В Дели прошел второй день учений для российских буддистов
26-12-2016, 21:43 | Напечатать
Дели, Индия, 26 декабря 2016 года – Поднимаясь на трон для учений, Его Святейшество Далай-лама помахал рукой зрителям в последних рядах зала. Заняв свое место, он предложил не читать «Сутру сердца» всю целиком, а прочесть лишь мантру и сопровождающую ее строфу, а за ней строфы почтения из «Украшения ясного постижения» и комментария на «Компедиум достоверного познания» Дигнаги.
Его Святейшество Далай-лама дает пояснения к поэме Шантидевы
«Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)«На подобных учениях, – продолжил Его Святейшество, – мне нравится давать общее введение в учения Будды и разъяснять основы практики. В Тибете в прошлом, а в Китае, быть может, еще и сейчас остались слепо верующие буддисты, которые не знают даже основ буддийского учения. Все религии учат любви и состраданию, терпимости и умению довольствоваться малым, и на протяжении веков приносили огромную пользу людям. Но из всех религиозных традиций мира только буддизм однозначно проповедует идею бессамостности.
Один мой друг, немецкий нейролог, однажды показал мне снимок головного мозга и заметил, что если и есть некое всё контролирующее “я” или душа, они должны быть где-то здесь, однако ничто не указывает на их присутствие. На самом деле, поскольку нейроны в мозге образуют нецентрализованные цепи, можно сказать, что наука скорее поддерживает воззрения буддизма».
Перейдя на тибетский язык, с синхронным переводом на русский, монгольский, китайский, хинди и английский, Его Святейшество заметил, что в буддизме сформулирован ряд аксиом, так называемые Четыре печати, общие для всех школ буддизма:
1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана – истинный покой.
Разрушительные эмоции и карма неотделимы от природы страданий. Их причина – неведение, искаженные воззрения, из-за которых мы считаем непостоянное постоянным, лишенное самобытия самосущим, а страдания принимаем за счастье. Они произрастают из нашего цепляния за неверное представление о независимом «я».
Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Этому противопоставляется присущая лишь буддизму идея о взаимозависимости. Нам всем очевидно, что следствие зависит от причины, но ведь и обратное утверждение тоже верно: причина становится причиной только после возникновения следствия. Подобным образом, не только целое зависит от составляющих его частей, но и части зависят от целого.
Его Святейшество упомянул, что в «Сутре сердца» говорится: «Форма пуста, пустота – это форма». Пустота и форма – это не обособленные образования, «Форма – не что иное, как пустота; пустота – не что иное как форма». Это показывает взаимозависимость в терминах причинно-следственных связей, а тончайшие преобразования – это зависимость в терминах обозначения.
В противоположность такому подходу к учениям Будды, в «Ламриме» говорится о непостоянстве, бесценности человеческого рождения и постижении смысла этой жизни, ведущему к развитию решимости освободиться. В «Трех основах пути» дается совет отвратить ум от соблазнов текущей жизни и удовольствий будущей и развивать решимость освободиться. Его Святейшество привел слова Васубандху, который говорил, что есть только два способа сохранить учение – изучать и практиковать.
Далее Его Святейшество, опираясь на слова Нагарджуны, пояснил смысл пустоты. Когда мы говорим «форма пуста», отрицается не форма, а идея, что форма наделена самобытием. Призвав слушателей самостоятельно прочесть трактат Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», Его Святейшество посоветовал сначала обратить внимание на 26-ю главу «Исследование 12 звеньев цепи взаимозависимого возникновения», затем на 18-ю главу «Исследование “я” и явлений», а следом за ними на 24-ю главу «Исследование Четырех благородных истин».
Дочитав девятую главу поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» до строфы 37, Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы из зала. Первым делом спросили, что можно сделать для умершего друга. Далай-лама ответил, что нужно взращивать бодхичитту и посвящать обретенные заслуги его хорошему перерождению. Затем один из зрителей заметил, что сегодня Рождество и попросил Его Святейшество принять фотографию одного из самых почитаемых российских православных монастырей. Он также поинтересовался, какую практику лучше всего выполнять в момент умирания. Его Святейшество ответил, что замечательно, если свой последний час мы проведем в атмосфере любви и нежности. А вот богатство и роскошь вряд ли будут полезны.
На вопрос, можно ли считать Иисуса Христа бодхисаттвой, Его Святейшество ответил, что с буддийской точки зрения, учитывая, сколько блага он приносит стольким людям на протяжении долгих веков, его поистине можно назвать бодхисаттвой.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы из зала.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)Девушке, изучающей буддийскую логику и теорию познания, которая спросила, как сделать обучение менее сухим и скучным, Его Святейшество посоветовал читать самую разнообразную литературу и сравнивать воззрения различных школ. Исходя из собственного более чем 60-летнего опыта практики, он может сказать, что торопиться нужды нет, обучение требует времени. Он порекомендовал развивать убежденность, обретая свой личный опыт внутренних переживаний. Его Святейшество добавил, что Гендун Друп, Первый Далай-лама говорил: «Не использовать полученные знания для битвы с разрушительными эмоциями, все равно что проводить на западе ритуал для усмирения злого духа на востоке». Кроме того, Его Святейшество упомянул о прошедшей на днях в Дрепунге церемонии вручения дипломов геше-ма (доктора буддийской философии) первым двадцати монахиням.
В заключение, один из добровольных помощников из организационного комитета рассказал Его Святейшеству о вчерашнем трагическом крушении самолета, упавшего в Черное море. Погибло 92 человека, среди которых были более 60 участников известного по всему миру ансамбля Александрова и врач Елизавета Глинка. Он попросил Его Святейшество вознести молитвы за погибших.
«Конечно, я помолюсь за них, – ответил Его Святейшество. – И вы помолитесь за них тоже. Вы можете также взращивать бодхичитту и понимание пустоты и посвящать накопленные заслуги погибшим. Возможно, вы захотите прочесть и мантру Акшобхья им в помощь: намо ратна траяя ом камкани рочани тротани трасани пратихана сарва карма парам пара ни ме сарва саттва нанча сваха».
«Спасибо, что задали этот вопрос», – закончил Его Святейшество.
Третья сессия учений для российских буддистов состоится завтра утром.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама дает пояснения к поэме Шантидевы
«Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Один мой друг, немецкий нейролог, однажды показал мне снимок головного мозга и заметил, что если и есть некое всё контролирующее “я” или душа, они должны быть где-то здесь, однако ничто не указывает на их присутствие. На самом деле, поскольку нейроны в мозге образуют нецентрализованные цепи, можно сказать, что наука скорее поддерживает воззрения буддизма».
Перейдя на тибетский язык, с синхронным переводом на русский, монгольский, китайский, хинди и английский, Его Святейшество заметил, что в буддизме сформулирован ряд аксиом, так называемые Четыре печати, общие для всех школ буддизма:
1. Все составные явления непостоянны.
2. Все загрязненные явления суть страдание.
3. Все явления лишены самобытия.
4. Нирвана – истинный покой.
Разрушительные эмоции и карма неотделимы от природы страданий. Их причина – неведение, искаженные воззрения, из-за которых мы считаем непостоянное постоянным, лишенное самобытия самосущим, а страдания принимаем за счастье. Они произрастают из нашего цепляния за неверное представление о независимом «я».
Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество упомянул, что в «Сутре сердца» говорится: «Форма пуста, пустота – это форма». Пустота и форма – это не обособленные образования, «Форма – не что иное, как пустота; пустота – не что иное как форма». Это показывает взаимозависимость в терминах причинно-следственных связей, а тончайшие преобразования – это зависимость в терминах обозначения.
В противоположность такому подходу к учениям Будды, в «Ламриме» говорится о непостоянстве, бесценности человеческого рождения и постижении смысла этой жизни, ведущему к развитию решимости освободиться. В «Трех основах пути» дается совет отвратить ум от соблазнов текущей жизни и удовольствий будущей и развивать решимость освободиться. Его Святейшество привел слова Васубандху, который говорил, что есть только два способа сохранить учение – изучать и практиковать.
Далее Его Святейшество, опираясь на слова Нагарджуны, пояснил смысл пустоты. Когда мы говорим «форма пуста», отрицается не форма, а идея, что форма наделена самобытием. Призвав слушателей самостоятельно прочесть трактат Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», Его Святейшество посоветовал сначала обратить внимание на 26-ю главу «Исследование 12 звеньев цепи взаимозависимого возникновения», затем на 18-ю главу «Исследование “я” и явлений», а следом за ними на 24-ю главу «Исследование Четырех благородных истин».
Дочитав девятую главу поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» до строфы 37, Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы из зала. Первым делом спросили, что можно сделать для умершего друга. Далай-лама ответил, что нужно взращивать бодхичитту и посвящать обретенные заслуги его хорошему перерождению. Затем один из зрителей заметил, что сегодня Рождество и попросил Его Святейшество принять фотографию одного из самых почитаемых российских православных монастырей. Он также поинтересовался, какую практику лучше всего выполнять в момент умирания. Его Святейшество ответил, что замечательно, если свой последний час мы проведем в атмосфере любви и нежности. А вот богатство и роскошь вряд ли будут полезны.
На вопрос, можно ли считать Иисуса Христа бодхисаттвой, Его Святейшество ответил, что с буддийской точки зрения, учитывая, сколько блага он приносит стольким людям на протяжении долгих веков, его поистине можно назвать бодхисаттвой.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы из зала.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В заключение, один из добровольных помощников из организационного комитета рассказал Его Святейшеству о вчерашнем трагическом крушении самолета, упавшего в Черное море. Погибло 92 человека, среди которых были более 60 участников известного по всему миру ансамбля Александрова и врач Елизавета Глинка. Он попросил Его Святейшество вознести молитвы за погибших.
«Конечно, я помолюсь за них, – ответил Его Святейшество. – И вы помолитесь за них тоже. Вы можете также взращивать бодхичитту и понимание пустоты и посвящать накопленные заслуги погибшим. Возможно, вы захотите прочесть и мантру Акшобхья им в помощь: намо ратна траяя ом камкани рочани тротани трасани пратихана сарва карма парам пара ни ме сарва саттва нанча сваха».
«Спасибо, что задали этот вопрос», – закончил Его Святейшество.
Третья сессия учений для российских буддистов состоится завтра утром.
Перевод: Ольга Селезнева
Похожие новости: