Далай-лама начал учения по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»

3-06-2016, 12:26  |  Напечатать

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 1 июня 2016 года – Главный тибетский храм Цуглакханг и окружающий его двор были битком набиты с самого утра – здесь собралось около десяти тысяч человек. Сегодня начались трехдневные публичные учения Его Святейшества Далай-ламы. Приехало около двух с половиной тысяч учеников из Верхней и Нижней тибетских детских деревень, а также группы по 10-12 человек из тибетских детских деревень Гопалпура, Суджи, Селакви и Чаунтры. Кроме того, пригласили студентов из школы Шераб Гацел Линг (Тибетской транзитной школы), Института тибетской медицины «Мен-ци-кханг» и Колледжа высшей тибетологии в Саре. К ним присоединились 600 студентов из других колледжей, около двух тысяч иностранцев из 66 стран мира и почти пять тысяч простых тибетцев.

Далай-лама начал учения по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
Его Святейшество Далай-лама приветствует юных тибетцев
в начале первого дня учений. Дхарамсала, Индия. 1 июня 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Учения организовала школа Тибетской детской деревни и местная группа по изучению буддизма. Как только Его Святейшество вышел из ворот своей резиденции, ему поднесли традиционное тибетское приветствие чема-чангпу. В проходе посреди двора выстроилось около 40 тибетских девушек с цветами и палочками благовоний в руках, и под их дружное пение Его Святейшество дошел до дверей храма. Он поклонился статуе Будды и поприветствовал нескольких лам, после чего занял свое место на троне.

Прочли «Сутру сердца» на тибетском языке, за ней последовали строфы восхваления Будде. Члены местной группы по изучению буддизма, в основном миряне, продемонстрировали, как мастерски они ведут философские диспуты, за ними выступили студенты школы Шераб Гацел Линг.

Начиная учения, Его Святейшество объяснил, что хотя уже стало обычаем проводить ежегодные учения в Верхней тибетской детской деревне, в этом году решили, что удобнее их будет провести в Цуглакханге. Он с большой радостью отметил, что хотя на протяжении веков философские диспуты были прерогативой лишь монахов, сегодня эта традиция дала ростки и среди мирян и школьников. Он подчеркнул также, что изучение таких дисциплин, как математика не слишком затрагивает внутреннее развитие, а вот когда мы исследуем наставления Будды, мы обретаем убежденность, необходимую для преобразования ума. Он упомянул, что поначалу в тибетских школах в изгнании тоже пытались ввести традицию ведения философских диспутов, но тогда она не прижилась. Сегодня, после ее возрождения, по мнению Его Святейшества, ученики должны считать своих наставников скорее преподавателями философии, чем религиозными учителями.

«Мы люди, и природа наделила нас удивительным мозгом и умом, который позволяет исследовать и понимать устройство вещей, – добавил Его Святейшество, – однако крайне важно использовать наши умственные способности во благо. Мы унаследовали сто с лишним томов собрания Кангьюра и около 220 томов Тенгьюра. Кангьюр – это коллекция слов Будды, и хотя мы не находим явного использования силлогизмов или доказательства несостоятельности того или иного воззрения путем доведения его до абсурда, они присутствуют там в неявном виде. Будда – единственный в своем роде учитель, ведь он призывал своих приверженцев исследовать и проверять его слова, и никогда не принимать их за чистую монету только из слепой веры.

Позже Дигнага и Дхармакирти тщательно разработали логику и теорию познания. Их труды были переведены на тибетский язык, но отсутствовали в китайских переводах; мы продолжаем их изучение и сегодня. Как бы там ни было, самое главное – читать и изучать эти произведения. Точно так же, как бессмысленно держать дома прекрасную поваренную книгу и никогда не готовить, нет смысла и поклоняться этим священным трактатам, оставляя их пылиться на полках и алтарях, вместо того, чтобы читать и изучать их.

Далай-лама начал учения по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений.
Дхарамсала, Индия. 1 июня 2016 г. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Со времен Трисонга Децена, Гуру Падмасамбхавы и Шантаракшиты тибетцы обладают полным собранием буддийских учений – от наставлений палийского канона до высшей йога-тантры. Понимание этих учений гораздо действеннее, чем слепая вера в них. Если бы все шесть миллионов тибетцев всерьез изучали Дхарму, нам было бы чем гордиться, верно?»

Его Святейшество заметил, что сегодня в мире крайне не хватает нравственных ценностей, и это пагубно сказывается как на отдельных людях и семьях, так и на народах в целом. Он подчеркнул, что главное послание всех религиозных традиций – служение другим, и в каждом из вероисповеданий, будь то христианство, ислам, индуизм или иудаизм, мы находим замечательных, искренних практикующих. Душевная теплота благотворна не только для физического здоровья, но и для всего общества в целом. Очень важно осознать, что нравственные принципы исцеляют, а нехватка дисциплины создает море помех. Буддизм с его скептическим мировоззрением сродни науке, и его методы работы с разрушительными эмоциями могут сослужить добрую службу всему миру.

«Данные научных исследований свидетельствуют, что по природе своей человек склонен к состраданию, поэтому не стоит терять надежды. Мы в силах измениться сами и построить более милосердный мир. Но для этого нам нужно более целостное и разностороннее образование, которое будет развивать не только ум, но и сердце. 21-е столетие только началось, и я верю: если мы приложим усилия сегодня, нас ждут перемены к лучшему в будущем. Мне было очень приятно однажды услышать по радио Би-Би-Си, что сегодня все больше молодых людей называют себя гражданами мира».

Его Святейшество напомнил, что, обретя пробуждение, Будда поначалу не собирался давать учения, поскольку считал, что никто не сможет понять его глубокое прозрение. Однако небожители попросили его даровать учения, и тогда Будда нашел пятерых своих бывших товарищей по аскетическим практикам и изложил им Четыре благородные истины. Он показал им, что причины страданий можно преодолеть, а устранив причины страданий, мы обретаем постоянное счастье.

Его Святейшество заметил: «Если вам не нравится страдать, искореняйте причины страданий. Самая главная причина – карма и разрушительные эмоции, они коренятся в неведении. Природа ума – ясность и способность к познанию. Там нет места неведению; это означает, что неведение можно устранить. Возможно обрести полное прекращение [страданий] внутри нас самих, но для этого необходимо практиковать три тренировки – в нравственности, сосредоточении и мудрости».

Далай-лама начал учения по поэме Дромтонпы «Древо веры. Самопобуждение [к практике]»
В зале во время первого дня учений, на которые собралось свыше
3000 тибетских студентов и школьников. Дхарамсала, Индия.
1 июня 2016 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
После короткого перерыва, во время которого подали чай и прочли «Восхваление 17 пандитам славной Наланды», началась вторая сессия учений, и Его Святейшество рассказал о трех поворотах колеса Дхармы. Во время первого поворота Будда даровал учения о Четырех благородных истинах, во время второго – учения о совершенной мудрости, поясняющие природу истинного прекращения [страданий]. Во время третьего поворота колеса учения Будда даровал объяснения о пути и природе ума.

Обратившись к поэме «Древо веры. Самопобуждение [к практике]», Его Святейшество сказал, что она принадлежит к учениям линии «16 капель кадам», это особые наставления, родившиеся в беседе на горе Ерпа Лхари Ньингпо, когда Нгок Легпай Шераб, Нагцо Лоцава и Геше Кава попросили Атишу и Дромтонпу даровать им учения. Нгок попросил Атишу рассказать им о предыдущих жизнях Дромтонпы, но Дромтонпа по своей скромности отклонил просьбу.

Его Святейшество поделился, что получил эти учения от Линга Ринпоче в Тибете и когда попросил Триджанга Ринпоче даровать их ему снова, тот совершил затворничество и только после этого исполнил просьбу Далай-ламы. Данную поэму читают как часть посвящения. Получив передачу этих учений, Его Святейшество также отправился в затворничество. Ученики должны выполнять пять практик: принятие прибежища в учителе; визуализацию себя в виде божества; начитывание мантр; взращивание бодхичитты и понимание пустоты. Его Святейшество упомянул, что когда прошлой зимой он даровал посвящение 16 капель кадам в Южной Индии, завершая учения по этапам на пути к пробуждению, ему захотелось провести учения по этой поэме здесь.

В заключение нынешнего дня Его Святейшество прочел первые строфы поэмы. Заметив, что у всех учеников есть эта книга, он призвал их самостоятельно еще раз перечитать эти строфы и поразмышлять над его объяснениями, а также обсудить их между собой.

Покинув храм, по пути в свою резиденцию Его Святейшество беспрестанно останавливался, чтобы обменяться парой слов с тем или иным из учеников, пожать протянутую руку или просто улыбнуться и помахать кому-то. Учения продолжатся завтра.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 3 245  |  Тэги: Индия Дхарамсала
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

22 ноября ‒ праздник нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей
На двадцать второй день девятого месяца по лунному календарю буддисты отмечают один из четырех важнейших праздников ‒ день нисхождения Будды Шакьямуни из рая Тридцати трех небожителей (тиб. ...

Центр «Ганден Тендар Линг» открывает сбор средств на издание новой книги Ламы Сопы Ринпоче
Буддийский центр сохранения традиций махаяны «Ганден Тендар Линг» приступает к изданию русскоязычной версии книги выдающегося тибетского буддийского учителя современности Ламы Тхубтена Сопы Ринпоче ...

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

Основные разделы сайта