нужны здоровый ум и здоровое тело, и мы, тибетцы, хоть и живем в изгнании, можем помочь им этого достичь».
Студенты и сотрудники Менциканга исполняют песню, специально
написанную к столетию Института. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Шри Каран Сингх, министр йоги и аюрведы, признался собравшимся, что не верит своему счастью – ведь ему выпала честь сидеть подле Его Святейшества. Он добавил, что как специалиста его очень впечатляет работа Института тибетской медицины и астрологии. С тех пор, как традиционная тибетская медицина, сова ригпа, была официально признана правительством Индии в 2010 году, он с радостью способствует ее распространению в Индии и за границей.
Шри Рави Тхакур, член законодательного собрания округа Лахул и Спити, стародавний друг тибетцев и приверженец Менциканга, выразил благодарность Его Святейшеству за несколько визитов в его родной округ и за дарованные там учения, в том числе посвящение Калачакры. Он также не скупился на похвалы усилиям сотрудников Института тибетской медицины и астрологии и завершил свою речь, как и другие ораторы до него, пожелав Его Святейшеству долгих лет жизни и крепкого здоровья.
Далай-лама вручил памятные подарки индийским политикам, а также члену российского парламента Иринчею Матханову, члену комитета Государственной Думы по охране здоровья, который привез Его Святейшеству привет из Бурятии. Тибетский духовный лидер также поблагодарил доктора Еши Дхондена, а также несколько других врачей и фармацевтов за долгие годы преданного служения.
Его Святейшество Далай-лама благодарит официальных лиц, приняв-
ших участие в празднике. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество подчеркнул, что индийские буддийские учителя санскритского канона считали логику и теорию познания необыкновенно важными дисциплинами. По совету Будды они опирались на них в анализе и исследовании буддийского учения. Это позволило им отделить учения, которые нужно понимать буквально, поскольку они находятся в согласии с логическим обоснованием, от учений, нуждающихся в толковании. Он упомянул, что внушительные сочинения по логике и теории познания Дигнаги и Дхармакирти сохранились на тибетском языке. Его Святейшество также отметил труды Чапы Чокьи Сенге (1109-1169) и Сакья-пандиты (1182-1251), автора произведения «Сокровищница достоверного познания», оказавшие большое влияние на исследования тибетских ученых-философов.
Что касается искусств и ремесел, Его Святейшество сказал, что их не так уж много, но одно из них – умение создавать прекрасные статуи Будд, бодхисаттв и лам; это искусство сохранили в Институте Норбулингки. Его Святейшество рассказал, что Кхуну Лама Ринпоче сказал ему однажды, что искусства и ремесла могут быть как «внешними», так и «внутренними». Буддийская практика внутренней трансформации относится к последней категории. Его Святейшество воздал должное тибетской традиции усердного обучения, практики и постижения, сказав, что она вызывает неподдельное восхищение.
«Я на собственном опыте убедился в ценности нашей традиции, которую мы сберегли. Буддийское учение во всей его полноте распространилось по всему Тибета, но при этом тибетцы по большей части мало знают о нем и не изучают его. Если мы хотим, чтобы наша родная традиция жила и дальше, мы должны постигать эти знания, в полной мере используя свои интеллектуальные способности. Если вместо того чтобы опираться на логику и обоснование, стремиться к глубокому пониманию, мы станем полагаться на слепую веру, то буддизм быстро придет в упадок.
Его Святейшество Далай-лама выступает на праздновании столе-
тия Института тибетской медицины и астрологии. Фото: Тензин
Чойджор (офис ЕСДЛ)
Что касается традиционной тибетской медицины, если в VIII веке в гораздо менее благоприятных условиях удалось созвать представительную конференцию, то сегодня, когда у нас столько возможностей, мы тем более должны быть в состоянии повторить этот полезный опыт. Наша традиция черпает из сокровищниц тибетской медицины, аюрведы, китайской и юнаньской систем. Мы должны встречаться с представителями этих традиций, проводить обсуждения и обмениваться знаниями. Не стоит полагаться только на Четыре тантры, необходимо быть в курсе последних достижений. Не время почивать на лаврах. Необходимо расширять сферу своих интересов; искать, где возможно внести свой вклад, где научиться новому. В экстренных случаях зачастую гораздо действеннее методы современной медицины, но тибетская медицина прекрасно справляется с лечением хронических болезней».
Его Святейшество признал, что Менциканг внес колоссальный вклад в сохранение тибетской медицинской, астрономической и астрологической традиций, но при этом подчеркнул, что, видя хронически больных людей в тибетских поселениях, он задается вопросом, не упускаем ли мы из виду чего-то важного.
«Некоторые склонны думать, что все хорошо и так, как есть, но всегда важно прислушиваться к критике, обращать внимание на свои недостатки и искать пути их исправления. Например, важную роль играют меры профилактики. Давайте посмотрим, что здесь можно улучшить. На этом все, спасибо вам! Таши делек!»
С этими словами Его Святейшество спустился со сцены и, с улыбкой на лице приветствуя собравшихся на своем пути, вернулся в свою резиденцию. Праздник с песнями, танцами и угощениями продолжился в саду и после его ухода.
Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 424 | Тэги: Индия Дхарамсала
Похожие новости: